• Преподавателю
  • Технология
  • Использование информационно-развивающих технологий и отработка технологичности учебного занятия для овладения студентами умениями и навыками учебной работы и формирования мотивации на педагогическую деятельность

Использование информационно-развивающих технологий и отработка технологичности учебного занятия для овладения студентами умениями и навыками учебной работы и формирования мотивации на педагогическую деятельность

Раздел Технология
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Это документ с сайта olya-zhar.narod.ru

Использование информационно-развивающих технологий и отработка технологичности учебного занятия для овладения студентами умениями и навыками учебной работы и формирования мотивации на педагогическую деятельность.

Жарковская О.Н.

преподаватель

математики ПК № 5

Мальчишки и девчонки, которые в нынешнем учебном году впервые переступили порог школы, были рождены в 21 веке. Будут ли наши дети подготовлены к тому, чтобы успешно развивать науку и обеспечивать нужды экономики и обороноспособности Родины, в значительной степени зависит от уровня подготовки учителей, в особенности учителей начальной школы. А это задача педагогических учебных заведений.

Велика роль в этом преподавателя, способного своей увлеченностью делом, тонким пониманием возрастной психологии, отличным знанием предмета вызвать интерес к профессии учителя.

Существуют различные информационно-развивающие технологии. Как выбрать необходимую, как их сочетать между собой? Как во время урока успеть, не только донести до студентов необходимый теоретический материал по математике, но и формировать у них мотивацию на педагогическую деятельность?

С чего начинается рождение урока? С плана! Иногда слышишь от педагогов: «Напиши план и пользуйся им несколько лет».

Но читаешь планы уроков за прошлые годы и убеждаешься, что они устарели. Перечитываешь учебник, новую методическую литературу, журналы и только после этого рождается идея урока.

Но ее надо претворить в жизнь. Необходимо продумать все до мелочей. Среди множества задач отобрать именно те, которые соответствуют цели урока, а если таких нет, то придумать самой. Как организовать обратную связь со студентами, в какой последовательности предлагать задачи, как приобщить их к творческому процессу, как связать материал с будущей педагогической деятельностью. И все это ради нескольких минут урока.

Прежде всего, урок должен быть интересным. Задачи должны увлекать не только содержанием, но и формой. Одну и ту же задачу можно подать весьма буднично, а можно - интригующе.

Объяснение любой темы можно начать с доказательства теоремы, а затем учить применять знания при решении задач. А можно, например, перед объяснением темы « Некоторые следствия из аксиом» предложить задачи, в которых студентам необходимо найти и исправить ошибки.

Задача. Найти ошибку: 1) на чертеже 1 двух пересекающихся плоскостей и , если АВС- линия их пересечения; 2) на чертеже 2 трех пересекающихся плоскостей , и ,если АВС и СD- линии пересечения плоскости с плоскостями и .

Умение увидеть ошибки, указать их причины, исправить важнейшая часть интеллектуальной деятельности. Вопросы с завуалированными ошибками всегда приводят к возрастанию активности студентов. Ведь найти «каверзную» ошибку бывает порой труднее, чем самому решить задачу.

Как ни важно для урока хорошо продуманное содержание, все же он определяется, прежде всего, организаторскими усилиями преподавателя. Нельзя потерять ни одной минуты учебного времени. Как этого достичь?

Урок начинается с проверки домашнего задания. На интерактивной доске записаны первые задачи для устной работы. В них заложены элементы домашнего задания. Потому, как студенты справляются с ними, можно судить о качестве их домашней подготовки к уроку. Проверку домашнего задания можно осуществлять в разных формах.

1.​ Самопроверка по образцу.

2.​ Взаимопроверка по образцу.

3.​ Проверка домашнего задания консультантами.

4.​ Письменная проверочная работа.

5.​ Теоретическая разминка.

Устные упражнения очень ценны и для творческого осмысления теоремы. Можно проверить знание теорем на специально подобранных упражнениях, требующих нестандартного подхода, и это лучше, чем на каждом уроке контролировать воспроизведение конспектов, предложенных накануне и ставить за них весьма высокие оценки.

Для того, чтобы обеспечить технологичность учебного процесса необходимо продумывать выбор форм, методов, средств обучения для конкретного урока.

Для этого можно использовать:

1.​ Математические диктанты различных видов (пробные, проверки знаний и т. д.)

2.​ Электронные таблицы.

3.​ Практические работы с изготовлением моделей и т. д.

А можно, например, изучая тему «Объемы многогранников», студентам предложить задачи:

1. Основание прямой призмы - прямоугольная трапеция. Основания ее равны 5см и 3см, а высота 2,5см. Боковое ребро призмы равно 10см. Найдите объем призмы.

2. К стене дома примыкает сарай с односкатной крышей. Определить вместимость сарая, (двумя способами) , если его длина вдоль стены дома 10м, ширина 2,5м ,высота стены, примыкающей к дому, 5м ,высота противоположной ей стены 3м.

Задачи 1 и 2 - это фактически одна и та же задача, но в первом случае это обычное упражнение, а во втором творческий поиск. Интерес студентов проявляется тогда, когда задачи, которые они решают, имеют практический характер. Как приобщить студентов к творчеству на уроке? Творчество должно основываться на знаниях, а сам творческий процесс - приводить к новым знаниям. Самый первый ответ на этот вопрос таков: учить решать задачи. Прежде чем приступить к решению сложной задачи, я разбираю простые, которые служат ее фрагментами, а иногда студентам предлагаю самостоятельно придумать простые задачи к сложной. Знакомясь с различными формами работы на уроке, студенты могут применять их и в своей педагогической деятельности.

Основными компонентами работы по ориентации студентов 1 и 2 курсов на профессию учителя, является формирование устойчивого интереса к педагогической деятельности. В рамках «Недели математики» им предлагается участвовать в различных конкурсах, например - составление математических викторин, кроссвордов для дошкольников и младших школьников. Некоторые студенты пишут математические сказки для детей, придумывают и изготавливают для них математические игры, в том числе и компьютерные. Приглашаю студентов посмотреть мои занятия по логике для малышей в детском саду и предлагаю провести свои. Многих эта работа увлекает. Студенты получают возможность на некоторое время оказаться в роли учителя, испытать чувство ответственности не только перед преподавателем, но и перед детьми.

Изучая темы: «Тела вращения», «Многогранники» студентам предлагаю (вместо домашней работы) выполнить исследовательский проект.

Основная задача - это формирование представлений о различных геометрических понятиях и использование знаний в педагогической деятельности.

Студенты работают в группах, выбирают тему, составляют план изучения.

Например, по теме: «Цилиндр», можно предложить такой план:

1.​ История круглых тел.

2.​ Теория вопроса.

3.​ Применение цилиндра в практической деятельности.

4.​ Решение задач

5.​ Изучение понятия «цилиндр» в начальной школе (детском саду).

Студенты готовят презентацию своего исследования, затем идет обсуждение сообщений о проделанной работе. Выполняя исследование, приходит понимание необходимости изучения данной темы. Такие задания включают студентов в практическую деятельность, значительно увеличивают объем изучаемого материала, формируют мотивацию на педагогическую деятельность.

Для решения этих задач, старшекурсникам можно предложить выполнить анализ контрольной работы.

Работу я оцениваю, но ошибки не исправляю, показываю решения на интерактивной доске. Тетради с контрольными работами раздаю студентам так, чтобы каждый получил не свою тетрадь, а другую. Даю задание: написать рецензию на работу.

План на доске.

1.​ Отметить правильно выполненные задания.

2.​ Указать характер ошибок:

а) в вычислениях

б) в рассуждениях

в) в применении теории

3.​ Отметить грамотность работы

4.​ Внести предложения по улучшению работы.

На дом они получают задание: придумать упражнения, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки в собственной работе. Метод рецензирования играет большую роль в развитии творческой активности студентов.

Я убеждена, если стремиться к тому, чтобы каждый урок был технологичен, тогда преподавание будет эффективным и каждый урок и каждый элемент урока - обучающим.


© 2010-2022