Конспект урока Полотняное переплетение

    Конспект урока «Полотняное переплетение» предназначен для проведения в 6 классе коррекционной школы, по предмету швейное дело (трудовое обучение, девочки).       В конспекте подробно прописаны цели,  образовательные,  коррекционные, воспитательные и профориентационные задачи. Также представлен список оборудования и материалов, необходимых для проведения данного урока.               Конспект содержит план урока и подробно описанный ход урока с указанием времени, требуемого для каждого из эт...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока 6 класса

Тема: Полотняное переплетение.

Цель: Знать и отличать полотняное переплетение на образце. Уметь выполнять зарисовку схемы полотняного переплетения.

Образовательные задачи: - Формировать представление о полотняном переплетении;

- формировать представление о свойствах тканей, выработанных полотняным переплетением;

- способствовать усвоению терминологии, применяемой в разделе «Материаловедение»;

- формировать умение отличать полотняное переплетение на образце;

- вырабатывать навык выполнения зарисовки схемы полотняного переплетения;

- совершенствовать ориентировочные и планирующие действия учащихся в процессе подготовки и выполнения практической работы.

Коррекционные задачи: - корригировать произвольное внимание, усидчивость, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера;

- корригировать мыслительную деятельность учащихся, через работу с различными источниками информации;

- учить анализировать, сравнивать, делать вывод, через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение;

- способствовать развитию умения ориентироваться в задании, давать словесный отчет о выполненных действиях;

- способствовать овладению способами контроля и взаимоконтроля;

- способствовать умению выделять из текста главное, основное;

- способствовать увеличению объема активного словаря учащихся.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к учёбе;

- воспитывать положительную мотивацию к выполнению практических работ;

- способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся;

- способствовать развитию самостоятельности, взаимопомощи;

- воспитывать умение работать в парах, команде.

Профориентационные задачи: - Развивать представление о потребности в трудовой деятельности.

Оборудование и материалы:

На доске: число, тема, слова с отсутствующими буквами, презентация «Полотняное переплетение», выведенная на экран с помощью проектора и ноутбука.

На стенде: новые слова: полотняное переплетение, ситец, батист, бязь, фланель; правила техники безопасной работы иглой, с клеем; правила поведения в мастерской.

Раздаточный материал: тетради, ручки, карандаши, ластики, фломастеры, микроскопы; мяч; учебники; «лист рябины» с отрывающимися листочками заданиями, бумажные образцы переплетений; образцы тканей, выработанных полотняным переплетением, иглы, кусочки ткани для выполнения практической работы, бумажные куклы, заготовки платьев для кукол, жетоны за хорошую работу.

Тип урока: комбинированный

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время

(мин.)

1

Организационная работа

- Приветствие, настрой учащихся на работу;

- проверка явки учащихся;

- заполнение классного журнала;

- проверка готовности учащихся к уроку.

3

2

Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.

- мотивация учащихся на учебную деятельность;

- доведение до учащихся темы, целей и плана урока;

- повторение пройденного материала с помощью фронтального опроса.

7

3

Теоретическая часть урока

- Рассказ учителя с опорой на презентацию и показом образцов;

- индивидуальная работа учащихся с учебником и натуральными образцами.

9

4

Физкультминутка

- Выполнение упражнений для предупреждения переутомления глаз, для коррекции осанки.

3

5

Закрепление знаний учащихся

- Фронтальный опрос.

4

6

Физкультминутка

- Выполнение упражнений для развития мелкой моторики и коррекции осанки.

1

7

Практическая работа

- инструктаж по правильной организации рабочего места и посадке;

- самостоятельная работа учащихся.

7

8

Подведение итогов урока

- Беседа с учащимися по теме урока;

- взаимооценивание.

4

9

Уборка рабочих мест

- Выполнение определенной трудовой деятельности в процессе уборки рабочих мест.

2

Ход урока

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Организационная работа

3

- Психологический настрой учащихся на работу. Приветствие.

- Добрый день девочки! А вы замечали, что в зависимости от настроения человек произносит эту фразу по-разному?

Мини-игра «Настроение»

- Попробуем поздороваться друг с другом:

- как грустный человек,

- как удивлённый человек,

- как весёлый человек,

- как уверенный в себе человек.

- Я надеюсь, чувство уверенности в себе будет сопровождать вас на протяжении урока, всего дня и в дальнейшем тоже.

- Проверка явки учащихся и готовности их к уроку.

- Заполнение классного журнала.

- Все на местах?

Все готовы продолжать? На вас надеты фартуки?

На столах ручки, карандаши, ластики, фломастеры?

Тогда начнём!

Подготавливают рабочее место, надевают рабочую форму.

- Да!



- По кругу, поворачиваясь друг к другу, здороваются, изображая с помощью мимики и пантомимики грустного, удивлённого, весёлого, уверенного в себе человека.







- Да

- Да

- Да

- Да



Формирование мотивов и желания работать.

Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.

7

* Доведение до учащихся темы, целей и плана урока.

Слайд №2

- Ученицы, посмотрите внимательно на картинки и скажите, что у них общего?

(учащимся предлагается рассмотреть картинки, на которых изображены различные виды одежды.)

- Из чего сделана одежда?

- Правильно из ткани, процесс производства которой мы с вами изучали на прошлом уроке.

Слайд №3

- Сегодня мы расширим ваши знания о ткани и изучим самое простое переплетение нитей - полотняное, узнаем о свойствах тканей с полотняным переплетением, а так же зарисуем схему этого переплетения и даже поиграем в куклы. Как именно вы узнаете позже.

Слайд№1

Запишите тему урока в тетради.

* Мотивация учащихся на учебную деятельность.

- Прежде, чем приступить к изучению данной темы, хотелось бы понять, сможете ли вы справиться с поставленными целями и заданиями урока?

Мини-игра «Я могу, я умею»

- Встаньте полукругом, я буду кидать мяч каждой из вас по очереди и говорить «Я могу» или «Я умею». Попробуйте продолжить фразу и кинуть мяч мне обратно. Например, я могу - рисовать, я умею - чертить по линейке.

- Вы уже столько можете и умеете, вы легко справитесь со всеми заданиями урока, в течение которого я буду раздавать жетончики за отличную работу. В конце урока тот, кто наберёт больше всех жетонов получит от меня супер- приз.

* Повторение пройденного материала:

- Фронтальный опрос по теме «Ткачество» с помощью игры.

Игра «Буквы заблудились»

Неизвестно, как случилось,

Только буквы заблудились,

Вы друзья их все найдите

В свое слово посадите

Вставьте пропущенные буквы в слова, а я вам помогу (слайд№4):

1) Название ткани выработанной из пряжи разных цветов.

Пес*ротк*ная

Слайд№5

2) Приспособление, на которое намотаны нити основы, поступающие на ткацкое производство. Такое же название имеет плод кукурузы.

Поч*т*к

Слайд №6

3) Устройство, с помощью которого производят ткань.

**анок

Слайд №7

4) Свойство, которое приобретает нить основы, после обработки шлихтой (клеящим составом).

*ладк*сть

Слайд №8

5) Процесс изготовления ткани, путём переплетения нитей основы и утка.

***чество

Вы прекрасно справились с вопросами и заслужили жетоны.





- На этих картинках изображена одежда

- Из ткани









Записывают тему урока в тетради.







Ученицы ловят мяч, продолжают фразу, начатую учителем, и кидают мяч обратно.















- пестротканая



- початок

- станок



- гладкость



- ткачество

- Активизация мыслительной деятельности учащихся;

- учить анализировать, обобщать, делать выводы.

Теоретическая часть урока

9

* Рассказ учителя с опорой на презентацию и показом образцов:

- Полотняное переплетение (определение, признаки, внешний вид):

Слайд №9

На ткацких станках выполняются различные виды ткацких переплетений. Самое простое из них - полотняное. В полотняном переплетении нити утка и основы переплетены через одну нить. Это переплетение имеет одинаковый ткацкий рисунок и с лицевой и с изнаночной стороны. Рассмотрите образцы тканей через лупу, попробуйте разделить нити в образцах иголкой.

Правила безопасной работы иглой нам скажет Лия.





- Свойства тканей, выработанных полотняным переплетением:

Слайд №10

Ткани полотняного переплетения прочные, имеют малую осыпаемость срезов, поэтому не вызывают трудностей при раскрое и обработке.

Возьмите образцы в руки и попробуйте потрепать края. Осыпаются ли нити? Потяните за края. Ткань рвётся или нет?

- Названия тканей, выработанных полотняным переплетением:

Большую часть хлопчатобумажных тканей вырабатывают полотняным переплетением, например, ситец, бязь, батист, фланель и другие.

Рассмотрите образцы, потрогайте их.

Слова такие - ситец, бязь - сложные, хотела вам на стенд их поставить, а все слоги перепутались. Помогите из слогов правильно слова составить.

Слайд №11

Скажите, что же можно изготовить из этих тканей?

Слайд №12

Молодцы! Получите свои жетоны.

*Индивидуальная работа с учебником и натуральными образцами.(стр.12-13).

Взгляните в учебник, сопоставьте рисунок 5 с образцом ткани.







Записывают в тетрадь определение.



Рассматривают образцы через лупу, разделяют нити иголочкой.

- иглой нужно пользоваться осторожно, не брать в рот, не втыкать в одежду, хранить в игольнице, сломанную иглу отдать учителю.

Рассматривают образцы тканей через лупу, пробуют разделить нити в образцах иголкой.



Записывают свойства тканей в тетрадь.

Берут образцы в руки и пробуют потрепать, потянуть за края.

- нити не осыпаются

- ткань не рвётся





Рассматривают образцы, проверяют какие они на ощупь.



Из слогов составляют слова полотняное переплетение, ситец, бязь, батист, фланель.



- постельное белье, пижаму, летнее платье.



Обращаются к рисунку, сравнивают его с образцом ткани.

Расширение кругозора и увеличение словаря учащихся.

Учить наблюдать, анализировать, делать выводы.

Способствовать формированию интереса учащихся к учебной деятельности.

Физкультминутка

3

* Выполнение упражнений для предупреждения переутомления глаз, коррекции осанки.

Предлагаю вам дать своим глазам отдохнуть.

Игра «Магическая фигура»

Игра заключается в следующем. Вы представляете себе воображаемую фигуру, букву или цифру, и следите глазами по контуру.

Например. Я называю слово круг. Я сначала слежу за контуром воображаемой фигуры глазами, а затем как будто провожу в воздухе носом эту фигуру.

Фигуры: треугольник, цифра 8, буква И, овал, буква Ш, цифра 5.

С заданием вы тоже справились на 5.











Выполняют предложенные упражнения.

Предупреждать переутомление глаз, стремиться к коррекции осанки.

Закрепление знаний учащихся

4

*Фронтальный опрос.

- какое время года на улице?

- что происходит осенью?

- у нас тоже есть лист, с какого дерева он упал?

- на листе случайно оказались вопросы по сегодняшней теме, попробуем на них ответить?

Отрывают по одному листочку, читают задание и отвечают на вопрос.

- Как называется самое простое ткацкое переплетение?

- В полотняном переплетении нити утка и основы переплетены через одну нить или через две?

- Назовите свойства тканей выработанных полотняным переплетением.

- Назовите ткани, выработанные полотняным переплетением.

- выберите из двух образцов, тот, который выработан полотняным переплетением.

- осень

- опадают листья

- с рябины

- да



- полотняное

- через одну

- прочные, срезы мало осыпаются

- ситец, бязь, батист, фланель

- показывают образцы.

Способствовать развитию способности анализировать, обобщать, выделять главное.

Способствовать расширению кругозора, обогащению словаря учащихся.

Физкультминутка

1

* Выполнение упражнений для развития мелкой моторики и улучшения кровоснабжения организма.

Перед практической работой необходимо размяться, встаньте, потянитесь, наклонитесь то вправо, то влево.

Мини-игра «Пианист»

А сейчас присаживайтесь и постучите по столу, как будто вы играете на пианино. Сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками одновременно.



Выполняют предложенные упражнения.

Развитие координации движений, мелкой моторики.

Практическая работа

7

* Инструктаж по правильной организации рабочего места и посадке;

А сейчас, как я и обещала, поиграем в куклы. У нас есть бумажные куклы, раскрасьте платья для кукол по схеме, которая обозначает полотняное переплетение. А затем на рукава приклейте кусочки тканей выработанных полотняным переплетением. Вот что должно получиться (демонстрируется конечный результат).

План действий на доске. Таня, прочитай его, пожалуйста.

Слайд № 13



Но прежде, чем приступить к работе, нужно вспомнить о технике безопасности. Чтобы приклеить рукава нам придётся использовать …

Правильно. Работа с клеем требует соблюдения правил техники безопасности.

Дана, подскажи, как обращаться с клеем.





Теперь приступаем к работе, будьте внимательны и аккуратны.

* Текущий инструктаж, индивидуальная помощь.







Рассматривают образец куклы в платье.

- 1) Раскрасьте клеточки фломастером через одну, согласно рисунку

2) Приклейте кусочки ткани на место рукавов.

3) Наденьте платье на куклу.

Изучают план действий.



- придётся работать клеем



- с клеем нужно обращаться аккуратно, работать нужно на подложке,

- если клей попал на руки или в глаза, нужно промыть его водой,

- после работы клей нужно плотно закрыть. А подложку и руки вымыть.

Способствовать развитию способности анализировать, обобщать, выделять главное.

Подведение итогов урока

4

* Беседа с учениками по теме урока.

Итак, продемонстрируйте, что у вас получилось.

- Как вы думаете, вы справились с заданием?

Получите заслуженные жетоны.

Умницы, справились отлично!

- Что нового вы сегодня узнали? Что делали?



- Что именно для вас оказалось самым трудным, а что самым простым?

- Где вам могут пригодиться полученные знания и умения в будущем?

*Взаимооценивание.

Подведём итог соревнования жетонов. Самое большое число жетонов получила …

Ей вручается приз.

Самооценивание, взаимооценивание.

- Да

- Не совсем



- Мы узнали, что такое полотняное переплетение и как называются ткани, которые выработаны полотняным переплетением.

- Узнали о свойствах тканей и их применении.

- Трудно было ровно приклеить кусочки тканей к рукавам, легче всего было отвечать на вопросы «Осеннего листа».

- мы знаем свойства тканей, поэтому сможем правильно подобрать ткани для постельного белья или ночной сорочки, сможем правильно обрабатывать ткани.

Формирование адекватной самооценки на основе анализа результатов собственной деятельности.

Уборка рабочих мест

2

*Контроль над приведением в порядок рабочих мест учащихся.

Прибирают ручки и тетради на место.

Способствовать развитию желания трудиться.



© 2010-2022