Программа ДО по технологии «Умелые руки»

В настоящее время в современных школах мало внимания оказывается трудовым навыкам," трудовое обучение вытесняется из учебных планов. Возникает проблема, где же дети научатся пилить, строгать, пользоваться молотком, разовьёт свои технические способности? Поэтому можно сформулировать цель объединения «Умелые руки». Цель: создание условий и реализация творческих способностей детей в деревообработке. Задачи: Закрепление умений и навыков, полученных на уроках технологии. Развитие и раскрытие творч...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка.

В настоящее время в современных школах мало внимания оказывается трудовым навыкам, трудовое обучение вытесняется из учебных планов. Возникает проблема, где же дети научатся пилить, строгать, пользоваться молотком, разовьёт свои технические способности? Поэтому можно сформулировать цель объединения «Умелые руки».

Цель: создание условий и реализация творческих способностей детей в деревообработке.

Задачи:

  • Закрепление умений и навыков, полученных на уроках технологии.

  • Развитие и раскрытие творческих способностей (индивидуальных) учащихся.

  • Сформировать умения и навыки работы с измерительными инструментами, лобзиком, выжигательным аппаратом.

  • Сформировать навыки работы на станке СТД-120м (точение деталей).

  • Помочь ознакомиться с особенностями профессий, связанных с деревообработкой.

  • Обогащение опыта ведения домашнего хозяйства, бытового ремонта

  • Освоение проектного метода

  • Воспитание гражданина России, гражданской ответственности, как будущего созидателя, труженика (трудовая деятельность)

Программа рассчитана на 3 года для детей 9-12 лет.

Тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1 год




Художественная обработка древесины




1

Вводное занятие и инструктаж по ТБ

1

1


2

Рабочее место. Устройство верстака.

1

1


2

Древесина, породы древесины.

2

2

-

3

Фанера, ДВП, ДСП, шпон

2

2


4

Столярные инструменты, инструменты для разметки.

2

1

1

5

Устройство лобзика. Инструменты и приспособления для выпиливания. ТБ.

1

1

-

6

Заправка полотна (пилки) в лобзик. Выпиливание лобзиком. ТБ

4

2

2

7

Особенности рисунка для выпиливания, выбор рисунка, подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу.

4

2

2

8

Приёмы выпиливания. Выпиливание по наружному контуру.

6

1

4

9

Инструменты для создания отверстий: коловорот, сверлильный станок. Приёмы работы.

2

1

1

10

Приёмы выпиливания. Выпиливание по внутреннему контуру.

10

1

9

11

Выпиливание узоров.

6

1

5

12

Лак. Виды. Техника нанесения. ТБ

4

2

2

13

Отделка, зачистка изделия. Оценка работы.

2

1

1

14

Творческая работа по выбору учащихся

20

-

20

15

Электролобзик.

2

2

-

16

Выжигание. ТБ

1

1

-

17

Подготовка заготовки для выжигания.

4

1

3

18

Приёмы и методы выжигания.

4

1

3

19

Выбор рисунка. Нанесение рисунка на основу.

2

1

1

20

Творческая работа по выбору учащихся.

20

-

20

21

Комплексные работы по выпиливанию и выжиганию

28

2

26

Изделия из вторсырья.




22

Вторая жизнь бытового мусора.

4

1

3

23

Чеканка.

10

-

4

24

Изделия из пластмассовых бутылок. Приёмы работы.

8

2

6

25

Изготовление поделок из древесины и фанеры

10

2

8

26

Итоги года. Анализ.

2



Всего 1 год

162 ч



2 год




Художественная обработка древесины




1

Экскурсия на пилораму

4

-

4

2

Устройство СТД -120м. ТБ

4

2

2

3

Режущие инструменты. ТБ

6

4

2

4

Измерительные инструменты

4

2

2

5

Выбор материала и подготовка его к работе

4

1

3

6

Приспособление при креплении обрабатываемых деталей

4

1

3

7

Точение цилиндрических форм

10

2

8

8

Точение фасонных форм

8

1

7

9

Конические точения

8

1

7

10

Внутренние точения

10

2

8

11

Выполнение задания на произвольную форму

8

1

7

12

Экскурсия в сройцех

4

-

4

13

Изготовление поделок из древесины и фанеры

10

-

10

14

Творческая работа по выбору учащихся.

10

-

10

15

Изготовление и оформление творческих работ на выставки и ярмарки.

Выставки. Ярмарки.

20

4

16

Мелкий бытовой ремонт




16

Мелкий бытовой ремонт

1

1

-

17

Основные инструменты, материалы и приспособления для креплений.

2

2

-

18

Замена ручек, шпингалетов.

11

1

10

19

Столярный клей

4

1

3

20

Склеивание. Выбор клея.

4

1

3

21

Утепление окон.

4

2

2

22

Изготовление ёлочных и новогодних украшений

20

2

18

23

Заключительное занятие. Анализ.

2

2

-

Всего 2 год

162 ч



3 год




Проектный метод




1

Вводное занятие и инструктаж по ТБ

2



2

Что такое проект?

4

4


3

Основные этапы работы над проектом.

2

2


4

Способы изучения потребностей рынка.

2

2


5

Обоснование темы проекта.

2

2


6

Как составить перечень критериев, которым должно соответствовать изделие?

2

2


7

Планирование работы.

2

2


8

Разработка рекламы.

4

2

2

9

Оценка проекта. Защита проекта.

4

2

2

10

Проект «Подставка для карандашей».




11

Проектирование.

4

4


12

Графические упражнения. Определение свойств древесины. Способы нанесения лака на деревянную поверхность. ТБ.

4

2

2

13

Упражнения: разметка, строгание, пиление, сборка, отделка изделия из древесины. ТБ.

6


6

14

Изготовление изделия.

12


12

15

Отделка изделия. Окраска.

4


4

16

Себестоимость. Расчёт.

2

2


17

Подготовка документации. Оценка изделия по критериям. Презентации для защиты проекта.

8

2

6

18

Защита проекта.

2



Проект «Модель-игрушка наземного транспортного средства»




19

Запуск проекта

2


2

20

Выработка идей, выбор лучшей идеи. Определение размеров. Описание.

2

1

1

21

Планирование изготовления изделия. Изготовление и испытание макетов.

2

1

1

22

Изготовление изделия

8


8

23

Оценка и защита проекта учащимися.

2


2

24

Проект «Детская лопатка для снега»

16


16

25

Проект «Скворечник»

18


18

26

Изготовление подарков и изделий из дерева к знаменательным датам. Организация выставок.

44


44

27

Итоги курса.

2



Всего:

486 ч




Содержание 1-2 года.

Вводные занятия.

Цель: формировать правильное поведение в учебных мастерских, ознакомить с ТБ; сформулировать цели и задачи кружка «Умелые руки». Ознакомить с требованиями к учащимся при работе с древесиной. Подготовка материала к работе.

Экскурсия на пилораму. Изготовление модели машины.

Цель: Вызвать интерес учащихся к изготовлению изделий из дерева.

Выпиливание лобзиком.

Цель: Усвоить основные методы работы с лобзиком. Изготовление поделок при помощи лобзика. Рамка для фотографии. Выпиливание по внутреннему контуру.

Выжигание. Основные элементы, приёмы и методы. Приготовление рисунка к работе. Шлифование, основы выжигания поделок.

Комплексные работы по выпиливанию и выжиганию. Изготовление шкатулки. Применение всех видов выпиливания и выжигания. Оформление выставки. Ярмарка - распродажа поделок.

Изучение устройства СТД -120м.

Цель: Ознакомить учащихся с приёмами работы на СТД - 120м. Уметь выбрать материал и инструменты для изготовления изделия из дерева на станке СТД-120м с использованием различных приспособлений.

Точение цилиндрических форм.

Цель: ознакомить с приёмами изготовления изделий цилиндрических форм (подсвечника, грибка-копилки и т. д.).

Изучение различных форм точения. Конические и фасонные формы.

Цель: ознакомить учащихся с методами и способами использования СТД-120м при изготовлении различных деталей. Изготовление ручки для напильника, шляпки грибка.

Экскурсия в стройцех. Ознакомление с производством досок, реек. Их использование в строительстве. Изготовление кухонных наборов. Разделочные доски.

Изготовление поделок из древесины и фанеры. Ажурная полка для цветов.

Выставки. Ярмарки. Выполнение творческих работ. Проведение ярмарок к праздникам и встречам. Выставки работ в школе, библиотеке, ДДТ.

Заключительные занятия. Подведение итогов.

Мелкий бытовой ремонт.

Цель: Ознакомить учащихся со способами и приёмами устранения мелких бытовых неполадок.

Вторая жизнь бытового мусора.

Цель: ознакомить учащихся со способами применения бытовых отходов в художественных изделиях на примере чеканки из тюбиков и изделий из пластиковых бутылок (кормушка, ваза и т. д.).

Формы и методы работы: наблюдение, беседа, экскурсия, творческий проект, практическая работа, выставка, ярмарка.

Формы контроля: фронтальный контроль, тематический, контроль по конечному результату.

Ожидаемый результат: освоить элементарные приёмы выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, точения конических изделий на станке. Уметь выполнять мелкий бытовой ремонт. Иметь представление о применении вторсырья.


© 2010-2022