Статья Функционально - деятельностный подход преподавателя техникума при обучении студентов

Вовлечение будущего инженера, сегодняшнего студента техникума ,в различные виды профессиональной деятельности обеспечивает направленность его на личности на процесс накопления знаний и развитие профессиональных навыков Важным звеном проблемы обучения студентов техникума является согласование дисциплин и тем , преподаваемых на разных профессиональных модулях, именно для этого необходим функционально- деятельностный подход преподавателя.
Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Функционально - деятельностный подход преподавателя техникума при обучении студентов

Вовлечение будущего инженера, сегодняшнего студента техникума ,в различные виды профессиональной деятельности обеспечивает направленность его на личности на процесс накопления знаний и развитие профессиональных навыков Важным звеном проблемы обучения студентов техникума является согласование дисциплин и тем , преподаваемых на разных профессиональных модулях, именно для этого необходи мфункционально- деятельностный подход преподавателя.

Ю.В. Дилигенская,

Преподаватель, БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум»,

Важнейшей задачей профессионального образования в техникуме является не только освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин по государственному стандарту, но и выработка у будущего специалиста вида мышления, присущего данной области деятельности. Широко распространены понятия математического, гуманитарного, технического мышления . В данном случае речь идет об определенном типе восприятия окружающего мира, своеобразия логики мышления будущего инженера, применяемых им методов и подходов в решении, возникающих в ходе профессиональной деятельности. При формировании технического мышления важен функционально -деятельностный подход преподавателя при работе со студентами технической профиля [5] .

В системе профессионального образования обучение техников должно служить, с одной стороны, удовлетворению социальных потребностей общества, прогресс которого невозможен без компетентных специалистов, и с другой стороны - удовлетворению потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии [2]. Поэтому, одна из проблем технической и проектной подготовки современного техника заключается в формировании у него технического мышления, помогающего ему сознательно решать нестандартные проектные и творческие инженерные проблемы. Естественно, что этот процесс неразрывно связан с общим процессом формирования личности специалиста на всех стадиях его пребывания в техникуме.

Процесс накопления знаний и развитие теории электротехнических наук так переплетены друг с другом и , не обладая искусством представлять себе внутренний ход явлений, не выделив общих основных технических понятий, терминов и законов, невозможно изучить технические и электротехнические дисциплины и сформировать мышление техника. Важным звеном проблемы обучения техников является согласование дисциплин и тем , преподаваемых на разных профессиональных модулях. Вовлечение будущего техника в различные виды деятельности обеспечивает направленность на личность студента как на субъект профессиональной деятельности. При профессиональном обучении студенты осуществляют деятельность, которая состоит из следующих структурных компонентов: цели, мотива, проектирования работы, средств достижения цели, действия, результата, оценивания. Указанные компоненты наполняются конкретным содержанием на основе учета взаимодействия, взаимообусловленности деятельности студента и преподавателей технических специальностей , направленной на решение учебно-профессиональных задач по выполнению определенных функций специалиста-техника. Функционально-деятельностный подход может служить системообразующим фактором системы управления профессиональной деятельностью студентов [4].

Говоря о функционально-деятельностном подходе преподавателя технической специальности при подготовке специалистов, важно затронуть и вопрос об информационной культуре преподавателя технической специальности. Информационная культура преподавателя - сложное, многогранное образование, характеризующееся определенным уровнем развития [3]. В практической деятельности преподаватель чаще всего руководствуется не одним, а несколькими подходами, в том числе и функционально -деятельностным. Совокупность подходов к развитию технического и проектного мышления у студентов составляет стратегию и обусловливает выбор тактики действий в конкретной ситуации в определенное время. Наряду с традиционными формами обучения чаще стали использоваться информационно-компьютерные технологии в образовании, преимущества которых становятся очевидными: наглядность учебного материала, разнообразие представления информации, мотивация к самостоятельным занятиям, положительные психологические эффекты. Информационную, методологическую и духовную культуру преподавателя технической специальности можно рассматривать как проявление синтеза его информационно-компьютерной, методологической и предметно-педагогической образованности, фактического уровня развития у него творческой и функционально-деятельностной активности, личностно-ценностной духовной составляющей в целях совершенствования профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств [1].

Функционально-деятельностный подход преподавателя технической специальности при подготовке специалистов-техников имеет два основных цели в своей деятельности:

1. Непрерывное развития у студентов основных представлений, понятий и законов в курсах всех технических дисциплин и профессиональных модулей.

2. Фундаментализация специального технического образования путем внедрения модернизационной культуры в деятельность преподавателей техникумов.

Основными модернизационными аспектами эффективности преподавательской деятельности являются инновационные методики в образовании, высокая новизна исследований, модернизация преподавания и образовательных программ, материально-технической базы и информационно-образовательной среды. Модернизационную культуру и деятельность преподавателей техникума можно считать эффективной, если высокие качественные достижения имеют не только студенты, но и сами преподаватели как участники образовательного процесса [3].

Кроме того, функционально- деятельностный подход преподавателя технической специальности при подготовке специалистов позволяет определить для каждого преподавателя индивидуальную траекторию совершенствования. Этот подход характеризуется , прежде всего фактическим уровнем развития и компетентности, творческой активности, готовностью овладевать и учить овладению новейшими технологиями в предметной области, направлять свои силы на самосовершенствование, самореализацию. Деятельность преподавателя техникума должна строиться с учетом принципов функциональности, управляемости и целенаправленности развития студента [2] . Такой подход позволяет моделировать процесс развития технической культуры будущего специалиста.

Выводы: 1.Процесс обучения техников является результатом целостного образовательного процесса. Развитие информационной и технической культуры проявляется в постоянной изменчивости, характеризующейся динамичными информационными процессами и диктует необходимость применения функционально - деятельностного подхода преподавателя технической специальности при подготовке специалистов.

2.Основные факторы эффективности модернизационной деятельности преподавателей техникумов современной России включают: структуру образования, многообразие, вариативность и возможность выбора, являющиеся основой модернизационного развития и создание условий творчества для реализации инновационной деятельности преподавателя технической специальности.

3. Функционально - деятельностный подход предполагает развитие творческих качеств личности студента, раскрытие ее способностей, постоянное самосовершенствование, саморазвитие, признание человека наивысшей ценностью, активным творцом собственной жизни, источником его самоопределения и самореализации. При этом у студентов формируется позитивное , эмоциональное отношения к себе как субъекту деятельности.

4. Целенаправленная, осознанная, теоретически проработанная, функциональная техническая деятельность базируется на теоретических положениях проектной деятельности. В настоящее время , без научной разработки проблем технологии и проектирования невозможно управлять процессом преобразования производственных систем [6].

Литература

1.С.А. Дьяченко, кандидат педагогических наук,доцент, член корреспондент Академии педагогических и социальных наук, начальник отдела планирования, организации и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса УМУ ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы , Системные основы развития информационной культуры преподавателя математики», Орел: изд-во ОРАГС, 2006. - 182 с.

2.Земцова В.И. , Моделирование образовательных систем профессиональной подготовки специалистов в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1 - С. 51-52

3.Степанова, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е.Н. Степанова, Л.М. Лузиной. - М., 2002. - 124 с.

4. Дьяченко, С.А. Модели и механизмы развития информационной культуры преподавателя математики [Текст] / С.А. Дьяченко. - Орел : изд-во ОРАГС, 2007. - 112 с.

5.Дорофеев, С.Н. Научно-методические основы формирования активности будущих учителей математики [Текст] : монография / С.Н. Дорофеев.

6

© 2010-2022