Игры народов ибири и Прибайкалья

Словесные игры народов Сибири Предлагаю вам подвижные игры Прибайкалья и Сибири,а также консультацию для родителей старшей и подготовительной группы «Игры народов Южной Сибири». Данный материал будет полезен при планировании образовательной деятельности в старшей и подготовительной группе, учитывая региональный компонент.( в данном случае Иркутская область).  Дети этого возраста особенно любят подвижные игры,разные речевки в играх. Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Словесные игры народов Сибири

Автор: Галимова Виктория Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6», г. Усолье-Сибирское.

Описание: Предлагаю вам подвижные игры Прибайкалья и Сибири. Данный материал будет полезен при планировании образовательной деятельности в старшей группе, учитывая региональный компонент.

Молчанки:

Ехали цыгане,

Кошку потеряли,

Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто слово скажет,

Тот ее и съест.

Сказки не рассказывать,

Зубки не показывать!

Кони, кони, кони

Сидели на балконе

Чай пили, в ложки били

По-турецки говорили:

"Чиби-чиби-чибичок,

Кто слово скажет,

Тому щелчок!"

Тише, тише,

Кот на крыше,

А котята еще выше!

Кот пошёл за молоком,

А котята - кувырком!

Кот пришёл без молока,

А котята: "Ха-ха-ха!"



Играя в молчанку, наоборот, нужно было как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: ел угли, валялся в снегу, обливался водой…

Считалки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо солнышку вставать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Солнце спит, на небе месяц.

Разбегайся кто куда,

Завтра новая игра.

Дразнилки:

Коля-Коля-Николай!

Сиди дома, не гуляй!

А то девочки придут,

Поцелуют и уйдут.

Хотел Федя

Убить медведя,

А ему медведь:

"Федь, не сметь…"

Ябеда-корябеда,

Солёный огурец!

На полу валяется,

Никто его не ест.



Жеребьевки:

  • На печке заблудился или в корчаге утонул?

  • Лисицу в цветах или медведя в штанах?

  • Мать, а мать, чего вам дать: дуб или березу?

  • Мать, а мать, чего вам дать: бочку с салом или казака с кинжалом?

Голосянки:

Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того за волосы-ы-ы-ы!

Участники игры должны были тянуть последний звук как можно дольше, стараясь при этом рассмешить и заставить перестать "голосить" друг друга: первый замолчавший и считался проигравшим.

Поговорки и пословицы


  • В игре не без хитрости.

  • Играть не устать, не ушло бы дело.

  • У наших у ворот - всегда хоровод.

  • Делу время, потехе час. От безделья и то рукоделье

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Нечем черту играть, так угольем.

Сечки - один из самых редких и древних жанров детского фольклора, связанный с процессом обучения счёту. Первоначально люди считали при помощи пальцев, затем стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки...), а потом возник новый способ счёта - нанесение зарубок, меток. Вот тут-то и появляются сечки. Это своеобразные словесные игры, которыми и сопровождался процесс нанесения зарубок или "сечек". Суть игры такова: кто-то из детей бросает другим вызов - не считая, высечь определённое количество таких зарубок. Тот, кто знает решение, начинает декламировать стих, сопровождая чтение ритмичными ударами ножа по дереву. Например, для 15 "сечек" может декламироваться такой стих:

Секу, секу сечку,

Высеку дощечку.

Честь, перечесть,

Все пятнадцать здесь.

Секу, секу пятку,

Высеку десятку,

Стану сечь -

Пятнадцать есть.

Секу, секу двадцать,

Высеку пятнадцать,

Всё сполна

До единого бревна.

Единицами счёта при этом становятся ритмические единицы, их количество строго зафиксировано в каждом таком стихе. Поэтому, если ребёнок случайно не ошибётся, у него получится требуемое количество меток. Таким образом, сечки - это пример своеобразной переходной предметно-словесной формы счёта.

Если в игре кто-то жульничал, обманывал, ему был адресован такой стишок:

Рыба, рыба, рыба - кит,

Рыба правду говорит,

Если рыба будет врать,

Ее надо наказать.

Первое слово дороже второго.

Шла метла,

Второе слово подмела,

А первое оставила.

Скороговорки


В один клин, Клим, колоти.

Возле грядки - две лопатки,

Возле кадки - два ведра.

Три сороки, три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три - сегодня, три - вчера,

три - еще позавчера.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

***

Шесть мышат в камыше шуршат.

Саша шустро сушит сушки.

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Всемеро саней

По семеро в сани

Уселись сами.



Консультация для родителей

Игры народов Южной Сибири

Народная игра хранит в себе культуру своего народа. Игры народов Южной Сибири, в частности алтайцев, тувинцев и хакасов, исторически являлись основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов. О целительном воздействии подвижных игр на организм ребенка, на становление его характера, личностных качеств этносы Южной Сибири знали с древних времен. Считали, что в игре ребенок находит возможность реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой.

Народные игры алтайцев, тувинцев и хакасов использовались в большинстве своем в любое время года, преимущественно на свежем воздухе. По своему характеру и целям они соответствуют наиболее типичным производственно-бытовым действиям этих народов. Их содержание понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребенок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, познает основную деятельность родителей, что помогает ему духовно, физически и психически развиваться.

Приобщение детей к народный подвижным играм, которым в педагогической практике народа придается большое значение, опирается на непринужденность, самостоятельность. Следует подчеркнуть, что это особое положение народной педагогики обращает на себя пристальное внимание, когда речь идет о проблемах формирования двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств детей. Нередко в условиях учебных заведений они решаются еще в принудительном порядке, где предпочтение отдается какому-нибудь одному-двум современным видам спорта. Логичнее было бы давать больше подвижных игр (преимущественно народных) и этим самым добиваться главного - любви к физической культуре, возбудить ежедневную потребность в движении (игре, игровой деятельности), а затем постепенно переходить к современным видам спорта.

Главным моментом в занятиях народными подвижными играми является не погоня за званиями чемпионов, рекордами, а сознательное увлечение ими ради своего здоровья и благополучия. Именно сознательное, а не принужденное. Здесь народные игры имеют огромное значение. Каждая семья, дошкольные учреждения применяют народные игры, смотрят соревнования по национальным видам спорта. Обязательными элементами большинства игр являются бег, прыжки, повороты и наклоны туловища, маховые движения руками и ногами и другие.

В игровой культуре народов Южной Сибири много игр в кости. Существуют пять тувинских и алтайских, семь хакасских вариантов игры в кости. Практикуются игры, связанные с использованием аркана, что является закономерным для скотоводов. Арканы бывают пяти видов.

Метанием аркана дети занимались с 7-8, даже с 5 лет. Цели для ловли самые разные и зависят от возраста человека. Постепенно переходят от неподвижных к движущим целям (собака, ягнята, бараны, телята, волы, жеребята, лошади).

Приведем две игры тувинцев с использованием аркана, которые раньше в литературе не отмечались.

"Приручение необъезженного коня." Состязание по приручению необъезженного коня проводится ежегодно в День республики и Наадыма (праздник скотоводов). Команда состоит из трех человек. Задача - поймать неприрученного коня с помощью аркана, надеть узду, заседлать, посадить одного из членов команды верхом и отпустить коня. Конь старается сбросить седока, а он - как можно дольше удержаться в седле. Это похоже на то, как в Испании и некоторых странах Латинской Америки - удержаться на быках, доведенных до ярости. Время засекается с начала ловли коня до падения седока или смирения коня.

"Метание аркана". Смысл игры заключается в точности метания аркана на сухую ветку дерева. Видимо, истоки игры - в хозяйственной деятельности, связанной с заготовкой дров.

На одном конце аркана привязывается небольшая прямая палка (длина 20-25 см, диаметр 3-5 см). Подбирается аркан, как в обычном метании, конец с палкой свисает на 25-30 см.

Соревнующиеся дети поочередно метают аркан на сухую ветку или сук дерева. Ветки могут находиться на разных высотах. После, когда аркан с "крюком" успешно наброшен на цель, следует спутать (обвивать) крюк-палку к основной части аркана и стараться сломать ветку, потягивая ее к земле. Игра очень эффективна для развития мышц плеча. Метание аркана вверх требует специального навыка и выносливости.

Игры детей Южной Сибири, связанные с метанием или бросанием предметов в определенном направлении и в цель, способствовали общему физическому развитию, развитию физических качеств, выработке точного глазомера. Метание производилось либо рукой, либо с помощью какого-либо приспособления. Например, метание камня с помощью коры тальника. Метание в целях безопасности выполняется через речку. Берется лямка (вместо коры тальника) длиной 80-90 см, шириной 5-6 см. Лямку необходимо сложить вдвое, перегнув пополам, один конец обернуть вокруг ладони, а другой придержать. Левой рукой положить камень в середину лямки.

Сделав 1-2 вращательных движения над головой, придерживаемый конец лямки отпускают, камень летит через речку. Выигрывает тот, кто бросит камень дальше.

Игры в мяч. Мяч готовится скатыванием вылинявшей шерсти коровы. Получается довольно хороший мяч среднего размера, не жесткий, упругий. Были распространены такие игры в мяч: передача мяча из центра круга, метание вверх, перебрасывание, метание на дальность и в цель, существовали и варианты этих игр.

Спортивная игра тувинцев, так называемая "Тевектээр", одна из наиболее распространенных игр - чрезвычайно напряженная, динамичная. Кроме того, она требует от человека высокой подготовленности, определенных физических качеств, умения пространственной ориентации, точности, быстрого мышления, большой силы воли.

Смысл игры заключается в жонглировании воланом левой и правой ногами разными способами.

Волан изготавливается из свинцовой пластинки диаметром 20-25 мм, толщиной 3-5 мм, весом 12-18 г и зимней шерсти козы. Длина шерсти варьируется от 4 до 7 см.

В конце игры победитель наказывает проигравшего. Это выражается в том, что проигравший должен подкинуть волан в ноги победителю, тот отбивает его удобной ногой таким образом, чтобы подкинувший не смог поймать его.

Роль народной игры как отдыха и способа психической разрядки рассматривалась в работах многих ученых Южной Сибири . В частности, И.У. Самбуу утверждает, что народ играет не тогда, когда у него избыток энергии, а, наоборот, тогда, когда он утомлен, чтобы восстановить силы. Он подтверждает истину, заключающуюся в том, что игровой отдых может привести больше пользы, чем полное безделье.

Жизненная ценность рекреаций такого типа заключается в том, что она связывает человека с природой, бытом. Тогда она является формой выражения разносторонних физических и умственных способностей народа и представляет большую ценность. Главными факторами здесь являются: находчивость, гибкость ума, быстрота, ловкость, умение все это сочетать (целеподчинить).

Поиск, обнаружение и исследование культурных ценностей народов Южной Сибири необходимы современному обществу. Возрождение национальной культуры, физического воспитания, их традиций и обычаев является способом создания народно-национальной системы физического воспитания. Знакомство со своей традиционной культурой и овладение ею необходимы ее носителям - представителям народов Южной Сибири.

Таким образом, совершенно очевидно, что народные игры не только необходимы, но и представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям южносибирских народов.

Игры народов ибири и Прибайкалья






Игры народов ибири и ПрибайкальяИгры народов ибири и Прибайкалья







Русские народные подвижные игры

Многие виды русского фольклора, в том числе и подвижная игра, восходят в своем возникновении к первобытно-общинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.

Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам.

В языческой культуре Древней Руси не существовало обособленной касты жрецов, жертвоприношения и молебны совершались любым человеком у жертвенников и статуй почитаемых тогда богов (Ярило -- солнце, Велёс -- покровитель скота, Мокошь - богиня воды, дождя, Сварог -- бог оружия, неба и небесного огня).

Кроме этого, культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа, главным образом крестьянства. Все это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.

Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы -- своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.

Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Интересным примером игры-обряда, во время исполнения которой пелись песни с обязательным упоминанием Лады (органического соединения аграрного божества и покровительницы брака, содержащим имя Лады), может служить общеизвестная игра «А мы просо сеяли».

А вот еще одна игра этого периода жизни русского народа, но уже из детского фольклора - горелки. О ней мы читаем у С.К. Якуба: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее -- Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки -- славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умыкивание" девиц. В самой древней нашей летописи - "Повести временных лет" -- так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"». Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.

О происхождении самого название игры -- «горелки» -- свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А.Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен... поется:

Не огонь горит, не смола кипит,

А горит-кипит ретиво сердце

По красной девице...

Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность...».

В зимние святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, правила поведения в которых унаследованы от древних языческих времен. Можно предположить, что Дрема здесь -- образ Солнца, которое будят, слегка, шутливо укоряют, ждут от него тепла:

Будет, Дремушка, дремать,

Полно, Дрема, стыдно спать.

Встань!

На святки же «водили Козу», которая всех веселила своими выходками. Может быть, частью драматических сценок с этим персонажем является игра, где козонька должна показать, как скачут старушки, старички, девушки, молодцы и, наконец, сама коза, т. е. веселится народ, ждет весну. Возможно, к святочной игровой песне «Уж я золото хороню» восходит известная детская игра «Колечко» («Колечко, колечко, выйди на крылечко»).

В другой детской игре, «Кострома», ученые находят отголоски древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество. Молодые девушки, женщины делали из соломы чучело, одевали его в нарядный сарафан, украшали цветами, клали в корыто и, имитируя похороны, с песнями несли к реке. Там всю ночь пели, водили хороводы, а затем Кострому раздевали и бросали в реку, оплакивая ее кончину, вместе с которой кончились и все летние хороводы, гулянья. Наступало время летней страды. И в детском припеве сохранились слова о древнем значении игры:

Кострому мы наряжали,

Весну-лето провожали.

Хотя в ней усилена развлекательная функция: исход игры - это, по существу, ловишки, ведь детям надо побегать!

Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Такова, например, «Утена»:

По лугам гуляла,

Гнездо совивала,

Деток выводила,

Деток собирала.

Народная традиция создает образ ласковый, светлый:

Плыла утена через синие озера,

Ноженьки обмочила,

Крылышки обмочила,

Крылышки встрепенула,

На бережок вспорхнула.

Доброй, надежной матерью станет она своим детям. А наши дети впитывают вместе с игрой эту нежность, разлитую в простой мелодии.

В процессе игры ведущий игры -- утена показывает несложные движения в соответствии со словами текста, что позволяет использовать ее с детьми дошкольного возраста.

Христианизация Руси и введение новой веры способствовало формированию особого христианского пантеона святых и созданию христианских праздников на основе языческих. Так, зимние святки были заменены рождественской неделей, а весенние -- пасхальной, что отразилось на характере игр и развлечений как молодежи, так и малых детей. Например, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену. «Бытовая» -- постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «Столб», «Цепочка», «Товар забирать», «Выскочка», «В короли», «Мост мостить».

А вот на Масленицу распространено было катание молодежи с ледяных гор. В Юрьевском уезде Владимирской губернии (информация 1893 г.) молодежь каталась на Масленице с горы на скамьях и буках -- низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети-мальчики.

Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта . Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе!

О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра -- одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Одно из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, живущих до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в нее играли еще в прошлом веке. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.

В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка -- ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда ком хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.

На вечерках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с коренца», чтобы не повредить.

Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.

Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег.

А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней -- влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений. Но и эти игры детям пришлись кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстроты и верной реакции.

Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное-несъедобное».

Еще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, является игра «Кандалы» («Цепи кованые»). Предполагается, эта что игра является отголоском ритуала выбора невесты или показом стремления русских людей к свободе:

Цепи кованые,

Раскуйте нас.

Кем из вас?

-Светой (Таней и т.п.).

Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки». Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки пыли у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой или сетями?

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.

Подвижные игры народов Восточной Сибири

«Стой, олень!»

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

«Стрельба в цель с кружением»

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20-25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3-5 м от него ставится шест (или тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Каюр и собаки

Игры народов Сибири и Дальнего Востока. На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят:

Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.

Гонки на собачьих упряжках

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров). Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.

Кто кого забодает?

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.

«Зайцы и собаки»

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные - зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями. Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки - тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.п.). На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Русские народные игры

«Жмурки»

С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он должен догнать и задеть кого-нибудь из играющих, и тот, кого он задел, становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом, но с новым водящим.

«Молчанка»

Все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т.д.

«Прятки»

С помощью считалки выбирают водящего. Он закрывает глаза и считает до 10. Остальные играющие в это время должны спрятаться. Далее водящий начинает искать спрятавшихся игроков, и тот кого он найдет первым становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим. С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он считает до 10, а в это время все разбегаются и прячутся в комнате. Далее водящий пытается кого-нибудь найти, а играющие помогают ему словами «тепло», «холодно». В то время, когда водящий ищет, никто не имеет права передвигаться. Тот, кого водящий найдет первым становится новым водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим.

Игра "У Медведя во бору"

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг - это берлога "медведя", 2-ой - это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, И на нас рычит. После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать ког

Игра «Волк во рву»

Для игры понадобится нарисовать две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга, между этими линиями будет ров. Во рву сидит водящий - волк. Участники игры встают на одной из сторон рва. По сигналу водящего участники перепрыгивают через ров. Волк в это время их старается поймать, но изо рва он выходить не может. Все те, кто наступит в ров или кого поймает волк, становятся помощниками волка и стараются поймать остальных участников.

Игра "Пахари и жнецы"

По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой - «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда - Пахари, она становится по одну сторону черты - где «пашня»; другая команда - Жнецы - становится по другую сторону черты - где «нива». В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, поют: Мы пашенку пахали, Глубокие борозды махали. Борозды - глубокие, Полосы - широкие. А вы жнецы худые -

Игра "Горшок"

На ровном и открытом месте ставят горшок, повернутый кверху дном и прикрывающий дары, предназначенные в награду удачливому игроку. В двадцати шагах от него располагается один из играющих. Ему завязывают глаза и дают палку в руки: задача в том, чтобы дойти до горшка и разбить его палкой. Каждому дозволяется перед завязыванием глаз вымерить шагами расстояние до горшка и встать лицом к нему. Но прежде чем двинуться, игрок должен три раза оборотиться на месте. Когда игрок полагает, что дошел до гор.

Игра "Иван" (старинные русские народные игры)Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего: Иван с косой, Не ходи босой, А обутый ходи, Себе лапти сплети. Если будешь ты обут - Волки, лисы не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть! Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе. «Звери» переговариваются с ним:

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут -

Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе.

«Звери» переговариваются с ним:

- Иван-косарь, что ты делаешь?

- Траву кошу.

- А зачем косишь?

- Коров кормить.

- А зачем коровы?

- Молочко давать.

- А зачем молочко?

- Сырцы делать.

- А зачем сырцы?

- Охотников кормить.

- А зачем охотников кормить?

- В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей».

Игра "Бубен"

По считалке выбирается один водящий - «бубен». Он садится на пол и кричит:

Бубен сел на пенек,

Чтоб ловить дурачков,

Пожалуйте!

Играющие подходят к нему, приговаривая:

Бубен, бубен,

Сел на бочку,

Продал свою дочку

За нашего князя.

У нашего князя

Трое палаток -

Никто не проскочит.

Коза проскочила,

Хвост переломила,

Бубен порвала,

Нам рассказала.

Бубен озлился,

За нами пустился,

В лужу свалился,

Весь измочился.

Мы убежали,

Языки казали.

Бубен дразнили,

Бегать просили:

Бубен ты, бубен,

Не валяйся в луже,

А беги за нами,

Хватай нас руками!

Водящий «Бубен» быстро вскакивает и ловит играющих участников. Кого поймает, тот тогда сам становится «бубном». Пока «бубен» ловит, играющие его активно дразнят:

Бубен, бубен - длинный нос,

Почем в городе овес?

Три копейки с пятаком!

Едет барин с колпаком:

Шире грязь, навоз идет,

То наш бубен - длинный нос!

Указания к проведению игры:

Играют обыкновенно в достаточно просторном помещении. Число участников бывает от шести до двадцати человек. Игру хорошо использовать на посиделках для знакомства детей со старинными вариантами игр-ловишек.

24


© 2010-2022