Конспект урока по технологии Физиология питания. Микроорганизмы ( 7 класс)

Тема урока: Физиология питания. Микроорганизмы.                        Правила гигиены, санитарии, безопасной работы. Цели урока: Образовательная: способствовать формированию представления о микроорганизмах, их воздействии на пищевые продукты, способствовать формированию и развитию умений и навыков безопасной работы, соблюдению правил санитарии и гигиены, профилактики пищевых отравлений и инфекций, выяснить последствия их несоблюдения. Развивающая: способствовать овладению основными способами м...
Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по технологии Физиология питания. Микроорганизмы ( 7 класс)

Конспект урока по технологии Физиология питания. Микроорганизмы ( 7 класс)

Класс 7. № урока 26. Дата урока……..

Тема урока: Физиология питания. Микроорганизмы.

Правила гигиены, санитарии, безопасной работы.

Цели урока:

  • Образовательная: способствовать формированию представления о микроорганизмах, их воздействии на пищевые продукты, способствовать формированию и развитию умений и навыков безопасной работы, соблюдению правил санитарии и гигиены, профилактики пищевых отравлений и инфекций, выяснить последствия их несоблюдения.

  • Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, развитию речи учащихся, их самостоятельности.

  • Воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности.

Методическое оснащение урока:

1.Материально-техническая база:

Кабинет технологии, DVD-плеер.

Инструменты, приспособления: ручки, карандаши.

Материалы: тетради, журнал по технике безопасности.

2.Дидактическое обеспечение: табл. "Правила безопасной работы", карточки-задания, инструкции, видеофильм «Плесень».

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, методы самостоятельной работы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Словарная работа: микроорганизмы, инфекция, пищевые отравления.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

Игра «Своя Игра»

Учащиеся работают по группам: «Вкусные истории», «Смак», «Едим дома»

2.Изложение учителем нового материала.

Задание: по ходу рассказа учителя заполнить предложенную форму.

Демонстрация отрывка фильма: 12.14-16.56. Раскопки египетских пирамид.

Демонстрация отрывка фильма: 45.15-48.14. Открытие изготовления сыра «рокфор».

Издавна знакомы человечеству и повальные заболевания, уносившие порой население целых сел и городов. И немало несчастных было обвинено в колдовстве и сожжено на кострах инквизиции за "напущение" чумы или холеры, прежде чем были установлены истинные виновники бедствий.

Что за невидимые помощники, которые вызывают полезные людям превращения?

Микроорганизмы - организмы, не различимые невооруженным взглядом. Впервые микроорганизмы выявлены в 17 веке А.Левенгуком. К ним относятся грибы, простейшие, бактерии, вирусы.

Микроорганизмы находятся буквально везде: в почве, воде, воздухе, в организме и на поверхности тела человека и животных, на растениях, различных предметах, в пищевых продуктах. Микроорганизмы обитают почти повсеместно, где есть вода, включая горячие источники, дно мирового океана, а также глубоко внутри земной коры. Причем, не только находятся, но и играют важную роль в круговороте веществ в природе. Вот хотя бы одна цепочка: микробы разлагают все отмершее и умершее: растения и тела животных, - превращая их в почву. А та снова рождает и питает новые поколения растений, они в свою очередь питают собой животных, те дают пищу человеку.... Впрочем, не все микроорганизмы приносят человеку пользу. Часть микроорганизмов является условно-патогенной или патогенной для человека и животных. Некоторые микроорганизмы вызывают поражение сельскохозяйственной продукции, приводят к обеднению почвы азотом, вызывают загрязнение водоемов, накопление ядовитых веществ (например, микробных токсинов). Мир этих невидимок огромен, они вездесущи, они и друзья, и враги человека.

Демонстрация отрывка фильма: 49.00-50.009 (испорченные продукты и виноделие)

Микроорганизмы получили широкое распространение в кулинарии в процессе приготовления теста (процесс брожения), что повышает выход (количество) готовой выпечки и ее качество; также они применяются в виноделии для ускорения выделения соков из плодов и ягод; без применения микроорганизмов невозможно производство кисломолочных продуктов. Микроорганизмы используются в спиртоваренной промышленности при получении дрожжей, в медицинской промышленности при производстве лекарств.

Демонстрация отрывка фильма: 51.15-53.00 (открытие пенициллина).

Занимаясь приготовлением пищи в домашних условиях, необходимо учитывать постоянное вмешательство бактерий и микробов во все процессы обработки и сохранения продуктов. Наверное, вам приходилось сталкиваться с такими неприятными явлениями, как пищевые отравления, причиной которых могла быть пищевая инфекция.

Пищевые продукты - прекрасная питательная среда для развития микроорганизмов. Во влажной среде, содержащей питательные вещества, при благоприятных условиях начинают размножаться микробы, вызывая разложение составных частей пищевых продуктов, в результате чего они становятся непригодными к потреблению (особенно быстро происходит размножение микроорганизмов в мясе, рыбе, молоке яйцах, жирах, овощах и плодах.

Внешние факторы, влияющие на развитие микроорганизмов

Задание: как люди изменяя внешние факторы, подавляют на развитие микроорганизмов?

  • Температура. Оптимальная температура для размножения микроорганизмов 20…25°С. Низкая (6…20°С0 и высокая (45…50°С) температура замедляют или прекращают рост микроорганизмов.

  • Влажность. Продукты, содержащие большое количество влаги, быстро портятся, т.к. в воде хорошо растворяются питательные для микроорганизмов вещества. Если в продукте уменьшить количество влаги, то продлится срок его хранения.

  • Кислотность среды. Большинство микроорганизмов не выносят повышенной кислотности. Поэтому при консервировании овощей, их квашении и мариновании микроорганизмы погибают под воздействием молочной или уксусной кислоты, образующейся в процессе приготовления.

  • Микроорганизмы погибают под влиянием повышенной концентрации соли и сахара. Вот почему долго хранятся соленые рыба и мясо, различные джемы, варенья, повидло.

  • Биологические факторы. Фитонциды - вещества содержащиеся в луке, чесноке, хрене, убивают многие болезнетворные микробы.

При попадании в организм человека болезнетворных микроорганизмов в нем развивается инфекционный процесс.

Инфекция или инфекционный процесс (от латинского слова infectio - заражать, загрязнять) - это совокупность явлений, возникающих и развивающихся в организме при внедрении и размножении в нем болезнетворных микроорганизмов.

Источники инфекции:

  • Больной человек

  • Здоровый человек - люди, которые сами не болеют, но являются источником инфекции для других - бактерионосители

  • Животные

Патогенные организмы могут передаваться человеку через воздух, воду, пищу, а также грызунами и насекомыми. Микробы попадают в организм человека через рот, дыхательные органы, кожу.

К острым кишечным инфекциям относятся: брюшной тиф, гепатит, дизентерия, сальмонеллез, др. Зоонозы - инфекции передаются человеку через больных животных (через молоко, мясо больных животных): бруцеллез, туберкулез, сибирская язва, ящур.

Симптомы: боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, в тяжелых случаях потеря сознания.

Возбудители пищевых инфекций устойчивы к различным воздействиям и длительно сохраняются во внешней среде, например в водопроводной воде - до 3 месяцев, на овощах и фруктах - от 5 до 14 недель. Пищевые продукты, особенно молоко, рубленые изделия: бифштексы, котлеты, студень, салаты - являются наиболее благоприятной средой для возбудителей пищевых инфекций, в них микробы могут размножаться при температуре 20-40°С.

Пищевые отравления - заболевания, возникающие в результате употребления пищи, инфицированной определенными видами микроорганизмов или содержащей токсические вещества. (ботулизм, стафилококковые отравления т.д.)

Микробные пищевые отравления не передаются от больного человека к здоровому, а имеют только пищевой путь передачи.

Немикробные пищевые отравления - отравления продуктами, ядовитыми по своей природе.

  • Отравление грибами

  • Отравление ядрами слив, вишен, абрикосов, персиков (синильная кислота)

  • Отравление тканями рыб

  • Отравление проросшим и позеленевшим картофелем (соланин)

  • Отравления могут быть вызваны нитратами и нитритами, используемыми в качестве пищевых добавок при производстве колбасных изделий (для фиксации розового цвета) или в качестве консервантов при изготовлении сыров и брынзы. Нитраты накапливаются также в овощных и бахчевых культурах из-за применения азотных и азотистых удобрений.

  • Отравления примесями, попадающими в продукты из материала посуды, оборудования, тары, возможны при использовании инвентаря не по назначению, посуды, изготовленной из материалов, не соответствующих гигиеническим требованиям.

  • Отравление пестицидами. В пищевые продукты как растительного, так и животного происхождения, могут попасть пестициды (ядовитые химикаты), используемые в сельском хозяйстве для защиты растений от сорняков и вредителей.

Если вы сталкиваетесь все-таки с признаками пищевых отравлений, необходимо вызвать врача, но до его прибытия вам надо правильно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

  1. Необходимо выяснить, какой продукт стал причиной отравления, и по возможности изъять его.

  2. Если пострадавший в сознании, промыть ему желудок: дать выпить 3-4 стакана бледно-розового раствора марганцовокислого калия (марганцовки) и, надавливая на корень языка пальцем или черенком ложки, вызвать у него рвоту.

  1. После промывания желудка рекомендуется дать активированный уголь (карболен): 20-30 таблеток заливают стаканом холодной кипяченой воды, помешивая, доводят до кашеобразного состояния и дают выпить пострадавшему.

  2. Через 2-3 часа повторно промывают желудок. Промывание желудка следует повторить 2-3 раза.

Работа по группам

Задание: составить перечень правил для предупреждения пищевых инфекция и отравлений.

  1. Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мойте руки с мылом.

  2. При приготовлении пищи пользуйтесь только инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой.

  3. После работы тщательно убирайте рабочее место.

  4. Инвентарь и посуду храните в строго отведенном месте.

  5. Не допускайте совместного хранения сырья и готовой продукции.

  6. Не употребляйте в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения.

  7. Соблюдайте правила и сроки хранения продуктов.

  8. Применяйте достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.

  9. Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки, тщательно промойте их теплой, а затем горячей водой.

  10. Не допускать наличия мух, тараканов, грызунов.

  11. Использовать только мясо, прошедшее ветеринарно-санитарный контроль, имеющее клеймо.

  12. Куриные яйца перед использованием мыть.

  13. Все баночные консервы хранит в холодильнике, и проверять их на бомбаж (вздутие консервной банки).

  14. Тщательно очищать картофель и удалять глазки.

  15. Использовать безопасную посуду.

Работа с карточками по группам

Задание: вставить в правилах по технике безопасности пропущенные слова и с помощью плакатов рассказать о технике безопасности при пользовании режущими инструментами, работе с горячей жидкостью и посудой, с электрическим кухонным комбайном, электронагревательными приборами, с микроволновой печью.

3.Подведение итогов урока учителем.

Сообщение учителя о достижении целей урока.

Оценка результатов труда учащихся, выставление отметок в журнал и дневники.

4. Домашнее задание.


© 2010-2022