Учебная программа по дисциплине Психология

      Учебная программа по дисциплине "Психология" содержит  учебно - методический комплекс. Цели освоения учебной дисциплины: формирование у студентов базовых психологических понятий об общих закономерностях психической деятельности для правильного объяснения тех или иных проявлений личности человека. Программа по курсу "Психология"  соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование, является одной из базовых для педагогических дисциплин профессионального цикла.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.1. Цели освоения учебной дисциплины: формирование у студентов базовых психологических понятий об общих закономерностях психической деятельности для правильного объяснения тех или иных проявлений личности человека.

Основные задачи курса:

1.Обеспечить усвоение студентами основных понятий и категорий психологической науки, актуальных проблем теории и практики современной психологии;

2. познакомить студентов с направлениями развития психологической теории, с новыми подходами к решению исследовательских задач по актуальным проблемам академической и прикладной психологии.

3.Развивать у студентов необходимые для будущей деятельности профессиональные и личностные качества, формировать мотивацию учебно-профессиональной деятельности, научить применять теоретические знания в процессе решения психологических задач.

4. Осуществлять воспитательное и идеологическое воспитание студентов средствами психологической науки.

5.Формировать психологическую культуру личности студента.

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.

Учебная программа по дисциплине "Психология" соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование, Профиль Начальное образование. Дисциплина "Психология"» является одной из базовых для педагогических дисциплин профессионального цикла.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (207 часов).

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных

ОК-3: способен понимать значение культуры как формы человеческого
существования и руководствоваться в своей деятельности современными
принципами толерантности, диалога и сотрудничества ;

профессиональных

ОПК-1:осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает
мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ПК-3: способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации.


СООТВЕТСТВИЕ ЦЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП )

Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**)

Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции

1

ОПК-1 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности ;

Знать:- сущность и структуру образовательных процессов;

- теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- способы взаимодействия педагога с различными

диагностики для решения различных профессиональных задач;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

Владеть:

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны субъектами педагогического процесса

Уметь:

- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

- использовать методы психологической и педагогической науки

Знать:

- цель, предмет, задачи и методы исследования методики дошкольного образования

Уметь:

- использовать методы психолого - педагогических исследований для совершенствования своей профессиональной деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности

Владеть:

- способами профессионального самопознания и саморазвития

2

ПК-3 -способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации

Знать:закономерности психического
развития и особенности их
проявления в учебном процессе в
разные возрастные периоды;
способы психологического и

педагогического изучения
обучающихся;

способы взаимодействия
педагога с различными субъектами
педагогического процесса;
- способы построения
межличностных отношений в
группах разного возраста;
- особенности социального
партнерства в системе образования;
- способы профессионального

Уметь:

использовать методы
психологической и педагогической
диагностики для решения
различных профессиональных
задач;

учитывать в педагогическом
взаимодействии различные
особенности учащихся;

Владеть:

способами осуществления
психолого-педагогической
поддержки и сопровождения;


Знать:

закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы

Уметь:

взаимодействовать с детьми и подростками; использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей; применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей воспитанников.

применять психодиагностические методики и интерпретировать полученную информацию;

учитывать закономерности и факторы психического развития в процессе взаимодействия с детьми.

Владеть:

методами исследований в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;- взаимодействия с детьми;способами правильного построения процесса общения




По данному курсу предусмотрены аудиторная (лекционные и практические занятия) и внеаудиторная (самостоятельная) формы организации учебного процесса.

Трудоемкость в часах составляет:

- аудиторной работы студентов - 22 часа (8часов лекционных занятий, 14 часов практических занятий);

- самостоятельной работы - 185 час.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 207 часов.

Текущая аттестация качества усвоения проводится путем оценки выполнения заданий на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы. Задания представляют собой совокупность задач, отражающих основные требования государственного образовательного стандарта по усвоению данной учебной дисциплины. В ходе текущей аттестации оценивается качество усвоения студентами содержания учебной программы и уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. В процессе ее используются разнообразные методики изучения профессионального продвижения студента при изучении психолого-педагогических дисциплин: фронтальные опросы на лекциях, тестовые задания по узловым вопросам дисциплины, анализ выполнения проектных заданий. Итоговая аттестация качества усвоения знаний осуществляется в форме экзамена.

1.2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии [Текст]: Учебник / Н.С. Ефимова. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М, 2007. - 288 с.

2.Ильин, Е.П. Психология [Текст]: Учебник для средних учебных заведений / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2004. - 560 с.

3.Крысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст]: Схемы и комментарии. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368 с.

4.Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001.

5.Педагогическая психология [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.

6.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: Учеб. пособие: в 2 кн. / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

7.Столяренко, Л.Д. Психология. Серия «Учебник, учебные пособия» [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2003. - 448 с.

8. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М.,2002.

9.Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. СПБ Петербург, 2009.

10.Маклаков А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. СПБ Петербург, 2007

11. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.,2001.

Дополнительная литература

1.Дубровина, И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. средпроф.уеб. заведений / И.В. Дубровина,Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан идр. - М.:Академия, 2007.

2.Глейтман Г. и др. Основы психологии. СПБ,2001.

3.Психология: комплексный подход (Под редакцией М. Айзения - Минск,2002).

4.Эриксон Э. Детство и общество. СПБ, 2000.

5. Дружинин Э. Когнитивные способности: Структура. Диагностика. Развитие. М., 2001.

6.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М., 2000.


Информационное обеспечение дисциплины



ht.ru psytest.ru

koob.ru, ihtik.lib.ru, elibrary.ru,

vsetesti.ru azps.ru imaton.ru


1.3.Образовательные технологии

В учебно-образовательном процессе используются следующие виды образовательных технологий:

- технология проектной деятельности;

- технология проблемного обучения;

- технологии организации группового взаимодействия,

- мультимедийные технологии;

- технологии дистанционного обучения;

- технология взаиморазвивающей деятельности субъектов образования;

- технология модульно - рейтенгового обучения;

- технология развития критического мышления;

- технология образовательной фасилитации

1.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные аудитории, мультимедийное оборудование. Учебники и учебные пособия, словари, учебно-методические материалы на электронных носителях. Мультимедийные презентации к лекционным занятиям. Доступ к ресурсам сети Интернет.

1.5. Содержание дисциплины


1. Психология как научная дисциплина.

Психологические проблемы в современном мире. Научная и житейская психология. Психология в системе общественного сознания. Объект психологии. Биологическая функция психики. Критерии психического. Стадии развития психики в филогенезе. Взаимосвязь свойств среды, способов поведения, строения нервной системы и форм психики. Общественно - историческая природа сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

Предмет психологии. Характеристики психических явлений. Базовые отношения психики. Психические явления как образы действительности и переживания субъекта. Регуляторная функция психики. Психофизиологическая проблема. Многомерность психических явлений и их классификации.

Методы психологии. Специфика теоретических методов психологического познания. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии. Наблюдение и самонаблюдение. Естественный, лабораторный и формирующий эксперимент. Генетический метод. Психологические тесты. Анализ продуктов деятельности. Физиологические методы в психологии. Биографический метод. Социологические методы в психологии. Психологические техники. Задачи психологии. Место психологии в системе наук о человеке. Структура современной психологии. Характеристики общей и дифференциальной психологии. Особенности развития прикладных областей психологии. Строение психологического знания. Единство теории, эксперимента и практики в психологии.

2.Основные понятия и направления психологической науки.

Генезис психологического познания и практики. Понятие «душа» в античной и средневековой философии (Демокрит, Платон, Аристотель, Тертуллиан, Блаженный Августин, Плотин, Фома Аквинский).

Понятие рефлекса и сознания в учении Р.Декарта. Рефлексия как метод исследования сознания (Дж.Локк). Ассоциация как механизм работы сознания (Д.Юм, Дж. Милль). Ранние представления об апперцепции (Г.В.Лейбниц, В.Вундт) и современные.

Предпосылки становления психологии как самостоятельной научной дисциплины. Три программы построения психологии как самостоятельной научной дисциплины (В.Вундт, И.М.Сеченов, Ф.Брентано).

Направления психологической науки. Эмпирическая психология. Модели сознания (В.Вундт, Э.Титченер, У.Джеймс). Ощущение как единица психики. Виды интроспекции (аналитическая, систематическая). Причины психологического кризиса.

Психоанализ (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг). Понятие бессознательного. Трехкомпонентная структура психики. Методы исследования бессознательного.

Гештальтпсихология (М.Вертхаймер, К.Коффка, В.Келлер). Понятие поля. Законы образования гештальтов. Развитие гештальтов (Фолькельт, Зандер, Крюгер). Динамическая психология (К.Левин). Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии (Дж.Уотсон, Э.Томен, Б.Скиннер). Отношение «стимул-реакция». Промежуточные переменные. Классическое и оперантное обуславливание. Описательная психология (В.Дильтей, О.Шпрангер). Целостность душевной жизни. Пониание как специфические метод психологии.

Французская социологическая школа (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, П.Жане). Социокультурная детерминация психики человека. Особенности первобытного мышления. Коллективные представления.

Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс). Специфика изучения личности. Понятие переживания. Экспириентальный метод в психологии.

Когнитивная психология (Ж.Пиаже, У.Найссер, Д.Норман). Закономерности приема, хранения, переработки и использования информации человеком. Понятие схемы.

Экзистенциальная психология (В.Франкл, Р.Мэй, Л.Бинсвангер, И.Ялом). Человек и конечные данности его существования.

Трансперсональная психология (С.Гроф). Психосинтез (Р.Ассаджоли)

3.Психологическая наука в России

Особенности становления и развития психологии в России. Естественно-научная (И.М.Сеченов) и философско-религиозная (К.Д.Кавелин) традиции. Экспериментально-психологическое направление (Г.И.Челпанов). Понятие условного рефлекса и его значение в психологии (И.П.Павлов). Рефлексология (В.М.Бехтерев) и реактология (К.Н.Корнилов) как формы психологии поведения.

Культурно-исторический подход в психологии (Л.С.Выготский). Понятие высших психических функций. Проблема опосредования.

Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Психологическая структура деятельности. Проблема отражения.

Системный подход в психологии (Б.Ф.Ломов). Психологическая структура общения. Проблема субъекта в психологии. Характеристика отечественной психологической науки и практики на современном этапе их развития. Перспективы российской психологии.

4.Личность и индивидуальность человека

Понятие о личности в психологии (Г.Олпорт, А.Н.Леонтьев). Структура личности (У.Джеймс, С.Л.Рубинштейн). Феномен индивидуальности.

Психологическая характеристика темперамента (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин). Типологии темпераментов (Гиппократ, У.Шелдон, И.П.Павлов). Роль темперамента в различных видах активности.

Природа характера, его структура и симптомокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера.

Понятие о способностях. Задатки и способности. Структура способностей. Талант, его происхождение и структура. Природные предпосылки способностей и талантов. Формирование способностей.

Установка как состояние готовности (Д.Н.Узнадзе). Потребности. Интересы. Идеалы.

5.Мотивационная сфера личности

Основные подходы к рассмотрению потребностей: потребность как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как отсутствие блага, как необходимость, как состояние. Потребности организма и личности. Стадии формирования и реализации потребности: напряжение, оценка, насыщение. Факторы реализации потребностей: конкретизация, ментализация, социализация.

Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как потребность, как предмет удовлетворения потребности, как намерение, как личностная диспозиция, как побуждение, как состояние, как формулировка, как удовлетворенность. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание, хотение. Структура мотива по Е.П.Ильину. Функции мотивов. Стадии формирования мотива.

Инстинктоподобные мотивационные диспозиции по У.МакДауголлу. Основания для классификации потребностей по Г.Мюррею. Характеристика психогенных потребностей по Г.Мюррею. Сравнительный анализ низших и высших потребностей по А.Маслоу. Последовательность проявления потребностей в онтогенезе. Характеристика невротических потребностей по К.Хорни. Основные виды социальных потребностей по Э.Фромму. Классификация потребностей в отечественной психологии (П.В.Симонов, А.В.Петровский, С.Б.Каверин, И.А.Фурманов).

Проблема мотивации в теории инстинктов (У.Макдауголл, «психогидравлическая модель» К.Лоренца, Н.Тинберген). Психоаналитическая теория мотивации. Бихевиористская теория мотивации (Э.Торндайк, Э.Толмен, К.Халл). Проблема мотивации в теории поля К.Левина. Проблемы мотивации в дифференциальных теориях (Г.Мюррей, Д. Мак-Клелланд, Дж.Аткинсон). Когнитивистские теории мотивации (теория когнитивного баланса Хайдера, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория когнитивной оценки Диси). Факторные теории мотивации (Дж.Гилфорд, Р.Кеттелл). Иерархическая модель потребностей А.Маслоу. Теории внешней и внутренней мотивации.

Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции: похвала и порицание, материальное вознаграждение, соревнование, присутствие других людей, успех и неудача, привлекательность объекта потребности, привлекательность содержания деятельности, наличие перспективы и конкретной цели, функциональные состояния и др. Природа воли. Волевой процесс. Воля и волевые качества личности. Психологическая структура волевого акта.

6.Эмоциональная сфера личности

Понятие об эмоциях. Определение эмоций. Виды эмоциональных состояний. Аффекты, чувства и настроения, их психологическая характеристика. История развития взглядов на чувства и эмоции (Платон, Аристотель, Декарт). Биологическая целесообразность эмоций. Качественные различия эмоций животных и человека. Эволюция эмоций. Филогенетический и онтогенетический аспекты. Функции эмоций: оценка, следообразование, предвосхищение, компенсация, коммуникация, регуляция деятельности, дезорганизация. Физиологические корреляты эмоций. Эмоции и мозг. Субъективные, экспрессивные формы выражения эмоций. Социальное значение эмоций. Культурные различия. Базовые эмоции (Ч.Дарвин, Р.Вудвортс, Г.Шлосберг, П.Экман, К.Изард и др.).

Описание динамики аффектов и управления ими в концепции Б.Спинозы. Описание эмоциональных состояний и их классификация в концепции В.Вундта. Конфликтные теории эмоций (Дж. Дьюи, А. Пьерон, Ф. Хоудж, Т. Андреани). Условия возникновения эмоций. "Периферическая" теория Джемса-Ланге и ее критика (Э.Клапаред, У.Кэннон, Ф.Бард). Биологическая теория эмоций П.К.Анохина. Информационная теория П.В.Симонова. Психогенетическая теория Р. Плутчика. Когнитивные теории эмоций (С.Шахтер, Р.Лазарус). Теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра. Психоаналитические теории эмоций (классический психоанализ, школа объектных отношений). Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Эмоции и психофизическое состояние, деятельность, социальные отношения, личностное развитие человека.

Аффект. Физиологический аффект, кумулятивный аффект. Определение патологического аффекта, его динамика, влияние на психическую деятельность и поведение.

Общее представление о стрессе. Стрессогенные факторы. Эмоциональные проявления в стрессе. Физиологические и психологические аспекты изучения стресса. Методы совладания со стрессом. Последствия сильных переживаний.

Тревога. Эмоциональная тревожность как личностная характеристика или как психическое состояние.

Эмоции в конфликтных ситуациях. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации.

Гнев и агрессия. Теории происхождения агрессии (этологический подход, теория влечений, фрустрационная теория, теория социального научения).Характеристики эмоций как основания для их классификации: знак, модальность, произвольность, длительность, предметность, осознанность, происхождение, уровень развития, влияние на поведение и деятельность, интенсивность. Положительные, отрицательные и амбивалентные эмоции. Стеничные и астеничные эмоции. Характеристика десяти базовых модальностей эмоций по К.Изарду. Функциональная классификация эмоций В.К.Вилюнаса. Классификация эмоций Б.И.Додонова.Свойства эмоций. Пристрастность. Интегральность. Пластичность. Адаптация. Суммация. Амбивалентность. Динамичность. Коммуникативность. Заразительность. Предвосхищение (антиципация). Мнестичность. Иррадиация. Генерализация. Многообразие представлений о нейрофизиологических механизмах эмоций. Основные этапы изучения нейрофизиологических механизмов эмоционального реагирования. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Дж.Уотсон и Р.Рейнор и др.). Безусловнорефлекторные и условно-рефлекторные эмоциональные реакции. Корковые и подкорковые механизмы эмоций. Роль второй сигнальной системы в функционировании эмоций человека. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Современные представления о мозговой организации эмоционального реагирования (Е.Д.Хомская).

Эмоции в познавательной деятельности и творчестве. Проблема организации и дезорганизации поведения. Овладение поведением, роль символических способов регуляции эмоциональных состояний.

Чувства как отражение устойчивых отношений человека к объектам. Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Эмоциональные свойства личности. Эмоциональность как черта личности. Компоненты эмоциональности. Эмоциональная конституция. Приобретенная эмоциональность. Эмоции и темперамент. Эмоции и характер. Эмоции в структуре личности. Эмоциональные мотивы в психодинамической теории З. Фрейда. Классификация типов личности в аналитической теории К. Г. Юнга. Типы эмоциональной направленности личности (по Б.И.Додонову). Эмоциональные стили.

7. Познавательная сфера личности

Сенсорно -перциптивные явления, ощушение и восприятие. Общее представление о сенсорно-перцептивных явлениях.Чувственная данность человеку действительности как феномен жизни. Определение ощущений и восприятий. Место ощущений и восприятий в ряду других образных явлений. Взаимосвязь ощущений и восприятий. Характеристика ощущений и восприятий. Общие представления о внимании. Природа внимания. Внимание как познавательный процесс.

Понятие памяти. Память в ряду других познавательных процессов. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Память как совокупность процессов приема, преобразований и хранения информации (У.Найссер, К.Линсдей, Д.Норман, Р.Аткинсон, Р.Клацки).

Мышление и воображение. Характеристики мышления как процесса решения задач. Виды мышления и воображения. Характеристики мышления как процесса решения задач. Творческий уровень мыслительной деятельности.

Речь. Проблема языка и сознания. Проблемы психологического строения языка. Речь и общение. Коммуникативная ситуация. Развитие коммуникации в филогенезе. Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Речевое поведение. Речевая деятельность, речевое действие. Роль речи в протекании психических процессов. Роль речи в развитии интеллекта по Л.С.Выготскому и Ж.Пиаже. Роль слова в организации восприятия, роль речи в организации речевого акта. Генезис регулирующей функции речи. Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя и внешняя речь. Соотношение внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Структура, функции и развитие эгоцентрической речи: полемика: Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.

8.Активность человека.

Понятие активности. Уровни организации субъекта и объекта. Психологический анализ форм активности.

Деятельность как форма преобразования бытия. Психологическое строение деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Деятельность и психические процессы. Ориентировочная и исполнительная основы деятельности. Механизмы регуляции деятельности. Совместная деятельность.

Общение как способ регуляции межличностных взаимоотношений. Психологическая структура общения, его виды и уровни организации. Коммуникативный, интерактивный и когнитивный планы общения. Вербальные и невербальные компоненты общения. Взаимосвязь общения, познания и деятельности.

Природа игры. Теории игры. Игры взрослых (Э.Берн). Игра как искусство. Игра в психическом развитии человека. Учение как форма активности человека. Освоение системы знаний. Роль созерцания в становлении человека (С.Л.Рубенштейн)

2. РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА

2.1.Тематическое планирование дисциплины

модуля

Название модуля

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Сам. работа

207

лекции

лабороторные

практические

185

1

Психология как научная дисциплина.


2




2

Основные понятия и направления психологии



2



3

Психологическая наука в России



2



4

Личность и индивидуальность человека


2


2


5

Мотивационная сфера личности



2



6

Эмоциональная сфера личности


2


2


7

Познавательная сфера личности


2


2


8

Активность человека.




2


Всего: 22 часа



Компетенции

Разделы (модули) дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

ОК-3

+

+

+

+

+

+

+


ОПК-1


+


+

+

+



ПК -3

+


+


+


+

+

2.2.Содержание (модельной) рабочей программы

2.2.1.Модуль1.Психология как научная дисциплина

Количество часов на раздел(модуль) - 2ч.

Учебные цели: формировать у студентов общее представление о психологии как науки о человеке, о ее предмете и объекте исследования; познакомить с основными методологическими подходами.

Лекции

Тема:"Введение в психологию"

План:

1. Психология как наука о человеке.

2.Предмет, объект и методы психологии.

3. Понятие о психике. Функции психики.

4. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе.
Литература раздел 1: 1.2.3.4.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран, м/м презентация.

Темы для самостоятельной работы

1.Психология - наука или искусство; одна наука или много;

2.Эволюция психики;

3.Развитие форм психического отражения в животном мире;

4.Характеристика методов познания человека;

5.Сознание как специфический человеческий феномен;

6.Исследование бессознательных явлений в психологии;

7.Самосознание человека.

Контрольные вопросы и задания по модулю

1.В чем отличие научной от житейской психологии. Поясните по критериальному признаку.

2.Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии. Охарактеризуйте на основе фактических примерах.

3. Сформулируйте объект и предмет психологии. Обоснуйте свои позиции.

4. Дайте определение понятий: душа, психика. Что означают данные понятия. Обоснуйте свой ответ.

5. Дайте характеристику структуре психологической науки.

6. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы психологического исследования.

Примеры заданий итогового контроля.

1. Термин «психология» в научный оборот ввел:

а) Р. Декарт; б) Г. Лейбниц; в) X. Вольф; г) Аристотель.

2. Психология как наука о сознании возникла:

а) в XV в.; б) в XVI в.; в) в XVII в.; г) в XVIII в.

3. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.; б) в XVIII в.; в) в XIX в.; г) в XX в

4. Определение психологии как науки о душе было дано:

а) более трех тысяч лет тому назад; б) более двух тысяч лет тому назад

в) в XVI в.; г) в XVII в.

5. Первые представления о психике были связаны:

а) с нейропсихизмом; б) с биопсихизмом; в) с анимизмом; г) с панпсихизмом.

6..Определение эмпирической психологии принадлежит:

а) Г. Лейбницу; б) Б. Спинозе; в) X. Вольфу; г) Дж. Локку.

7. Термин «эмпирическая психология» был введен:

а) в XVI в.; б) в XVII в.; в) в XVIII в.; г) в XIX в.

8. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

а) Э. Крепелин; б) Дж.Ст. Милль; в) И.М. Сеченов; г) В.М. Бехтерев.

9. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая; б) психосоциальная; в) психопраксическая;

г) психогностическая.

10. Психическое отражение:

а) является точной копией окружающей действительности;

б) носит избирательный характер;

в) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды;

г) не зависит от условий отражения.

11. Согласно идеалистическим представлениям психика - это:

а) неотъемлемое свойство материи;

б) свойство мозга, отражение объективной реальности;

в) функция мозга;

г) образ бесплотной сущности.

12. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

а) отражения объектов экстрапсихической реальности;

б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;

в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;

г) регуляции вегетативных изменений.

Литература раздел 1: 1.2.3.4.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран, м/м презентация.

2.2.2.Модуль 2.Основные понятия и направления психологии

Количество часов на раздел (модуля) - 2 часа.

Учебные цели: расширить представления студентов об основных направлениях зарубежной и отечественной психологии

Лабораторное занятие

Тема: "Направления психологической науки".
Цель: подвести студентов к пониманию проблематики психологического знания, нашедшей отражение в разных научно - психологических направлениях западной школы

Учебно-исследовательские задания:

Задание 1: заполните таблицу №2 «Развитие представлений о предмете психологии».

Таблица№1



название направления

представитель (годы жизни)

страна

предмет психологии

задачи психологии

объяснительный принцип

методы

примечание











Задание 2: заполните таблицу № 2 "Направления психологической науки".

Таблица№2

название направления

представители

основные идеи

возможности реализации

положительное

недостатки

литература








Литература раздел 2: 3.4.5.11

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.

Темы для самостоятельной работы:

1.Значение работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева в развитии и становлении раннего бихевиоризма.

2.Понятие «бессознательного» в психоанализе и исследование неосознаваемых психических явлений.

3.Коренные противоречия между ортодоксальным психоанализом (З.Фрейд), аналитической психологией (К.Юнг) и индивидуальной психологией (А.Адлер).

4.Понятие «гештальт» в психологии и значение целостного подхода к изучению психических явлений. Какие изменения претерпел принцип холизма, сформулированный Аристотелем, в рамках гештальтпсихологии?

5.Что прогрессивного привнесла гуманистическая психология по сравнению с предшествовавшими ей психологическими подходами? В чем идеализм гуманистической психологии?

6.Принципиальные разногласия между Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным во взглядах на природу психического.

7.Как соотносятся между собой принцип детерминизма и принцип интериоризации?

8.Различные подходы к пониманию предмета и принципов исследования в отечественной психологии.

9.Сравнительный анализ вклада различных направлений психологии в научное познание человека.

Контрольные вопросы и задания по модулю

1.Обоснуйте значение "Культурно-исторической теории развития высших психических функций" для психологической науки.

2.Раскройте основные идеи гуманистического подхода в психологии, назовите предшественников и представителей гуманистической психологии.

Примеры заданий итогового контроля.

1.Кто из интроспекционистов Вюрцбургской школы ввел понятие «детерминирующая тенденция»:

а) Н.Ах; б) К.Бюлер; в) О.Кюльпе; г) К.Марбе.

2.В.Джеймс сравнивал сознание с:

а) цепью, состоящей из звеньев б) вереницей в) волной; г) потоком.

3.В каком трактате Аристотель дал определение души и подробно классифицировал виды души:

а) душа растительная, животная и разумная; б) о душе; в) метафизика.

4.Кто из психологов дал определение человека как реагирующего комка непроанализированной протоплазмы:

а) Дж.Уотсон б) В.Келер; в) М.Вертгеймер; г) З.Фрейд.

5.От результатов исследований какого психологического подхода, по словам В.Джемса, должен был зависеть облик всей психологии 20-го века:

а) бихевиоризма; б) гештальтпсихологии;

в) Вюрцбургской школы; г) психоанализа.

6.Исследуя закономерности какого психического процесса основатель гештальтпсихологии М.Вертгеймер пришел к открытию «фи-феномена»:

а) мышления; б) воображения; в) ощущения; г) восприятия.

7. Сторонником какого психологического направления был И.П.Павлов:

а) интроспективной психологии б) ассоциативной психологии;в) гештальтпсихологии;

г) психоанализа.

8. Центральным понятием в теоретических воззрениях А.Маслоу является понятие:

а) гомункулус; б) самоактуализация; в) либидо;

г) инсайт как процесс переструктурирования.

9. Что, с точки зрения П.Я.Гальперина, не является проявлением психики:

а) эмоции б) ориентировочная деятельность; в) ассоциация; г) навык.

10. Согласно Л.С.Выготскому, в качестве единицы сознания можно рассматривать:

а) переживание; б) значение в) смысл; г) все ответы верны.

Литература раздел 2: 3.4.5.11

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.

2.2.4. Модуль 3. Психологическая наука в России

Количество часов на раздел модуля - 2 часа.

Учебные цели: показать студентам особенности становления и развития психологии как науки в России.

Лабораторное занятие

Тема: "Становление психологии как науки в России "
Цель: изучение выдающихся деятелей отечественной психологии в развитии научного психологического знания; раскрытие научных достижений в трудах отечественных психологов



Учебно-исследовательские задания:



Задание 1: заполните таблицу №1 "Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки."



Таблица №1

деятели психологической науки

название научного труда

краткое описание теоретических положений

значение научного труда в развитие психологической науки







Задание 2: Составить хронологическую таблицу научной деятельности отечественных психологов, ориентируясь на предложенный вариант таблицы №2:

Таблица №2

ФИО деятеля психологической науки

даты жизни

научные труды

краткое описание научного труда

в каком разделе и теме дисциплины отражены научные труды деятелей психологии

имеют ли актуальное значение сегодня







Литература раздел 2: 1,2,3,4,5,6.10.11

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.

Темы для самостоятельной работы:

1.Предпосылки становления психологии как самостоятельной научной дисциплины.

2.Три программы построения психологии как самостоятельной научной дисциплины (В.Вундт, И.М.Сеченов, Ф.Брентано).

3.Особенности становления и развития психологии в России.

4.Естественно-научная (И.М.Сеченов) и философско-религиозная (К.Д.Кавелин) традиции. 5.Экспериментально-психологическое направление (Г.И.Челпанов).

6.Понятие условного рефлекса и его значение в психологии (И.П.Павлов).

7.Рефлексология (В.М.Бехтерев) и реактология (К.Н.Корнилов) как формы психологии поведения

8.Культурно-историческое учение о высших психических функциях в психологии (Л.С.Выготский)

Контрольные вопросы и задания по модулю:

1. Назовите основные идеи деятельностного подхода в психологии;

2.Характеристика отечественной психологической науки и практики на современном этапе их развития. Раскройте перспективы российской психологии.

Примеры заданий итогового контроля.

1. Научное течение, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогией; б) педологией;) дидактикой; г) психопедагогикой.

2. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:а) С.Л. Рубинштейн, б) А.Р. Лурия; в) П.Я. Гальперин; г) А.Н. Леонтьев.

3. Отечественная психологическая школа:

а) выросла из культурно-исторической концепции развития психики;

б) основана на изучении приемлемых форм поведения;

в) отвергает детерминистский характер психики;

г) выросла на идеях единства бессознательного и сознательного.

4. Бихевиористы опирались в своих положениях на учение:

а) И.П. Павлова; б) П.П. Блонского; в) Н.А. Бернштейна; г) П.К. Анохина.

5. Основоположником отечественной научной психологии считается:

а) И.П. Павлов; б) Г.И. Челпанов; в) И.М. Сеченов; г) В.М. Бехтерев.

6. Направление в советской психологии 20-х-начала 30-х гг. XX в., трактующее психологию как науку о поведении живых существ, в том числе и в человека, оформилось как:

а) рефлексология; б) реактология; в) педология; г) педагогия.

7. Основателем первого в России психологического института является:

а) В.М. Бехтерев; б) Г.И. Челпанов; в) И.М. Сеченов; г) И.П. Павлов.

8. Психологический институт в России был создан:

а) в 1897 г.; б) в 1905 г.; в) в 1912 г.; г) в 1922 г.

9. Реактология была основана:

а) В.М. Бехтеревым; б) К.Н. Корниловым; в) И.П. Павловым; г) И.М. Сеченовым.

10. Понятие «жизненный путь» в отечественную психологию введено:

а) Б.Г. Ананьевым; б) А. Р. Лурией; в) Д.Б. Элькониным; г) С.Л. Рубинштейном.

Литература раздел 3: 1.4.6.10

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.

2.2.4. Модуль 4.Личность и индивидуальность человека

Количество часов на раздел модуля - 4 часов.

Учебные цели: дать представления студентам о том, что человек в бытийном процессе становится личностью; раскрыть индивидуально - типологические свойства личности.

Лекции

Тема: Понятие личности в психологии

План:

1. Проблема личности в психологии

2.Теории личности в психологии

3.Индивидуальные свойства личности

4.Характер и способности

5.Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента

6.Самосознание личности и формирование Я- концепции

7. Индивидуальность и ее проявления

Литература раздел 4: 1.3.6.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.

Темы для самостоятельной работы:

1. Рассмотрите личность как систему.

2. Какие свойства человека можно отнести к свойствам личности?

3. Соотношение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность».

4. Почему не существует однозначного определения личности? Проведите сравнительный анализ различных определений.

5. Вклад различных теорий личности в современное понимание личности.

6.Структура личности и ее компоненты в различных отечественных и зарубежных психологических теориях.

7. «Я-концепция» и проблема самоопределения, само отношения и самооценки личности.

8. Структура самооценки - заниженная, адекватная, завышенная.

Контрольные вопросы и задания по модулю:

1.Чем обусловлено многообразие методов исследования личности?

2.Составьте обзор различных типологий личности. Проведите сравнительный анализ оснований различных типологий личности.

Примеры заданий итогового контроля.

1. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а) индивида; б) личности; в) субъекта деятельности; г) индивидуальности.

2. Человек как индивид - это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки:

а) генетические; б) метаболические, в) нейродинамические; г) социальные.

3. Человек как личность - это человек, раскрывающийся в обусловленности:

а) его общением с другими людьми; б) структурой его ценностных ориентации;

в) интернализированными им этническими и культурными стереотипами;

г) все ответы верны.

4. Человека как индивида характеризует:

а) индивидуальный стиль деятельности; б) креативность; в) мотивационная направленность; г) средний рост.

5. Высший этап онтогенетического развития человека в обществе - это:

а) индивид; б) личность; в) субъект деятельности; г) индивидуальность.

6. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами,- это:

а) воспитанность;б) авторитет; в) задатки; г) равнодушие.

7. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, - это:

а) инстинкты; б) механическая память; в) ценностные ориентации; г) музыкальный слух.

8. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:

а) психогенетический; б) социогенетический; в) биогенетический; г) двухфакторный.

9. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:

а) психогенетическому; б) социогенетическому; в) биогенетическому;

г) двухфакторному.

10. В деятельностном подходе наиболее популярной является модель личности:

а) двухкомпонентная; б) трехкомпонентная; в) четырехкомпонентная;

г) пятикомпонентная.

Литература раздел 2: 1,2,3,4,5,6.10.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.



Практическое занятие

Тема: "Психология личности"
Цель: подвести студентов к раскрытию сущностной характеристике личности;

Учебно-исследовательские задания

Задание1:

1.Составьте перечень определений личности в разных психологических школах и направлениях.

2.Произведите научный анализ понятий: «развитие личности», «формирование личности», «основы личности», «психологические свойства личности», «воспитание качеств личности», «психические новообразования личности».

Задание2: заполните таблицу №1 «Теории личности».

Таблица №1

автор, время жизни

определение личности

структура личности

развитие личности

мотивация личности

методы исследования

примечание








Темы для самостоятельной работы:

1.Понятие о личности в психологии (Г.Олпорт, А.Н.Леонтьев).

2.Структура личности (У.Джеймс, С.Л.Рубинштейн).

3.Феномен индивидуальности

Контрольные вопросы и задания по модулю:

1.Назовите направление психологии, предметом исследования которого являются личность и индивидуальность;

2.Установите взаимозависимость понятий: человек - индивид - личность - субъект деятельности - индивидуальность.

Примеры заданий итогового контроля.

1. Какое из перечисленных понятий наиболее подчеркивает социальную сущность человека?

а). Индивидуальность б). Субъект в). Индивид г). Личность д). Человек

2. Назовите характеристики человека как индивида:

а). Половозрастные свойства; б). Мировоззрение; в). Нейродинамические свойства;

г). Соматотип ; д). Конституциональные особенности

3. Что является главным в процессе формирования личности?

а). Врожденные особенности б). Обучение в). Подражание г). Воспитание д). Независимость.

4. Какое из перечисленных понятий наиболее подчеркивает биологическую сущность человека?

а). Индивидуальность б). Субъект в). Индивид г). Личность д). Человек

5. Назовите направление психологии, предметом исследования которого являются личность и индивидуальность:

а). Бихевиоризм б). Фрейдизм в). Гештальтпсихология г). Гуманистическая психология д). Когнитивная психология

Литература раздел 4: 1,2,3,4,5,6.10.11

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.


2.2.5.Мотивационная сфера личности

Количество часов на раздел модуля - 2 часов.

Учебные цели: показать студентам значимость мотивационной сферы в структуре личности; раскрыть моменты проявлений мотива на достижения и мотива избегания неудач.

Лабораторное занятие

Тема: Потребности и мотивы. Классификация потребностей и мотивов

Учебно-исследовательские задания

Задания1.:

1.Проведите сравнительный анализ проявлений мотива на достижения и мотива избегания неудач.

Темы для самостоятельной работы:

1.Вклад различных теорий мотивации в современные представления о мотивации деятельности и поведения личности.

2.В чем специфика исследования мотивации в разных направлениях и школах психологии (психоанализе, бихевиоризме, школе К.Левина, гуманистической психологии)?

3.Проблема биологического и социального в мотивации человека.

4.В чём состоит специфика потребностей человека в сравнении с потребностями животных?

5.Соотношение потребностей и мотивов. Опишите причинно-следственную связь потребностей и мотивации личности.

6. Что означает понятие «опредмечивание потребностей»?

7. Соотношение понятий «мотив» и «мотивация».

8. Закономерности формирования и развития мотивов. Пирамида А. Маслоу.

9. Можно ли управлять мотивами человека?

10.Уровень притязаний и самооценка. Роль самооценки в развитии личности.

11.Процесс формирования и проявления мотива на достижения и избегания неудач.

12.Влияние ценностных ориентаций и установок на мотивационную сферу личности.

13.Понятие направленности личности.

14.Структура направленности личности.

15.Развитие мотивационной сферы в онтогенезе.

16.Методы изучения различных мотивов

Контрольные вопросы и задания по модулю

1. Что лежит в основе классификаций потребностей и мотивов? Аргументируйте свой ответ.

2. Назовите авторов кто исследовал данную проблему. Составьте картотеку научных исследований.

Примеры заданий итогового контроля.

1. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих поведение личности независимо от конкретных условий, есть:

а). Направленность личности б). Я-концепция в). Мотивация г). Установка д). Самооценка

2. Чем различаются потребности человека и животного?

а). Ничем б). Количеством в). Не имеют между собой ничего общего г). Потребности человека социализированы д). Человеческие потребности сильнее.

3. Основными характеристиками мотивации успеха являются:

а). Активность б). Планирование будущего на большие промежутки времени в). Пассивность г). Инициативность д). Восприятие времени как бесцельно текущего

4. Как лучше всего удовлетворить потребность в положительной оценке окружающих и высокой самооценке?

а). С помощью достижений б). С помощью активности в). С помощью аффиляции г). С помощью любознательности д). С помощью неудач

5. Что из перечисленного относится к проявлениям направленности личности?

а). Мировоззрение б). Качества ума в). Чувства г). Одаренность д). Способность.

6. Назовите высшие потребности в мотивационной пирамиде А.Маслоу:

а). Познавательные б). Потребности в безопасности в). Физиологические потребности

г). Потребности в самоактуализации д). Потребности уважения.

7. Что означает термин "иерархия потребностей"?

а). Их многообразие б). Уровень их осознанности в). Наличие соподчиненности

Литература раздел 5: 1,2,3,4,5,6.10.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.


2.2.6.Эмоциональная сфера личности

Количество часов на раздел модуля - 4часов.

Учебные цели: Расширить представления студентов о эмоциональных процессах, определяющих эмоциональную сферу личности; показать механизмы проявления эмоциональных состояний.

Лекции

Тема: "Эмоции и чувства как психический процесс"

План:

1.Общая характеристика эмоций

2.Основные подходы к изучению и классификации эмоций

3.Формы эмоциональных переживаний

4.Классификация и свойства эмоций

5.. Роль эмоций в деятельности, поведении и развитии личности человека

Литература раздел 6: 1,2,3,4,5,6.10.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.

Темы для самостоятельной работы:

1.Описание динамики аффектов и управления ими в концепции Б.Спинозы.

2.Описание эмоциональных состояний и их классификация в концепции В.Вундта. 3.Конфликтные теории эмоций (Дж. Дьюи, А. Пьерон, Ф. Хоудж, Т. Андреани). Условия возникновения эмоций.

4."Периферическая" теория Джемса-Ланге и ее критика (Э.Клапаред, У.Кэннон, Ф.Бард). 5.Биологическая теория эмоций П.К.Анохина.

6.Информационная теория П.В.Симонова. Психогенетическая теория Р. Плутчика. 7.Когнитивные теории эмоций (С.Шахтер, Р.Лазарус).

8.Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.

9.Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра.

10.Психоаналитические теории эмоций (классический психоанализ, школа объектных отношений).

11.Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Контрольные вопросы и задания по модулю

1. Составить аннотации к исследованиям ученных в рамках теории эмоций

Примеры заданий итогового контроля

1. Стресс связан:

а) с прогрессирующим истощением ресурсов организма;

б) с неожиданной и острой ситуацией;

в) со способностью каждого идти на риск;

г) все ответы верны.

2. Какое из слов-определений наиболее подходит для понимания сущности эмоций?

а). Отражение б). Переживание в). Отношение г). Выражение д). Взаимоотношение.

3. Назовите отличительные особенности состояния аффекта:

а). Безотчетность б). Кратковременное течение в). Слабая интенсивность г). Значительная длительность д). Бурное проявление.

4. Отличительными особенностями настроения являются:

а). Слабая интенсивность б). Значительная длительность в). Бурное проявление г). Неясность переживаний д). Кратковременное течение

Литература раздел 6: 1,2,3,4,5,6.10.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.

Практическое занятие

Тема: "Эмоции"

Учебно-исследовательские задания:

Задание №1

1.Составьте описательный портрет индивида, характеризующий его как «эмоционального» и «не эмоционального».

2.Подготовьте сообщения по темам:

- Эмоции в жизни человека.

- Изучение эмоций в различных психологических теориях.

- Развитие эмоциональной сферы личности.

Задания:№2

1.Составьте описания различных видов эмоций по 3 составляющим - собственные переживания, внешние проявления и физиологическая реакция.

2.Проведите наблюдение за эмоциональными реакциями субъекта, воспользовавшись протоколом в Таблице №1.

Таблица№1. Протокол стандартизированного систематического наблюдения за эмоциональными и иными реакциями субъекта.

Дата и время

Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности )

Действие (движение, акт поведения, поступок )

Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика )

Вид, тип, форма проявляемой эмоции


Выражение чувственного

отношения

(к явлению,

процессу, объекту, другому субъекту







Темы для самостоятельной работы

1.Что такое эмоции? Разбор определения эмоций как психического процесса.

2.Структура эмоций - собственно эмоции, настроение, чувства, аффект.

3.Специфика эмоционального познания по сравнению с рациональным познанием мира.

4.Анализ функций эмоций - регулятивной, адаптивной и т.д.

5.Значение эмоций для мотивации деятельности. Каковы адаптивные и мотивирующие функции различных эмоций - гнева, страха, удивления, стыда, презрения и т.п.?

6.Сравнение эмоций человека и животных в эволюционной теории эмоций Ч.Дарвина

Контрольные вопросы и задания по модулю

1.Каковы причины появления «социальных» эмоций - стыд и вина

2. Как связаны эмоции и механизмы психологической защиты личности (на примере собственной ведущей эмоции)?

3. Каковы причины и как происходит социализация эмоций (на примере любой эмоции)?

Примеры заданий итогового контроля.

1. Эмоции, в целом, как класс психических явлений, обозначаются как:

а) Психическое состояние; б) Психическое явление;ь в) Психический объект; г) Психический процесс.

2. Какие из предложенных качеств личности относятся к эмоциональным?

а). Деятельный - бездеятельный б). Оптимизм - пессимизм в). Смелость - трусость г). Общительность - замкнутость д). Добродушие - агрессивность

3. Какие виды сильных эмоций могут вызвать стресс?

а). Только гнев б). Только радость в). Гнев и страх г). Страх и радость д). Гнев, страх и радость

4. Назовите основные функции человеческих эмоций:

а). Познавательная б). Сигнальная в). Защитная г). Оценочная д). Регулятивная

5. Какое из слов-определений наиболее подходит для понимания сущности эмоций?

а). Отражение б). Переживание в). Отношение г). Выражение д). Взаимоотношение.

6. Назовите отличительные особенности состояния аффекта:

а). Безотчетность б). Кратковременное течение в). Слабая интенсивность г). Значительная длительность д). Бурное проявление.

7. Отличительными особенностями настроения являются:

а). Слабая интенсивность б). Значительная длительность в). Бурное проявление г). Неясность переживаний д). Кратковременное течение

Литература раздел 6: 1,2,3,4,5,6.10.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.



2.2.7.Познавательная сфера личности

Количество часов на раздел модуля - 4часов.

Учебные цели: раскрыть составляющую познавательной сферы личности. Подвести студента к структурно - алгоритмизированному анализу психических процессов.

Лекции

Тема: "Познавательные психические процессы"

План:

1.Сенсорно - перциптивные явления, ощущение и восприятие

2.Общие представления о внимании. Основные свойства внимания ивиды внимания

3.Общие представления о памяти Память как процесс приема, хранения и переработки информации

Литература раздел 6 1,2,3,4,5,6.10.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.

Темы для самостоятельной работы

1.Память как совокупность процессов приема, преобразований и хранения информации (У.Найссер, К.Линсдей, Д.Норман, Р.Аткинсон, Р.Клацки).

2.Роль речи в протекании психических процессов. Роль речи в развитии интеллекта по Л.С.Выготскому и Ж.Пиаже.

Контрольные вопросы и задания по модулю

1. Анализ психических процессов по алгоритмизированному заданию

Примеры заданий итогового контроля.

1.Составить эссе на тему "Познавательное развитие человека"

Литература раздел 6 1,2,3,4,5,6.10.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.



Практическое занятие

Тема: "Познавательные психические процессы"

План:

1.Мышление и воображение

2.Мышление и речь

Учебно-исследовательские задания:


Задание: заполните таблицу №1"Познавательные психические процессы"

Таблица №1

определение процесса, его сущность

функции процесса

органы процесса

природа процесса

виды процесса

свойства процесса

законы процесса

механизм протекания процесса

строение процесса

связь процесса с другими

значение процесса












Темы для самостоятельной работы:

1.Культурно-исторический подход к развитию мышления человека.

2.Развитие понятийного мышления в онтогенезе. Исследования формирования искусственных понятий (Л.С.Выготский).

3.Методы исследования мышления. Способы развития мышления в процессе обучения (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.).

4.Вклад различных теорий мышления в современное понимание мышления (О.Зельц,Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, М.Вертгеймер, В.Келер, К.Дункер и др.).

5. Исследования процесса мышления и закономерностей анализа, синтеза и обобщения в школе С.Л.Рубинштейна (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин и др.).

6. Закономерности развития воображения у детей, проявления воображения в детском творчестве.

7. Новаторство концепции воображения, разработанной В.Т.Кудрявцевым, ее достоинства и недостатки.

8.Теории развития речи (Н.Хомский, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Д.Н.Узнадзе, Э.Сапир). Контрольные вопросы и задания по модулю

1.Мышление как предмет психологического исследования. Сравните возможности методов интроспекции, метода рассуждения вслух и объективных методов для исследования мышления

2.Как происходит формирование высказывания и понимание высказывания

3.В чем выражается связь воображения с творческими способностями личности .Обоснуйте свой ответ

Примеры заданий итогового контроля.

1.Один из основных способов создания образов воображения получил название:

а) агглютинация; б) антиципация в) апперцепция г) анамнез.

2.Какое понятие наиболее точно передает смысл агглютинации как операции воображения:

а) подгонка б) слитие; в) стычка; г) склеивание.

3.На каком способе создания образов основывается творческая деятельность художников-шаржистов:

а) агглютинация; б) гиперболизация; в) акцентирование г) схематизация.

4.Образы воображения, появляющиеся в процессе чтения художественной литературы, это результат:

а) пассивного воображения; б) активного воображения;в) репродуктивного воображения; д) творческого воображения

5.Мышление это психический процесс отражения:

а) единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств б) предмета или явления в целом;

в) наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также связей и отношений между ними.

6.Какие процессы обязательно присутствуют в мыслительном акте: а) анализ б) синтез в) генерализа г) сравнение; д) абстракция.

7.Какая речь выполняет функцию генерации замысла высказывания: а) экспрессивная; б) импрессивная; в) внутренняя.

8.Какая функция речи считается преимущественно человеческ а) экспрессивная б)номинативная.

Литература раздел 7: 1,2,3,4,5,6.10.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.



2.2.8.Активность человека

Количество часов на раздел модуля - 2часов.

Учебные цели:Подвести студента к пониманию и осознанию того, что деятельность- основа проявления активности человека;показать деятельностный механизм в проявлении форм активности человека.



Практическое занятие

Тема: " Деятельность как основа проявление активности человека"

План

1.Деятельность как проблема психологии . Психологическое строение деятельности.

2.Понятие активности. Уровни организации субъекта и объекта

3. Психологический анализ форм активности



Учебно-исследовательские задания:


Задание 1: составить структурный каркас деятельности, выделив единицы психологического строения деятельности.

Задание 2: Задание: заполните таблицу №1. "Человек как типичный носитель видов человеческой активности "

Таблица №1

понятие "человек"

виды человеческой активности

формы человеческой активности "











Темы для самостоятельной работы:

1.Общение как способ регуляции межличностных взаимоотношений.

2.Психологическая структура общения, его виды и уровни организации. Коммуникативный, интерактивный и когнитивный планы общения.

3.Вербальные и невербальные компоненты общения.

4.Взаимосвязь общения, познания и деятельности.

5.Игра в психическом развитии человека.

6.Учение как форма активности человека. Освоение системы знаний.

7.Роль созерцания в становлении человека (С.Л.Рубенштейн)

Контрольные вопросы и задания по модулю.

1.Изучение исследований Д.Б. Эльконина по проблеме деятельности как формы активности человека.

Примеры заданий итогового контроля.

1. Человек как типичный носитель видов человеческой активности - это:

а) индивид; б) личность; в) субъект; г) индивидуальность.

2. Согласно теории функциональной системы инициирует поведение человека:

а) доминирующая мотивация; б) обстановочная афферентация; в) пусковая афферентация; г) память.

3. Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, - это:

а) склонность; б) мечта; в) мотив; г) интерес.

4. Процессы, согласовывающие представления о движении с выполнением самого движения, называются движениями:

а) сенсомоторными; б) идеомоторными; в) эмоционально-моторными; г)регуляторными.

5. Тонкую моторику и автоматические движения обеспечивают зоны коры головного мозга.

а) сенсорные; б) моторные; в) праксические; г) ассоциативные.

6. Скелетной мускулатурой тела и движениями, а также действиями человека управляют зоны коры головного мозга:

а) сенсорные;б) моторные; в) практические; г) ассоциативные.

7. Действие, помогающее человеку осознавать его значение для других людей, называется:

а) умением; б) импульсивным поведением; в) поступком; г) навыком.

8. Отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения действия, обеспечивает часть действия:

а) ориентировочную; б) исполнительную; в) контрольную; г) корректирующую.

9. Термин «ориентировочная основа действия» в научный язык ввел:

а) А.Н. Леонтьев; б) С.Л. Рубинштейн; в) Л.С. Выготский; г) П.Я. Гальперин.

10. Процесс объективизации накопленного личностного опыта называется:

а) экстериоризацией; б) интериоризацией; в) трудовой деятельностью; г) общением.

11. Преобразование действий при интериоризации включает:

а) синтез; б) подражание; в) импринтинг; г) перенос.

12. Основной единицей анализа деятельности выступает:

а) операция; б) действие; в) мотив; г) цель

13. Понятие операции как единицы деятельности введено в научный словарь:

а) Дж. Брунером; б) Л.С. Выготским; в) Ж. Пиаже; г) А.Н. Леонтьевым.

14. Осознаваемый результат, на достижение которого направлено поведение, называется:

а) потребностью; б) мотивом; в) целью; г) задачей.

15. Процесс, направленный на достижение цели, называется:

а) операцией; б) действием; в) мотивом;

Литература раздел 8: 1,2,3,4,5,6.10.

Информационное сопровождение: ПК, м/м проектор, экран,м/м презентация.



3. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1.Примерное соотношение баллов текущего рейтинга

п/п

Формы работы

Максимальное количество баллов за выполнение задания


На занятиях

Соотношение количества баллов по дисциплине с учетом изучения всех модул


min - 60;


max - 100.

1

За работу на семинаре, практических и лабораторных

2

Написание контрольной работы

4

Выполнение теста


Самостоятельная работа

1

Написание реферата, эссе,

2

Подготовка доклада

3

Разработка презентации

4

Составление таблиц и др. формы работы

3.2. Рейтинг-контроля

3.2.1. Технологическая карта дисциплины

Наименование дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

Статус дисциплины в рабочем плане

Количество часов (общая трудоемкость)


Смежные дисциплины по учебному плану

предшествующие:

последующие:

Входной модуль

(проверка остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)

Содержание

Форма работы

Количество баллов 5 %


Тестирование

min

max

ИТОГО

0

5

Базовый модуль№1

Содержание

Форма работы

Количество баллов 30%

Текущая работа

работа на семинаре

min

max


доклад




разработка презентации доклада




Составление тестов и вопросов суждений




Составление дополнительной библиографии




Письменная работа




Обзор периодики



Промежуточный контроль

Тестирование



Итого



Базовый модуль №2

Содержание

Форма работы

Количество баллов 40%



min

max

Итого



Итоговый модуль

Содержание

Форма работы

Количество баллов 25%


Тестирование

min

max

Итого



Дополнительный модуль

Базовый модуль/ тема

Форма работы

Количество баллов 18%



min

max

Итого



3.2.2Рейтинговая книжка студента
по дисциплине «Дошкольная педагогика»

Формы рейтингового оценивания

№ темы

Темы лекций

Кол-во часов

Количество баллов

1


2


2




3









3.2.3 Вопросы к экзамену

1.Предмет психологической науки. Общее понятие о психике, её структуре и функциях.

2.Структура современной психологической науки. Специфика задач и методов различных отраслей психологии в зависимости от предмета изучения.

3.Становление предмета психологической науки в различных направлениях зарубежной и отечественной психологии.

4.Понятие методологии, метода, методики в психологии. Принципы психологического исследования.

5.Классификация методов психологического исследования, особенности их выбора и применения.

6.Проблема критериев психики. Особенности психического отражения и формы поведения на различных стадиях развития психики в филогенезе.

7.Культурно-историческая теория развития психических функций Л. С. Выготского и её значение для психологической науки.

8.Основные закономерности развития психики человека в онтогенезе.

9.Ощущения как способ познания действительности. Способы измерения и оценки чувствительности.

10.Основные свойства ощущений. Значение сенсорной организации для развития человека.

11.Восприятие как способ познания действительности. Закономерности формирования перцептивного образа. Механизмы пространственного восприятия.

12.Основные свойства восприятия. Проявления свойств восприятия в иллюзиях различных видов.

13.Общая характеристика внимания. Вклад различных психологических теорий и современное понимание внимания.

14.Свойства внимания, методы их исследования и развития.

15.Основные виды внимания и закономерности их развития в онтогенезе.

16.Общая характеристика памяти. Основные психологические теории и методы исследования памяти.

17.Процессы памяти. Сравнительные характеристики произвольного и непроизвольного запоминания.

18.Виды и типы памяти. Индивидуальные способности памяти человека.

19.Закономерности развития памяти в онтогенезе. Способы совершенствования процессов памяти.

20.Общая характеристика воображения. Значение воображения в жизни человека.

21.Воображение и творчество. Закономерности развития воображения у детей.

22.Понятие и виды мышления, отличие мышления от предшествующих форм познания действительности.

23.Вклад различных психологических теорий в современные исследования мышления.

24.Особенности творческого мышления.

25.Проблемы развития мышления в онтогенезе. Соотношение мышления и речи.

26.Общая характеристика и виды речи. Особенности психологической структуры.

27.Особенности внешней, внутренней и эгоцентрической речи.

28.Общая характеристика эмоций, их значение в жизни человека. Основные формы выражения и виды эмоций и чувств.

29.Основные психологические теории и методы исследования эмоций.

30.Эмоции и чувства. Развитие эмоциональной сферы личности.

31.Общая характеристика эмоциональных состояний. Понятие стресса как адаптационного синдрома. Значение стресса в экстремальных ситуациях.

32.Общая характеристика воли. Представление о воле в различных психологических теориях.

33.Структура волевого действия. Способы и приемы волевого регулирования.

34.Проблема определения типов и построения типологий в психологии.

35.Сравнительный анализ различных типологий, их вклад в современное понимание природы индивидуальных различий.

36.Общая характеристика темперамента. История учений о темпераменте в психологии.

37.Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента.

38.Оценка Б. М. Тепловым значения теории И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности для психологии.

39.Исследования индивидуально-типологических особенностей человека и их физиологической основы в трудах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина, В. С. Мерлина и др.

40.Выделение компонентов темперамента в различных психологических теориях.

41.Представление о темпераменте и характере в современной зарубежной психологии.

42.Роль темперамента в развитии качеств характера, личности

43.Проявление темперамента в деятельности и общении. Индивидуальный стиль деятельности.

44.Особенности взаимодействия с представителями различных типов темперамента.

45.Представления о характере в психологии. Соотношение темперамента, характера, личности.

46.Структура характера. Становление характера в процессе социализации индивида.

47.Понятие об акцентуациях характера.

48.Типология и методы исследования акцентуированных личностей.

49.Акцентуация характеров у подростков (А. Е. Личко), способы взаимодействия с представителями различных видов.

50.Проблема способностей в психологии. Вклад различных представлений о природе способностей в современные исследования способностей.

51.Предпосылки и факторы развития способностей. Соотношение способностей и задатков.

52.Структура способностей. Проблема соотношения общих и специальных способностей.

53. Соотношение понятий индивида, личности, индивидуальности в психологии.

54. Основные направления и принципы исследования личности в отечественной психологии.

55. Основные направления и принципы исследования личности в зарубежной психологии.

56. Основные компоненты структуры личности в различных психологических теориях.

57. Проблема развития личности в психологии.

58. Проблема направленности личности в отечественной психологии.

59. Понятие мотивации в психологии, вклад различных психологических теорий в современные представления о мотивации.

60. Потребности и мотивы. Роль потребностей как основы мотивации деятельности.

61. Виды мотивов. Развитие мотивационной сферы личности.

3.2.4. Тематика контрольных работ

1. Представления о душе в философии Древней Греции (Платон, Аристотель).

2. Развитие психологии в Новое время

3. Общая характеристика бихевиоризма.

4. Общая характеристика гештальтпсихологии

5. Глубинная психология и её развитие в XX веке.

6. Общая характеристика гуманистической психологии.

7. Развитие отечественной психологии.

8. Развитие психики животных.

9. Теории личности в отечественной психологии.

10. Гуманистическая теория личности А. Маслоу.

11. Творческое мышление.

12. Теории мотивации.

13. Становление сознания человека.

14. Проблема бессознательного в психологии.

15. Становление и развитие Я - концепции личности.

16. Психологические особенности развития речи в онтогенезе.

17. Психологические теории внимания.

18. Развитие мышления в онтогенезе.

19. Теоретические подходы к изучению мышления в зарубежной и отечественной психологии.

20. Теоретические подходы к изучению памяти в зарубежной и отечественной психологии

21. Рассеянность внимания и способы борьбы с ней.

22. Индивидуальные особенности процесса памяти: способы тренировки и развития.

23.Особенности творческого воображения в различных видах профессиональной деятельности.

24.Проблемы развития творческого воображения.

3.2.5.Тематика курсовых работ

1. Личность как субъект общественных отношений.
2. Психологическая структура личности и диагностика ее развития.
3. Психоаналитический подход в исследовании личности: фрейдизм и неофрейдизм.
4. Проблема личности в гуманистической психологии.
5. Типологический подход в исследовании личности.
6. Факторный подход в оценке личностных черт.
7. Направленность в структуре личности.
8. Мотивированное поведение как характеристика личности.
9. Социализация и индивидуализация как формы развития личности.
10. Социодинамические теории личности.
11. Психодинамические теории личности.
12. Интеракционистские теории личности.
13. Соотношение способностей и успешности обучения.
14. Способности в структуре личности.
15. Теоретические основы диагностики и прогнозирования способностей.
16. Профессиональные способности и их развитие.
17. Диагностика и прогнозирование способности к обучению.
18. Способности и возраст.
19. Взаимосвязь темперамента, характера и способностей.
20. Теоретические и практические способности.
21.. Учебные и творческие способности.
22. Темперамент и стиль деятельности.
23. Темперамент и особенности умственной деятельности.
24. Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей темперамента.
25. Происхождение темперамента и возможности его изменения и развития.
26. Состояние проблемы характера в отечественной психологии.
27. Принципы и методы изучения характера.
28. Характер и темперамент.
29. Проявление характера в деятельности.
30. Воспитание и самовоспитание характера.
31. Развитие эмоций к чувств в животном мире и в обществе.
32. Фрустрация как механизм формирования эмоций.
33. Онтогенез эмоциональной сферы человека и становление сферы чувств.
34. Динамика эмоциональных явлений, ее объективная и субъективная обусловленность.
35. Эмоции и чувства как ценность (как предметная ориентировочная деятельность).
36. Чувства и потребности.
37. Воля как процесс сознательного регулирования поведения.
38. Волевые качества личности и их развитие.
39. Психологические особенности формирования временной перспективы у акцентуированных личностей.
40. Восприятие временной перспективы в зависимости от возраста.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


№ п/п

Компетенция

Конкретизированные цели

Оценочные средства контроля сформированности компетенции

01.12.13

ОПК-1

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности ;


Знать:- сущность и структуру образовательных процессов;

теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

способы взаимодействия педагога с детьми

различные диагностики для решения различных профессиональных задач;

бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

Владеть:

способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны субъектами педагогического процесса

Уметь:

системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

использовать методы психологической и педагогической накуки

Текущий контроль:


1.Написание контрольной работы

2.Заполнение таблиц по темам

модуля

3.Составление дополнительной библиографии отечественных и зарубежных психологов.

4.Разработка презентации доклада по теме "Методы познания человека"

5.Выступление на практических занятиях

6.Выполнение реферативных работ

7.Написание эссе на тему"Что значит психология в жизни человека?"

8.Выполнение тестовых заданий












Рубежный контроль

экзамен




2

ПК-3 -способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации

Знать:

закономерности психического
развития и особенности их
проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

способы психологического и педагогического изучения
обучающихся;
способы взаимодействия
педагога с различными субъектами
педагогического процесса;
способы построения
межличностных отношений в
группах разного возраста;
особенности социального
партнерства в системе образования;
способы профессионального

Уметь:

использовать методы
психологической и педагогической
диагностики для решения
различных профессиональных
задач;

учитывать в педагогическом
взаимодействии различные
особенности учащихся;

Владеть:


способами осуществления
психолого-педагогической
поддержки и сопровождения;


Текущий контроль:


1.Аналитические сообщения.

2.Составление тестов и вопросов суждений

3.Выполнение письменной работы

4Выполнение проектной работы по теме "Методы психологического исследования"

4.Выполнение тестовых заданий

5.Подготовка докладов и выступлений к практическим занятиям

6.Выполнение контрольных работ

7.Подготовка материалов мультимедиа к реферативным материалам

8.Решение психологических задач













Рубежный контроль:

экзамен








© 2010-2022