• Преподавателю
  • Технология
  • Статья: Применение информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья: Применение информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение информационно-коммуникационных технологий при

обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Вдовин Евгений Александрович

КОУ ВО «Бобровская школа- интернат для детей сирот с ограниченными возможностями здоровья VII-VIII вида»

Аннотация В статье представлен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время огромное внимание уделяют использованию информационно-коммуникационных технологий в школе.

В нашей школе-интернат обучаются дети, имеющие особенности развития. Обучение проходит по двум программам: седьмого и восьмого вида (ЗПР и У.О.). Для этих детей необходимо создавать специальные условия обучения и воспитания, руководствуясь особенностями их развития.

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности обучения конкретного ребенка, зависит от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных возможностей ребенка, от условий жизни и воспитания ребенка [1].

Специфическими чертами детей являются вялость, медлительность, заторможенность моторики, характера познавательной деятельности, поведения в целом. Выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные признаки, зрительно воспринимаемые. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Это связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, которые дети и не пытаются преодолевать. Они, как правило, бросают работу при первых же затруднениях. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.

Существует ряд трудностей при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии.

Давая устную характеристику объекта, ученики не соблюдают последовательность анализа, могут назвать несущественные признаки, не указывают пространственных характеристик изделия. Их затрудняет планирование, в составленных же планах трудно обнаружить смысл. В ходе практической деятельности ученики тяжело находят пути верного решения. Даже если они понимают, что работа не получается, часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. В предметно-операционных планах и технологических картах они разбираются только с помощью учителя, не всегда руководствуются ими во время выполнения изделий. Эти дети тяжело усваивают полностью программный материал на уроках технологии.

Работая с такими детьми, целесообразно использовать приемы, которые способствуют повышению активности. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже незначительные успехи.

Целью нашей работы является рассмотрение возможностей повышения эффективности образовательного процесса, развития мысленной активности учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий.

Появление и широкое распространение ИКТ позволяет использовать их в качестве средства общения и воспитания, открывает принципиально новые возможности в области образования, учебной деятельности и творчества учащихся. В процессе применения ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы [2].

Для привлечения и удерживания внимания у детей и подростков на уроках технологии большое значение имеет форма подачи материала. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Важную роль, в частности, играет наглядность преподавания. Применение пособий (картин, рисунков, муляжей, демонстрационных предметов), показ опытов, привлечение конкретных фактов и иллюстраций из жизни, действующих на эмоции учащихся, - все это делает преподавание интересным, вызывает непроизвольное внимание, является необходимым, в особенности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

На уроках технологии часто используются презентации. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. Цель презентации - это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. На слайдах можно поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. Презентация позволяет нам не просто рассказывать на уроке, но вести беседу с учащимися опираясь на слайды, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Это способствует развитию мышления учащихся, развивает их память и речь.

Необходимо выбрать оптимальное количество слайдов, изображений и прочих материалов, которые не будут отвлекать учеников, но дадут сосредоточиться на главном. Большой объем текста на слайде плохо воспринимается учащимися, поэтому не стоит загромождать экран текстом, а лучше всего заменить его наглядными объектами.

Младшим школьникам нравится задания, где нужно вставить пропущенные буквы, выбрать правильный рисунок, рассмотреть устройство инструмента. Перед практической работой всегда используется презентация с пошаговым выполнением работы.

Видеофайлы широко применяются с презентацией. Видеосюжет значительно расширят возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным. Просмотр видеофайла необходим учащимся при изучении разделов, которые тяжело усваиваются и запоминаются.

При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. С презентацией урок проходит интересней, дети активно участвуют в процессе обучения. Благодаря тому, что презентация дает возможность последовательно выполнять задания, дети выполняют все более внимательно.

В младших классах, дети во время урока быстро утомляются, а дети с ограниченными возможностями здоровья в два раза быстрее. Поэтому неотъемлемой частью урока являются физкультминутки, гимнастика для глаз. Физкультминутку тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить движения. Используются компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Учитывая психологические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, работа с использованием информационно-коммуникационных технологий должна быть чётко продумана и дозирована. Планируя урок, необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования.

Сохранение психологического здоровья воспитанников должно быть одним из важнейших аспектов в работе всего педагогического коллектива. При этом, каждый ученик должен постоянно чувствовать внимательное и доброжелательное к себе отношение. Оказание своевременной помощи способствует коррекции недостатков, активизирует деятельность воспитанников, создает условия для поддержания положительной мотивации, что очень важно для успешного освоения программы и развития личности ребенка.

Мы считаем, что информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении всех тем и разделов.






















Список литературы

1. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с.

2. Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания / Н.Ф. Бабина. - Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2013.

3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования - М.: Школа-Пресс, 1994

4. ИКТ на уроках технологии - (ikt45.ucoz.ru).

6


© 2010-2022