Статья на тему Современные формы получения образования в системе СПО

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные формы получения образования в системе СПО

Шишова Светлана Николаевна,

преподаватель специальных дисциплин,

ГБПОУ Политехнический колледж №50 (г. Москва)

В условиях рыночной экономики на первый план выходит задача формирования у студентов профессиональной компетенции, профессиональной мобильности, творческого подхода к любому делу, способность принимать ответственные решения. Именно поэтому возникла потребность на государственном уровне коренным образом изменить подходы к содержанию, формам и технологиям обучения профессиональной подготовки специалистов.

В настоящей статье рассматривается место и значение дистанционного обучения как форма получения образования в системе среднего профессионального образования, а также личный опыт автора в этой сфере.

Чтобы определить место дистанционного обучения в среднем профессиональном образовании, необходимо рассмотреть некоторые формы обучения, где применим этот метод. Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям [2,с.88].

Классификация форм по способу получения образования:

-очная;

-заочная;

-вечерняя;

-самообразование.

Сегодня для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм обучения. В условиях рыночной экономики в системе образования неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения. В среднем профессиональном образовании дистанционное обучение основную роль играет как дополнительный образовательный ресурс при очной и вечерней форме обучения.

Рассмотрим виды классификаций форм обучения.

Классификация по участию или неучастию педагога в процессе учения:

Самообразование (самоучение )- целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога.

Основными формами самоучения являются:

-изучение литературы;

- прослушивание лекций, докладов, фонограмм;

- консультации;

-посещение музеев, выставок;

- различные виды практической учебной деятельности-опыты, эксперименты.

Самообразование - составной компонент системы непрерывного образования -выступает как связующее звено между базовым общим и профессиональным образованием и периодическим повышением квалификации и переподготовки специалистов [1,с.97].

Самостоятельная учебная работа в современной педагогике признана высшей формой учебной деятельности. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного вербального контакта с педагогом, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть:

- фронтальной - студенты выполняют одно и тоже задание;

- групповой - для выполнения учебных заданий студенты делятся на группы (по 3-6) человек;

- парной - например, при проведении наблюдения под микроскопом на лабораторной работе;

-индивидуальной - каждый студент выполняет отдельное задание.

Классификация форм обучения по основанию непосредственного или опосредованного общения студента с педагогом.

-Обычный, традиционный вариант-студент непосредственно встречается с педагогом.

-Другой, сравнительно новый и перспективный вариант - опосредованное общение с педагогом согласно современному принципу «доставка образовательных услуг на дом». Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством инструктивных материалов, рассылаемых через современные средства коммуникации. На современном этапе это прежде всего интернет - общение обучающего и обучаемого.

Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий.

Здесь дистанционное обучение даёт широчайшие возможности. Можно обучаться в любом месте, имеющем необходимое оборудование для виртуальной связи.

Классификация форм обучения по их целевой направленности.

- вводные занятия;

-занятия по формированию знаний и умений;

-занятия по обобщению и систематизации знаний и умений;

-занятия по контролю освоения учебного материала;

-контрольные работы;

-тестирование;

-зачёты;

-экзамены;

-защита рефератов, курсовых и дипломных работ.

Целевая направленность дистанционного обучения, как правило, регламентируется стандартами и рабочими учебными программами учебного заведения.

Классификация форм обучения по видам учебных занятий:

урок, семинар, лабораторная работа, практическое занятие, консультация, игра.

Таким образом. В практике образования накоплен огромный арсенал форм обучения. Никто не отрицает, что учение необходимо рассматривать как активную деятельность обучающегося по самоизменению. Активная деятельность по самоизменению- это прежде всего самостоятельная работа, направляемая опытным преподавателем.

Давно доказано педагогической теорией и практикой, что студент учится только тогда, когда он работает самостоятельно [3,с.39].

Современная педагогика предлагает огромное количество форм и методов организации самостоятельной работы обучающихся, направленных на формирование необходимого для хорошего уровня знаний и умений. Однако на практике всё обстоит иначе. Даже идеально подготовленное преподавателем занятие с использованием современных технических средств обучения (ТСО)не даёт предполагаемой эффективности обучения. Даже самому опытному преподавателю всегда мешает личностный фактор обучающихся ( за исключением индивидуального обучения). Групповая форма обучения, принятая в среднем профессиональном образовании предполагает взаимодействие преподавателя одновременно с несколькими личностями (индивидуальностями), обладающими различным интеллектом, темпераментом, здоровьем и т. п. Естественно, эффективность того или иного метода обучения, рассчитана на «среднего» студента. Использование компьютерных технологий, а именно одна из форм дистанционного обучения - интернет-образование (обучение)-позволяет сгладить разрывы между качественным уровнем групповой и индивидуальной форм обучения в современных условиях.

В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Исчезают проблемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению - они сами хотят учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Интернет-образование будет являться наиболее перспективным методом обучения и самообразования на всех уровнях и прежде всего для получения профессиональной полготовки. Один преподаватель, обладая арсеналом учебно-методических разработок, подборками необходимой научной информации. вооружённый необходимыми контролирующими материалами, может индивидуально обучать столько желающих учиться, сколько ему позволят время и силы. В то же время обучаемые могут осваивать дисциплины в зависимости от своих индивидуальных способностей, возможностей и желаний.

Таким образом, формы получения образования в дальнейшем будут всё более разнообразны. Однако смещение акцентов будет происходить в сторону самообразования и активной самостоятельной работы обучающихся и студентов - рационального сочетания дисциплинарного (предметного) и объективного (модульного) обучения на фоне развития дистанционного обучения в диалоговой форме с использованием интернет - технологий.


© 2010-2022