Статья авт. Бойченко Л. П. , Витович Е. А. Использование ИКТ при изучении профессиональных дисциплин

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ в изучении профессиональных дисциплин

Бойченко Л.П., Витович Е.А.

Образовательные учреждения как среднего, так и высшего профессионального образования, при реализации Федеральных образовательных стандартов своевременно отреагировали на запросы рынка труда. а именно, определили свою основную задачу, заключающуюся в подготовке специалистов, обладающих общими и профессиональными компетенциями. Одной из составляющих профессиональной компетентности является информационная компетентность специалистов среднего и высшего звена, которая включает в себя следующие элементы:

1. теоретические знания, практические умения и навыки использования информационных технологий в профессиональной деятельности;

2. творческий подход в применении информационных технологий при решении практических задач, а также при организации обработки, хранения и передачи информации;

3. гибкость мышления, способность к самообразованию и повышению профессиональной квалификации в области информационных технологий;

4.сформированное мировоззрение и система личностных ценностей и жизненных приоритетов.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс в ходе реализации программ подготовки специалистов среднего и высшего звена дает возможность существенно изменить к лучшему содержание и формы обучения, а также способствует формированию информационной компетентности выпускников, решению задач интенсификации и индивидуализации обучения, формированию познавательных способностей студентов, улучшению организации учебного процесса. Информационные технологии могут быть с успехом использованы на самых различных по содержанию и организации аудиторных занятиях и при выполнении самостоятельной (внеаудиторной) работы. При этом они вписываются в рамки традиционного обучения и могут способствовать активному включению студентов в учебный процесс, пониманию и запоминанию учебного материала, поддерживать интерес к изучению учебной дисциплины. Основная задача преподавателя на занятиях по профессиональным дисциплинам состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы получение знаний не происходило пассивным, механическим и несамостоятельным образом, а было активным, конструктивным и творческим. Современное занятие по таким дисциплинам не должно быть ограниченным дисциплиной и преподавателем. Схема его проведения предполагает несколько этапов. На каждом из них можно использовать информационные технологии как:

  • еще один инструмент исследования,

  • источник дополнительной информации по дисциплине,

  • способ самоорганизации труда и самообразования,

  • возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя,

  • способ расширения зоны индивидуальной активности каждого студента.

Критериями отбора учебного материала для изучения с применением информационных технологий являются значимость данного учебного материала, возможность его представления средствами статической и динамической наглядности в виде схем, графиков, диаграмм, чертежей, картинок; структурированность по определенным параметрам (свойствам, характеристикам), содержание в учебном материале новых элементов знания по сравнению с ранее известными.

Работа преподавателя при использовании ИКТ требует более высокой квалификации, чем при традиционном обучении. Преподаватель должен обладать, несомненно знаниями, не меньшими, чем те, что содержатся в компьютерной программе. Реальное достижение индивидуального обучения возможно только при использовании различных методик, различных подходов к изучению учебного материала, совместного их применения в процессе обучения. Преподаватель должен в совершенстве владеть этими методиками, чтобы быть в состоянии в любой момент работы компьютера проконсультировать студентов и перейти от компьютерного обучения к традиционному обучению. Преподаватель должен в совершенстве знать намеченные к использованию в изучении профессиональных дисциплин информационные технологии, уметь их применить; уметь видеть и отбирать материал для изучения его с применением информационных технологий; владеть умением организовать самостоятельную работу студентов с применением ИКТ. От студентов требуется владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, табличную, графическую); умение обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программных электронных таблиц; умение пользоваться информационными источниками. На занятиях по профессиональным дисциплинам используются такие формы подачи материала и оценки знаний с помощью информационных технологий, как презентация изучаемого материала, информационно-обучающие программы, самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами, тесты. Кроме того, студенты в ходе выполнения и защиты рефератов и курсовых работ по дисциплинам получают навыки создания и представления электронной презентации. Анализируя опыт использования ИКТ на занятиях по профессиональным дисциплинам, можно с уверенностью сказать, что это позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность студентов;

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

  • повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

  • усовершенствовать контроль знаний и выполнения самостоятельной работы по дисциплине;

  • оптимизировать учебный процесс;

  • повысить эффективность учебных занятий;

  • формировать навыки исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

  • повысить уровень компьютерной грамотности и информационной компетентности студентов, психологической, методической и педагогической компетенции преподавателя.

Используя ИКТ в учебной деятельности, мы формируем у будущих профессионалов навыки, умения по использованию информационных компетенций в профессиональной деятельности, что позволит более оперативно решать любые задачи, связанные с организацией и оптимизацией процессов управления.

© 2010-2022