• Преподавателю
  • Технология
  • Эссе Я-учительучителя технологии, педагога дополнительного образования, реализующего внеурочную деятельность МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» Корсаковского городского округа Сахалинской области

Эссе Я-учительучителя технологии, педагога дополнительного образования, реализующего внеурочную деятельность МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» Корсаковского городского округа Сахалинской области

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЕ

«Я -учитель»

Любимовой Ирины Борисовны,

учителя технологии, педагога дополнительного образования,

реализующего внеурочную деятельность

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Корсаковского городского округа Сахалинской области



В этом году обучающиеся 11-х классов писали итоговое сочинение, и одна из его тем «Важно ли человеку самому выбирать свой жизненный путь?». Я уже несколько лет подряд являюсь организатором по проведению ЕГЭ в аудитории. В день проведения итогового сочиненияя тоже работала в аудитории и, как героиня фильма «Доживем до понедельника», учительница английского языка, думала: «Какая нелегкая тема! Ну что могут написать 17-летние юноши и девушки, не знающие жизни, не испытавшие на практике особенности той или иной профессии?» «Напишут! Куда они денутся»,- успокоил ее историк Мельников. С ним нельзя не согласиться. Но мечтать можно о чём угодно, и написать можно что угодно. А вот как оно обернется в жизни? Как все сложится?

В аудитории тишина… И моя жизнь, как в киноленте, замелькала назад, в тот далекий 1987год. О чем мечтала 15-летняя девочка? В тот год я закончила художественное отделение Корсаковской школы искусств и мечтала стать учителем изобразительного искусства. Но… Не судьба. Мечта моя не сбылась. Хабаровский педагогический институт сразу после школы остался для меня недосягаемым. Художественное творчество пришлось отложить… И в 1991 году я получила тоже достаточно творческую профессию -портная верхней одежды. Как же интересно было познавать секреты кройки и шитья уже не на школьном, а на профессиональном уровне. Огромный жизненный опыт и мастерство портного я получила, работая в ателье города. Но желание постоянно учиться новому, расти и развиваться подтолкнули меня к приобретению следующей профессии. И вот я уже сдаю экзамены в торгово-экономический техникум. Какие-то 4 года, и у меня в руках - диплом технолога общественного питания. Творчество! Сколько в этой профессии творчества? Кулинария с детства была моимувлечением. И с огромным воодушевлением я стала работать в кафе города, уже на должности заведующей производством.

Работа увлекала меня, но чего-то все-таки не хватало, не было душевного удовлетворения. Пока было не понятно чего…Моя сестра - учитель начальных классов и работает в школе. Я часто приходила к ней в школу и всегда ощущала трепет в душе. Весёлый ребячий гомон, пытливые детские глаза. И я подумала: а почему бы не объединить две профессии, которыми я владею, в одну - учителя технологии.

И вот я учусь на первом курсе Сахалинского государственного университета и работаю учителем технологии в школе №2. В начале своей деятельности я перечитала очень много педагогической литературы, обращалась к мыслям и практике педагогов-новаторов. Наиболее близок мне по духупедагог, психолог Шалва Александрович Амонашвили. Основным тезисом работы учителя он считал формулу: «Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!» (как Авиценна наставлял врача). Ошибка врача влечет за собой ухудшение здоровья пациента. Ошибка педагога в определении личности ребенка, методах воспитания и обучения - неправильно сформированную личность. «Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс».

Мне понравилось в теории Ш.А. Амонашвили его умение формулировать основные принципы работы учителя, которыми я и сегодня руководствуюсь в своей работе: «Не навреди!», «Будь надеждой для школьника!», «Дари себя детям!»,«Знай, к чему стремишься!», «Постоянно ищи в ребенке богатство его души!», «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!».

Я во «второй» уже 9 лет. Было трудно, но интересно.Трудно - потому что, приходилось постигать азы педагогики как в теории, так и на практике. А интересно, потому что учитель - это вечный поиск, работа над собой, терпение, трудолюбие и творчество, творчество, творчество. Вместе с желанием работать, растет профессионализм, опыт, понимание, что все, что я делаю - делаю неслучайно и не зря. За эти годы работы в школе я добилась некоторых успехов, которые вдохновляют меня идти дальше, не останавливаться на достигнутом. В 2014 году закончила СахГУ и стала дипломированным специалистом, я - классный руководитель 9 «А» класса, руководитель предметного методического объединения учителей технологии, физкультуры и ОБЖ, являюсь руководителем творческого объединения «Страна мастеров» в рамках внеурочной деятельности.

Моя мечта стать учителем осуществилась. И тот огромный опыт и багаж, полученный до работы в школе, мне очень помогает. Я действительно умею многое сделать своими руками: вязать, шить, печь, готовить, увлекаюсь лепкой, валянием из шерсти. Пробую себя в мыло- и свечеварении. И свои знания и умения с удовольствием передаю детям. Мне очень нравится, когда ко мне обращаются за помощью или советом в этих областях мои ученики, коллеги, руководство школы и мои друзья. Я сразу себя чувствую нужной, полезной и значимой для людей и родной школы. Работая руками, ты передаешь свою душу, будь то платье, картина, булочка, поделка из бумаги или пластилина. Тепло рук остается в изделии навсегда.Понимание этого я передаю своим ученикам.

Мое педагогическое кредо - прежде чем учить, учиться самой, узнавать что-то новое, пробовать новые методики преподавания, новые материалы и инструменты, новые техники декоративно-прикладного творчества.

Сегодня бытует расхожее мнение, что такие учебные предметы, как «Технология», «Музыка», «Изобразительное искусство» и т.д. не являются значимыми, важными, серьёзными, как, например, математика или русский язык. Но, на самом деле, это мнение неверное, так какроль современного предмета «Технология»в развитии творческого потенциала личности очень и очень велика.

Все мы хорошо понимаем, что меняются требования к качеству образования, сегодня необходимо воспитание личности, способной к жизни в высокотехнологическом, конкурентноспособном мире.Меняются критерии качества образования. Ими становятся адекватное самоопределение выпускников, их профессиональная мобильность, функциональная компетентность, а не просто успеваемость по учебным предметам. Конечно, значительный потенциал в решении этих задач имеет учебный курс «Технология» и создание в школе системы технологического образования. Необходимость серьёзного отношения к проблемам технологического образования, которая призвана формировать у обучающихся технологическую культуру, сегодня является актуальной, как никогда. «Технология» является предметом учебного плана, имеющим большой нереализованный педагогический потенциал. При условии грамотно выстроенного педагогического процесса она несёт большую гуманистическую составляющую, так как именно в технологии может быть достигнута большая степень успешности каждым ребёнком. На уроках технологии, на занятиях внеурочной деятельности «Страна мастеров» каждый может состояться как творец.

Мы сегодня много говорим о необходимости динамичной работы с одарёнными детьми - и это правильно. Другой вопрос - кого мы в своей учительской практике считаем талантливым и почему? Если серьёзно на современном уровне развивать технологическое образование, то значительная часть детей сможет найти свою образовательную нишу с ростом познавательных интересов, и, следовательно, с высокой степенью учебной и творческой мотивации.

«Технология», как никакой другой предмет, позволяет в полном объёме применять в практической созидательной деятельности знания, полученные в процессе обучения, потому что в основе стандарта обучения технологии является проектная деятельность. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью и научно-техническим творчеством, обучающиеся решают одновременно сразу несколько задач, связанных с культурой труда, дизайна, потребительской, информационной, графической, экологической культурой. В результате развития проектно-исследовательских навыков и научно-технологического творчества обучающихся:

- повышается уровень познавательного интереса школьников;

- активизируется стремление к овладению практическими навыками деятельности;

- появляется устойчивый интерес к учёбе;

- формируются потребности в самообучении, саморазвитии, самореализации.

Несмотря на определённую ценность и значимость предмета «Технология» в формировании личности человека, сегодня есть и проблемы, которые могут нанести ущерб тому ценному, наработанному годами в области технологического обучения и воспитания.

Сегодня «Технология» живёт по остаточному принципу. Технология перестает быть базовой единицей учебного плана, тогда как в Англии, Франции, Нидерландах «Технология и дизайн» - ведущий предмет.

Предпрофильная подготовка обучающихся, имеющая большой потенциал формирования устойчивых профессиональных намерений, сводится к распределению часов на русский язык и математику для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классах, тем самым полностью выхолащиваются её задачи и содержание.

Нет массовой практики участия младших школьников в смотрах-конкурсах по защите проектов и техническому творчеству, а именно в этом возрасте развитие мелкой моторики является ведущей деятельностью для развития интеллекта.

И ещё одно. В условиях развития информационной среды каждый второй ребёнок считает возможным получить результат, если нажать клавишу компьютера. Виртуальные магазины, виртуальные путешествия, в результате виртуальная жизнь. Если ещё лет 15 назад человек воспринимал реальность всерьёз, как естественную данность, в которой приходится жить и трудиться, то сегодня ребёнок ищет пути самоактуализации в виртуальной жизни, всё больше времени отдавая виртуальным играм - это «разрушительные» технологии.

Медики, психологи, педагоги бьют тревогу, диагноз один - синдром компьютерной зависимости и неадекватных поведенческих навыков в реальном мире. Что можно этому противопоставить? Природа человека ничего другого не изобрела - это только созидательный труд, воплощённый в образовательной практике предметом «Технология».

Современные дети - народ шебутной, рациональный, продвинутый. Если не идти в ногу со временем, то не реализуешь тех идей, которые подтолкнули меня к профессии учителя. Хочется всесторонне развивать каждого ребенка, подготовить к жизни, научить всем тем умениям, с которыми он будет сталкиваться каждый день. Школа, детский коллектив дали возможность передавать мой накопленный опыт в массовой форме. И когда после часовой работыв группах видишь, как старательно, закусив губы, ребятишки вырезают разноцветные ладошки, потом их старательно приклеивают на контур дерева, формируя крону, листья, а потом прикрепляют к стене и любуются своим произведением, на душе становится тепло и радостно: это плоды твоего труда, они приносят пользу.

А главное, добиться чего-либо в этой профессии нельзя без талантливых детей, а делаем детей талантливыми только мы.

У меня действительно талантливые ученики.Мы стараемся принимать участие во всех конкурсах и смотрах декоративно-прикладного творчества. Я и мои ученики участвовали в региональной выставке научного и технического творчества, декоративно- прикладного искусства студентов, аспирантов и школьников и преподавателей и сотрудников образовательных учреждений Сахалинской области и награждены дипломами и благодарственными письмами. В 2015 году я приняла участие в муниципальном конкурсе «Лучший образец сувенирной продукции Корсаковского городского округа» и награждена грамотой Департамента социального развития. С моими учениками участвовали в конкурсе «Наш родной Корсаковский хлеб» и получили благодарственное письмо генерального директора ЗАО Корсаковскийхлебокомбинат В.А. Потехина. В 2013 году Благодарственное письмо вручил ректор СахГУМисков Б.Р. за поддержку творческой инициативы подрастающего поколения.

Сегодня мне хочется продолжать удивлять учеников чем-то новым, уходить в работе от рутинности, механичности, банальности. Я считаю, что общая культура и образованность личности преподавателя есть основа, на которой строится любая воспитательная общепедагогическая технология. Педагог К.Д. Ушинский писал: «Только личность может воспитать личность».

Последний ученик дописал свое сочинение…. Надеюсь у наших выпускников будут хорошие результаты. Ведь очень важно правильно выбрать жизненный путь - дело всей жизни, чтобы гореть на работе, любить свою профессию и гордится ею: «Я учитель!».

Мечта сбылась….

И закончить свои размышления на заданную тему я бы хотела словами замечательного русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Мне очень хотелось бы в будущем стать именно таким учителем. Во всяком случае, я буду делать все возможное и постоянно стремиться к совершенствованию.



© 2010-2022