- Преподавателю
- Технология
- Рабочая учебная программа ПМ. 01. Технолгия обработки сырья и приготовления блюд из овощей и грибов
Рабочая учебная программа ПМ. 01. Технолгия обработки сырья и приготовления блюд из овощей и грибов
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соколова Н.Н. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор Департамента
государственной политики
и нормативно-правового
регулирования в сфере
образования Министерства
образования и науки
Российской Федерации
_________ /И.М. Реморенко/
«____» _________ 20___ г.
Разъяснения
по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Приготовление блюд из овощей и грибов.
2015 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее - НПО)
260807.01 Повар, кондитер
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
5
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
8
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
12
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
13
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Приготовление блюд из овощей и грибов.
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля Приготовление блюд из овощей и грибов
является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО
260807.01 Повар, кондитер
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
приготовление блюд из овощей и грибов
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.
2. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.
Программа профессионального модуля может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке, при освоении профессии Повар.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
обработки, нарезки и приготовления блюд из овощей и грибов;
уметь:
проверять органолептическим способом годность овощей и грибов;
выбирать производственный инвентарь и оборудование для обработки и приготовления блюд из овощей и грибов;
обрабатывать разными методами овощи и грибы;
нарезать и формовать традиционные виды овощей и грибов;
охлаждать и замораживать нарезанные овощи и грибы;
знать:
ассортимент, товароведную характеристику и требования к качеству различных видов овощей и грибов;
характеристику основных видов пряностей, приправ, пищевых добавок, применяемых при приготовлении блюд из овощей и грибов;
технику обработки овощей, грибов, пряностей;
способы минимизации отходов при нарезке и обработке овощей и грибов;
температурный режим и правила приготовления простых блюд и гарниров из овощей и грибов;
правила проведения брокеража;
способы сервировки и варианты оформления и подачи простых блюд и гарниров, температуру подачи;
правила хранения овощей и грибов;
виды технологического оборудования и производственного инвентаря, используемых при обработке овощей, грибов, пряностей; правила их безопасного использования.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 144 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 24 часов;
учебной и производственной практики - 72 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности приготовление блюд из овощей и грибов,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1
Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.
ПК 2
Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7
Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
ОК 8
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний для юношей.
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел 1.Осуществление механической кулинарной обработки овощей и грибов.
39
27
12
12
-
-
Раздел 2 Приготовление и оформление основных и простых блюд и гарниров из овощей и грибов
109
24
13
13
72
-
Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
90
90
Всего:
238
51
25
25
72
90
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Осуществление механической кулинарной обработки овощей и грибов.
39
МДК.01.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из овощей и грибов
27
Тема 1.1. Особенности обработки различных видов овощей и грибов.
Содержание
10
1.
Значение овощей в питании, их пищевая ценность. Общие требования к обработке овощей, плодов и грибы.
1
2.
Обработка корнеплодов.
3.
Обработка клубнеплодов.
4.
Обработка капустных и луковых овощей.
5.
Обработка плодовых овощей.
6.
Обработка салатных, пряных и десертных овощей.
7.
Подготовка овощей к фаршированию.
8.
Обработка квашеных (солёных), сушёных и замороженных овощей.
9.
Обработка грибов.
10.
Отходы овощей и их использование.
Практические занятия
6
11-12
13-14
15-16
Определение количества отходов при механической обработке овощей в соответствии со Сборником рецептур.
Обработка корнеплодов.
Обработка клубнеплодов.
Тема 1.2. Особенности приготовления полуфабрикатов из овощей.
Содержание
5
17
Нарезка овощей, её назначение.
2
18
Способы и формы нарезки овощей.
19
Фигурная нарезка овощей.
2
20
Кулинарное использование овощей и грибов, требования к качеству, условия и сроки хранения полуфабрикатов из овощей.
21
Виды технологического оборудования и производственного инвентаря, используемых при обработке овощей, грибов, пряностей; правила их безопасного использования.
Практические занятия
6
4
22-25
Приготовление полуфабрикатов из овощей.
26-27
Подготовка овощей к фаршированию.
2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
1. Изучение конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, по вопросам ,составленных преподавателем).
2.Самостоятельное изучение % отходов по сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий.
3. Выполнение обзорной таблицы по различным видам нарезки овощей.
4. Составление словаря новых терминов и слов.
12
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Решение задач с использованием сборника рецептур.
2.Общие сведения о художественной нарезке (карвинг).
3.Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.
Раздел ПМ 2. Приготовление и оформление основных и простых блюд и гарниров из овощей и грибов
109
МДК. 01.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из овощей и грибов
24
Тема 2.1. Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов
Содержание
11
13
28
Способы тепловой обработки продуктов.
29
Приготовление блюд и гарниров из отварных.
30
Приготовление блюд и гарниров из припущенных овощей.
31
Приготовление блюд и гарниров из жареных овощей.
32
Приготовление блюд и гарниров из овощей жареных во фритюре.
33
Приготовление блюд и гарниров из тушёных овощей.
34
Приготовление блюд и гарниров из фаршированных овощей.
35
Приготовление блюд и гарниров из грибов.
36
Приготовление блюд и гарниров из запеченных овощей.
37
Приготовление блюд из овощных полуфабрикатов.
38
Требования к качеству овощных блюд и сроки их хранения.
Практические занятия
39-42. Приготовление блюд из жареных овощей.
4
43-45 Приготовление блюд из фаршированных овощей.
3
46-48 Приготовление блюд из тушеных овощей.
3
49-51 Приготовление блюд из отварных овощей.
3
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, по вопросам, составленных преподавателем).
2. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
3. Самостоятельное изучение технологической документации по приготовлению блюд.
4. Выполнение и защита рефератов на темы: «Приготовление запеченных блюд из овощей и грибов», «Блюда из фаршированных овощей».
13
Примерная тематика внеаудиторных занятий:
1.Изучение высокопроизводительных приёмов труда при приготовлении блюд, а также инструментов, приспособлений, инвентаря, посуды.
2.Выполнение схем приготовления блюд из традиционных видов овощей и грибов.
3. Составление технологических карт.
4.Составление слайдовых презентаций, видеороликов по темам: «Блюда и гарниры из жареных овощей», «Варианты оформления и подачи блюд из овощей и грибов».
Учебная практика
Виды работ
Первичная обработка и нарезка овощей.
Приготовление блюд и гарниров из отварных и припущенных овощей.
Приготовление блюд и гарниров из жареных овощей.
Приготовление блюд и гарниров из тушеных овощей
Приготовление блюд и гарниров из запеченных овощей
Приготовление блюд и гарниров из грибов.
72
Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ
- Обработка традиционных видов овощей и грибов.
- Приготовление полуфабрикатов из овощей и грибов.
- Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов.
90
Всего
238
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинета технологии кулинарного производства; лаборатории поваров.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект инструментов и приспособлений;
-
комплект учебно-наглядных пособий;
-
муляжи блюд и кулинарных изделий;
-
комплект бланков технологической документации;
-
комплект учебно-методической документации;
-
комплект плакатов;
-
учебные пособия;
-
средства индивидуальной защиты.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской поваров:
- рабочие места по количеству обучающихся;
-
рабочее место мастера п/о;
-
комплект инструментов и приспособлений;
-
комплект учебно-наглядных пособий;
-
оборудование предприятий общественного питания
-
пищевые продукты;
-
муляжи блюд и кулинарных изделий;
-
раковина с питьевой водой;
-
вытяжная и приточная вентиляция;
-
средства индивидуальной защиты.
- аптечка.
Реализация программы модуля предполагает обязательную итоговую (концентрированную) производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Шатун Л.Г. Повар: ученое пособие для учащихся профессиональных лицеев и училищ. /Л.Г. Шатун, О.Г. Шатун. Изд. 8-е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 342с.(1)с.- (Начальное профессиональное образование).
-
Сборник рецептур салатов, закусок и холодных блюд для предприятий общественного питания.- Ростов н/Д: Феникс, Москва: Цитадель-Трейд, 2007.- 336с.- (Профессиональное мастерство).
Дополнительные источники:
-
Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария: Учеб. для проф. образования.- 2-е изд., Стереотип- М. ИРПО; Изд. центр "Академия", 2007.- 328с.
-
Как приготовить вкусно и дёшево салат.- М.: Эксмо. 2009.- 192с. ил.- ( Кулинария. Вкусно и дёшево).
-
Готовим на пару. Новая коллекция / Авт.сост. И.А. Родионова.- М.: Эксмо, 2010.- 320с.: ил.- ( Лакомка).
-
Зинец И.И. Кулинарная книга по лечебному питанию: домашний справочник / И.И. Зинец.- Ростов н/Д: Феникс,2010.- 320с.- ( Домашняя медицинская библиотека).
-
Боровская Э. Экспресс- кулинария для всех без исключения ( Элга Боровская.- М.: Эксмо, 2008.- 256с.
-
Барановский В.А. Рецептурный справочник повара. / Серия " Справочники".- Ростов н/Д: Феникс, 2003.-384с.
Периодические издания ( отечественные журналы и газеты):
1. "Салаты на любой вкус от Кулины": газета, изд.-ООО Издательский Дом Лит- Пресс-Арт «Август- медиа». 2009-.-Выходит два раза в год.
2. "Чудо- ПоварЁшка": газета, изд.: ООО «Юлис», 2003-.-Выходит два раза в месяц.
4. "Вкусные рецепты": журнал, изд.- ООО «ИД «Пресс-Курьер». 2006-.- Выходит ежемесячно.
5. "Коллекция рецептов": журнал, изд.- ООО «Бонниер Пабликейшенз», 2008-.- Выходит два раза в месяц.
Интернет-ресурсы:
1)Продукты (разные фрукты, овощи) [Электронный ресурс].- Режим доступа: kulina.ru/articles/int/produkty/ , свободный.- Загл. с экрана.
2) Грибы[Электронный ресурс].- Режим доступа: cook-ing.ru/?cat=24, свободный.- Загл. с экрана.
3) Овощи [Электронный ресурс].- Режим доступа:
cook-ing.ru/?cat=31, свободный.- Загл. с экрана.
4) Гарниры к горячим блюдам [Электронный ресурс].- Режим доступа: cook-ing.ru/?cat=42, свободный.- Загл. с экрана.
5) Блюда из овощей и грибов [Электронный ресурс].- Режим доступа: cook-ing.ru/?cat=21, свободный.- Загл. с экрана.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», « Физиологии питания с основами товароведения продовольственных товаров», «Техническое оснащение и организация рабочего места», «Экономические и правовые основы производственной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности».
Реализация программы модуля предполагает итоговую (концентрированную) производственную практику. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Приготовление блюд из овощей и грибов» является освоение междисциплинарного курса «Технология обработки сырья и приготовления
блюд из овощей и грибов» и учебной практики.
При проведении практических занятий в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек.
При подготовке к итоговой аттестации по модулю организуется проведение консультаций.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля и профессии «Повар, кондитер».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: среднее специальное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля.
Мастера: наличие 4 - 6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
1.Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.
Точность и грамотность чтения технологической карты
Наблюдение за ходом выполнения практического задания
Определение качества овощей и плодов, пряностей и приправ органолептическим методом в соответствии с требованиями технологических карт.
Наблюдение за ходом выполнения практического задания
Правильность подбора инструментов, оборудование и приспособлений в соответствии с требованиями технологического процесса
Наблюдение за ходом выполнения практического задания
Демонстрация навыков простой и сложной формы нарезки в соответствии с технологической картой.
Оценка результата практической работы
2. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов
Правильность подбора производственного инвентаря и оборудования для приготовления блюд в соответствии с требованиями технологических карт.
Оценка результата практической квалификационной работы
Правильность последовательности выполнения технологической операции и соблюдения температурного режима при приготовлении блюд в соответствии с требованиями технологического процесса, правилами приготовления простых блюд и гарниров из овощей и грибов, правилами проведения брокеража.
Наблюдение за ходом выполнения практического задания
Соответствие способов сервировки и вариантов оформления и подачи простых блюд и гарниров требованиям отпуска блюд согласно Сборнику рецептур.
Наблюдение за ходом выполнения практического задания
Точность соблюдения норм безопасности и требований охраны труда соответствии с нормативными документами.
Наблюдение за ходом выполнения практического задания
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
-
демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
-
мотивированное обоснование выбора способа решения профессиональной задачи
-
достижение цели профессиональной задачи при выполнении поварских работ
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
-
демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях
-
способность к самоанализу и коррекции результатов собственной деятельности
-
демонстрация качества выполнения профессиональных задач
-
способность нести ответственность за результаты своей работы
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
-
нахождение и использование информации для качественного выполнения профессиональных задач
-
использование нескольких источников информации
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
-
решение профессиональных задач на основе самостоятельно найденной информации с использованием ИКТ
-
оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
-
взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
-
участие в планировании организации групповой работы;
-
выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях
Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние
-
выполнение обязанностей в соответствии с нормами СанПина
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
-
решение ситуативных задач, связанных с использованием профессиональных компетенций
Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях
* Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
1