Программа внеурочной деятельности Рукодельница (5 класс)

Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта. Декорати...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №93

Барабинского района Новосибирской области



Принята:

Педагогическим советом школы

Протокол от «29» августа 2014г. №14

Утверждаю:

Директор школы __________ Д.В. Судариков

Приказ от «29» августа 2014г. №239-од










ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
на 2014-2015 учебный год


«РУКОДЕЛЬНИЦА»


Напраление: духовно-нравственное

Вид деятельности: творческая мастерская

Количество часов: 35/1

Возраст школьников: 5 классы









Разработчик: Адутова Юлия Александровна,

учитель технологии

I квалификационной категории









г. Барабинск

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно - прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение 2010), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.

Обучающиеся становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет формировать эстетический вкус, вооружать учащихся техническими знаниями, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Изделия декоративно-прикладного творчества органически сочетают в себе эстетически выразительные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы существует особенность - чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.

Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно не может быть будущего. Поэтому и отношение к народному искусству особенное. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками.

Цель программы «Рукодельница» является формирование творческих, эстетических способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности.

Задачи программы:

Воспитание уважения к народным традициям.

Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Развитие индивидуальных и творческих способностей.

Формирование технологической и художественной культуры.

Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на год обучения. Отводится 1 час в неделю (35 часов за год).


Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Рукодельница»

Программа знакомит обучающихся с удивительным миром народного прикладного творчества. На занятиях девочки познакомятся с тряпичной куклой, которая была наиболее распространенной игрушкой в русской деревне, народной вышивкой, её знаками и символами, научатся работать с тканью, выполнять художественную обработку кожи, изготавливать мягкие игрушки, поделки из муки и соли, которые в старину называли хлебосольки, природных материалов, нетрадиционных материалов, освоят ниточный дизайн.

Овладение школьниками программой не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, экскурсия, а также выполнение практических заданий.

Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого и эстетического развития личности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности «Рукодельница»


Личностными результатами освоения обучающимися программы являются:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области программы;

- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

- виртуальное и натурное моделирование объектов и технологических процессов;

- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими еёучастниками; - оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются:

В познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствую-щими культуре труда.

В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

- расчет себестоимости продукта труда;

- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду;

- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда.

В коммуникативной сфере:

- публичная презентация и защита изделия, продукта труда или услуги;

- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов.

В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе изготовления изделия.

Содержание курса внеурочной деятельности «Рукодельница»


Вводное занятие (1 час)

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного

искусства. История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе.


Виды декоративно-прикладного искусства (1 час)


Основные виды декоративно-прикладного искусства. Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.

Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.


Работа с природными материалами (4 часа)


Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Гербарий. Этапы выполнения гербария.

Практические работы:

сбор природного материала для работы над аппликациями;

работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»;

создание букета из сухих цветов, тематических композиций;

работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно).


Работа с различными тканями (8 часов)


Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки, тряпичной куклой. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Выполнение ручных и машинных швейных работ.

Практические работы:

изготовление тряпичных кукол;

освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при выполнении ручных работ и при работе на швейной машине;

выполнение ручных стежков;

цветовое оформление мягкой игрушки;

изготовление мягкой игрушки.


Вышивка (4 часа)


Вышивка - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов. Традиционная техника (художественная гладь, крест). Знания композиции, орнамента, цветоведения. Знакомство с основами дизайна и художественного оформления.

Практические работы:

Вышивание картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.


Работа с соленым тестом (5 часов)


Вид народного творчества - игрушки из соленого теста. Виды соленого теста, виды красителей, способы изготовления, применяемые инструменты и материалы. Приготовление соленого теста. Изготовление изделий. Создание эскизов по желанию учащихся изделий. Тепловая обработка изделия: сушка и обжиг.

Практические работы:

изготовление работ из соленого теста (цветы, медальоны);

оформление изделий ( раскрашивание);

изделия по желанию учащихся: символ будущего года, различные подарки.

Работа с нетрадиционными материалами (6 часов)

При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия. Нетрадиционные материалы такие как: пластиковая посуда и бутылки; упаковочный тарный и кондитерский картон; жестяные банки, упаковки с ячейками в коробках, поролон, пенопласт интересны и вполне доступны в использовании.

Практические работы:

изготовление веера из пластиковых вилок;

изготовление тюльпана и розы из пластиковых ложек;

изготовление пано из пластиковой посуды и упаковочного картона.

Кожная пластика (5 часов)


Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных

Практические работы:

подготовка кожи к работе;

работа над эскизом; подбор материала для работы;

оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов.

Выставка-ярмарка (1 час)


Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа:

проведение выставки-ярмарки.


Тематическое планирование



№ п/п

Наименрование

разделов

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Виды декоративно- прикладного искусства

1

1

-

3

Работа с природными материалами

4

1

3

4

Работа с различными тканями

8

1

7

5

Вышивка


4

1

3

6

Работа с соленым тестом


5

2

3

7

Работа с нетрадиционными материалами


6

1

5

8

Кожная пластика


5

1

4

9

Выставка-ярмарка работ школьников

1

-

1


Итого:

35

9

26










Календарно - тематический план для 5 класса


№ п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Сроки проведе-ния

Вводное занятие (1 час)


1

Водное занятие

1

1



Виды декоративно-прикладного искусства (1 час)


2

Основные виды декоративно-прикладного искусства

1

1



Работа с природными материалами (4 часа)


3

Экскурсия в парк

1


1


4

Гербарий. Этапы выполнения

1

1



5

Создание букета из сухих цветов

1


1


6

Оформление панно

1


1


Работа с различными тканями (8 часов)


7

Мягкая игрушка

1

1



8

Изготовление тряпичных кукол

1


1


9

ТБ со швейной иглой при выполнении ручных работ и при работе на швейной машине

1


1


10

Выполнение ручных стежков

1


1


11

Цветовое оформление мягкой игрушки

1


1


12

Технология кройки различных деталей мягкой игрушки.

1


1


13-14

Изготовление мягкой игрушки «котик»

2


2


Вышивка (4 часа)


15

История вышивки

1

1



16

Техника (художественная гладь, крест)

1


1


17

Композиция, орнамент

1


1


18

Вышивание картины (по желанию)

1


1


Работа с соленым тестом (5 часов)


19

Соленое тесто, способы приготовления

1

1



20

Изготовление изделия (игрушки,цветы)

1


1


21

Изготовление изделия

1


1


22

Тепловая обработка изделия

1

1



23

Оформление изделия (раскрашивание)

1


1


Работа с нетрадиционными материалами (6 часов)


24

Нетрадиционные материалы и их обработка

1

1



25

История возникновения столовых приборов

1


1


26

Изготовление тюльпана

1


1


27

Изготовление веера

1


1


28

Изготовление розы

1


1


29

Оформление панно

1


1


Кожная пластика (5 часов)


30

Художественная обработка кожи

1

1



31

Техника изготовления декоративного изделия

1


1


32

Изготовление броши сувенира

1


1


33

Изготовление сувенира

1


1


34

Оформление тематического панно

1


1


Выставка-ярмарка (1 час)


35

Выставка изделий

1


1



Итого:

35

9

26




Учебно - методическая, информационная, материально - техническая база

  1. Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. - М., 2009.

  2. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала / Э. К. Гульянц. - М., 1991.

  3. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. «Учитель», Волгоград 2010

  4. «Декоративно - прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение 2010),Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. - М., 2009.

  5. Ильин М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин. - М., 1997.

  6. Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина. - Ярославль, 1997.

  7. Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии. «Обслуживающий труд» 5-7 классы. «Экзамен» - М.: 2009

  8. Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5-6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. - М. : Просвещение, 2008.

  9. Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь по технологии 5 класс / Саратов : «Лицей», 2008.

  10. Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 5-9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. - Брянск : НИЦ «Октид», 2000.

  11. Юдина Н.А. Русские традиции и обряды.- М.: Вече, 2000.







Оборудование и раздаточные материалы:

Швейные машины - 14 штук

Оверлог - 2 штуки

Утюг - 2 штуки

Гладильная доска - 1 штука

Ножницы - 15 штук

Набор ручных игл - 3 штуки

Наперсток - 10 штук

Сантиметровые ленты - 10 штук

Набор образцов ткани и ниток - 2 штуки


Линейки, нитки, ткань, спицы, мелки, шаблоны, лекала, бумага - белая, цветная, миллиметровая, клей, цветные карандаши.

Ресурсы интернета:

festival.1september.ru/

htrudovik.ucoz.ua/load/12-1-0-360

ttp://openclass.ru/lessons/48792

wiki.pskovedu.ru/index.php/

sdelaet.ru/?page_id=72

my-plants.ru/2008/07/ampelnye-rasteniya/ disint.ru/one_photo.php?p=i/photogallery/dk-008.jpg


© 2010-2022