Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации

Иркутского районного муниципального образования

МОУ ДОД ИРМО «Станция юных натуралистов»













Методическая разработка экологической акции:

«Красота и польза. Вторая жизнь

пластиковой бутылки»





Выполнил: Капилова Юлия Викторовна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ИРМО «СЮН»







2015 г.

План

I. Вступление.

II. Проблема утилизации мусора в разных странах и в России

III Проведение акции «Нет мусору!»

  1. Проблема выброса пластиковых бутылок. И примеры использования их в быту

  2. Теперь о применении с пользой...

  3. Мастер-классы «Красота и польза. Вторая жизнь пластиковой бутылки»

  4. Еще несколько интересных идей для творчества

  5. Заключение


  1. Вступление (о чем говорить с детьми)

- Тут есть такое твердое правило, -
сказал мне позднее Маленький принц. -
Встал поутру, умылся, привел себя в порядок -
и сразу же приведи в порядок свою планету.
(Антуан де Сент-Экзюпери.
«Маленький принц»)

Весна обнажила грязные улицы. Каждую весну, как только сходит снег, мы обнаруживаем на улицах горы мусора повсюду, среди этих гор много пластиковых бутылок. Именно проблеме утилизации пластиковых бутылок и посвящается акция.

Проблема мусора считается экологической проблемой номер один.

Задается вопрос взрослым, детям и себе:

Куда девать использованные пластиковые бутылки?

Что с ними делать?

Почему их не убирают?

А если их и вывозят, то куда?

Что происходит с ними в дальнейшем?»

Главной целью акции является формирование у молодого поколения особого отношения к привычному мусору (пластиковым бутылкам) - не как к твердым бытовым отходам и фактору загрязнения, а как к ценному вторичному сырью.

Для изучения и решения проблемы бытовых отходов в виде пластиковых бутылок, необходимо поставить перед собой следующие задачи:

  1. Организовать инициативную группу для проведения акции

  2. Собрать теоретический материал по проблеме утилизации мусора

  3. Разработать план мероприятия

  4. Организовать, провести и проанализировать акцию «Нет мусору!»

  5. Собрать необходимый бросовый материал для проведения мастер-классов

  6. Провести мастер-классы на тему «Красота и польза. Вторая жизнь пластиковой бутылки»

5. Организовать выставку «Красота и польза. Вторая жизнь пластиковой бутылки»

6. Привлечь как можно больше народу к проблеме выброса ТБ отходов

7. Проанализировать полученные результаты

8. Подвести итоги

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве- там и тут.

И в нашу речку утекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку-

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озёр и рек,

И сокрушается природа:

- Зачем всё это, Человек?!...

Беда куда ни погляди…

И я услышал стон природы:

- Что натворил ты, Человек?!...

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой-

Шибали запахи волной.

Не речка- сточная канава

Плескалась тихо предо мной.

И грустным был венец Природы-

Её создание - Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

Всё может быть, всё может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем всё час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

уже в реке нельзя попить.


  1. Проблема утилизации мусора в разных странах и в России (о чем говорить с детьми)

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за ГОД мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.

По оценке американских экспертов в области охраны природы, проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается еще одна опасность - погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством.

Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:

- рост производства товаров массового потребления одноразового

использования;

- увеличение количества упаковки;

- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию

вещи заменить новыми.

- большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Доля такого мусора увеличивается с каждым годом. Это характерно не только для промышленности, сельского хозяйства, мегаполисов, но и для отдельно взятых жителей.

Везде, где появляется человек, остается мусор. Количество людей неуклонно растет и, конечно, количество мусора тоже. В нашей стране свалки растут с каждым днем. Они привлекают ворон, голубей и крыс - разносчиков инфекций, бродячих собак и кошек. Гниющие отходы - среда развития некоторых болезнетворных микроорганизмов. Проволока, обрезки досок могут стать причиной травм. Свалки - причина загрязнения воздуха, почвы, водоемов. То есть, главным источником увеличения бытовых отходов является Человек, а основными методами использования бытовых отходов в мире являются: сжигание (оно рассматривается как средство сокращения общего объема отходов, одновременно позволяющее использовать отходящее тепло), рециклирование (то есть переработка для дальнейшего использования, утилизация) и закапывание. Однако каждая страна борется с мусором по-своему.

Примеры:

«На сегодняшний день в мире по количеству городских отходов лидирует Америка. Каждый американец выбрасывает более 2 килограмм мусора в день, что составило 254 миллиона тонн в год. Это примерно в два раза больше европейца. Большая часть этого мусора, около 55%, все еще закапывается в землю, 12% сжигается и только 33% используется повторно.

Для сравнения, Германия использует повторно 70% своих отходов». «В Японии проблема обращения с отходами особенно актуальна еще и потому, что там попросту нет места для захоронения отходов. Отходы активно используют при создании насыпных территорий в океане. Решение проблемы бытового мусора, без преувеличения, зависит от каждого человека, и одно из главных достижений Японии - то, что не следует ничего выбрасывать до тех пор, пока сохраняются какие-либо полезные свойства, что расточительность неуместна».

«Немцы выбрасывают на помойку ежегодно более 40 млн. тонн отходов, половину из которых составляет домашний мусор. Раньше в Германии, как и сейчас в России, все сваливали в кучу и несли в серую бочку. Потом стали делить отходы: стекло к стеклу, бумагу к бумаге. Бочки должны стоять недалеко от домов, но не далее 15 м от проезжей части, чтобы облегчить работу мусорщикам. В серую бочку теперь несут только остаточный мусор, старые газеты, журналы и картонные коробки. В желтую бочку выбрасывают банки, бутылки, полимерную и бумажную, а также частично металлическую упаковку, на которой стоит «зеленая точка». Зеленая бочка предназначена для биоразлагаемых пищевых отходов, которые перерабатываются в компост. Голубая бочка для бумаги и картона. Эти бочки, стоящие перед входом в дом или подъезд, опустошаются раз в две недели специальными машинами, принадлежащими сообществу или его уполномоченному на вывоз городского мусора предприятию. Лекарства с просроченной датой принимают аптеки. Для старых батареек есть приемные пункты в любом супермаркете. О вывозе холодильников нужно договариваться заранее».

«С начала 70х до конца 90х годов в России бытовых отходов стало в 4 раза больше. Это миллионы тонн. И произошло это по причине улучшения культуры упаковки и появления большого количество одноразовой упаковки. По этому показателю мы почти догоняем Запад. Проблема утилизации мусора стоит особо остро в больших городах, таких как Москва. Сегодня Москва выбрасывает 10 млн. т. с промышленных отходов примерно по 1т на каждого жителя! Из них 40-50 % подвергается переработке или сжигается (гораздо большая часть всех отходов), еще 30-40 % вывозится, а еще около 10% оседает в черте города, где их уже около 3 млн. т.

Проблема утилизации бытовых отходов очень остро стоит перед правительством. Поэтому переработка вторичного сырья - самый перспективный способ улучшения экологического состояния окружающей среды».

Перерабатывается не более 2%, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения, Несмотря на строительство специальных полигонов и создания свалок с упрощенным контролем, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. С «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. Эти свалки не только уродуют ландшафт, но и угрожают человеческому здоровью.


  1. Проведение акции «Нет мусору!»

Подготовительной частью является акция«Нет мусору!».

Развешиваются плакаты с призывами:

ВКЛЮЧАЙСЯ В АКЦИЮ "НЕТ МУСОРУ!"

Как известно, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят! Поэтому, внимание всем, кому не безразлично, где мы живем. Включайся в проект "Нет мусору!" Ведь Земля - не помойка!

ПОМНИ:

Бумага разлагается 2 года;

жестяная консервная банка - 90 лет;

алюминиевая банка из-под колы - 500 лет,

для распада стекла нужно более 1000 лет!

Жвачка - это тот продукт, который никогда самостоятельно не разлагается. Поэтому не бросай и не прилепляй жвачку (кто хоть раз "вляпывался" в нее, поймет), а перед тем, как выкинуть жвачку в урну, заверни в бумажку.

НА УЛИЦЕ.

1-й этап: просто удержаться от соблазна бросить бумажку на землю.

2-й этап: донести бумажку до ближайшей урны.

3-й, сверх этап: поднять и донести до урны чужую бумажку! Пустые

бутылки не разбивать, а поставить возле урны - те, кому надо, подберут.

НА ПИКНИКЕ.

Принцип прост: "С СОБОЙ ПРИНЕС - С СОБОЙ УНЕС!" складывай отходы в пакет - и в следующий раз можешь смело возвращаться на то же место. Важно на природе не разбрасывать стекло: о битое стекло могут пораниться люди, животные, от преломления солнца через осколки может загореться лес.

ДОМА.

Вещи, которые стали не нужны, не выбрасывай, а меняй, или отдавай тем,

кому они нужнее.

Например, одежду отнеси в церковь, или аккуратно сложи у мусорного бака,

кому надо - подберут.

НА ДАЧЕ.

Методом компостирования переработать мусор, который может гнить или разлагаться.

Это пищевые отходы; бумага и картон; трава, ботва и другие растительные остатки.

Для этого в дальнем уголке усадьбы складывай этот мусор в кучу, в которой невидимые

помощники - огромная армия микробов, бактерий и насекомых - переработают отходы

за 2-3 года. Но при этом обязательно следует ухаживать за компостной кучей: еженедельно

поливать водой, ворошить вилами, лопатой, стараться измельчить мусор. Полученный перегнивший компост - прекрасное удобрение на вашем дачном участке для всех видов овощей, цветов и ягод.

И так, цель данного этапа работы: доказать значимость проблемы бытового мусора на примере отдельных семей.

Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь их скапливается очень много. В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий. Традиционно всё это выбрасывается.

Решать глобальные проблемы, например, строительство мусороперерабатывающего завода, мы пока не можем, но все таки… Мы можем провести опрос учащихся и родителей:

- важна ли проблема мусора?

В течение недели провести анализ бытовых отходов (% содержания бумаги, пластика, пищевых отходов и др.) и прийти к выводу:

- надо ли менять наши взгляды на проблему мусора;

- изменять ли образ жизни;

- проанализировать, что мы уже делаем, чтоб решить эту проблему;

- что мы можем еще сделать?

К примеру:

· Сдавать макулатуру, бутылки и консервные банки в близлежащие пункты приема вторсырья.

· Покупать долговечные товары и свести к минимуму потребление продукции одноразового пользования.

· Покупать напитки в многоразовых бутылках и сдавать пустую тару, которую можно использовать вторично.

· Для покупок в магазине использовать холщевую сумку, тогда не понадобятся пластиковые пакеты, которые приходится выбрасывать.

· Не покупать впрок лекарства, бытовую химию и др. - по истечению срока хранения придется их выбросить.

· Не выбрасывать старые добротные вещи (одежду, игрушки, мебель, технику), которые нам не нужны. Найти им нового хозяина или из старых вещей изготовить новое, дать им вторую жизнь.

Рекламируя свои достижения, проводить выставку «Старым вещам - новую жизнь».

· Залогом будущего урожая с грядок могут служить пищевые отходы - прекрасный материал для компоста.

· Объяснять людям остроту экологических проблем в частности мусора, выступать с призывами.

· Включаться в экологические акции и организовывать самим уборку мусора с территории школы, близлежащей территории, очистку родников, речки, своего дома· Учится собирать и сортировать мусор, учить этому других.

Эксперимент, предлагаемый учащимся, заключался в следующем:

«Узнать, сколько мусора выбрасывает каждая семья. Для этого предлагается исследование: в течение недели собирать мусор раздельно в 4 пакета (стекло, бумага, пластик и пищевые отходы).

Результаты: фиксировать в таблице (цифры, как пример):


Стекло

4,2кг.

Бумага, картон

1,5кг.

Пластик

2,5 кг.

Пищевые отходы

6 кг.

Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Подсчитать, сколько мусора может скопиться у одной семьи за год (пример):

Стекло - 83кг.

Бумага, картон - 30кг.

Пластик - 49 кг.

Пищевые отходы - 119 кг.

Произведя расчеты, можно прийти к следующим выводам:

Переработка 100 кг. макулатуры спасет 1 дерево.

Если бы одна семья каждый год сдавала макулатуру, то мы бы за 3 года спасли одно дерево!

Переработка 1000кг. макулатуры экономит 20000 л. воды, 1000квт. электроэнергии.

Если бы мы макулатуру сдавали на переработку, то мы бы сэкономили за год 600л. воды и 30квт. электроэнергии!

Количество отходов в год на 1 человека, исходя из нашего примера, составляет 100 - 150 кг. Мусора выбрасывается очень много, заметно, что почти все отходы бытового назначения возвратные, т. е. их можно использовать в качестве вторичного сырья. Поэтому, отходы можно и нужно сортировать и сдавать в различные приёмные пункты, либо использовать вторично. Например, пищевые отходы (для тех, у кого есть сад или кто живет в своем доме) можно собирать в специальные контейнеры для корма, использовать его для домашнего скота или бездомных животных. Металлолом и стеклотару сдавать в приёмные пункты. Стали открываться приёмные пункты по сбору пластиковых и алюминиевых бутылок и банок.

Сортировка мусора - это трудоёмкая и хлопотная работа, но это очень выгодно.

Над этой проблемой стоит задуматься».

Главным итогом исследовательской работы могут стать рекомендации взрослым и детям:

Чтобы сократить количество отходов:

- Не брать лишних бумажных и целлофановых мешков в магазине или использовать их повторно.

- Писать и рисовать на обеих сторонах бумаги.

- Стараться покупать напитки в бутылках, которые можно сдать.

- Не покупать больше чем может понадобиться.

Уметь выбрасывать мусор:

- Дома мусор выбрасывать в мусорный мешок.

- Ведро должно обязательно закрываться крышкой, т.к. отходы могут быть

токсичны.

- Выбрасываемый мусор плотно закрыть, чтобы не рассыпался по дороге.

- Выбрасывать мусор в специально отведённые места.

- Мелкий мусор на улице выбрасывать только в урны.

Вторично использовать отходы:

- Одежду, которую мы носим можно отдать нуждающимся.

- Не выбрасывать старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться. Можно отдать в детские дома, интернаты, садики, библиотеки.

- Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для приготовления удобрений.

Все ли отходы имеют вторую жизнь и как их можно использовать. Оказалось, что часть отходов можно использовать вторично самим. Это зависит от нашего желания, творчества, фантазии, выдумки.


  1. Проблема выброса пластиковых бутылок. И примеры использования их в быту. (О чем говорить с детьми)

В нашем быту постоянно образуются так называемые ТБО - твёрдые бытовые отходы. И почти всему тому, что обычно идёт в мусорные вёдра и специальные пакеты для сбора мусора (за редким исключением), рачительный хозяин и умелец может дать вторую жизнь, заставить бросовой материал послужить красоте и пользе. В доме, на даче, при выходе "на природу".

Особенно большую часть ТБО составляет полиэтиленовая тара - полиэтиленовые бутылки разных объёмов, размеров и форм, разные баночки и флаконы от шампуней, дезодорантов, жидкого мыла и т.п., бачки, в которые обычно фасуют технические жидкости для бытового применения - очистители стёкол, автомобильные шампуни и масла... Иногда этих отходов ТО- образуются целые горы. Куда это всё девать? Обычно сбором и утилизацией таких ТБО занимаются коммунальные службы населённых пунктов, муниципальные коммунальные организации. Но это в крупных городах и районных центрах, в крупных посёлках городского типа, в достаточно больших сёлах и станицах. А что делать со всем этим "добром" на загородной даче, в маленьком населённом пункте?

Лучше всего, конечно, применить с пользой! Проблемы утилизации пластика в промышленных масштабах оставим специалистам соответствующих организаций. Только здесь уместно будет сделать одну, но существенную ремарку: полиэтиленовая тара, как утверждают учёные, будучи просто выброшенной, может разлагаться под воздействием внешних факторов окружающей среды 200 лет и более. Поэтому не надо делать стихийных свалок и просто выбрасывать ПЭТ бутылки где попало. Всем нам нужно думать об экологии окружающей среды - это наш мир и мы в нём живём!


  1. Теперь о применении с пользой...

Одноклассники и друзья. Нас объединяют многие общие дела, среди них - походы, изучение природы родного края. Во время походов огорчает засорённость территорий. Пластиковые бутылки - на каждом шагу. Если их сжигать, ядовитый дым загрязнит атмосферу.

А можно ли их не бросать и не сжигать? Из пластиковых бутылок можно сделать полезные вещи и сэкономим деньги родителей.

Что делать?

1. Исследовать пустую пластиковую бутылку.

2. Подумать, где можно использовать её свойства.

3. Изготовить полезные предметы.

Результаты наблюдений которые можно провести с детьми в походе:

Любая пустая пластиковая бутылка представляет собою мягкий предмет, который можно разрезать ножницами. Из наполненной бутылки, вода может вытекать по разному: тоненькой струйкой, средней струёй и сильной струёй. Закрытая пробкой пустая пластиковая бутылка не тонет на поверхности воды и даже может выдержать некоторый груз.

Как можно использовать свойства пластиковой бутылки?

Водоплавающие средства первой необходимости:

- спасательный пояс,

- плот повышенной плавучести,

- мост для переправы через водную преграду.

- умывальник и мыльница.

- специальная вешалка для полотенец, платков и технической ветоши.

Да, можно этими вещами воспользоваться самим и предложить их использование всем туристам. Природа родного края станет чище!

Родители похвалят, потому что спасательный пояс стоит 150 рублей, плот

(матрац) - 1000 рублей. О мосте и говорить нечего! Умывальник вместе с мыльницей стоит рублей 100. 1250 рублей- солидная экономия!

Действительно у пластиковой бутылки может быть вторая жизнь. Из пластиковых бутылок можно сделать много полезных вещей, которые принесут не только пользу в походе, но и сэкономят бюджет в домашнем быту.

В опытных руках пустая пластиковая бутылка может превратиться в десятки полезных приспособлений для сада и огорода во все времена года. (Рис.1)

Допустим, вам необходимо отлучиться на некоторое время, оставив вашу рассаду огурчиков и помидорчиков без присмотра и полива. В этом случае, именно пустая пластиковая бутылка поможет вам организовать капельный полив. Для этого отрежьте донышко у бутылки, а в крышечке бутылки острым предметом (шилом, гвоздем) сделайте несколько проколов. Вкопайте несколько таких бутылок горлышком вниз в землю, примерно на треть, рядом с растениями, нуждающимися в поливе. Как вариант, можно подвесить такие бутылки на крючки из проволоки. Теперь наполнив бутылки отстоянной теплой водой, спокойно можете оставить свои растения на необходимое вам время, и не переживать о рассаде - капельный полив из бутылок не даст питомцам засохнуть. Ведь подсыхающая почва будет вытягивать воду из бутылок, и поить корни растений.

Бутылки со срезанными донышками и вставленные друг в друга могут послужить хорошей, а главное функциональной заменой водосточной трубе. Такая водосточная труба, приставленная к крыше строения, будет не только собирать дождевую воду в нужную емкость, но и одновременно насыщать воду кислородом. Собранная таким способом аэрированная дождевая вода очень полезна для растений, они обязательно порадуют отличным урожаем.

Когда придет пора готовить свой приусадебный участок к зиме, снова пригодятся бутылки. Они помогут предохранить молодые плодовые деревья не только от морозов, но и от солнечных ожогов. Берется пластиковая бутылка подходящего диаметра, отрезается донышко и верхняя зауженная часть с горлышком. Полученный цилиндр разрезается вдоль с одной стороны и надевается на ствол у грунта, слегка присыпается землей. Дальше таким же образом двигаемся вверх по стволу, каждый уровень закрепляйте удобным способом (скотч, проволока, веревка). Воздушная прослойка между корой и пластиком надежно предохранит деревья и от трескучего мороза и от излишней солнечной радиации. Весной останется только аккуратно освободить деревья от пластиковой защиты.

Черенкам плодовых кустарников также сможет пригодиться пластиковая защита. Накройте обильно политые черенки крыжовника или смородины отрезанной половинкой бутылки. Бутылка не даст влаге быстро испариться, а во влажном воздухе черенки дольше остаются свежими, легче зимуют, а с приходом весны быстрее растут.

Давая пластиковым бутылкам вторую жизнь, вы не только облегчаете себе жизнь, и экономите деньги из семейного бюджета, но и сохраняете природу!

Многое зависит от количества накопившейся у вас полиэтиленовой тары. Если полиэтиленовых бутылок накопилось очень много - можно взяться за строительство из них беседки или даже дома. Например, на даче. Обыденное явление - увидеть на огородах грядки или дорожки, аккуратно, ровненько огороженные низенькими "заборчиками" из вкопанных в землю полиэтиленовых бутылок. Сверху, при желании, такие "заборчики" можно даже покрасить. Аналогично можно огородить, например, детскую площадку. А, будучи раскрашенным в яркие цвета, такое ограждение может выглядеть очень даже привлекательно. Вот вам и бросовой материал!

Пойдём последовательно, "от простого к сложному". Вариантов использования пластиковых бутылок без особых затрат труда и напряжения фантазии, оказывается, достаточно много.

Итак, имеем "исходный материал" в виде пластикового хлама... "Разношерстного", "разнокалиберного" и разноцветного. Закатываем рукава и приступаем к делу. (Рис.2)

Не утруждая себя изысканной фантазией, проделываем в бутылке три отверстия (например, нагретым на газовой плите крупным гвоздём) и получаем... смеситель для кухонной мойки. Вода холодная, вода горячая... Затыкаем сливное отверстие мойки стандартной пробкой и далее в воде нужной температуры моем всё, что нам надо. (Рис.3)

Бояться того, что пластиковая бутылка просто быстро расплавится в горячей воде, не следует. Лучше, конечно, смешивать воду аккуратно, начиная с холодной. Но, вообще-то, ПЭТ-бутылка - не такая уж и хлипкая штука. Туристы могут в ней даже вскипятить себе воду на чай. К моторному топливу полиэтиленовая бутылка тоже проявляет стойкость. Вот умелец и приспособил ее себе вместо топливного бачка к мопеду (Рис.4)

А в такой импровизированной обуви, пожалуй, можно не бояться и укуса гадюки в лесу (Рис.5)

Кстати, такие вот большие полиэтиленовые бутыли, в которых продаётся бутилированная природная вода, прекрасно подходят для изготовления из них кормушек для птиц (вырезаем противоположные боковые стороны, оставляя по 5-7 сантиметров снизу), поилок для цыплят и т.п.

А этот умелец, видимо в отместку своей жене за разбитое зеркало заднего вида на своём авто, приспособил в качестве оного зеркальце из её дамской сумочки. Опять же, с помощью "держателя", изготовленного из полиэтиленовой бутылки (Рис.6)

Чтобы домашнему коту не попался под лапки ваш сотовый телефон в качестве игрушки, защитить его во время зарядки аккумулятора от розетки бытовой электросети можно вот таким нехитрым способом (Рис. 7)

Аккуратненько обрезаем подходящую бутылочку, разогретым гвоздиком проделываем два отверстия под штырьки сетевой вилки зарядного устройства и спокойно заряжаем.

Находятся предприимчивые люди, которые приспосабливают обрезанную полиэтиленовую бутылку в качестве держателя прутьев метлы и продают такие изделия по 230 рублей за штуку (в исходнике ценник на метле хорошо виден) (Рис.8)

Тут уж и в самом деле всё по принципу: отходы - в доходы!

А уж возможностей использования такого бросового материала, как пластиковые бутылки, пластиковая тара парфюмерно-косметических и гигиенических продуктов - вообще неперечислимое множество! Посмотрите как умельцы используют ПЭТ-бутылки для изготовления декоративных вазочек, рюмочек, фужеров, графинчиков, цветов и салфетниц... (Рис.9)

Вооружаемся острым ножом или скальпелем, ножницами, электровыжигателем, красками, клеем (лучше марок БФ или "Момент"), цветной бумагой, окрашенным пшеном или кварцевым песком для нанесения объемных рисунков (содержится, например, в больших предохранителях, применяемых в энергохозяйстве - можно попросить у знакомых энергетиков перегоревшие) и ... начинаем творить Красоту и Пользу. На радость себе, своим родным и друзьям.

Даже профессиональные дизайнеры не гнушаются использовать пластиковые бутылки в своём креативном творчестве больших форм. Посмотрите на этот огромный глобус, установленный на городской площади. Он тоже сделан из пластиковых бутылок.(Рис.10)

Главное - было бы желание творить!


  1. Мастер-классы «Красота и польза. Вторая жизнь пластиковой бутылки»

  1. Мастер-класс. «Люстра из пластиковых бутылок» (Приложение 2)

  2. Мастер-класс «Кактус из пластиковой бутылки» (Приложение 3)

  3. Мастер-класс «Цветы из пластиковых бутылок» (Приложение 4)


  1. Еще несколько интересных идей для творчества (Приложение 5)


  1. Заключение

Давая пластиковым бутылкам вторую жизнь, вы не только облегчаете себе жизнь, и экономите деньги из семейного бюджета, но и сохраняете природу!








Приложение 1.


Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Рисунок 1.



Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Рисунок 2.



Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Рисунок 3.


Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Рисунок 4.


Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Рисунок 5.


Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Рисунок 6.


Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Рисунок 7.


Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Рисунок 8.


Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Рисунок 9.


Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Рисунок 10.






































Приложение 2 Мастер-класс. «Люстра из пластиковых бутылок»


Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары


  1. Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Нам понадобятся:
- тетрапаки, цвет на ваше усмотрение, смотря что вы задумали...
- ножницы, чем то надо же листья вырезать...
- паяльник, это для обработки листиков...
- проволока, тонкая для скручивания веточек...
- проволока стальная для каркаса...

  1. Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

Тетрапаки разрезаем на кусочки... величина зависит от задуманных вами листиков... затем придаём каждому кусочку форму листика... тут нужна только ваша фантазия, навыки выстригания вы ещё в детстве приобрели ...

    Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тарыВключаем паяльник...
    Так как тетрапаки сами по себе цилиндрические, то и листья получаются не плоские... фишка в том, что от нагрева паяльником их коробит в неизвестном направлении...
    Теперь надо проплавить раскалённой иголкой в каждом листике по парочке дырочек для проволочек... одной дырки мало, листик будет болтаться

      Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тарыТакже раскаленной иголкой прожигаем жилки на листочке

        Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тарыБерём тонкую проволоку для веточек, нарезаем на кусочки длиной 15-20см. Берём листик и продеваем в него проволочку из дырочки в дырочку восьмёркой)... возле листика концы проволочек скручиваем на 10-15 мм. на один из кончиков нанизываем следующий листик, начиная с крайней дырочки... и так далее - нанизываем, скручиваем... оставляйте концы проволочек не меньше 2-х см. Берёте следующую проволочку, складываете пополам, зацепляете за последний листик и скручиваете вместе с хвостиком от предыдущей проволочки, сантиметра на 2-3... веточка становится толще, уже в 4 проволочки... Далее формируете веточки по усмотрению... естественно что листики следует чередовать по размеру и цвету...

          Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тарыТеперь надо придумать форму каркаса...
          Для каркаса берем 5 кусков стальной проволоки по 60-70 см. согнула их С-образно и вставила их в кольцо из тетрапака, оставив 5-угольную дырку в центре... получилось ~ 10 веток...
          Ну и вот на это сооружение теперь и надо накручивать изобретённые веточки... начинать лучше снизу, а далее накладываем по принципу черепицы


          Приятного мастерства!!!







          Приложение 3. Мастер-класс «Кактус из пластиковой бутылки»


          Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары


          1. Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Заготовка из пенопласта и горшочка

          2Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Поставили на ножки для удобства

          3Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Покрасили в основной тон, пусть сохнет

          4Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Порезали бутылочку. Использовала 3 цвета, коричневый добавила в темную полоску, чтобы ярче получилось. Ширина полоски не более 1 см.

          5Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Покрошили и сделали дырочки при помощи горячей иголки

          6Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Одели на проволочку

          7Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Нажарили "шашлычков" на свечке

          8Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Скрутили проволочки у 6 темных полосок, проволочку оставила около 2 см, она нужна для начальной фиксации

          9Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Разметила фиксацию на заготовке

          10Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          В середину воткнула проволочку смазанную клеем.

          11Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Теперь по полоскам приклеили все и еще завязала проволочки внизу.

          12Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Начали работать со светлыми полосами. Проволочку втыкаем в основу, остальное клеим. Лишнее снизу сразу убираем.

          13Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Один кусочек готов. Если где виден пенопласт, то просто подклеить лишние кусочки потом.

          14Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Половина готова

          15Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Есть кактус

          16Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Посадили в гипс, пусть дает корни

          17Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          А пока делаем цветы. взяли два цвета: розовый и оранжевый.

          18Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          собирала в петельки и делала цветочки

          19Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          И вот результат

          20Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          С другой стороны

          Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Целая коллекция

          Приятного мастерства!!!


          Приложение 4. Мастер-класс «Цветы из пластиковых бутылок»


          1. Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Необходимые материалы:

          - пустые пластиковые бутылки;
          - нож:
          - ножницы;
          - лак для ногтей.

          2. Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Отрежем верхнюю часть бутылки (от горлышка) ножницами

          3. Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Получились заготовки для двух разных цветков: верхняя и нижняя части бутылки

          4Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Одну заготовку для цветка разрезаем так, как показано на фото.

          5 Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Сколько сделать лепестков, тычинок и чашелистиков Вам подскажет ваша фантазия.

          6 Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Концы лепестков обрежем так, чтобы они имели соответствующую форму.

          7 Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Чашелистики отогнем от основания.

          8 Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          И закрутим их при помощи ножа - пилки.

          9 Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Проделаем тоже и с лепестками.

          10 Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Тычинки закрутим внутрь цветка примерно так, как показано на фото.

          11Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Теперь можно покрасить верхнюю и нижнюю часть лепестков цветка лаком для ногтей.
          Цветок получится ярче и красивее. Как это сделать Вам подскажет фантазия.

          12 Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Вот, что получилось

          13 Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Теперь займемся изготовлением цветов из пластиковых бутылок другой формы. Для этого возьмем нижнюю часть бутылки.

          14 Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          В нижней части бутылки пластик немного толще, чем в верхней части бутылки. Нарезать лепестки и тычинки будет несколько сложнее. Но в этом цветке не придется закручивать лепесточки.

          15 Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Изготовление цветов из пластиковых бутылок мы закончили. Теперь нужно придумать, где их расположить в Вашем саду. Их можно прибить гвоздями к дереву или старому пню, который остался после того, как вы спилили дерево. Но это зависит от Вашей фантазии.







          Приятного мастерства!!!

          Приложение 5

          Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Рисунок 1. Розы из пластиковых бутылок


          Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Рисунок 2. Висячий сад


          Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары


          Рисунок 3. Цветок из пластиковой бутылки


          Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Рисунок 4. Пальма из пластиковых бутылок


          Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Рисунок 5. Башня и оформление дома при помощи пластиковых бутылок


          Разработка экологического урока на тему Вторичного использования пластиковой тары

          Рисунок 6. Бабочки из пластиковых бутылок




































          Литература и ИНТЕРНЕТ-ресурсы

          1. Красная книга. Раздел «Отходы и охрана окружающей среды»

          2. А.Г. Незавитин, В.Л. Петухов, А.Н. Власенко и др. «Проблемы экологии», Новосибирск, «Наука», 2000г.

          3. О.В. Жабин «Лучшие идеи для домашней мастерско: игрушки, подарки, предметы, интерьер», М., Полиграфиздат, 2010.

          4. Х.Масмутова «Идеи для дачи своими руками», М., Эсмо, 2010

          5. namusoril.ru/

          6. liveinternet.ru/

          7. s30893898787.mirtesen.ru/

          8. ИНТЕРНЕТ-рисунки


          © 2010-2022