- Преподавателю
- Технология
- Статья на тему Современные формы получения образования в системе СПО
Статья на тему Современные формы получения образования в системе СПО
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шишова С.Н. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современные формы получения образования в системе СПО
Шишова Светлана Николаевна,
преподаватель специальных дисциплин,
ГБПОУ Политехнический колледж №50 (г. Москва)
В условиях рыночной экономики на первый план выходит задача формирования у студентов профессиональной компетенции, профессиональной мобильности, творческого подхода к любому делу, способность принимать ответственные решения. Именно поэтому возникла потребность на государственном уровне коренным образом изменить подходы к содержанию, формам и технологиям обучения профессиональной подготовки специалистов.
В настоящей статье рассматривается место и значение дистанционного обучения как форма получения образования в системе среднего профессионального образования, а также личный опыт автора в этой сфере.
Чтобы определить место дистанционного обучения в среднем профессиональном образовании, необходимо рассмотреть некоторые формы обучения, где применим этот метод. Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям [2,с.88].
Классификация форм по способу получения образования:
-очная;
-заочная;
-вечерняя;
-самообразование.
Сегодня для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм обучения. В условиях рыночной экономики в системе образования неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения. В среднем профессиональном образовании дистанционное обучение основную роль играет как дополнительный образовательный ресурс при очной и вечерней форме обучения.
Рассмотрим виды классификаций форм обучения.
Классификация по участию или неучастию педагога в процессе учения:
Самообразование (самоучение )- целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога.
Основными формами самоучения являются:
-изучение литературы;
- прослушивание лекций, докладов, фонограмм;
- консультации;
-посещение музеев, выставок;
- различные виды практической учебной деятельности-опыты, эксперименты.
Самообразование - составной компонент системы непрерывного образования -выступает как связующее звено между базовым общим и профессиональным образованием и периодическим повышением квалификации и переподготовки специалистов [1,с.97].
Самостоятельная учебная работа в современной педагогике признана высшей формой учебной деятельности. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного вербального контакта с педагогом, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть:
- фронтальной - студенты выполняют одно и тоже задание;
- групповой - для выполнения учебных заданий студенты делятся на группы (по 3-6) человек;
- парной - например, при проведении наблюдения под микроскопом на лабораторной работе;
-индивидуальной - каждый студент выполняет отдельное задание.
Классификация форм обучения по основанию непосредственного или опосредованного общения студента с педагогом.
-Обычный, традиционный вариант-студент непосредственно встречается с педагогом.
-Другой, сравнительно новый и перспективный вариант - опосредованное общение с педагогом согласно современному принципу «доставка образовательных услуг на дом». Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством инструктивных материалов, рассылаемых через современные средства коммуникации. На современном этапе это прежде всего интернет - общение обучающего и обучаемого.
Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий.
Здесь дистанционное обучение даёт широчайшие возможности. Можно обучаться в любом месте, имеющем необходимое оборудование для виртуальной связи.
Классификация форм обучения по их целевой направленности.
- вводные занятия;
-занятия по формированию знаний и умений;
-занятия по обобщению и систематизации знаний и умений;
-занятия по контролю освоения учебного материала;
-контрольные работы;
-тестирование;
-зачёты;
-экзамены;
-защита рефератов, курсовых и дипломных работ.
Целевая направленность дистанционного обучения, как правило, регламентируется стандартами и рабочими учебными программами учебного заведения.
Классификация форм обучения по видам учебных занятий:
урок, семинар, лабораторная работа, практическое занятие, консультация, игра.
Таким образом. В практике образования накоплен огромный арсенал форм обучения. Никто не отрицает, что учение необходимо рассматривать как активную деятельность обучающегося по самоизменению. Активная деятельность по самоизменению- это прежде всего самостоятельная работа, направляемая опытным преподавателем.
Давно доказано педагогической теорией и практикой, что студент учится только тогда, когда он работает самостоятельно [3,с.39].
Современная педагогика предлагает огромное количество форм и методов организации самостоятельной работы обучающихся, направленных на формирование необходимого для хорошего уровня знаний и умений. Однако на практике всё обстоит иначе. Даже идеально подготовленное преподавателем занятие с использованием современных технических средств обучения (ТСО)не даёт предполагаемой эффективности обучения. Даже самому опытному преподавателю всегда мешает личностный фактор обучающихся ( за исключением индивидуального обучения). Групповая форма обучения, принятая в среднем профессиональном образовании предполагает взаимодействие преподавателя одновременно с несколькими личностями (индивидуальностями), обладающими различным интеллектом, темпераментом, здоровьем и т. п. Естественно, эффективность того или иного метода обучения, рассчитана на «среднего» студента. Использование компьютерных технологий, а именно одна из форм дистанционного обучения - интернет-образование (обучение)-позволяет сгладить разрывы между качественным уровнем групповой и индивидуальной форм обучения в современных условиях.
В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Исчезают проблемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению - они сами хотят учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Интернет-образование будет являться наиболее перспективным методом обучения и самообразования на всех уровнях и прежде всего для получения профессиональной полготовки. Один преподаватель, обладая арсеналом учебно-методических разработок, подборками необходимой научной информации. вооружённый необходимыми контролирующими материалами, может индивидуально обучать столько желающих учиться, сколько ему позволят время и силы. В то же время обучаемые могут осваивать дисциплины в зависимости от своих индивидуальных способностей, возможностей и желаний.
Таким образом, формы получения образования в дальнейшем будут всё более разнообразны. Однако смещение акцентов будет происходить в сторону самообразования и активной самостоятельной работы обучающихся и студентов - рационального сочетания дисциплинарного (предметного) и объективного (модульного) обучения на фоне развития дистанционного обучения в диалоговой форме с использованием интернет - технологий.