Урок-путешенствие по декоративному цветоводству в 8 классе

Изучая комнатные и уличные растения, провожу небольшие уроки-путешествия по данному материалу. Данный материал полезен учителям трудового обучения, где в школах есть профиль--декоративное цветоводство. Данный урок обобщает и закрепляет материал по комнатным растениям. На уроке мы нетолько виртуально путешествуем, но и  знакомимся с интересными фактами про данные растения. С ребятами проводим небольшие опыты--видим, как изменяется окраска листа. Одновременно дети между собою соревнуются, кто из н...
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Суккуленты. Опунция. Алоэ.

Цель: сформировать представление о растениях экологической группы суккулентов: опунция, алоэ.

Задачи:

Образовательные: дать представление о группе суккулентов на примере: опунции, алоэ.

Воспитательные: формирование эстетического восприятия природы; бережное отношение к природе, осознание необходимости защиты всего живого.

Развивающиеся: развитие художественного вкуса, элементов эстетической оценки эффекта декоративных композиций, любознательность к изучению растений.

Оборудование: компьютер, физическая карта полушарий, иллюстрации комнатных растений, натуральные объекты, горшки для посадки цветов, земля, дренаж, лейки с водой, черенки растений-хлорофитума, зигокактуса, толстянки, алоэ; стаканы для проведения опыта, кипяченая вода в чайнике.

План занятия.

  1. Организационный момент.(5 минут)

А) Положительный настрой на работу.

Чтение стихотворения о цветах.

Всю жизнь цветы не оставляют нас

Прелестные наследники природы-

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Они нам продлевают время встреч,

Откладывают время расставания.

Б) Объяснение темы и цели занятия.

Корабль «Цветолет», 2 команды матросов, помощники.

В) Демонстрация на карте пути следования корабля.

1)Тропические леса Амазонки, Индонезии;

2)Субтропики(южные) Африки;

3)Пустыни Мексики;


  1. Повторение материала.

А) Тропические леса Бразилии(заставка на компьютере).

--Какие здесь природные условия для роста растений?

---Очень большое загущение леса, трудно пробираться и очень

влажно, сыро, душно.

1) Определить, какие растения обитают в тропиках.

Выдаются иллюстрации комнатных растений, определить какие растения растут в тропиках.

(кактус, монстера, фикус, бегония, бальзамин, алоэ)

Что лишнее? Почему? ( кактус, алоэ, растут в пустыне).

К какой группе относятся эти растения ? (декоративно-лиственные)

Почему эта группа называется так? ( По красивой окраске листьев).

Какие приспособления у данных растений для жизни в тропиках?

( у монстеры есть «отверстия», по которым вода спускается вниз;

бальзамин лишнюю влагу отправляет вниз в виде капелек воды;

фикус имеет прочные листья, которые не впитывают влагу, а она легко скатывается вниз, отражаясь, как зеркальная).

2) Тропические леса Индонезии ( демонстрация на карте).

--Это растение как называется? (бегония).

--- Что мы знаем про бегонию кленовидную? ( паспорт на бегонию кленовидную).

Родина-тропические леса Индии.

Цветение-не цветет, у нее декоративная листва.

Месторасположение-лучше растет в полутени, не переносит прямых солнечных лучей.

Уход-Летом полив регулярный, зимой-умеренный, но нужно опрыскивать листву.

Размножение-листовыми и стеблевыми черенками.

3) Опыт.

--Растения дышат или нет? (да).

Что они поглощают? (углекислый газ).

У всех растений листва зеленая, а у бегонии красная-следовательно, бегония не питается углекислым газом. Сейчас мы это с вами проверим.

Будьте осторожны у вас в стаканах горячая вода, работаем аккуратно.

Выдаются на столы стаканы с кипяченой водой, листья бегонии.

Измельчить листья бегонии и опустить в кипяток. Посмотреть, что будет происходить с листочками.

Что произошло с листьями? ( они стали зелеными).

Что это доказывает? (Бегония, также питается углекислым газом).

Зачем ей нужна такая яркая окраска листьев?( дополнительно улавливать теплые лучи солнца).

4)Определи растение.

Послушайте легенду про растение.

Как называется это растение?

«В Бразилии один пастух заметил, что козы, поевшие ягоды с этого куста, не спят, а всю ночь резвятся. Он рассказал об этом мулле, который решил на себе испытать действие этих ягод, чтобы не засыпать в мечети. Пастух оказался прав». ( кофе).

5) Обобщение по тропикам.

В каких условиях живут растения тропиков? ( очень жарко, душно, сыро, большое испарение).

Какие у растений есть приспособления для проживания в тропиках?

(яркая окраска листьев, специальные отверстия-разрезы на листьях, упругие, прочные листья, не впитывающие влагу).

Б) Субтропики( заставка на компьютере).

Что значит субтропики? ( находятся вблизи тропиков).

Какие там погодные условия? ( зима дождливая, жаркое, сухое лето).

  1. Определите, что это за растения и назовите их.

--герань --роза

-- папоротник -- хлорофитум.

К каким группам относятся данные растения?

( герань-красивоцветущая, папоротник-к папоротникам,

роза-красивоцветущая, хлорофитум-декоративно-лиственные).


  1. Лучшие паспорта растений.

Герань душистая.

Родина-Южная Африка;

Цветение-весной, летом; цветки яркие, красные, белые.

Размещение-любит свет, но может расти в полутени.

Уход-умеренный полив растения. Легко переносит небольшую засуху, но плох переносит переувлажнение.

Размножение-черенками весной, в конце лета.


Хлорофитум.

Родина-Южная Америка.

Цветение-весной, осенью, цветки небольшие, белого цвета.

Неприхотливое растение.

Размещение-Хорошо растет на свету, но может переносить и полутень.

Уход-регулярно поливать, но может долгое время находится без воды.

Размножение-отпрысками, делением куста.

--Что мы знаем интересного еще про хлорофитум? ( полезно держать на кухне, очищает воздух).


  1. Практическая часть.

Перед вами два горшка, дренаж, земля, отростки хлорофитума, вода.

Ваша задача-правильно посадить отростки растений и рассказать ход работы.

Засыпаем дренаж, затем землю. Делаем небольшое углубление-немного туда добавим воды, посадим растение, его присыплем землею и еще раз польем.


  1. Обобщение по субтропикам.

Мы с вами побывали в субтропиках.

Какие там созданы условия для жизни растений?

(Дождливая зима, жаркое, сухое лето. По этому и растения могут долгое время обходится без воды.)

Остановка в Атлантическом океане.

Перерыв 10 минут.


В) Пустыни.


  1. Рассказ о том, какую картину можно увидеть в пустыне.

  2. Рассказ о суккулентах нашей теплицы и их демонстрация.

Чем отличаются данные растения от остальных? 9 толстые , мясистые стебли, листья)

--Появляются колючки--это видоизмененные листья, чтобы меньше испарялось воды.

--Растения, которые накапливают влагу в стеблях, листьях, а потом ее используют в период засухи называются суккуленты.

3) Характеристика опунции.

Место произрастания-пустыни Мексики.

Представляет собой форму круглых, овальных лепешек, которые нарастают друг на друга. Обратите внимание, какие у нее иголки. Но люди научились собирать плоды опунции в специальных перчатках. Из опунции делают крепкие, легкие весла. Из сока-сироп. Из мякоти-пастилу. Мясистыми корнями опунции лечили переломы костей.

Иголки же самого растения предохраняют от животных, которые любят лакомится сочными растениями.


  1. Характеристика алоэ.

Стебель у алоэ тонкий, изогнутый, желтовато-коричневый. От одного корня отходят несколько стеблей. На стебле сидят листья, плотно обхватывающие его своим основанием.

Листья у алоэ толстые, мясистые, внизу-выпуклые, сверху-вогнутые.

Края листа зазубрены, но без колючек.

Если я полью водой листочек алоэ, что происходит? ( вода не впитывается, а стекает вниз).

---Если я потру рукой листочек алоэ? Что произошло? ( он стал менее блестеть)

Я стерла воск, который предохраняет лист от излишнего испарения.

--В каких целях используют алоэ? ( в народной медицине, от простуды, насморка).

--Из алоэ изготовляют волокна; из них-ковры, морские канаты.

4) Составляем этикетку на алоэ.

Родина-

Размещение-

Уход-

Размножение-

Родина-Южная Африка;

Размещение-светолюбивое растение;

Уход-летом умеренный полив, зимой-редкий (раз в один месяц).

Размножение-верхушками побега, прикорневыми розетками.


  1. Делаем обобщение по суккулентам.

--Какие растения называем суккулентами?

-- Какие приспособления есть у растений, чтобы расти в пустыни? ( колючки, мясистые стебли, восковый защитный слой на листьях).

--Как люди используют суккуленты в своей жизнедеятельности? ( изготовляют весла, волокна, приготовляют сироп, маринуют, используют в медицине).

5) Составление ландшафтной композиции.

Даны растения-кактус, зигокактус, алоэ.

Готовые емкости с землей, лейки. Ваша задача разместить растения в данной емкости, учитывая высоту, отношение к свету растений.

Объяснить в дальнейшем почему так разместили растения?

--Что нужно соблюдать, когда пересаживаем растения? ( полить растение, подрыхлить землю, чтобы воздух проходил).

Г) Закрепление материала о суккулентах.

Кроссворд на знание комнатных растений.


1.Растение, которое похоже на зеленого ежа.

2. Растение, которое состоит из лепешек, нарастающих друг на друга.

3.Это растение используется в качестве лекарства при простуде, насморке.

4.Как называются столбовые кактусы?




КРОССВОРД.

1


2


3


4


(кактус, опунция, алоэ, цереус).

В заключении нашего путешествия слово предоставляется моим помощникам.

Как они оценивают работу своих матрасов на корабле?

( Делают вывод мои помощницы по работе групп).

Д) Обобщение.

Ребята, мы сегодня с вами познакомились еще с одной экологической группой-это суккуленты. Более подробно разобрали таких представителей, как опунция и алоэ. Составили небольшие мини-пустыни, разгадали кроссворд. Капитан благодарит команды моряков за успешное плавание. Так держать!






Кроссворд на знание суккулентов.


1.Растение, которое похоже на зеленого ежа.

2. Растение, которое состоит из лепешек, нарастающих друг на друга.

3.Это растение используется в качестве лекарства при простуде, насморке.

4.Как называются столбовые кактусы?




1


2


3


4








Этикетка:

алоэ.

Родина________________________________________________

Размещение_____________________________________________________

Уход__________________________________________________________


Размещение_________________________________________________








Самоанализ педагогического опыта педагога дополнительного образования Гоголинской Ольги Николаевны.

Я разработала дополнительную образовательную программу « Юный цветовод».

Основная цель: обучить основам цветоводства, сформировать систему практических умений и навыков по уходу за цветочно-декоративными растениями.

Основными приемами и методами в моей работе являются-рассказ, беседа, подготовка рассказа про растение воспитанниками, составление паспорта растения, этикетки растения, создание портфолио, составление проекта озеленения территории. Использую релаксационные методы-устраиваю чайные паузы, в перерывах ходим к животным, кормим, ухаживаем за ними.

В своей педагогической деятельности использую такие средства, как натуральные объекты-оранжерея, учебно-опытный участок.

Также использую компьютер, где наглядно можно посмотреть как правильно можно использовать сочетание тех или иных цветочных культур, как в помещении, так и на улице.

Редкие культурные растения тоже рассматриваем и находим в базе компьютера.

Для работы использую микроскопы, покровные стеклышки, заранее сама делаю препараты.

Много стараюсь использовать наглядности-гербарии, коллекция-«Вредители комнатных растений», коллекция «Растения Красной книги»,

Коллекция «Однолетние цветочно-декораивные растения».

Подбираю и готовлю к каждой теме закрепляющий материал в виде -кроссвордов, загадок, описания растений.

Основными формами работы являются учебные занятия. Наряду с ними применяются другие формы.

Это практическая работа, экскурсии, игры, проектная деятельность, опыты, исследования, индивидуальная работа, участие в конкурсах, массовых мероприятиях.

(Мною была разработана экскурсия в оранжерею).

( Экскурсия по отделам экологии, растениеводства, цветоводства, экскурсия в цветник. Игра «Цветик-семицветик»; викторина «Комнатные растения»; практические занятия: « Обработка многолетников», « Сбор природного материала», « Обработка семян многолетних культур», «Изготовление поделок из природного материала», «Паспортизация комнатных растений», «Черенкование комнатных растений».

Участие в конкурсах «Юннат-2009», « Природа-чудо из чудес», «Зимние мотивы».

Массовые мероприятия: День учителя, семейный праздник ( мною был разработан и проведен), новогодняя елка, день Защитника Отечества, 8 марта.

Была разработана и проведена викторина « Правила дорожного движения».

В своей педагогической деятельности стараюсь использовать новые приемы и методы, такие, как создание портфолио, разработка проекта озеленения территории.

Применение новых технологий это всегда плюс в педагогической деятельности, но с другой стороны с группой в 15 человек что-то новое внедрить в практику и реализовать очень затруднительно.

Для этого я использовала индивидуальные занятия, где-то приходилось приглашать воспитанников, небольшой группой в свободное от занятий время, чтобы более кропотливо и внимательно поработать над объектом.

Часто возникают противоречия, что воспитанники не желают слушать что-то новое про растения. Тогда приходиться вовлекать их в практическую деятельность-- поливаем комнатные растения, рыхлим землю в горшках комнатных растений и одновременно ненавязчиво я рассказываю что-то новое про растения. Либо выполняем из цветной бумаги макеты однолетних, многолетних цветом, и в это время я рассказываю про данное растение.

Главное в своей педагогической деятельности считаю, что нужно постоянно у детей поддерживать интерес к знаниям про цветочно-декоративные растения. Большую часть времени занимают практические занятия. Когда дети прочувствуют, пронесут это через себя, наглядно все увидят, данные знания запоминаются надолго.

С опытом приходит умение правильно общаться с воспитанниками. Не все дети могут сразу раскрыться перед педагогом, моя задача найти что-то ценное в ребенке , суметь раскрыть этот дар у ребенка. Тогда ребенок понимает, что он дорог педагогу.

Дети очень ценят, когда с ними разговаривают на равных. Они больше начинают человеку доверять, ценить, уважать, раскрывать свои сокровенные тайны.

Моделью своей деятельности считаю:

А) заинтересовать ребенка своей деятельностью;

Б) ненавязчиво вовлечь и постоянно поддерживать интерес ребенка;

В) обязательно учитывать индивидуальные особенности воспитанников;

Г) подводить итоги крупных мероприятий, суметь наградить, поощрить каждого ребенка;

Д) привлекать к своей деятельности родителей;

Е)реально оценивать свои плюсы и минусы;

При организации озеленения территории станции, создания зоны отдыха и подготовка проекта.

Цель: эстетико-декоративное оформление территории станции, формирование уголка отдыха как для учащихся, так и для сотрудников; формирование релаксационной зоны отдыха для всех посетителей станции.

Использовались различные методы и приемы.

Вначале была подготовительная работа-изучали разнообразие цветочных культур; проводили конкурс рисунков «Наши цветы»; конкурс проектов по благоустройству территории; подготовка эскиза на бумаге;

Закупка необходимого материала; выращивание качественной рассады; воплощение данной работы на практике; подведение итогов.

В рамках работы данного проекта были задействованы не только дети, но и их родители. Они вместе с ребятами рисовали рисунки, делали проекты, разрабатывали эскизы.

В результате практической деятельности воспитанники получали теоретические знания, наглядно пробовали их применять в жизни.

На протяжении работы педагогом дополнительного образования на станции юных натуралистов приобрела много нового и ценного для себя.

1.Всегда новые знания нужно закреплять на практике.

2.Больше использовать наглядности на занятиях.

3. Детей нужно и важно приучать работать с землей.

4.Постоянно поддерживать интерес к своему предмету.

5. Важно правильно, тактично общаться с воспитанниками ( на равных), в

тоже время соблюдать дистанцию.

6.Чаще воспитанников поощрять, это стимулирует на качественную

работу.

7.Умение признавать свои поражения и работать над ними.

Если дети ценят учителя, как педагога, то чаще всего они берут пример с него или стараются чем-то быть похожим на него.




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных натуралистов города Костромы.




Самоанализ педагогического опыта педагога дополнительного образования Гоголинской Ольги Николаевны.


























Кострома, 2009 год.





© 2010-2022