План-конспект урока по технологии на тему Санитария и гигиена. Физиология питания

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Санитария и гигиена. Физиология питания».

Цели: ознакомить учащихся с правилами поведения и внутренним распорядком в кабинете «Технология»; научить соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования; ознакомить с правилами оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травм; рассказать о программе и задачах курса «Технология»; познакомить учащихся с основными функциями питания, составом пищевых продуктов, с понятием «рациональное питание»;

воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, прививать навыки аккуратности в работе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, таблица «Состав пищевых продуктов»

Словарь: белки, углеводы, жиры, витамины, рациональное питание, минеральные вещества, пища.

Ход урока:

  1. Организация урока. Приветствие

  2. Проверка готовности учащихся к уроку

Знакомство учащихся с планом работы на год

Ознакомление учащихся с задачами предмета, принадлежностями, материалами, инструментами, которые понадобятся на уроках.

Вы пришли в необычный класс -

Здесь технологии научу я вас.

Мастерская оборудована для любого дела -

Обработка ткани, продуктов,

Создание интерьера.

Каждая девочка хорошо должна знать,

Как домашним хозяйством управлять:

Как продуктов вести экономно расход,

Как приготовить плов, желе, компот.

Должны уметь вы и шить, и вязать,

Штопать, стирать, и вышивать.

Домашнее хозяйство - искусство непростое,

Но вы научитесь - ведь дело молодое!

Кулинария, рукоделие - все сумеете,

На швейной машине работу одолеете.

А выполняя свой первый творческий проект,

Порадуете обновкою модной или изобретете рецепт.

Коротко познакомила вас я, друзья,

С тем, что поможет освоить вам технология.


  1. 1) Изучение общих правил техники безопасности в кабинете «Технология», санитарно-гигиенических требований

Инструктаж по правилам техники безопасности

Учитель закрепляет за каждым учащимся рабочее место, знакомит с опасными местами в кабинете, требующими особой осторожности в обращении с ними.

На уроках технологии вам придется пользоваться режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями - обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности.

Правила техники безопасности подразделяются на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.

Общие правила техники безопасности

(Учащиеся записывают в рабочую тетрадь.)

1. Приходи на урок за пять минут до звонка.

2. Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учителя.

3. Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).

4. Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.

5. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

6. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

7. Употребляй инструмент только по назначению.

8. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

9. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование в беспорядке.

11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

13. Не разговаривай во время работы.

14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

15. Во время перемены выходи из кабинета.

16. По окончании работы убери свое рабочее место.

Знакомство с правилами оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травм

Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечка первой помощи располагается в кабинете всегда на одном и том же видном месте (показать место ее нахождения).

Вы должны уметь оказать первую помощь пострадавшему.

В случае поражении электрическим током необходимо:

1) Освободить пострадавшего от действия тока:

- отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;

- отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;

- при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.

2) Вызвать «скорую помощь».

3) Оказать первую медицинскую помощь:

- уложить пострадавшего на подстилку;

- распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт;

- обрызгать лицо и шею холодной водой;

- растереть грудь и конечности спиртом;

- при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

При порезах необходимо:

- при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;

- промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фурацилином);

- обработать рану йодом;

- наложить повязку;

- при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану наложить давящую повязку.

При ушибах необходимо:

- положить на место ушиба холодный компресс;

- забинтовать ушибленное место.

При термическом ожоге необходимо;

- смочить обожженное место спиртом или раствором соды;

- наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;

- забинтовать.

При ожоге кислотой (уксусной) необходимо:

- обильно смочить обожженное место раствором соды;

- наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;

- покрыть ватой;

- забинтовать.

Ознакомление с действиями учащихся в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при эвакуации из кабинета технологии.

Учитель рассказывает о порядке действий учащихся.

2) Значение питания в жизни человека

Учитель. Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания. Веками люди упорно заняты добыванием пищи. Почему же питание так необходимо человеку? Наукой твёрдо установлены три функции питания.

Первая функция заключается в том, чтобы снабдить организм энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива.

Вторая функция питания заключается в снабжении организма «строительным материалом», то есть веществами, из которых впоследствии организм создаёт новые клетки взамен отмерших. Таким строительным материалом являются жиры, белки, углеводы, минеральные вещества.

И, наконец, третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, которые требуются в малых количествах, но и без них человеку не прожить.


  1. Игровой момент

Название основных биологически активных веществ вам хорошо известно. Можете ли вы назвать его сразу? Нет? Тогда вспомним этот термин, сыграв в «Поле чудес».

в

и

т

а

м

и

н

ы

Условия игры:

Учащиеся называют по очереди букву и, если эта буква есть в слове, пытаются назвать отгадываемое слово - витамины.


  1. Состав пищевых продуктов

Учитель. Питание приносит человеку больше пользы, даёт необходимую энергию для работы и учёбы в том случае, если пища разнообразна, содержит необходимые питательные вещества - белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.

Белки представляют основу элементов клеток. Несмотря на то, что белки составляют 1/5 часть человеческого тела, организм обладает лишь незначительными белковыми резервами. Единственным источником образования белков в организме являются белки пищи. Поэтому белки являются совершенно незаменимыми в ежедневном питании человека в любом возрасте. Белковое голодание довольно быстро приводит к тяжелому расстройству здоровья. Особенно чувствителен к недостатку белка детский организм. Белковая недостаточность приводит к задержке, а затем к полному прекращению роста, вялости, похуданию, малокровию и т.д. Сколько же белка необходимо ежедневно человеку? Это зависит от возраста, трудовой деятельности и др.Так, например, 5-7 летнему требуется 3,5 грамма белка на один килограмм веса ежедневно, а взрослому человеку примерно 1,1-1,3 грамма белка на килограмм веса тела.

Жиры в организме выполняют роль не только энергетического резерва, но и входят в состав клеточных структур. Высокая калорийность жира позволяет организму существовать даже при полном голодании в течении нескольких недель.

Принято считать, что в рационе здорового человека около 30% общей калорийности пищи должны составлять жиры. Это означает, что человек должен съедать 80-100 граммов жира в день. Кажется много, ведь мы не съедаем столько жира в чистом виде. Но тут важно знать, что жир входит в состав всех продуктов. Богаты жиром мясо и рыба, сыр и печенье и т. д.

Углеводы. В течение дня человек потребляет углеводов гораздо больше, чем других пищевых веществ. Главная функция, которую выполняют углеводы, - снабжение организма энергией. Потребность в углеводах в очень большой степени зависит от энергетических трат организма. У работников физического труда и спортсменов она значительно выше, чем у людей умственного труда, и зависимости от этого потребность в углеводах может варьироваться от 300 до 900 граммов в сутки.

Минеральные вещества - совершенно необходимые составные части пищи. Недостаточность их в питании может вызвать различные заболевания. К минеральным веществам относятся, например, поваренная соль, соли кальция, железо и др. Больше всего человек потребляет поваренной соли. Какова же потребность человека в соли? Всего 10-15 граммов поваренной соли требуется человеку ежедневно. 3-5 граммов содержится в натуральных продуктах, 3-5 граммов в хлебе, остальные 3-5 граммов используются при приготовлении пищи. Но избыточная соль вредна, так как загружает ненужной работой сердце и почки.

Из 3,5 кг минеральных солей, содержащихся в организме взрослого человека, более килограмма приходится на долю кальция. Примерно 98 процентов кальция содержится в костях и зубах. Вот почему организму растущего ребёнка совершенно необходимы дополнительные количества кальция. Его потребность составляет 1-1,2 грамма в день. Лучшим источником кальция является молоко. Практически 0,5 литра молока или 100 граммов сыра удовлетворяют суточную потребность в кальции.

Витамины - незаменимые вещества пищи, действующие на организм в минимальных количествах. В настоящее время известно несколько десятков витаминов: А, В, Д, С, Р, Е, К и др.

Длительное отсутствие витаминов в пище приводит к характерным заболеваниям, получившим названия авитаминозов. При этом человек быстро утомляется, у него падает сопротивляемость организма против простудных и инфекционных заболеваний.

5. Работа с учебником

А. Проверка усвоения темы. А теперь открыть учебники изучить таблицу №4 (учебник, с.57), повторяя название и полезность питательных веществ и знакомясь с содержанием этих веществ в разных продуктах питания.

Закрепление. Каждой группе выдана карточка-задание с названиями питательных веществ.

1 карточка: Углеводы. Белки.

2 карточка: Жиры. Витамины.

3 карточка: Минеральные вещества. Вода.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

Время обдумывания 7 минут.


  1. Рациональное питание

Учитель. Вся жизнь человека связана с питанием. Для поддержания здоровья человеку требуется пища строго определённого качества. Состав пищи зависит от многих условий: характера труда, времени года, возраста, пола и т.д.

Рациональное питание состоит из трёх принципов: умеренность, разнообразие, режим приёма пищи.

Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией. При длительном избытке энергетической ценности пищи часть жиров и углеводов начинает откладываться в виде резервного жира, что приводит к увеличению массы тела и в последующем к ожирению.

Второй принцип рационального питания- разнообразие. Население нашей планеты использует для питания тысячи пищевых продуктов и ещё больше кулинарных блюд. И всё многообразие складывается из различных комбинаций пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды. Важно также помнить о витаминах, занимающих особое место в питании. Отсюда возникает непобходимость максимально использовать в повседневном питании натуральные продукты- носители витаминов (овощи, фрукты, рыба и т.д.)

Третий принцип- режим приема пищи. В основу режима питания должны быть положены четыре основных принципа:

А. постоянство приёма пищи по часам суток.

Б. дробность питания в течение суток.

В. Максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приёме пищи.

Г. Правильное распределение количества пищи по её приёмам в течение дня.


  1. Проверка усвоения темы

А. Каждой группе задание: три принципа рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приёма пищи. Описать кратко каждый из них. Даётся 5 минут. С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Б. Каждой группе раздаются листы А3. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.


  1. Физкультминутка

Учитель предлагает детям сделать несколько простых упражнений, которые помогут снять усталость, напряжение и укрепят здоровье.

1.Энергичная ходьба на месте, при которой надо широко размахивать руками и максимально высоко поднимать колени. Продолжительность 1-1,5 минуты. Это упражнение тонизирует основные мышечные группы, усиливая кровообращение.

2.Из исходного положения стоя, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч, поднимаясь на цыпочках, надо одновременно разгибать и напрягать спину, а руки завести ладонями за голову и развести локти в стороны при запрокидывании головы. Повторить 4-5 раз в течение 1 минуты. Это упражнение тонизирует мышцы спины, снимает застойные явления в затылочной области, усиливает кровоток.

3.Стоя, руки на талии, выполняются повороты туловища с разведением рук в стороны. На поворотах - вдох, возвращение в исходное положение - выдох. Повторить 5-6 раз в течение 1 минуты. Это упражнение тонизирует косые мышцы спины, усиливает в них кровообращение.

4.В исходном положении стоя выполняются энергичные махи руками из-за спины через стороны за голову и обратно. Руки расслаблены. Продолжительность 1-1,5 минуты. Это упражнение усиливает кровоток и снимает напряжение с верхних конечностей.


  1. Практическая работа.

Составление меню завтрака.

Задание: Составить меню завтрака на 600-700 ккал.

  1. Закрепление изученного материала

Вопросы:

1.Какие требования к содержанию своего рабочего места вы должны выполнять?

2. Где должны находиться и как располагаться инструменты во время работы?

3.Почему за каждым учеником закреплено определенное рабочее место?

4. Где и как хранятся материалы, оборудование, инструменты?

5. Какой должна быть одежда учащихся на уроках технологии?

6.В каком виде необходимо содержать свое рабочее место?

7. Какие требования к дисциплине должны вами исполняться неукоснительно? Почему это так важно?

8. Какими инструментами и оборудованием можно пользоваться на уроках технологии?

9. Что необходимо сделать по окончании работы?

10.Сделайте вывод: что обеспечивает строгое следование правилам техники безопасности? К каким последствиям может привести игнорирование этих правил?

После проведенного инструктажа учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности

Везде и всюду правила-

Их надо знать всегда!

Особенно это касается

Уроков школьного труда.

Любая работа требует сноровки -

Обращайся с инструментами ловко!

Инструментом пользуйся исправным -

И тогда, конечно, избежишь ты травмы!

Не приходят сами по себе умения-

Приложи старание и терпение.

Организованность, трудолюбие, внимание

Помогут овладеть технологическими приемами

И получить знания.

Эти правила никогда не забывай,

На каждом уроке их соблюдай!

  1. Подведение итогов урока

Письменное задание (метод рефлексии)

Учитель предлагает учащимся письменно продолжить предложения, давая объяснение избранной позиции:

Я буду выполнять правила безопасности труда потому, что…

Несоблюдение санитарно-гигиенических требований неминуемо приведёт к…

Заключительное слово учителя.

Учитель. Сегодня мы на уроке рассмотрели основные принципы рационального питания, ознакомились с составом пищевых продуктов. Эти знания, я думаю, помогли вам понять, что любое, а тем более систематическое, отклонение от принципов рационального питания наносит существенный вред здоровью.

Питание-это основа жизни. Рациональное питание- залог здоровья, бодрости, длительной жизни, гарантии от появления недугов. Помните об этом всегда.

2. Подсчёт баллов. Выставление оценок.

3. Домашнее задание. К следующему уроку к теме: «Приготовление холодных блюд. Блюда из свежих овощей» принести форму: фартук, косынка.

Домашнее задание: знать правила безопасности труда, санитарно-гигиенические требования и правила поведения на уроках технологии.


© 2010-2022