- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии для учащихся 8-ых классов
Рабочая программа по технологии для учащихся 8-ых классов
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кожанов А.А. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
АННИСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Аннинский муниципальный район
Воронежская область
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
методического объединения учителей технологии
протокол №
от « » августа 2015 г.
Утверждаю ______________
Директор школы
Е.В. Азовская
Приказ №
От « » августа 2015
Рабочая программа
по технологии
для 8-х классов
Составитель : учитель технологии
Кожанов Александр Анатольевич
п.г.т. Анна
2015 г.
Пояснительная записка
Количество недельных часов 1
Количество часов в год : 35
Уровень рабочей программы: базовый
Классификация рабочей программы : модифицированная
Цели и задачи рабочей программы :
Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно- действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Ii. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
IIi/ Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям
Задачи учебного предмета
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 8 классы», составленной на основании закона РФ «Об образовании» и в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 09.07.2003. № 13-54-144/13. на основе авторской программы В.Д. Симоненко. Просвещение, 2004 год.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования № 1089 от 05.03.2004;
-
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
Образовательная программа основного общего образования МКОУ Аннинская СОШ №3, утверждена приказом №150 от 31.08.2015г.
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
для учащихся:
-
Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений / Б. А. Гончаров [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
для учителя:
-
Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений / Б. А. Гончаров [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
-
Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. - М. : Просвещение, 1977. -Программа «Технология». 5-11 классы. -М. : Просвещение, 2005.
-
Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации : методические рекомендации для студента и кл. руководителя / сост. А. А. Донсков. - Волгоград : Пер мена, 1998.
Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану и с учетом технической базы, рабочая программа предполагает обучение в объеме 34 часов в 8 классах.
На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии реализуется программа базисного уровня в 8- классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже в табличной форме.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:
-
профориентационных игр;
-
внеклассных интегрированных мероприятий;
-
проектной деятельности по ключевым темам курса.
Важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Средства, реализуемые с помощью компьютера:
-
библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
-
слайд-лекции по ключевым темам курса;
-
редакторы текста;
-
графические редакторы (моделирование формы и узора);
-
принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «характер человека») в количестве экземпляров комплекта тестов, равному числу учащихся в классе;
-
индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления);
-
схемы, плакаты, таблицы;
-
интернет-ресурсы.
Основной формой обучениям :является учебно-практическая деятельность учащихся . Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий обработки материалов , электромонтажных , строительно-отделочных и ремонтных работ , расчетных и проектных операций .
-
Особое внимание следует обратить на обеспечение безопасности учащихся при выполнении технологических операций. В программе практически в каждой теме выделен соответствующий фрагмент информации .
-
Занятия по технологии (технический труд) проводится на базе комбинированной мастерской. Мастерская имеет рекомендованный Министерством Образования РФ набор инструментов и оборудования, также соответствует санитарно-техническим нормам и правилам безопасного труда .
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов (базовый уровень)
Учащиеся должны знать:
-
сферы трудовой деятельности;
-
принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
-
принципы работы и использование типовых средств защиты;
-
о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
-
способы определения места расположения скрытой электропроводки;
-
устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
-
профессии строителей;
-
как устанавливается врезной замок;
-
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах.
-
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
-
основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
-
собирать простейшие электрические цепи;
-
читать схему квартирной электропроводки;
-
определять место скрытой электропроводки;
-
подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
-
установить врезной замок;
-
утеплять двери и окна;
-
анализировать графический состав изображения;
-
читать несложные архитектурно-строительные чертежи.
Должны владеть компетенциями:
-
информационно-коммуникативной;
-
социально-трудовой;
-
познавательно-смысловой;
-
учебно-познавательной;
-
профессионально-трудовым выбором;
-
личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
-
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
-
ориентироваться на рынке товаров и услуг;
-
определять расход и стоимость потребляемой энергии;
-
собирать модели простых электротехнических устройств.
Учебно-тематический план
8 класс ( 35 часов)
№п/п
Название разделов
Количество часов
1
Вводное занятие
1
2
Электротехнические работы
23
3
Технология ведения дома
5
4
Творческий проект
6
Итого
35
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Информационно-методическое обеспечение;
Вид контроля
Дата проведения
Вводное занятие(1ч.)
1.
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
1
Введение новых знаний
Содержание курса «Технология. 8класс». Правила безопасного труда и поведения в мастерской
Знать: цели и задачи курса; Правила безопасного поведения в мастерской
Ответы на вопросы
Электротехнические работы (23ч)
2.
Правила безопасности на уроках электротехнологии. Организация рабочего места для электротехнических работ
1
Введение новых знаний
Правила электробезопасности, порогово-ощутимый ток, электромонтажные инструменты, организация рабочего места для проведения электромонтажных работ, электрический «пробник»
Знать общие требования предъявляемые к электромонтажным инструментам.; правила электробезопасности при работе в мастерской
Учебник §35
3.
Электрический ток и его использование
1
Введение новых знаний
Электрическая энергия - основа современного технического прогресса. Типы электростанций
Знать: понятие электрический ток; Область применения электрической энергии; источники электрической энергии
Учебник §30.
Ответы на вопросы
4.
Принципиальные и монтажные электрические схемы
1
Комбинированный урок
Простейшие электрические схемы.
Элементы электрической цепи
Знать: Электрические схемы и условные обозначения на них;
Уметь: читать электрические схемы
Учебник §31.
Контроль выполнения практической работы
5.
Параметры потребителей электроэнергии
1
Комбинированный урок
Электрическое сопротивление, напряжение, мощность, проводимость, максимально допустимая мощность
Знать: понятие сопротивление проводника и единицы его измерения, мощность и единицы её измерения, полное сопротивление проводников
Учебник §32
6.
Параметры источника электроэнергии
1
Комбинированный урок
Электродвижущая сила источника ( ЭДС), режим короткого замыкания , плавкие предохранители, устройства защиты
Знать: ЭДС источника и напряжение при нагрузке, устройства защиты электрической цепи, параметры плавкого предохранителя
Учебник §33. контроль выполнения практической работы
7.
Электроизмерительные приборы
1
Комбинированный урок
Предел измерения , стрелочные и цифровые измерительные приборы, передаточное число, номинальное число
Знать: Единицы измерения энергии и мощности. Типы электроизмерительных и область их применения; устройство и назначение вольтметра, амперметра, омметра; условные обозначения приборов на электрических схемах.
Уметь: производить измерения электроизмерительными приборами
Учебник §34.
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
8.
Электрические провода
1
Комбинированный урок
Электроизоляционные материалы; изолента; кембрик; оплетка; монтажные, обмоточные провода; шнур; токоведущая жила; марка провода
Знать: отличия изоляторов от проводников,
Уметь: читать буквенно-цифровое обозначение проводов
Учебник §36.
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
9.
Виды соединения проводов
1
Комбинированный урок
Разъемные и неразъемные соединения проводов, сращивание, ответвления, пайка, припой, флюс, канифоль. лужение
Знать: как и для чего изолируют провода, правила работы с паяльником
Уметь: сращивать одно- и многожильные провода; с использование пайки
Учебник §37.
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
10
Монтаж электрической цепи
1
Комбинированный урок
Зарядка арматуры, оконцевание проводов, петелька, тычок, скрутка
Знать: название и назначение инструмента;
Правила безопасной работы при монтаже электрической цепи
Уметь: собирать цепи по электрическим схемам, простейшие изделия
Учебник §38.
Контроль выполнения практической работы
11
Электромагниты и их применение
1
Комбинированный урок
Принцип действия и область применения электромагнитов
Знать: устройство и принцип действия, область применения электромагнитов; назначение и устройство реле.
Уметь: выполнять монтаж обмоток
Учебник §39.
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
12
Электроосветительные приборы
1
Комбинированный урок
Тепловые источники света, люминесцентные источники света, лампы накаливания, дуговые лампы
Знать: отличительные признаки люминесцентных источников света от лампы накаливания, дуговых ламп
Уметь: отличать лампы накаливания от других типов ламп
Учебник §40. Контроль выполнения практической работы
13
Лампа накаливания
1
Комбинированный урок
Нить накала, стеклянный баллон, инфракрасное излучение, газонаполненные лампы, вакуумные лампы
Знать: составляющие ламп, мощности, расход электроэнергии
Уметь: правильно выбирать лампы по назначению
Учебник §41.
Ответы на вопросы
14
Регулировка освещенности
1
Комбинированный урок
Мощность рассеивания плафонов;
Рабочая зона
Знать: характеристики источников света
Уметь: подбирать общее количество работающих ламп
Учебник §42.
Ответы на вопросы.
15
Люминесцентные лампы. Неоновые лампы
1
Комбинированный урок
Конструкция люминесцентной лампы,
неоновой лампы. Их отличительные признаки
Знать: составляющие лампы, места применения, методы утилизации
Уметь: выбирать лампы по назначению
Учебник §43. Контроль выполнения практической работы
16
Бытовые электронагревательные приборы
1
Комбинированный урок
Принцип действия бытовых нагревательных приборов, их назначение. Правила безопасной работы
Знать: принцип действий бытовых нагревательных приборов; характеристики металлов и сплавов, применяемых в электронагревательных элементах.
Уметь: различать электронагревательные элементы открытого, закрытого и герметизированного типа
Учебник §44.
Ответы на вопросы
17
Электронагревательные элементы открытого типа
1
Комбинированный урок
Принцип действия бытовых нагревательных приборов, их назначение
Знать: принцип действий бытовых нагревательных приборов;
Уметь: различать электронагревательные элементы
Учебник с.146
контроль выполнения практической работы
18
Электронагревательные элементы закрытого типа
1
Комбинированный урок
Принцип действия бытовых нагревательных приборов, их назначение
Знать: принцип действий бытовых нагревательных приборов;
Уметь: различать электронагревательные элементы
Учебник с.147
контроль выполнения практической работы
19
Трубчатые электронагреватель-
ные элементы (ТЭН)
1
Комбинированный урок
Принцип действия бытовых нагревательных приборов, их назначение
Знать: принцип действий бытовых нагревательных приборов;
Уметь: различать электронагревательные элементы
Учебник с.148
контроль выполнения практической работы
20
Биметаллический терморегулятор
1
Комбинированный урок
Принцип действия биметаллического терморегулятора
Знать: характеристики металлов и сплавов, применяемых в электронагревательных элементах
Учебник с.149
Ответы на вопросы
21
Техника безопасности при работе
с бытовыми электроприборами
1
Комбинированный урок
Шаговое напряжение, земляная шина, токопроводящая среда
Знать: правила работы с приборами.
Уметь: оказывать первую помощь
Учебник §45.
Фронтальный опрос
22
Двигатели постоянного тока
1
Комбинированный урок
Коллекторный двигатель, якорь, статор, ротор, щетки, обмотка возбуждения
Знать: места применения электродвигателя постоянного тока
Уметь: читать электрические схемы
Учебник §46.
Контроль качества выполнения практической работы
23
Электроэнергетика будущего
1
диспут
Возобновляемые виды топлива, использование термоядерного горючего, водорода. Катализаторы
Совершенствование технологических процессов
Учебник §47
24
Обобщение знаний по теме «Электротехнические работы»
1
Контроль знаний
Проверить теоретические и практические навыки учащихся
Тестирование
Технология ведения дома (5ч.)
25
Ручные инструменты
1
Изучение нового материала
Стойкость инструмента; режущие, давящие и измерительные инструменты
Знать: виды инструментов и их назначение; правила безопасной работы с инструментами.
Уметь: применять инструменты по назначению
Учебник §27.
Контроль качества выполнения практической работы
26
Безопасность ручных работ
1
Комбинированный урок
Правила безопасности, культура труда, выбор инструментов, организация рабочего места
Знать: правила работы с инструментами, правила безопасного хранения инструмента
Учебник §28.
Контроль качества выполнения практической работы
27
Ремонт оконных и дверных блоков
1
Комбинированный урок
Простейшие работы по ремонту оконных и дверных блоков. Инструменты и материалы для ремонта. Правила безопасной работы
Знать: инструменты и материалы для ремонта; виды ремонта оконных и дверных блоков; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять ремонт оконных и дверных блоков
Учебник §23.
Контроль качества выполнения практической работы
28
Ремонт дверей. Технология установки врезного замка
1
Комбинированный урок
Разновидности замков. Особенности установки разных видов замков. Технология установки дверного замка. Правила безопасности труда
Знать: разновидности замков и особенности их установки; последовательность действий при установке замка; инструменты, необходимые при выполнении данной работы; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять установку дверного замка
Учебник §§24,25.
Контроль качества выполнения практической работы
29
Утепление дверей и окон
1
Комбинированный урок
Материалы, применяющиеся для утепления дверей и окон. Способы утепления дверей и окон
Знать: виды материалов для утепления и окон; способы утепления последовательность действий; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять работы по утеплению дверей и окон
Учебник §26.
Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения практической работы
Творческий проект (6 ч.)
30
Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования
1
Изучение нового материала
Объект проектирования, клаузура, пояснительная записка, критерии оценки проекта.
Учебник §§48,49
31-34
Выполнение творческого проекта
4
Урок - практикум
Актуальность проблемы, экономическое обоснование, осуществление идеи
Изготавливать изделия с использованием различных технологий обработки материалов.
Проводить самоконтроль и корректировку своей деятельности.
Получение опыта применения полученных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности
Готовый проект
35
Защита творческого проекта
1
Круглый стол.
Подготовить документацию к защите, провести оценку саморезультатов.
Демонстрация изделия.
Провести защиту проекта. Ответить на вопросы
Готовый проект
Литература
для учащихся:
- Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 8 кл. общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006.
- Энциклопедия для маленьких джентльменов. - СПб.: ТОО «Динамит», АОЗТ «Золотой век», 1997.
- Викторов, Е. А. Технология: тетрадь для 8 кл. (вариант для мальчиков) / Е. А. Викторов. - Саратов: Лицей, 2000.
Для учителя:
- Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4-8 кл. - 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - М.: Просвещение, 1980.
- Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 8 кл.: обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту: пособие для учителя труда. - 2-е изд., перераб. и доп. / Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло и др.; под ред. Д. А. Тхоржевского. - М.: Просвещение, 1989.
- Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. - М.: Просвещение, 1984.
- Коваленко, В. И. Объекты труда. 8 кл. Обработка древесины и металла, электротехнические работы: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. - М.: Просвещение, 1990.
- Программа «Технология». 1-4, 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2005.
Материально-техническое обеспечение
8 класс
Набор инструкционных карт ТБ :
- при выполнении различных технологических операций
- по обработке конструкционных материалов ,
- электро и пожаробезопасность
- при работе на сверлильном станке
- технологические операции обработки древесины и металла
- правила безопасности при выполнении технологических операций
- правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву
- правила техники безопасности при работе на токарном станке по металлу
- правила техники безопасности при работе на горизонтально-фрезерном станке
- правила техники безопасности при работе с электротоком
1. Верстак комбинированный - 10 шт
2. Тиски слесарные - 10 шт
3. Линейки металические - 10 шт
4. Дрель ручная - 1 шт
5. Молоток - 12 шт
6. Ножовка столярная - 12 шт
7. Ножовка слесарная - 10 шт
8. Рубанок - 12 шт
9. Лобзик - 15 шт
10. Стамеска столярная - 8 шт
11. Долото - 6 шт
12.Ножницы по маталлу - 12 шт
13. Очки защитные - 10 шт
14. Станок сверлильный - 3 шт
15. Набор сверл - 2 шт
16. Зубило - 10 шт
17. Станок токарный по дереву - 3 шт
18. Стамески токарные - 8 шт
19. Станок токарный по металлу - 6 шт
20. Набор резцов токарных по металлу - 10 шт
21. Станок горизонтально-фрезерный - 1 шт
22. Набор фрез для горизонтально-фрезерного станка - 1 шт
23. Модели бытовых электроприборов в разрезе