• Преподавателю
  • Технология
  • Методико-практические рекомендации по теме: Образовательный маршрут творческой проектной деятельности

Методико-практические рекомендации по теме: Образовательный маршрут творческой проектной деятельности

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методико-практические рекомендации по теме: Образовательный маршрут творческой проектной деятельностиМетодико-практические рекомендации по теме: Образовательный маршрут творческой проектной деятельностиМетодико-практические рекомендации по теме: Образовательный маршрут творческой проектной деятельностиМетодико-практические рекомендации по теме: Образовательный маршрут творческой проектной деятельностиМетодико-практические рекомендации по теме: Образовательный маршрут творческой проектной деятельностиМетодико-практические рекомендации по теме: Образовательный маршрут творческой проектной деятельностиМетодико-практические рекомендации по теме: Образовательный маршрут творческой проектной деятельностиМетодико-практические рекомендации по теме: Образовательный маршрут творческой проектной деятельности

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ШАХТЕРСКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I -III СТУПЕНЕЙ №1




Образовательный маршрут творческой проектной деятельности

(методико-практические рекомендации)


Составила:

Загородняя И.В.
учитель трудового обучения и «Технологий»

учитель высшей категории





Шахтерск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ. 3

2. Теоретический аспект образовательного маршрута

творческой проектной деятельности. 5

2.1. Проектирование, метод. 5

2.2.Основные группы методов проектирования. 5

2.3. Индивидуальный творческий проект. 6

2.4. Цели проектирования. 7

3. Методические рекомендации по организации образовательного

маршрута творческой проектной деятельности. 8

3.1. Этапы индивидуального образовательного маршрута творческой

проектной деятельности. 8

3.2. Подготовительный этап. 8

3.3. Поисковый этап. 9

3.4. Технологический. 9

3.5. Заключительный. 9

4. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ.

4.1.Диагностика самооценки и внимания на основе психологических 10

тестов.

4.2. Технологическая карта содержания темы. 12

    1. Подготовительный этап (индивидуальная деятельность) 15

    2. Виды защиты творческих проектов. 18

    3. Контрольная работа по теме «Вязание». 19

  1. Литература. 22


ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы

Сегодня в государстве происходит изменение и становление новых образовательных стандартов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Одним из требований, является готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формирование ученика, способного к постоянному процессу познания, развития, самообразования, способствует образовательный маршрут его творческой проектной деятельности.

Изучая новые разделы программы учащийся, по моему мнению, может проявить свои индивидуальные способности, развить творческие способности, получить навыки сомообразования и научного познания в той или иной области, самореализоваться и получить оценку в соответствии со своими способностями.

Творческое развитие и самореализация происходит на уроке, который по своему содержанию, организации, методике соответствует требованию данного исторического периода, социуму, в котором живет ребенок, а не просто учится. Этот урок, ориентированный на развитие и становление социального и профессионального самоопределения личности.

Главным в работе с учеником для учителя становится не предмет, которому он обучает, а личность, которую он формирует. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это требует творческого усвоения современных знаний. Главным в работе с учеником для учителя становится Работа также невозможна без умения оценивать обучающимися собственные результаты предметно-преобразовательной деятельности и уровня сформированности ключевых и предметных компетенций. Поэтому образовательный маршрут творческой проектной деятельности является мотивирующим и самореализующим звеном во время проектной работы.

Работа также невозможна без умения оценивать обучающимися собственные результаты предметно-преобразовательной деятельности и уровня сформированности ключевых и предметных компетенций. Поэтому образовательный маршрут творческой проектной деятельности является мотивирующим и самореализующим звеном во время проектной работы.

Задачи:

- повышение профессиональной компетентности учителя;

- реализация диагностики личности ребенка;

- освоения основной образовательной программы;

- сформированность навыков коммуникативной, учебно-

исследовательской деятельности, критического мышления;

- повышение роли самостоятельной работы обучающихся во время работы над проектом;

- проектирование индивидуальной программы обучения ученика;

- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,

интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

- развитие навыков самообразования и самопроектирования;

Практическая направленность:

Предложенная методическая рекомендация может быть использована и адаптирована для любых предметов и любой творческой проектной деятельности.


2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Проектирование, метод.

Проектирование - это практическая деятельность, целью которой является поиск новых решений, оформленных в виде комплекта документации. Процесс поиска представляет собой последовательность выполнения взаимообусловленных действий, процедур, которые, в свою очередь, подразумевают использование определенных методов. Сложность процесса проектирования (как и любой другой творческой деятельности), нестандартность проектных (жизненных) ситуаций вызывают необходимость знания различных методов и умения владеть ими.

Метод - это прием или способ действия с целью достижения желаемого результата. Его выбор зависит не только от вида решаемой задачи, но и индивидуальных черт разработчика (его характера, организации мышления, склонности к риску, способности принимать решения и нести за них ответственность и т. п.), условий его труда и оснащенности средствами оргтехники.
Применение метода позволяет найти то или иное решение и, в итоге, выбрать окончательное.
Решение, которое будет обладать отличными характеристиками и высокой эффективностью, часто называют сильным решением.

В настоящее время известно множество методов проектирования.

2.2. Основные группы методов проектирования.

В процессе проектирования вид разрабатываемой системы (устройства, процесса, явления и т. д.) проходит развитие от первоначально нечётких словесных описаний, приведённых в техническом задании, до детальных чертежей и опытных образцов. Этот процесс сопровождается решением отдельных взаимосвязанных задач, применением тех или иных моделей.
Все методы можно подразделить на:

- эвристические;

- экспериментальные;

- формализованные.

Эвристические методы оперируют понятиями и категориями (абстрактными, отвлеченными, конкретными). Формализованные - конкретными параметрами или их группами. Экспериментальные - физическими объектами и их характеристиками.

2.3. Индивидуальный творческий проект.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно

под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одной из учебных тем предмета, в любой избранной

области деятельности.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны

отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-

исследовательской деятельности, критического мышления;

  • способность к инновационной, аналитической, творческой,

  • интеллектуальной деятельности;

  • сформированность навыков проектной деятельности, а также

самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

  • способность постановки цели и формулирования гипотезы

исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течении одной темы в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта:

- информационного,

- творческого,

- конструкторского,

- инженерного.

2.4. Цели проектирования.

Проектные методы призваны обеспечить получение учащимся информации, необходимой ему для создания нового объекта. В связи с этим на каждом этапе проектных работ могут, применяться те или иные методы проектирования.

Цели проектирования: пробуждать сомнения, правильно формулировать вопросы, выявлять существенные факторы, исследовать варианты решения задач. Соответственно на этих этапах могут быть использованы такие методы, как формулирование задач, поиск литературы, интегрирование потребителей, анкетный опрос, «мозговая атака» и др.

При оценке вариантов проекта и выборе окончательного варианта могут быть использованы методы стоимостного анализа, анкетного опроса, выбор шкал измерения, выбор критериев оценки и т.д. Каждый проектный метод призван решить ту или иную цель проектирования.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1. Индивидуальный маршрут проектной деятельности включает в себе 4 этапа.

Для каждого этапа проектной деятельности присуща индивидуальная работа с каждым учащимся. На каждом этапе учащиеся отслеживают, выполняют и оценивают уровень своих возможностей, знаний, умений.

Организовывают рабочее место, соблюдают правила безопасной работы, выполняют контроль и самоанализ своей индивидуальной деятельности.

Вся работа взаимосвязана между 4 фазами, которые заключают в себе следующие этапы.

3.2. Этапы индивидуального образовательного маршрута

  1. Подготовительный (диагностический).

  2. Поисковый.

  3. Технологический.

  4. Заключительный.

3.3. Подготовительный этап

Подготовительный этап включает в себя большую работу по выявлению способностей и индивидуальных особенностей обучающихся при помощи психологических тестов.

Цель:

- диагностика учащихся на уровень притязательности;

- диагностика учащихся на внимание;

- деление на группы в соответствии с индивидуальными способностями;

- определение вида проектной деятельности (четкая постановка проблемы и задания);

- выбор объекта проектной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями;

-анализ и выбор деятельности, предположение идей и вариантов проектной работы.

3.4. Поисковый этап

Цель:

- поиск информации о проектном изделии;, исторических сведений, интересных событий и т.д.;

- анализ, выбор оптимального варианта с учетом индивидуальных способностей;

- составление эскиза и описание изделия.

3.5. Технологический этап

Цель:

- составление технологических карт ( технической документации);

- подбор материалов, инструментов, приспособлений, организация рабочего места;

- технологические операции по изготовлению изделия, отделка изделия, самоконтроль, оценка качества изделия.

3.6. Заключительный этап

Цель: - корректировка изготовленного изделия;

- оформление текстовой части, разработка презентации;

- самооценка;

- презентация и защита проекта.





4. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ.

4.1.Диагностика самооценки и внимания на основе психологических тестов.

Тест на притязательность (самооценку).

Подготовительный этап: учащиеся заготавливают 4 таблицы.































1-10 сек































2- 10 сек































3-8 сек































4- 10 сек

Задание учителя: засекать секундомер по 10 сек - 1, 2, 4 таблицы.

8 сек - 3 таблица, не предупреждая учащихся.

Задание учащихся:

  • зачеркнуть, как можно больше клеточек в таблице;

  • заполнять каждый раз перед началом работы, предполагаемый (УП) и действительный уровень (УД) притязательности в таблице;

  • Рассчитать уровень притязательности по формуле.

п/п

УП

УД

1.

2.

3.

4.



Формула расчёта притязательности

УП= (УП2 - УД1) + (УП3 - УД2) + (УП4 - УД3).

После расчёта формулы и получения цифры читаем уровни самооценки, учитель отмечает уровни в журнале для того, чтобы оказать учащимся помощь во время выбора проектной работы.

УП - уровень притязательности(самооценки).

-1,5 и < ниже реалистичного(выбирать лёгкую работу);

-1 до 0,99 низкая самооценка (выбирать работу не сложную);

1 до 2,99 умеренный (выбирать работу нужно с достаточным уровнем сложности);

3 до >8 самый высокий уровень самооценки (можно выбрать работу любой сложности).

Тест на определение непроизвольного внимания.

Подготовительный этап: на листе бумаге начерчены цифры, символы и знаки.

7

3

6





Задание учителя: показать учащимся лист в течении 5 секунд.

Задание учащимся: записать на листе ответов цифры от 1 до 13, в строку.

1 2 3/ 4 5 6 /7 8 9 /10 11 12/ 13

Под первыми тремя цифрами записать подряд цифры примера.

Под вторыми тремя цифрами геометрические фигуры. В которых заключены цифры.

Под третьими тремя цифрами записать цвет геометрических фигур.

Под четвертыми тремя цифрами записать математические знаки.

Под 13 - записать, что еще вы увидели на листе?

Уровни внимания

1-3 внимание неудовлетворительное

3-8 внимание слабое

6-9 внимание хорошее

9-13 внимание отличное

13 сверх отличное внимание

  1. Данные технологические карты разработаны на примере темы «Вязание».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ.

Содержание учебного материала

Планирование ожидаемых результатов


знать


уметь


применять


Вид контроля

Вязание - вид декоративно-прикладного творчества

Короткие исторические сведения о вязании. Виды изделий вязанных спицами и крючком.

Подготовка к работе материалов. Правила техники безопасности во время вязания. Организация рабочего места.

Во время работы

При подготовке презентации

Игра «Ассоциация»

Набор петель и приемы их вязания.

Положение крючка, спиц в руке. Подбор спиц и ниток. Последовательность набора петель. Отличительные особенности петель.

Отличать лицевые и изнаночные петли. Провязывание лицевых петель. Вязание образца «платочная вязка».

При изготовлении творческого проекта

Игра «Верю, не верю»

Схемы для вязания спицами.

Условные обозначения петель. Схемы для вязания: словесная запись, схематическая.

Условно обозначать петли. Записывать схему рисунка

Для сокращенной записи схем и их чтения

Экспресс-контрольная

Изменение ширины вязаного полотна.

Увеличение и уменьшение количества петель вязаного полотна. Способы увеличения и уменьшения.

Выполнять накиды, провязывание из промежутков между петель, набросы петель, закрывание петель.

Во время изготовления вязаного изделия

Игра «Сортировка»

Плотность вязаного изделия.

Расчет количества петель для набора. Виды трикотажных швов.

Выполнять расчет плотности вязания.

Выполнять трикотажный шов.

Расчета количества петель для вязания любого изделия.

Сшивать трикотажное изделие.

Экспресс-контрольная

Технология прибавления и убавления петель.

Способы прибавления и убавления петель. Особенности провязывания накид, вывязывание из 1 петли 2, набирание воздушных петель, провязывание петель из протяжки м/д нитями.

Провязывать: накид, вывязывание из 1 петли 2, набирание воздушных петель, провязывание петель из протяжки м/д нитями.

Равномерное и неравномерное изменение количества петель

Итогова контрольная работа по теме


  1. Подготовительный этап (индивидуальная деятельность)

№ разд.

Название

раздела

Индивидуальный маршрут

(по уровням)

Вид

презентации

Дата

1

Вязание крючком

(по образцу)

1-выполняет цепочку из воздушных петель

2-выполняет цепочку из воздушных петель, различает петли связаные крючком

3-вяжет плоские детали (шарфик)

4-шарфик с чередованием цвета

5-чехол с чередованием цвета

Самооценка;

оценка в группах; тематическое оценивание

2

Проектирование, изготовление и презентация изделия вязаного крючком

1-пытается вязать небольшое изделие

2-вяжет плоское изделие без отделки

3- коврик из квадратиков

4- прихватка, косметичка

5- игрушка

Электронная

Устная,

Письменная

3

Технология изготовления изделий вязаных спицами (по образцу)

1-выполняет набор петель с помощью учителя

2-самостоятельно выполняет набор петель, различает лицевые и изнаночные петли

3-вяжет шарфик лицевыми петлями в полоску

4- вяжет шарфик с узором из лицевых и изнаночных петель

5-вяжет шарфик с чередованием цвета или узором

Подготовить тематические вопросы с ответами по пройденным темам

4

Проектирование и презентация изделия вязаного спицами

1-образец вязки лицевыми петлями

2-образец вязки лицевыми и изнаночными петлями

3-плоское изделие

4-плоское изделие с изменением цвета и отделкой крючком (чехол, шарфик, коврик, сумочка)

5- Объёмное изделие (пинетки детские, новогоднее каминное украшение, носки, рукавички, ёлка, игрушка «Дед Мороз», детские игрушки и т.д.

Презентация электронная,

Устная защита с историческими сведениями о создании игрушек, интересными фактами по тематике проектной работы и т.д.







  1. Виды защиты творческих проектов.

Виды защиты проекта

1.Электронная презентация.

2. Устная презентация.

3. Письменная презентация


Электронная презентация


Электронная презентация включает в себя создание титульного слайда и слайды с поэтапным выполнением вязаного изделия.


Устная (письменная) презентация


1.Название изделия.
2. Назначение (указать целесообразность использования изделия).
3. Материалы (цвет, название пряжи, происхождение волокон,).
4. Отделка изделия.
5. Экологичность (является ли изделие экологически чистым, не наносит ли вред человеку и окружающей среде, вид волокон,
натуральные или химические).
6. Экономический расчет (указать чистую себестоимость изделия).

Алгоритм защиты проекта

Защита проекта выполняется в группах по 3-4 человека. Учащиеся выполняют самооценку проектного изделия, оценивание изделий в группе, а затем учителем. Выставляются три оценки по 5-бальной системе:

  1. самооценка проектной работы;

  2. оценка группой;

  3. защита проекта (учитывается полнота выступления учащегося; актуальность и целесообразность практического применения; демонстрация проектной работы).

Индивидуальная карта оценивания проектной работы

Этапы

Защита

проекта

Эстет.

вид

Плотность

вязания

Сочетание

цвета

Соразмерность деталей

Отделка

Бал за изделие

max кол-во балов

5

1

1

1

1

1

5

Иванова Н.








Эксперт 1 (ученица)


Эксперт 2 (ученица)


Эксперт 3 (учитель)


























  1. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « ВЯЗАНИЕ» 7 КЛАСС

























Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Научно-методическое сопровождение самостоятельной и самообразовательной деятельности педагогических кадров в системе последипломного педагогического образования. Бухлова Н.В., Коновалова Л.Н.-Донецк: Каштан, 2007г.- 108 стр.

2. Программы основного общего образования. Трудовое обучение.

Девочки 5-8 классы. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 408 от 18.08.2015г.)

3. Коберник О.М. Технологии: 10 кл. учебник для общеобразовательных школ-К.: Литера ЛТД,2011.-160сл.6 ил.

4. Денисенко Л.И. Трудовое обучение: 7кл.: Учебник для общеобразовательных школ,-К.: Ирпинь: ВТФ «Перун», 2007,-192СЛ.: ил.

5. Интернет ресурсы.

14


© 2010-2022