Программа СВПО 9 класс

Особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой вы­бор». Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учрежде­ний помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кад­рах. Задачи курса: - Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессиональног...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Дмитриева»

Дмитриевского района Курской области



«Рассмотрено»

МО учителей оздоровительного, художественного и эстетического цикла

_______/Т.В. Лавлинская/

Протокол №___

от«___» ___________201_ г

«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

_________/С.А. Лагутина/

«___» ___________201_ г

«Утверждаю»

Директор

__________/В.И. Тулиёв/

Приказ №______

от «___» ____________201_ г

Рабочая программа

Слагаемые выбора профиля обучения

9 класс



Уровень: базовый

Учитель технологии: Петрова Н.А.

Квалификационная категория: высшая




2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования,

- Программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс». М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006.

- Учебного плана МБОУ «СОШ №1 г. Дмитриева» на 2014-2015 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор».

Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.

Задачи курса:

- Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.

- Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.

- Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.

- Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.

- Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».

Основным методом изучения курса является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».

Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.

Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:

- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;

- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);

- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию.

В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.

Значительная часть занятий (30%) отводится на развивающую профдиагностику, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.

Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:

- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);

- психологическую (особенности психических процессов);

- типологическую (темперамент, характер, тип личности);

- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);

- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В процессе изучения курса используются следующие

профдиагностические методики:

- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;

- карта интересов;

- опросник профессиональной готовности (ОПГ);

- анкета мотивов выбора профессии;

- шкала потребностей в достижении;

- опросник темперамента;

- методика «Мой характер»;

- методика определения склонностей;

- тест Дж. Холланда «Тип личности»;

- карта здоровья;

- тест «Уровень самооценки»;

- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы:

- беседа,

- рассказ,

-объяснение,

-диспут,

- викторина,

-наблюдение,

-экскурсия,

-профконсультация.

Оценка достижений обучающихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.

По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение слагаемого выбора профиля обучения в 9 классе отводится 1 час в неделю, всего на курс отводится 34 часов.

Перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать и понимать:

- сущность жизненного самоопределения;

- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;

- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;

- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;

- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;

- профессионально важные качества своей личности, свои

профессиональные способности и возможности;

- способы и средства анализа профессиональной деятельности;

- методику выполнения профессиональных проб;

- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- пути получения профессионального образования;

- возможности получения профессиональной консультации;

- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;

- этапы принятия решения о профессиональном выборе;

- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;

- определять формулу профессии;

- проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;

- выявлять свои профессионально важные качества;

- соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;

- выполнять профессиональные пробы;

- пользоваться профессиограммами и психограммами;

- выбирать способ приобретения будущей профессии;

- получать профессиональную консультацию;

- заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;

- выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.

У учащихся должны быть сформированы:

- убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;

- профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;

- профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;

- профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п

Наименование темы, раздела

К-во час.

В том числе

Форма контроля

К/р, П/р,

творческие работы


Раздел 1. Основы жизненного и профессионального самоопределения

7



1

Введение в курс «Профессиональное самоопределение».

1



2

Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека.

1

Фронтальный

П/р

3

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития.

1

Индивидуальный, фронтальный

П/р

4

Значение, ситуация и правила выбора профессии.

1

Индивидуальный, групповой

П/р

5

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

Индивидуальный, групповой

П/р

6

Творческий проект «Мой выбор».

1

Индивидуальный, фронтальный

Творческая работа

7

Тестовый контроль знаний по разделу.

1

итоговый

Тест

Раздел 2. Мир труда и профессий

6



8

Профессия и специальность: происхождение и сущность.

1

Индивидуальный, фронтальный

П/р

9

Многообразие мира труда.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

10

Классификация профессий. Формула профессий.

1

Индивидуальный, фронтальный

П/р

11

Профессиональная деятельность и карьера человека.

1

Индивидуальный, фронтальный

П/р

12

Рынок труда и его требования к профессионалу.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

13

Тестовый контроль по разделу

1

итоговый

Тест

Раздел 3. Человек и профессия

10



14

Профессионально - важные качества человека.

1

Групповой,

фронтальный

П/р

15

Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессии.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

16

Особенности психических процессов и выбор профессии.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

17

Темперамент и выбор профессии.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

18

Характер и выбор профессии.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

19

Роль способностей в профессиональной деятельности.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

20

Тип личности и выбор профессии.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

21

Профессиональная деятельность и здоровье.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

22

Профессиональная пригодность и самооценка.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

23

Тестовый контроль по разделу

1

Итоговый

Тест

Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном
самоопределении

11



24

Анализ профессиональной деятельности.

1

Групповой,

фронтальный

П\р

25

Профессиональные пробы и творческие проекты.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

Тест

26

Профильное обучение, предпрофильная подготовка.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

Тест

27

Пути получения профессионального образования.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

Тест

28

Профессиональная консультация.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

Тест

29

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р

Тест

30

Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.

1

Индивидуальный,

групповой,

фронтальный

П/р


31

Тестовый контроль знаний по разделу.

1

итоговый

К/р

Тест

32

33

Творческий проект «Мой выбор». Разработка и оформление.

2

Индивидуальный

Творческая работа

34

Защита творческих проектов «Мой выбор».

1

Итоговый.

Творческая работа

Итого:

34



Содержание программы

Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения»

1. Введение в курс «Профессиональное самоопределение» - 1 час.

Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу.

Практическая работа. Составление словаря к уроку.

2. Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека - 1 час.

Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия».

3. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития - 1 час.

Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.

Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Выписать в тетради и осмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели - тогда удастся у тебя жизнь».

4. Значение, ситуация и правила выбора профессии - 1 час.

Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу - Могу - Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.

Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».

5. Типичные ошибки при выборе профессии - 1 час.

Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. незнание правил выбора профессии. Незнание себя.

Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу:

Незнание мира
профессий

Незнание себя

Незнание правил

выбора профессии

1. Устаревшие представления о характере труда и условиях труда в конкретных профессий

1. Необъективная оценка своих возможностей

1. Отождествление учебного предмета с профессией

2. Предубеждения в отношении престижности профессии

2. неумение соотнести свои способности с требованиями профессии

2. Перенос отношения к человеку на профессию

3. Выбор профессии «за компанию»

4. Неумение определить пути приобретения профессии

6. Творческий проект «Мой выбор» - 1 час.

Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор». Основные разделы проекта: обоснование выбора профессии, профессиограмма профессии, профессиональная проба, профессиональная пригодность, профессиональное намерение и карьера, план подготовки к приобретению профессии, готовность к профессиональному самоопределению, литература.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий.

7. Тестовый контроль знаний по разделу - 1 час.

Раздел 2. Мир труда и профессий

8. Профессия и специальность: происхождение и сущность - 1 час.

Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессии.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий».

9. Многообразие мира труда - 1 час.

Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет туда. Средства труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сфера материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.

Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу:

Позиции

Содержание

Моя будущая профессия

Сфера экономики

Отрасль экономики

Сектор экономики

10. Классификация профессий. Формула профессии - 1 час.

Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Дидактическая игра «Классификация профессий». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.

11. Профессиональная деятельность и карьера человека - 1 час.

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы:

Позиции

Содержание

Моя будущая профессия

Цель деятельности

Задачи деятельности

Предмет труда

Средства труда

Результаты труда

Требуемый уровень образования

Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание)

Возможная заработная плата

12. Рынок труда и его требования к профессионалу - 1 час.

Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Брянской области.

Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.

13. Тестовый контроль знаний по разделу - 1 час.

Раздел 3. Человек и профессия

14. Профессионально - важные качества человека - 1 час.

Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу:

Профессиональные качества, необходимые для овладения выбранной мною профессией

общие

особенные

специфические


15. Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессии - 1 час.

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).

16. Особенности психических процессов и выбор профессии - 1 час.

Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам.

17. Темперамент и выбор профессии - 1 час.

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.

18. Характер и выбор профессии - 1 час.

Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».

19. Роль способностей в профессиональной деятельности - 1 час.

Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессий и специальные способности.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методики «КОС» и «Определение склонностей».

20. Тип личности и выбор профессии - 1 час.

Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистический (практический), интеллектуальный, артистический, социальный, предприимчивый (предпринимательский), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление типа личности по методике Дж. Холланда.

21. Профессиональная деятельность и здоровье - 1 час.

Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по степени их влияния на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показания и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

22. Профессиональная пригодность и самооценка - 1 час.

Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ - Я», как система представлений о себе. Структура «Образа - Я»: знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» - глазами других людей. «Я - концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я - концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление по различным методикам профессиональной пригодности школьников к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».

23. Тестовый контроль знаний по разделу - 1 час.

Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении

24. Анализ профессиональной деятельности - 1 час.

Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы. Роль профессиограмм и психограмм в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с профессиограммами различных профессий. Разработка профессиограммы предполагаемой профессии.

25. Профессиональные пробы и творческие проекты - 1 час.

Сущность и функции профессиональной пробы в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб: технологический, ситуативный, функциональный. Индивидуальные и групповые профпробы. Анализ и оценка выполненных профпроб. Сущность и классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам. Этапы выполнения творческих проектов.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных Понятий. Дидактическая игра «Человек-профессия». Игровые упражнения «Кто есть кто», «Спящий город».

26. Профильное обучение, предпрофильная подготовка - 1 час.

Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структура содержания профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы, курсы по выбору. Профили обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения: краткосрочные курсы по выбору, профессиональная информация, профессиональная консультация и диагностика.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.

27. Пути получения профессионального образования - 1 час.

Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональное образовательное учреждение. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы, курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, институт, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий, видов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. ознакомление с профессиональными учебными заведениями Брянской области.

28. Профессиональная консультация - 1 час.

Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды и задачи профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление перечня вопросов к профконсультантам. Дидактическая игра «Профессиональное консультирование».

29. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание - 1 час.

Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообразование, самоконтроль, самооценка.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление школьниками плана подготовки к приобретению профессии.

30. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе - 1 час.

Готовность к профессиональному самоопределению. Показатель готовности к профсамоопределению, ее уровни. Принятие решения о профессиональном выборе.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение Карты готовности к профессиональному самоопределению.

31. Тестовый контроль знаний по разделу- 1 час.

32-33. Творческий проект «Мой выбор». Разработка и оформление - 2 час.

Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.

34. Защита творческих проектов «Мой выбор» - 1 час.

Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.

Практическая работа. Представление и защита проектов.






Материально-техническое обеспечение программы:

1.УМК по темам.

2.Дидактический материал для учащихся.

3.Юридический практикум по основам правоведения.

4.Образцы оформления юридических документов.

Учебно - методическое и информационное обеспечение курса.

Литература для учителя.

1.Методическое пособие «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников» С.Н. Чистякова, Москва, изд.центр «Академия», 2007

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 329 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. - 512 с.

3. Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.

4. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с.

5. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.

6. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. - 183 с.

7. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология:

Учебник для учителя.

8. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. - Брянск: БИПКРО, 2007. - 140 с.

Литература для учащихся.

1.Учебник: С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Учебное пособие. Москва,2007

Дополнительная литература по источникам из Интернета.

- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996

- Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004

- Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004

- Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). - СПб., 2003

- Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. - М.: 2002

- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М., 2005

- Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство - М., 2005

- Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004

- Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс):

-Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. - 2-е изд., стер. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005

- Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. - 2-е изд., стер. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005


© 2010-2022