Рабочая программа по «Черчение» 8 - 9 кл

Программа курса «Черчение» призвана способствовать, приобретению реализации принципа культуросообразности содержания общего среднего образования невозможна без ознакомления школьников с огромным пластом графической культуры. Она служит базой для всего дальнейшего в изучения предмета черчении, способствует  логическому развитию. Отличительной особенностью программы является изложения в ней учебного материала с учетом уровня его усвоения. В программе определены цели по каждой теме, прогнозируются...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая учебная программа

черчение

8-9 классы

Пояснительная записка

1. Нормативная основа программы.

Рабочая учебная программа составлена на основе

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004г. № 1089.

  2. примерной программой основного общего образования по черчении и авторской программы доктора педагогических наук А. Д. Ботвенникова, (Министерство образования Российской Федерации, Издательство «Просвещение», 2000г), и предназначена для учащихся 7-8-х классов.

  3. сборник нормативных документов «Черчение». М.:«Просвещение»,2000г.. Программы для общеобразовательных школ. Черчение 7-8. Составитель ответственный ред. В.А. Гервер. ». М.:«Просвещение», 2000г..

4. учебного плана образовательного учреждения МБОУ СОШ №1 города Радужный.

2. Место предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Черчение» входит в состав образовательной области «Технологии». Как предусмотрено в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации, программа рассчитана на 34 часа из компонента образовательного учреждения на ступени основного общего образования (базовый уровень) в 8-9 классах по 1 часу в неделю.

Используется учебник Владимиров Я. В., Ройтман И. А. Черчение: Учеб. пособие. - М.: Владос, 1999г..

Программа курса «Черчение» призвана способствовать, приобретению реализации принципа культуросообразности содержания общего среднего образования невозможна без ознакомления школьников с огромным пластом графической культуры. Она служит базой для всего дальнейшего в изучения предмета черчении, способствует логическому развитию. Отличительной особенностью программы является изложения в ней учебного материала с учетом уровня его усвоения. В программе определены цели по каждой теме, прогнозируются результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения содержания учебного материала.













3. Цель программы.

Изучение предмета «Черчение» в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

  2. Развитии и формировании человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

4. Задачи программы.

В задачи обучения предмета «Черчение» входят:

  • развитие и воспитание эстетического отношения к жизни через приобщение детей к творчеству, к будущей трудовой деятельности, к выбору профессии;

  • воспитание личности творца, человека нового мышления, умеющего ценить и охранять культуру графического труда, способного внести новые прогрессивные технологии в авиацию, космонавтику и поднять машиностроение на высокий технический уровень;

  • формирование у подростков интереса к жизни через увлечение техникой; развитие наблюдательности, памяти, общеобразовательного кругозора учащихся при выполнении и чтении чертежей деталей, способности к динамическим пространственным преобразованиям;

  • формирование образного пространственного мышления, самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.

Цель графического образования конкретизируется в основных задачах:

• в формировании представлений о графических средствах (языковых, неязыковых, ручных, компьютерных) отображения, создания, хранения, передачи и обработки информации;
• в изучении и овладении методами, способами, средствами отображения и чтения информации, используемыми в различных видах деятельности;
• в развитии пространственного воображения и пространственных представлений (статических, динамических), образного, пространственного, логического, абстрактного мышления;
• в формировании умений применять геометро-графические знания и умения в новых ситуациях для решения различных прикладных задач;
• в обучении чтению и выполнении чертежей (эскизов), аксонометрических проекций, технических рисунков, схем изделий различного назначения;
• в ознакомлении с содержанием и последовательностью этапов проектной деятельности в области технического и художественного конструирования;
• в формировании и развитии эстетического вкуса;

  • в овладении компьютерными технологиями для получения графических изображений*;



  1. Межпредметные связи

Данная программа обеспечивает реализацию содержательно-информационных межпредметных связей, которые делятся по составу научных знаний, отраженных в программе, на фактические, понятийные, теоретические, философские.

Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах черчение, начертательная геометрия, физика и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.

Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсе черчение относятся, например, конструировать объемно-пространственные композиции, модулировать архитектурно-дизайнерские объемы (в графике и объеме);

Данная программа предусматривает и временную (хронологическую) связь между учебными предметами, т.е согласование во времени прохождения программы различных предметов.

Межпредметные связи раскрываются и в общности используемых методов исследования (экспериментальный метод черчение и начертательная геометрия).

Для реализации межпредметных связей в рамках программы планируется проведение уроков черчение двух типов: уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметов (приемы осуществления межпредметных связей: домашние задания по повторению ранее пройденного материала по смежным предметам) и обобщающие уроки (приемы осуществления межпредметных связей: свободный диспут, проект).

Для осуществления межпредметных связей предусмотрено использование материалов, предусмотренных программой для одного учебного предмета, на уроках смежных предметов (наглядных пособий, материалов ЦОР, фрагменты из фильмов и т.п.)








  1. Новизна, особенности программы

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой основного общего образования по черчении:

1. Программа предусматривает адаптацию процесса изучения черчении к условиям работы городской опорной площадки по реализации регионального проекта «Школа адаптации»;

2. В ходе реализации рабочей учебной программы особое внимание уделяется организации работы с детьми - мигрантами, детьми - ионофонами с целью расширения их общего словарного запаса, усвоения научной терминологии;

3. Программа, наряду с задачами обучения предмету, предусматривает также акцентирование внимания на профориентацию* за счет использования методов и приемов, направленных на выявление и развитие индивидуальных особенностей личности: ученикам предоставляется возможность на уроке, в привычной для них обстановке и окружении, попробовать себя в различных видах деятельности, формировать умения также совместной деятельности;

4. Для реализации п. 2-3 преимущественно используются уроки итогового повторения





_________________________________________________________

* Система мероприятий по профориентационной работе на уроках черчении предполагает формирование интереса к выбору профессии и устойчивых познавательных интересов, воспитание творческого отношения к труду, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность и самостоятельно пополнять знания; формирование у школьников адекватной самооценки, внедрение информационно-компьютерных технологий в учебный процесс, использование межпредметных связей, решение задач практической направленности.















Общая характеристика учебного курса

Черчение играет важную роль в формировании у школьников умения понимать чертежи.

Обучение черчении закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая, черчение они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

На учебных занятиях отводится время для решения комбинаторных задач. На этом этапе формируются на интуитивном уровне начальные вероятностные представления, осваивается словарь.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Базовый уровень изучения учебного предмета предусматривает минимально необходимый объём содержания учебного материала, требования к усвоению которого, задаются как планируемые результаты обучения в системе обобщённых, фундаментальных знаний, умений, способов деятельности, достижение которых предусматривается в рамках учебных часов, отводимых государственным компонентом учебного плана.

Особенностью предмета «Черчении» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными понятиями и чертёжными навыками на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Аттестация в конце учебного года проводится в виде итоговой контрольной работы согласно Уставу учреждения.

В календарно - тематическом плане раздел «Профориентация» носит примерный характер, учитель оставляет за собой право его изменять.



















Результаты освоения программы

8-ой класс

Учащиеся должны иметь представления:
об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
• о точности изготовления детали, об отклонениях в форме и расположении поверхностей, о шероховатости поверхности;
• о способах передачи движения.
Учащиеся должны знать:
• основы метода параллельного проецирования;
• способы построения в системе прямоугольных проекций;
• способы построения прямоугольной изометрической и прямоугольной димметрической проекций и технических рисунков;
• изображения на чертеже (основные и дополнительные виды, разрезы, сечения, выносные элементы);
• условности и упрощения на чертежах;
• чертежи различного назначения;
• схемы.
Учащиеся должны уметь:
• использовать геометрические построения при выполнении чертежей;
• наблюдать и анализировать форму предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
• выполнять чертежи в соответствии с ГОСТ ами ЕСКД, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений и т. д.);
• читать и выполнять чертежи несложных изделий;
• детализовать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-7 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одной из них;
• применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

9 -ый класс

Учащиеся должны иметь представления:
об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
• о точности изготовления детали, об отклонениях в форме и расположении поверхностей, о шероховатости поверхности;
• о способах передачи движения.
Учащиеся должны знать:
• основы метода параллельного проецирования;
• способы построения в системе прямоугольных проекций;
• способы построения прямоугольной изометрической и прямоугольной димметрической проекций и технических рисунков;
• изображения на чертеже (основные и дополнительные виды, разрезы, сечения, выносные элементы);
• условности и упрощения на чертежах;
• чертежи различного назначения;
• схемы.
Учащиеся должны уметь:
• использовать геометрические построения при выполнении чертежей;
• наблюдать и анализировать форму предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
• выполнять чертежи в соответствии с ГОСТ ами ЕСКД, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений и т. д.);
• читать и выполнять чертежи несложных изделий;
• детализовать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-7 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одной из них;
• применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Оценка работ учащихся

За устные ответы, графические работы и решение задач учащимся выставляются отметки по пятибалльной системе. Графические работы рекомендуется оценивать двумя отметками, дифференцированно отражающими правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен при подведении итогов сформированности знаний и умений. В конце учебного года проводится итоговая аттестация, целью которой является проверка сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности учащихся. Содержание итоговой аттестации, тестовых заданий и критерии их оценивания по пятибалльной системе разрабатываются учителем.































Содержание программы учебного курса

Содержание курса черчения и методы ее реализации направлены на развитие личности школьника с учетом психологических особенностей детей конкретного возрастного периода и осуществляют развитие творческих качеств ребенка. Учебный курс модулируется на основе следующих современных педагогических подходов:

  • содержательно-деятельностный подход;

  • системно-комплексный подход;

  • личностно-ориентированный подход;

8 КЛАСС

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (7 часов)

Введение. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с использованием ИКТ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, Сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; Расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (10 часов)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видах на чертежах. Понятие о местных видах(расположениях в проекционной связи). Косоугольная фронтальная и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей. Показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида - аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛИ (18 часов)

Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения). Уклон и конусность. Выполнение чертежей деталей. Чтение чертежей детали. Выполнение эскиза детали(с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих.





9 КЛАСС

ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ(1 час)

СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ(12 часов)

Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила выполнения вынесенных и наложенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах. Разрезы простые и сложные. Правила выполнения и обозначения разрезов (фронтальных, горизонтальных, профильных, местных). Соединение части вида и с частью разреза. Соединение вида и разреза. Особые случаи разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.

СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ(12 часов)

Чертежи типовых соединений деталей(5 часов). Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения на чертежах неразъемных соединений(сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Сборочные чертежи изделий(7часов). Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах(спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображение на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах. Выполнение чертежей резьбовых соединений. Штриховка сечений смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация. Чтение чертежей несложных сборочных единиц.
Деталирование. Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц.

ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ(4 часа)

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА(2 часа)

ОБЗОР РАЗНОВИДНОСТЕЙ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ(1 час)

ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)









8 -е КЛАССЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ

  1. Линии чертежа.

  1. Чертеж «плоской» детали.

  1. Моделирование по чертежу.

  1. Чертежи и аксонометрические проекции предметов.

  1. Построение третьей проекции по двум предметам.

  1. Чертеж детали.

  1. Устное чтение чертежей.

  1. Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы.

  1. Эскиз и технический рисунок.

  1. Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования.

  2. Выполнение чертеж предмета (контрольная работа)

Примечание. Работы выполняются в рабочих тетрадях (в клетку) или на форматах

9 -е КЛАССЫ

  1. Эскиз деталей с выполнением сечений.

  2. Эскиз деталей с выполнением необходимого разреза.

  3. Чертеж детали с применением разреза.

  4. Устное чтение чертежей.

  5. Эскиз с натуры.

  6. Эскиз с натуры.

  7. Эскиз резьбового соединения.

  8. Чертеж шпоночного соединения и вала.

  9. Чтение сборочных чертежей.

  10. Деталирование

  11. Решение творческих задач с элементами конструирования.

  12. Чтение строительных чертежей.

Примечание. Работы выполняются в рабочих тетрадях (в клетку) или на форматах А4.



Учебно-тематический план

8 класс

Тема

Количество часов

Общее кол-во

Теория

Практика

1.

Правила оформления чертежа

7

1

6

2.

Способы проецирования

10

3

8

3.

Чтение и выполнение чертежей деталей

18

5

13

ИТОГО:

35

9

26

9 класс

Тема

Количество часов

Общее кол-во

Теория

Практика

1.

Обобщение сведений о способах проецирования.

1

1

2.

Сечения и разрезы. Виды.

12

4

8

3.

Сборочные чертежи.

12

4

8

4.

Чтение строительных чертежей

4

1

3

5.

Контрольная работа

2

2

6.

Обзор разновидностей графических измерений

1

1

7.

Подготовка к экзаменам.

1

1

8.

Подготовка к экзаменам.

1

1

ИТОГО:

34

10

24

Календарно-тематический план

8 - ой класс

Дата

Название темы

Цели и задачи урока

Краткое содержание теоретической части урока

Практическая

деятельность

Домаш.

задание

Профориентация

Правила оформления чертежей(7 часов)


1

Учебный предмет «Черчение»

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей и их место среди видов графических изображений. Современные методы выполнения чертежей. Использование ЭВМ, графопостроителей. Инструменты, принадлежности. Материалы для выполнения чертежей.

а) Понятие о чертеже как изображении на плоскости формата.

б)Формирование интереса конструктивной документации. в)Развитие технического и образного мышления.

Роль чертежа в жизни человека. Имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежа. Содержание данных в современном чертеже. Графические изображения.

Сравнение примеров изображений. Ознакомление с чертежами инструментами принадлежности.

Введение А 4


использование межпредметных связей;

формирование интереса к выбору профессии


2

Организация рабочего места. Рациональные приемы работы с чертежами и инструментами.

А) Знакомство школьников с правилами оформления чертежей.

Б) Воспитание стремления добросовестного и рационального выполнения учебного задания.

В) Развитие интереса к предмету.

Организация рабочего места. Подготовка чертежного инструмента к работе. Правила оформления чертежей. Размеры форматов. Назначение линий чертежа

Вычерчивание рамки основной надписи чертежа

П.1,2

Рис.23

В тетради

А 4


3

Графическая работа №1 «Линия чертежа»

а) Закрепление навыков выполнения линий.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления.

Повторение теоретического материала по теме «Типы линий»

Выполнение упражнений на проведение различных типов линий. А 4

П.1,2

Учебная таблица. План выполнения работы.


4-5

Сведения о чертежном шрифте.

Буквы, знаки и цифры на чертежах.

а) Знакомство с правилами написания прописных и печатных букв и цифр чертежного шрифта.

б) Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков в написании букв и цифр

Шрифт, его размер и ширина. Написание прописных букв и цифр.

Упражнения в написании букв и цифр чертежного шрифта (по группам)

П.2.в

Тетради написать Ф.И.О

использование межпредметных связей;

формирование интереса к выбору профессии


6

Некоторые сведения о нанесении размеров.

Примечание и обозначение масштаба.

а) Знакомство с правилами нанесения размеров, букв и цифр.

б) Развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.

в) Развитие технического и образного мышления.

Линейные размеры на машиностроительных чертежах, их толщина и размер. Расстояние между контуром изображения и размерными

Линиями. Нанесение размерных чисел, знаков и букв.

Масштаб.

Упражнения в написании знаков для нанесения размеров, стрелок, размерных и выносных линий.

П.2 Рис.34

М1:2

А 4


7

Графическая работа №2

«Чертеж плоской детали»

а) Закрепление умений и навыков по постарению чертежа обозначение размеров.

б) Развитие стремления к овладению знаниями, формирование

умений четко организовывать сваю практическую деятельность.

в) развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.

Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме.

Выполнение чертежа плоской детали с нанесением размеров и изменением масштаба (по индивидуальным заданиям).

А 4

П.4

Рис.34

А4


8

Проецирование.

а) Понятие о проецировании как изображении предмета на плоскости.

б) формирование интереса к предмету.

в) Развитие технического и образного мышления.

Общие сведения о проецировании. Примеры проекций.

Проекция точки на плоскость. Центральное, параллельное, прямоугольное, косоугольное проецирование.

Проецирование точки на плоскость, проекции фигуры, получение тени модули.

П.3


9

Прямоугольное проецирование.

Проецирование на 3 плоскости проекции.

а) Понятие о прямоугольном проецировании на плоскости проекций.

б) Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.

в) Развитие творческого мышления. Интереса к поиску решения задач.

Проецирование на одну, на три плоскости проекции предмета. Обозначении и название плоскостей.

Построение предмета на одну, две, три плоскости. Чтение чертежа.

П.4.

Рис. 51

В тетради.


10

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

а) Понятие о расположении видов на чертежах, формирование навыков построения видов на чертеже.

б) Развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений находить главный вид.

в) Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.

Всегда ли достаточно на чертеже одной проекции.

Название проекций, полученных при проецировании на 3 плоскости проекций и их расположение. Определение местного вида и цель его использования. Что дает применение местного вида?

Построение 3-х проекций на плоскости. Тренировочное упражнение. Рис.55.

П.5 Рис.56.

М 3:1

В тетради. Пр.3.

Рис. 58 а, б


11

Получение и построение аксонометрических проекций.

а) Понятие об аксонометрии как изображений.

б) Формирование интереса к учению.

в) Развитие технического образного мышления.

Проецирование куба на фронтальную димметрическую и изометрическую проекцию.

Расположение осей в аксонометрии. Способ построения аксонометрических плоских фигур.

Получение аксонометрических проекций. Построение фигур в фронтальной димметрической и изометрической проекций.

П.6, 7


12

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

а) закрепление умений и навыков по построению аксонометрий.

б) Развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать сваю практическую деятельность.

в) Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.

Расположение

осей фронтальной димметрической проекции.

Как откладывают размеры вдоль осей фронтальной димметрической и изометрической проекций и параллельно им.

Построение

фронтальной димметрической проекции.

Рис.63.

Справочная таблица.

П.7.

Рис.63.

СП.2


13

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

а) Проверка качества усвоения материала по теме.

б) формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.

в) Развитие пространственных представлений пространственного мышления.

Способ построения аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности

Построение фронтальной димметрической проекции окружностей изометрической проекции окружностей

Рис. 64, 65,66, 68.

П.8.

Рис. 65.

80 мм. В тетради.


14

Технический рисунок.

а) Закрепление умений и навыков по постарению аксонометрии.

б) Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие пространственных представлений пространственного мышления.

Правила

построения технического рисунка. Его отличия от аксонометрической проекции.

Построение технического рисунка с натуры модулей.

П.9 Рис.62.

Построить в тетради димметрической.

использование межпредметных связей;

формирование интереса к выбору профессии


15

Анализ геометрической формы предмета.

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

а) Знакомство с правилами построения проекций геометрических тел.

б) Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.

В основе форм деталей машин и механизмов находятся геометрические тела. Проекции группы геометрических тел.

Анализ группы геометрической формы предмета. Проецирование геометрических тел. Построение проекции группы геометрических тел. Рис.83. (удалить конус)


16

Проекция вершин, ребер и граней предмета.

а) Понятие о проекциях вершин, ребер, и граней предмета, формирование навыков построения точек.

б) Формирование познавательного интереса к предмету активности, самостоятельности суждений.

в) Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.

Расположим предмет пространстве так чтобы каждая из двух параллельных между собой граней была параллельна одной из плоскостей проекций. Тогда эти грани изобразятся на соответствующих плоскостях проекций без искажений.

Построение прямоугольных проекций предмета, обозначение вершин, ребер, граней, нанесение проекционных точек. Рис. 87 а, б;

88, 94, 97.

П.12.

Рис.90, 98, 95, 96 в.


17

Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

а) Закрепление навыков выполнения проекций, граней, ребер и точек.

б) Формирование навыков выполнения проекций, граней, ребер и точек.

в) Развитие навыков логического мышления.

Повторение теоретического материала по теме «Проекции вершин, ребер и граней предмета».

Выполнение работы на формате А 4.Рис. 98, 99.

Повторить п.10,11, 12. Гр. Работу завершить


Чтение и выполнение чертежей деталей (18 часов).

18,19

Порядок построения изображений на чертежах.

а) проверка качественного усвоения материала по теме прямоугольное проецирование.

б) Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие пространственных представлений, пространственного мышления школьников

Большинство предметов можно представить как сочетание геометрических тел.

Следовательно для чтения и выполнения чертежей надо знать. Как изображаются эти геометрические тела.

Анализ формы предмета. Последовательность построения видов на чертеже детали.

Построение 3-го вида.

1 урок

Рис. 107,111.а,б; 112 А.Б.

2 урок

Рис. 113 (2,5,6,7,8,9).

П.13.

Рис.113. 111.

Рис. 114. А4.

20

Графическая работа №5.

«Построение третьей проекции по двум данным»

а) Закрепление навыков выполнения прямоугольных проекций.

б) формирование навыков самостоятельной работы.

в) развитие пространственных представлений, пространственно мышления.

Повторение и закрепление теоретического материала по теме прямоугольного проецирования.

Выполнение работы на формате А 4

(М 2:1).

1 а, б.

2 в, г.

3 г, д.

Повторить П.13.

21

Нанесение размеров с учетом формы предмета.

а) Знакомство с правилами нанесения размеров с учетом формы.

б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

в) Развитие логического мышления учащихся

Каждый размер на чертеже указывают только один раз. В то же время чертеж должен содержать все размеры, необходимые для изготовления предмета.

Нанесение размеров с учетом формы предмета. Рис. 119 б, 120 а.

П.14. Рис. 120-122.

М 2:1

.

22

Геометрические построения необходимые для изготовления чертежей.

а) Знакомство с правилами геометрических построений.

б) Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

в) развитие пространственных представлений, пространственного мышления школьников.

Расчленение процесса выполнения чертежа на отдельные графические операции называется анализом графического состава изображения.

Анализ графического состава изображений. Деление окружности на части. Сопряжения.

П.15.

Рис. 137.

А 4.

23

Графическая работа №6.

«Чертежи детали с использованием сопряжений»

а) Закрепление навыков выполнения геометрических построений.

б) формирование

навыков самостоятельной работы.

в) Развитие пространственного мышления.

Построение закрепление теоретического материала по теме геометрические построения.

Выполнение работы на формате А 4.

Рис. 138.

Повторить П.15.

24

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.

а) Знакомство с правилами построения разверток.

б) Воспитания стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

в) Развитие навыков логического мышления.

Чтение чертежа заключается в представлении объемной формы предмета плоского изображения.

Построение разверток призмы, цилиндра, конуса, пирамиды.

П.16.

Рис. 139.

140.

Рис. 141, 142.

25

Порядок чтения чертежей, деталей.

а) Закрепление знаний, умений, и навыков в чтении чертежей.

б) Развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений четко читать чертежи.

в) Развитие самостоятельной активности творческого отношения к чтению чертежа.

Повторение теоретических положений.

Чтение чертежа детали.

1.Основная надпись чертежа. Масштаб, название и т.д.

2.Определить какие виды детали даны на чертеже.

3.Анализ изображений данных чертежей.

4.Размеры детали и ее элементов.

П. 17.

Рис. 145.

Прочитать.

использование межпредметных связей;

формирование интереса к выбору профессии

26

27

Практическая работа №7

«Устное чтение чертежа»

а) Закрепление навыков в чтении чертежей.

б) формирование навыков в чтении чертежей.

в)Развитие навыков логического мышления.

К эскизам относят чертежи, предназначенные для разового использования в производстве.

Изображения выполняются по правилам прямоугольного проецирования, но от руки с соблюдением пропорций.

Выполнение работы в тетради.

Рис. 146-148.

П. 17.

Повторить.

А 4.

28

29

Выполнение эскизов.

а) Знакомство школьников с правилами выполнения эскиза.

б)Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

в) развитие логического мышления.

Закрепление

Знаний теоретического материала.

Построение эскизов по техническим моделям.

П. 18.

Рис. 155.

В тетради.

30

Графическая работа №8.

«Выполнение чертежа предмета трех видах с преобразованием его формы»

а) Знакомство школьников с правилами выполнении чертежа предмета в трех видах.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

Развитие навыков логического мышления.

Закрепление знаний теоретического материала.

Выполнение работы на формате. А 4.

Рис. 149-151.

Повторить П.2-14

31

Графическая работа № 9.

«Эскиз и технический рисунок детали».

а) Закрепление навыков в выполнении эскиза и технического рисунка.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в)Развитие навыков логического мышления.

Повторение и закрепление знаний в конструировании узлов.

Построение эскиза и технического рисунка с модели детали.

Повторить

П. 9, 18.

32

33

Графическая работа № 10.

«Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования»

а)Закрепление теоретических знаний и использование их в конструировании.

б)Формирование

навыков самостоятельной работы.

в)Развитие навыков логического мышления.

Повторение и закрепление знаний.

Построение

чертежей

деталей.

1 рок:

Рис. 156, 157.

2 урок:

Рис. 158, 159.

Повторить П.4, 5, 9, 14, 17, 18.

34

35

Графическая работа №11.

«Выполнение чертежа предмета».

а)Обобщение знаний. Полученных при изучении курса в 8-м классе.

б)Формирование навыков самостоятельной работы.

в)Развитие навыков логического мышления.

Построение чертежа детали в необходимом количестве видов.

1 урок:

Рис. 160 а, б.

2 урок:

Рис. 160. 160 в, г.

.




9-ый класс


Дата

Название темы

Цели и задачи урока

Краткое содержание теоретической части урока

Практическая

деятельность

Домаш.

задание

Профориентация

Обобщение сведений о способах проецирования (1 час).


1

Общие сведения о способах проецирования.

а) Актуализация знаний полученных в 8-м классе. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

б) Усвоение навыков коллективной работы при фронтальном решении познавательных задач.

в) Развитие пространственных представлений пространственного мышления.

Повторение теоретического материала по теме: «проецирование на три плоскости проекций», «Аксонометрические проекции»

Чтение чертежа:

1.Устное чтение (фронтальная работа с классом);

2.построение чертежа детали в системе проекций по двум заданным (в рабочих тетрадях).

Повторить П.3-8,

П.19.

Рис. 161,

162.

использование межпредметных связей;

формирование интереса к выбору профессии


Сечения и разрезы (12 часов)


2

Сечения.

а) Понятие о сечении как изображении, назначение сечений, их классификация.

б)Формирование интереса к учению.

в)Развитие технического и образного мышления.

Сечения, наложенные и

Вынесенные, обозначения их на чертежах, штриховка материалов в сечениях. Алгоритм построения сечения.

Построение наложенных сечений и использование программируемых карт (работа выполняется на кальке).

Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях).

П.20-22.

Рис. 176.

использование межпредметных связей;

формирование интереса к выбору профессии .


3

Сечение.

а)Закрепление умений и навыков построения и обозначения сечений.

б) Развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать сваю практическую деятельность.

в)Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.

Повторение теоретических знаний и обработка практических

Навыков по теме «Сечения»

Построение сечений (работа выполняется по индивидуальным карточкам заданиям)

Повторить П.20-22.

Граф. Раб.

12.


4

Сечение.

а) Проверка качества материала по теме.

б) Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие пространственных представлений, пространственного мышления школьника.

Решение задач на построение сечений.

Повторить П.20-22.


5

Простые разрезы.

а) Понятие о разрезах, знакомство с классификацией разрезов, формирование навыка построения целесообразных разрезов.

б) Развитие творческого мышления, интереса к предмету решения задач.

Общие сведения о разрезах. Фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы, отличие разрезов от сечений, алгоритм построения простых разрезов.

Решение задач на построение чертежа детали симметрической формы, содержащей разрез.

П. 23, 24.

Рис. 180-184



6


Обозначение простых разрезов.


а) Знакомство школьников с правилами обозначения простых разрезов

б) Воспитание аккуратности и четкости при выполнении и четкости при выполнении графической работы.

в) Развитие пространственных представлений, пространственного мышления.

Повторение творческих знаний по темам: «Сечения», «Простые разрезы». Изучение правил обозначения простых разрезов. Местный разрез.


Тренированные упражнения на построение разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначения их. Рис. 188


П.24.

Рис. 186, 187.




7

Соединение части вида с частью разреза.

а) Знакомство школьников с правилами соединения части вида с частью разреза, особенностями обозначения разрезов и условностями, принятыми в таких случаях.

б) Воспитание стремления добросовестно

и рационально выполнять учебные задания.

в) Развитие логического мышления учащихся.

Повторение творческих положений по теме «Сечения», «Соединение части вида с частью разреза».

Тренировочные упражнения на. Совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза.

П.25.

Рис. 193, 194.

А 4.(на лист в клетку).


8

Графическая работа № 13

«Эскиз детали с выполнением необходимого разреза»

а) Закрепление навыков выполнения разреза.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления.

Повторение теоретических положений по теме «Разрезы»

Выполнение на клетчатой бумаге формата А 4.

Эскиза детали с применением необходимого разреза.

Повторить П. 25.


9

Особое случаи разрезов.

а) Знакомство с правилами выполнения особых случаев разреза.

б) Воспитание аккуратности и четкости при выполнении разрезов.

в) Развитие пространственных

представленного мышления.

Если на сечении хотят показать, из какого материала деталь изготовлена, то пользуются графическими обозначениями.

Решение задач на построение особых случаев разрезов.

П.526, 27.

А 4.


10

Графическая работа № 14.

«Чертеж детали с применением разреза»

а) Закрепление навыков выполнения разреза.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления.

Закрепление теоретических знаний по теме

«Разрез»

Построить целесообразный разрез и нанести размеры.

Повторить

П.20-27


11

Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и украшения на чертежах.

а) Знакомство с правилами выбора главного и необходимого количества изображений, а также с условностями на чертежах.

б) Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.

в) Развитие навыков логического мышления.

Положение детали должно давать полное представление о форме и размерах при рациональном использовании поля чертежа.

Определение рациональности выполнения чертежа.

Условности и сокращения.

П.28, 29.

Рис.202.

М 2:1

Повторить П. 9

использование межпредметных связей;

формирование интереса к выбору профессии


12

Графическая работа № 15.

«Устное чтение чертежа»

а)Закрепление навыков в выборе главного изображения и украшениях

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления.

Закрепление навыков по теме.

Чтение чертежа. Построение технического рисунка (тетрадях).

Повторить П.18, 29,29.

А.4.


13

Графическая работа № 16.

«Эскиз с натуры»

а)Закрепление навыков в выборе главного изображения.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления.

Выполнить эскиз детали с натуры и построить целесообразный разрез.

Повторить П.28-29


Сборочные чертежи (12 часов)


14

15

Сборочные чертежи.

а) Понятие о сборочных чертежах, станках и механизмах.

б) Формирование интереса к учению.

в) Развитие технического и образного мышления.

Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы.

Виды соединения деталей.

Стандарты.

Изображение резьбы и обозначение различных видов резьбы, шпильки, болты.

П. 30-32.

Рис. 217, 219 ж.

. использование межпредметных связей;

формирование интереса к выбору профессии


16

Графическая работа № 17.

«Эскиз резьбового соединения»

а) Закрепление навыков в выполнении сборочных чертежей».

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления

Сборочный чертеж(выполнение по индивидуальным карточкам»

Повторить П. 30-32


17

Сборочные чертежи.

а) Знакомство с правилами соединения шпоночных соединений.

б) Формирование навыков выполнения проекций, граней, ребер и точек.

в) Развитие навыков логического мышления.

Повторение теоретического материала по теме «Проекции вершин, ребер и граней предмета».

Выполнение работы на формате А 4.Рис. 98, 99.

Повторить п.10,11, 12. Гр. Работу завершить



18


Графическая работа № 18.

«Чертеж шпоночного соединения и вала»

а) Закрепление навыков в выполнении сборочных чертежей».

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления

Закрепление творческих навыков.

Построение сборочного чертежа с применением математического расчета. Рис. 226

Повторить П. 30-33.

19

Сборочные чертежи.

а) Основные правила расположения видов на сборочных чертежах.

б) Формирование интереса к учению.

в) Развитие навыков логического мышления


Повторение теоретических положений по темам:

Болтовые, штифтовые,

шпоночные шпилечные соединения.

Общие сведения

О сборочных чертежах изделий.

Спецификация.

Разрезы.

П. 34.

Рис. 236, 237.

.

20

Сборочные чертежи.

а) Правила чтения сборочных чертежей и условности упрощений.

б)Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания..

в) развитие логического мышления.

Последовательность чтения сборочных чертежей.

Условности и упрощения, применяемые при выполнении сборочных чертежей.

Порядок чтения сборочных чертежей, а также условности и упрощения, применяемые при их выполнении (индивидуальные карточки задания)

П. 35, 36.

Граф. раб.

19.

21

Понятие о детолировании.

а) Понятие о детолировании и сборочного чертежа.

б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

в) Развитие логического мышления учащихся

Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей, называют детонированием.

Порядок выполнения деталей. Карточки-задания.

П.37. Повторить П. 30-36. А. 4.

использование межпредметных связей;

формирование интереса к выбору профессии

22. 23

Графическая работа № 20.

«Чертеж шпоночного соединения и вала»

а) Закрепление навыков в выполнении детолирования сборочных чертежей.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления

Закрепление творческих навыков.

Детолирование сборочных чертежей.

1 урок:

Рис. 240.

Детали 4,5.

Рис. 244

Детали 2, 3;

Рис. 245. Детали 2,3.

2 урок

Рис. 246 детали 3, 4;

Рис. 247 детали 1,2; Рис. 248.

Детали 1,3.

Повторить

П. 30-37.

24,

25

Практическая работа № 21.

«Решение творческих задач с элементами конструирования»

а) Конструирование новых изделий и их усовершенствование.

б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

в) Развитие логического мышления.

Решение задач, включаемых элементов конструкторского труда.

Решение творческих задач на конструирование

1 урок:

1, 2, 3.

2 урок.

Задание 4, 5.

Чтение строительных чертежей (4 часа)

26

Основные особенности строительных чертежей.

а) общие понятия о строительных чертежах.

б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

в) Развитие логического мышления.

Основные правила изображений на строительных чертежах.

Изображения.

Масштаб, размеры.

П. 38.

использование межпредметных связей;

формирование интереса к выбору профессии

27

Условные изображения на строительных чертежах.

а) Понятие об условных изображениях на чертежах.

б) Формирование интереса к учению.

в) Развитие навыков логического мышления.

Графического изображение элементов зданий и деталей внутреннего оборудования.

Изображение на чертеже оконных и дверных проемов. Лестничных клеток, санитарно-технического и отопительного устройства.

П. №8. 39.

28

Порядок чтения строительных чертежей.

а) Закрепление знаний полученных на предыдущих

занятиях.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие логического мышления.

При чтении строительного чертежа рекомендуется учитывать основные правила и условности, изображений.

Составить в тетради чертеж по рассказу.

Повторить П.38-39.

29

Графическая работа №22.

«Чтение строительных чертежей»

а) Закрепление навыков в выполнение строительных чертежей.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления.

Закрепление знаний теоретического материала.

Индивидуальные карточки задания.

Повторить П.20-40


Контрольная работа (2 часа)

30,

31

Графическая работа № 23

Закрепление навыков, полученных при изучении курса черчения

Контрольная работа по чертежу сборочной единицы.

Индивидуальные карточки-задания.

32

33-

34

Обзор разновидностей графических изображений.

Повторение.




Учебно-методические средства обучения

Литература основная:

АВТОР

НАЗВАНИЕ

ИЗД-ВО

Год

Владимиров Я. В., Ройтман И. А.

Черчение: Учеб. пособие. - М.: Владос,

М. Просвещение

1999

Баранова Л. А., Боровикова Р. Л., Панкевич А. П.

Основы черчения: Учеб. для ср. спец. учеб. заведений.

М.: Высшая школа

1996


Дополнительная литература:

АВТОР

НАЗВАНИЕ

ИЗД-ВО

Год

Бабулин Н. А.

Построение и чтение машиностроительных чертежей: Учеб. пособие для профессионального обучения рабочих на производстве

- М.: Высшая школа

1999

Л. П. Попова

Поурочные разработки по черчении к учебному комплекту Н. Я. Виленкина

М. ВАКО

2009

Чекмарев А. А.

Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студентов вузов.

М.: ИЛЕКСА

2008

Методика обучения черчению

Под ред. Е. А. Василенко

Учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений

М.: Просвещение

1998


Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса

1. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. it-n.ru"Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Оборудование и приборы

  • Компьютер,

  • 1. Машинные средства
    • ПЭВМ не ниже Pentium 1 с объемом оперативной памяти 16 Мб;
    • периферийные устройства: принтер или плоттер;
    • программное обеспечение: Windows 95/98, AutoCAD версии 13, 14, Corel Draw (версия).
    2. Ручные средства
    • готовальня;
    • доска чертежная с пантографной системой;
    • трафареты для вычерчивания эллипсов;
    • карандаши марок «ТМ», «М», «Т»;
    • мягкий ластик для карандаша;
    • инструмент для заточки карандаша.






Рабочая программа по «Черчение» 8 - 9 кл.

© 2010-2022