РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Технология» для учащихся 5-х классов по ФГОС

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»


РАССМОТРЕНО:

На заседании

ШМО

Протокол № 1 от 29.09.2014г

Руководитель ШМО

Шубина О.А.

___________


РЕКОМЕНДОВАНО:

На заседании МС МБОУ «СОШ №46»

Протокол № 1 от 03.09.2014г

Князькова Н.А.

___________


СОГЛАСОВАНО:

Зам. дир. по УВР МБОУ «СОШ № 46»

Князькова Н.А.

__________ 2014г.

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ№ ___________

от «03» 09.2014г.

Директор

МБОУ «СОШ 46»

Побойко А.В.

_____________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Технология»

для учащихся 5-х классов.

Образовательная область: технология


Разработала:

Овчинникова Тамара Викторовна

учитель технологии





2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд.» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляя им широкие возможности

для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом позиции педагога, индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций и характера рынка труда.

Данная программа включает: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к результатам освоения содержания программы; тематическое планирование; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Программа составлена с учетом технологических знаний и опыта трудовой деятельности, полученных учащимися при обучении в начальной школе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Если с духовной культурой учащиеся знакомятся на уроках

литературы, истории, МХК и др., то мир материальной культуры, в котором существует современный человек, другими школьными предметами не рассматривается, что затрудняет адаптацию школьников в современном социуме. Материальная культура, в отличие от духовной, охватывает всю сферу человеческой деятельности и его развития. Это орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда, пища и т. д. Материальная и духовная культура тесно взаимодействуют и влияют друг на друга, являясь важной составляющей человеческого бытия.

Технология формирует у учащихся осознанную потребность в сохранении своего здоровья путем организации здорового питания, обустройства удобного жилища и т. п.

К задачам учебного предмета «Технология» в системе общего образования относятся формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания.

Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Инвариантными образовательными целями технологической подготовки молодежи в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у

учащихся технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие творческой созидательной деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой адаптации в обществе. Соответственно, независимо от вида изучаемых технологий, содержанием учебной программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

●технологическая культура;

● распространенные технологии современного производства;

● культура и эстетика труда;

●получение, обработка, хранение и использование технической информации;

●основы черчения, графики, дизайна;

● знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства;

● влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

● декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность;

● история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Учащиеся познакомятся со следующими общетрудовыми понятиями:

-потребности, предметы потребления, потребительская стоимость продукта труда, материальное изделие или нематериальная услуга, дизайн, проект, конструкция;

-устройство, сборка, управление и обслуживание доступных и посильных

технико-технологических средств-производства (приборов, машин, механизмов);

-механизация труда и автоматизация производства; технологическая культура производства; научная организация труда, средства и методы обеспечения применения безопасных приемов труда; технологическая дисциплина; этика общения;

-информационные технологии в производстве и сфере услуг; перспективные технологии;

-функциональные стоимостные характеристики предметов труда и технологий; себестоимость продукции; экономия сырья, энергии, труда; производительность труда;

-экологические последствия производственной деятельности, безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов.

В процессе обучения технологии учащиеся овладеют:

-навыками по подготовке, организации трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

-навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

-навыками чтения и составления технической документации, измерения параметров в технологии и продукте труда; выбора способа моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера, художественного оформления;

-основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

-умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

-умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

-навыками организации рабочего места;

-умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования к подготовке и личным качествам человека, предъявляемые различными массовыми профессиями.

Основой учебной программы «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Рукоделие. Художественные ремесла». Программа включает в себя также разделы «Оформление интерьера», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное образование», «Проектные и творческие работы».

В зависимости от потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки конкретный учебный материал для включения в программу отбирался с учетом следующих положений:

●возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;

● распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений и художественного стиля;

● возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

●выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

● возможность реализации общетрудовой, доступной, безопасной практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов.

Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде).

При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ с элементами проектной деятельности. Соответствующая тема по учебному плану программы может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением элементов творческой проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года, не заменяя этим системное обучение.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение творческих работ.

Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему творческой работы для учащихся, чтобы охватить всю совокупность рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную значимость. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на

основе использования межпредметных связей. При этом возможно проведение интегральных занятий, создание интегральных курсов или отдельных разделов.






МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. Предусмотрены практические и лабораторно-практические работы, творческие проекты по каждому разделу.

В соответствии с учебным планом курсу технологии основной школы предшествует курс технологии начальной школы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Изучение технологии в основной школе по направлению технология дома, реализуемая в учебниках «Технология. Обслуживающий труд», обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической

деятельности.

2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.

7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты

1. Планирование процесса познавательной деятельности.

2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.

3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.

5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.

6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.

7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость.

9. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.

11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.

12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.

13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты

В познавательной сфере:

1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;

6) владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

8) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

1) планирование технологического процесса и процесса труда;

2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

6) планирование последовательности операций и составление технологической карты;

7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;

9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;

10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;

11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;

12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;

13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

15) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

18) документирование результатов труда и проектной деятельности;

19) расчет себестоимости продукта труда.

В мотивационной сфере:

1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

5) осознание ответственности за качество результатов труда;

6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

1) дизайнерское конструирование изделия;

2) применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;

3) моделирование художественного оформления объекта труда;

4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;

5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;

6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;

7) создание художественного образа и воплощение его в материале;

8) развитие пространственного художественного воображения;

9) развитие композиционного мышления;

10) развитие чувства цвета, гармонии и контраста;

11) развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;

12) понимание роли света в образовании формы и цвета;

13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;

14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;

15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;

16) применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы, детского сада и др.;

17) применение методов художественного проектирования одежды;

18) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;

19) соблюдение правил этикета.

В коммуникативной сфере:

1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;

2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;

5) способность к коллективному решению творческих задач;

6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;

7) способность прийти на помощь товарищу;

8) способность бесконфликтного общения в коллективе.

В физической сфере:

1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

4) развитие глазомера;

5) развитие осязания, вкуса, обоняния.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:

_ трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

_ умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

_ навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

_ ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС

Раздел 1. Кулинария (20 ч)

Тема 1.ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие сведения о питательных веществах. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.

Практические работы

1. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.

2. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Тема 2. САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА (2 ч)

Основные теоретические сведения

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Характеристика кухонной и столовой посуды, особенности ухода за ней. Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием,

колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Практические работы

1. Определение безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

2. Определение качества мытья столовой посуды экспресс методом химического анализа.

Тема 3. ИНТЕРЬЕР КУХНИ, СТОЛОВОЙ (4 ч)

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Возможности применения компьютерных программ для создания интерьера кухни.

Практические работы

1. Выполнение эскиза интерьера кухни.

2. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

3. Выполнение планировки кухни, столовой в масштабе 1 : 20.

Тема 4. СЕРВИРОВКА СТОЛА (2 ч)

Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

1. Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку.

2. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Тема 5. БУТЕРБРОДЫ, ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Бутерброды. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Использование обрезков.

Толщина хлеба в бутербродах. Виды бутербродов: открытые, ассорти на хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Дополнительные продукты для украшения открытых бутербродов. Сочетание по вкусу и цвету продуктов в бутербродах ассорти на хлебе. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов и подача их к столу.

Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе. Кофеварки.

Правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству готовых напитков.

Практические работы

1. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

2. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Примерный перечень блюд

1. Бутерброд со сливочным маслом и твердым сыром.

2. Бутерброд с вареной или копченой колбасой.

3. Бутерброд с мясными продуктами (корейка, грудинка, окорок и др.).

4. Бутерброд с сельдью и маслом.

5. Ассорти с окороком и жареной говядиной на хлебе.

6. Закрытый бутерброд с сыром или со свининой.

7. Сандвичи из ветчины или колбасы со сливочным маслом и горчицей.

8. Сандвичи из филе жареной курицы со сливочным маслом.

9. Бутерброд канапе с сыром или с копченой колбасой.

Тема 6. БЛЮДА ИЗ ЯИЦ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Способы определения готовности блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

Практические работы

1. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.

2. Определение свежести яиц органолептическим методом.

3. Приготовление блюда из яиц.

Примерный перечень блюд

1. Яйца всмятку, в мешочек, вкрутую, выпускные, фаршированные.

2. Яичница глазунья.

3. Яичница на сковороде с черным хлебом и ветчиной.

4. Омлет с зеленым луком, сыром, картофелем, яблоками, шпинатом и др.

Тема 7. БЛЮДА ИЗ ОВОЩЕЙ (4 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков,

жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Ее влияние на качество и сохранность продуктов. Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения,

способы кулинарного использования.

Механическая обработка овощей

Санитарные условия механической обработки овощей. Назначение и правила механической обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка). Способы и формы нарезки. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.

Приготовление блюд из сырых овощей

Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюди дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов растительным маслом, столовым уксусом, майонезом, сметаной. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску (помидоры, перец, огурцы, редис, морковь), и листьями зелени.

Приготовление блюд из вареных овощей

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширование). Способы варки овощей (в воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной температуре, в молоке, в растительных соках и др.). Преимущества и недостатки различных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей.

Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки или припускания. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Принципы подбора

овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Практические работы

1. Определение доброкачественности овощей органолептическим методом.

2. Определение количества нитратов в овощах при помощи индикаторов.

3. Приготовление салата из сырых овощей.

4. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.

5. Приготовление одного блюда из вареных овощей.

6. Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид).

7. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

Примерный перечень блюд

1. Салат из зеленого лука и редиса с яйцом.

2. Салат из белокочанной капусты с помидорами и сельдереем.

3. Салат из редьки с огурцами и сметаной.

4. Салат из отварной свеклы с изюмом.

5. Винегрет зимний постный.

6. Картофель отварной с маслом и зеленью.

7. Картофель, сваренный в молоке.

8. Картофель, сваренный на пару.

9. Тыква, запеченная в духовом шкафу.

10. Кукуруза в початках отварная.

Тема 8. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов. Правила сбора ягод, овощей и фруктов для закладки на хранение. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия и сроки хранения сушеных продуктов. Замораживание овощей и фруктов. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.

Практические работы

1. Закладка яблок на хранение.

2. Сушка фруктов, ягод, кореньев, зелени, лекарственных трав.

3. Замораживание ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)

Тема 1. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (4 ч)

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

1. Изучение свойств нитей основы и уткà.

2. Определение направления долевой нити в ткани.

3. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

4. Выполнение образца полотняного переплетения.

Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (6 ч)

Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине.

Практические работы

1. Намотка нитки на шпульку.

2. Заправка верхней и нижней нитей.

3. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.

Тема 3. РУЧНЫЕ РАБОТЫ (2 ч)

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Практическая работа

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Тема 4. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (6 ч)

Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.

Практические работы

1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

2. Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам.

3. Моделирование фартука выбранного фасона.

Тема 5. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (12 ч)

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Особенности влажно-тепловой обработки тканей из растительных волокон. Контроль и оценка качества готового изделия.

Практические работы

1. Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани.

2. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

3. Обработка деталей кроя.

4. Соединение деталей изделия машинными швами.

5. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

Тема 6. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (8 ч)

Вышивка. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.

Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения.

Практические работы

1. Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.

2. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

3. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.

4. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

5. Оформление салфеток в технике «узелковый батик».

Творческие проекты (10 ч)

1. Организация праздника (на примере дня рождения).

2. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

3. Отделка швейного изделия вышивкой.

4. Изготовление сувенира в технике вышивки.

5. Изготовление сувенира в технике узелкового батика.


5 класс поурочно-тематическое планирование учитель овчинникова т.в.

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

УУД

Вид

контроля

Дата проведения

план

факт

1-2

Основы рационального питания

2

Комбинированный.

Изучением, каких проблем занимается наука физиология питания;

общие сведения о питательных веществах их роль для организма человека, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в них.

Знания: о значении белков

жиров, углеводов, роли витаминов.

Умения: анализировать пищевую пирамиду, составлять меню на завтрак.

Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Творческое задание: составление сбалансированного меню на завтрак.

Контроль и самоконтроль: выполнение разноуровневых

заданий.

3-4

Санитария и гигиена

2

Урок «открытия» нового знания

Санитарные требования к помещению кухни, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.

Знания: о санитарно-гигиенических требованиях, правилах мытья посуды, безопасных приёмах работы на кухне.

Умения: соблюдать правила мытья посуды, безопасной работы на кухне.

Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, умения слушать и выступать.

Беседа.

5-6

Интерьер кухни, столовой

2

Комбинированный.

Практическое задание.

Общие сведения из истории архитектуры и интерьера. Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи.

Знания: требования к интерьеру кухни, варианты планировки.

Умения: выполнять план кухни в масштабе 1:20.

Познавательные: умение вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, анализ, смысловое чтение.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция.

Коммуникативные: диалог, сотрудничество.

Контроль и самоконтроль: выполнение разноуровневых

заданий в рабочей тетради.

7-8

Оборудование кухни

2

Комбинированный.

Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере.

Знания: способы рационального размещения оборудования.

Умения: ухаживать за оборудованием.

Познавательные: построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, анализ, смысловое чтение.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция.

Коммуникативные: диалог, сотрудничество.

Контроль и самоконтроль: выполнение разноуровневых

заданий в рабочей тетради.

9-10

Сервировка стола к завтраку. Этикет

2

Комбинированный.

Практическая работа.

Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила подачи их к столу. Столовые приборы и правила пользования ими.

Знания: о калорийности продуктов, правилах сервировки стола.

Умения: сервировать стол к завтраку.

Складывать тканевые и бумажные салфетки различными способами.

Познавательные: анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Беседа.

Контроль и самоконтроль: выполнение разноуровневых

заданий в рабочей тетради.

11-12

Бутерброды, горячие напитки

2

Комбинированный.

Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания чая.

Знания: о значение хлеба в питании человека, видах бутербродов, горячих напитков, технологии приготовления.

Умения: составлять технологические карты приготовления бутербродов, чая, кофе, какао.

Познавательные: соспоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации, смысловое чтение, работа с таблицами.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Самостоятельная работа: составление технологических карт.

Практическая работа: приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Контроль качества.

13-14

Блюда из яиц

2

Комбинированный.

Значение яиц в питании человека. Способы определения свежести яиц. Способы определения готовности.

Знания: о значении яиц в питании человека, об использовании яиц в кулинарии, о способах определения свежести яиц.

Умения: определять свежесть яиц, готовить блюда из яиц.

Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества

Контроль и самоконтроль: выполнение разноуровневых

заданий в рабочей тетради.

Практическая работа: определение свежести яиц.

Практическая работа: приготовление блюда из яиц.

15-16

Приготовление блюд из сырых овощей

2

Комбинированный.

Виды салатов, рецептура и технология приготовления салатов, методы определения качества овощей, первичная обработка овощей.

Знания: о пищевой ценности овощей и фруктов, способах хранения, механической обработки и нарезки, технологии приготовления блюд из сырых овощей.

Умения: выполнять химическую кулинарную обработку сырых овощей, составлять технологическую карту салата из сырых овощей.

Познавательные: соспоставление, рассуждение, анализ, классификация, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Самостоятельная работа: составление технологической карты приготовления салата из сырых овощей.

Практическая работа: приготовление салата из сырых овощей.

Контроль и самоконтроль.

17-18

Приготовление блюд из варёных овощей

2

Комбинированный.

Значение и виды кулинарной тепловой обработки продуктов (варка, жарка, тушение, запекание).

Способы определения готовности, условия и хранения. Санитарные требования при приготовлении пищи.

Знания: о способах тепловой кулинарной обработки овощей, технологии приготовления блюд из варёных овощей, требования к качеству готовых блюд.

Умения: выполнять тепловую кулинарную обработку овощей, составлять технологическую карту блюда из варёных овощей.

Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации, смысловое чтение, работа с таблицами.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Контроль: тестирование.

Практическая работа: приготовление блюда из варёных овощей.

19-20

Заготовка продуктов

2

Урок «открытия» нового знания

Роль запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов консервирование, маринование, сушка, соление, квашение, замораживание, копчение, вяление).

Способы хранения запасов из свежих овощей, фруктов и ягод.

Знания: о способах длительного сохранения продуктов.

Умения: замораживать ягоды, фрукты, овощи и зелень в домашнем холодильнике.

Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Контроль: выполнение разноуровневых

заданий в рабочей тетради.

21-22

Натуральные волокна растительного происхожденияПроизводство текстильных материалов.

2

Урок «открытия» нового знания

Классификация текстильных волокон. Способы их получения и свойства натуральных волокон. Получение нитей в условиях прядильного производства. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетения нитей в тканях.

Знания: о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах, способах определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направление долевой нити.

Умения: определять лицевую и изнаночную стороны ткани, направления долевой нити.

Познавательные: сопоставление, рассуждение, классификация, умение объяснять процессы, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Беседа. Практическая работа: изучение свойств нитей основы и утка.

Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Опрос.

23-24

Свойства текстильных материалов.

2

Комбинированный.

Свойства тканей из растительных волокон и их ассортимент.

Знания: о свойствах текстильных материалов, свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей.
Умения: определять по свойствам тканей вид тканей.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогназировать.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Опрос. Практическая работа: изучение

свойств тканей из хлопка и льна.

25-26

Виды машин, применяемые в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина и её характеристика. ТБ работы на швейной машине.

2

Урок «открытия» нового знания

Виды машин, применяемые в швейной промышленности. Технические характеристики и устройство бытовой швейной машины. Виды передач движения приводов машины. Безопасные приёмы работы.

Знания: о видах приводов швейной машины, устройстве швейной машины, правилах безопасной работы на швейной машине.

Умения: выполнять правила безопасной работы на швейной машине.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, прогнозирование.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Беседа. Выполнение разноуровневых

заданий в рабочей тетради.

Беседа. Опрос.

27-28

Подготовка швейной машины к работе: намотка нити на шпульку и заправка нитей. Выполнение машинных строчек по намеченным линиям. Регулировка стежка.

Комбинированный.

Подготовка швейной машины к работе. Заправка нитей. Выполнение машинных строчек по намеченным линиям. Регулировка длины стежка. Приёмы закрепления строчки обратным ходом.

Знания: как подготовить швейную машину к работе.

Умения: подготовить швейную машину к работе, выполнять правила безопасной работы на швейной машине, выполнять образцы швов.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (плану)

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Контроль выполнения.

Качество образца.

29-30

Ручные работы

2

Комбинированный.

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: смёточная, замёточная, намёточная, копировальная и др.

Правила безопасной работы с колющими предметами.

Знания: о требованиях к выполнению ручных работ, терминологии ручных работ, правилах безопасной работы ручной иглой, ножницами.

Умения: выполнять ручные работы, соблюдать правила безопасного пользования иглой, ножницами.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, прогнозирование.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Беседа.

Контроль качества.

31-32

Виды фартуков.

Правила построения чертежей швейных изделий

2

Комбинированный.

Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения чертежей швейных изделий.

Знания: иметь представления о рабочей одежде, о типах линий, масштабе, чертеже.

Умения: читать чертёж фартука.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, прогнозирование.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Беседа. Тестирование.

33-34

Фигура человека и её измерение. Основные точки и линии измерения.

2

Комбинированный.

Общие сведения о

строении фигуры человека. Мерки необходимые для построения чертежа швейного изделия, правила их измерения и условные обозначения.

Знания: об общих правилах снятия мерок для построения чертежа швейного изделия, правила измерения и условные обозначения.

Умения: снимать мерки с фигуры человека, записывать их.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество.

Контроль учителя за действиями, взаимоконтроль.

35-36

Построение чертежа фартука

в м 1:4 и в натуральную величину

2

Комбинированный.

Последовательность построения чертежа фартука в рабочей тетради в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Знания: общие правила построения чертежей швейного изделия.

Умения: выполнять чертёж швейного изделия 1:4, в натуральную величину.

Познавательные: выбор способа решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с графической информацией.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка, целеудержание.

Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество.

Контроль чертежа.

37-38

Моделирование фартука

2

Комбинированный.

Моделирование фартука. Подбор деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету

и рисунку ткани, характеру отделки.

Подготовка выкройки к раскрою.

Знания: способы моделирования фартука.

Умения: вносить модельные изменения в выкройку, подготовить выкройку к раскрою.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, прогнозирование.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Контроль и самоконтроль выполнения.

39-40

Машинные швы

2

Комбинированный.

Практическая работа.

Конструкция машинных швов, их условные графические обозначения. Длина стежка, ширина шва. Назначение и технология выполнения соединительных, краевых и отделочных швов.

Знания: о конструкции машинных швов, правилах безопасной работы на швейной машине.

Умения: читать графические схемы швов,

выполнять образцы швов, соблюдать правила безопасной работы на швейной машине.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, прогнозирование.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Качество образца.

41-42

Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки на ткани.

2

Комбинированный.

Практическая работа.

Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон). Раскладка выкройки на ткани с учётом припусков на шов. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани, направления рисунка. Особенности раскладки выкройки на тканях с крупным рисунком, в клетку и полоску.

Знания: о подготовке ткани к раскрою, рациональной раскладке.

Умения: выполнять подготовку ткани к раскрою, раскладку выкроек на ткани.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (плану)

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка, целеудержание.

Коммуникативные: диалог, монолог.

Опрос.

Контроль и самоконтроль выполнения.

43-44

Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий.

2

Комбинированный.

Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.

Знания: о последовательности и приёмах раскроя швейного изделия.

Умения: выкраивать детали швейного изделия, оценить качество кроя по предложенным критериям.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (плану)

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка, целеудержание.

Коммуникативные: диалог, монолог.

Контроль и самоконтроль выполнения.

45-46

Обработка деталей кроя. Обработка бретелей и деталей пояса фартука

2

Комбинированный.

Правила обработки деталей кроя. Обработка пояса и бретелей

Знания: о способах обработки пояса и бретелей. Умения: обрабатывать детали пояса и бретели, проверить качество по предложенным критериям.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (плану).

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Контроль и самоконтроль выполнения.

47-48

Обработка нагрудника.

Обработка верхнего среза фартука и боковых срезов нагрудника

2

Комбинированный.

Подготовка обтачки для обработки верхнего среза фартука. Обработка верхнего среза фартука и боковых срезов нагрудника.

Знания: обработки верхнего среза фартука подкройной обтачкой, обработки боковых срезов нагрудника.

Умения: обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом низ обтачки и боковые срезы нагрудника.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану).

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.

Контроль и самоконтроль выполнения.

49-50

Обработка карманов и соединение их с нижней частью фартука.

2

Комбинированный.

Обработка накладных карманов (способы заутюживания). Соединение деталей фартука (намётывание и настрачивание карманов на нижнюю часть фартука).

Знания: о технологии обработки накладного кармана.

Умения: обработать и пришить к фартуку накладные карманы, оценить качество работы по представленным критериям.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану).

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.

Контроль и самоконтроль выполнения.

51-52

Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Контроль качества готового изделия.

2

Комбинированный.

Сборка изделия (скалывание, смётывание). Художественная отделка изделия. Приёмы влажно-тепловой обработки и её значение при изготовлении швейных изделий. Оборудование рабочего места для влажно-тепловой обработки. Контроль качества изделия.

Знания: о технологии обработки нижнего и боковых срезов фартука, правилах безопасной работы на швейной машине.

Умения: обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом нижний и боковые срезы фартука.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану).

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.

Контроль и самоконтроль выполнения.

53-54

История вышивки. Инструменты и приспособления для вышивания.

Правила посадки и постановка рук.

2

Урок «открытия» нового знания

История вышивки. Инструменты и приспособления для вышивальных работ. Разметка рисунка и способы перевода рисунка на ткань. Подбор игл и ниток, подготовка пасмы мулине к работе, заправка изделия в пяльцы.

Знания: о видах рукоделия и декоративно-прикладного творчества, материалах и инструментах для вышивания.

Умения: подготавливать мулине к работе, заправлять изделие в пяльцы.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану).

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.

Беседа. Опрос.

55-56

Законы восприятия цвета.

Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.

2

Комбинированный.

Яркость и насыщенность цвета. Холодные, тёплые, хроматические и ахроматические цвета. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с разнообразными видами вышивки.

Виды орнаментов. Орнамент в круге, в полосе, в квадрате.

Знания: о свойствах цвета и элементах построения вышивки, видах вышивки.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.

Беседа. Опрос.

57-58

Технология выполнения простейших швов.

2

Комбинированный.

Способы закрепления рабочей нитки на ткани без узла.

Технология выполнения простейших ручных швов, стачных швов, свободной вышивки по рисованному контуру узора.

Знания: о способах перевода рисунка на ткань, технологии выполнения простейших швов.

Умения: закреплять нити разными способами, выполнять стебельчатый и тамбурный швы.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.

Качество образца.

59-60

Тематика творческих проектов и этапы
их выполнения. Организацион-

но подготовительный этап выполнения творческого проекта.

2

Урок «открытия» нового знания

Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно -подготовительный этап (выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия, подбор материалов)

Знания: о цели задачи изучения предмета, этапах проектной деятельности.

Умения: анализировать варианты проектов по предложенным критериям, выполнять обоснование проекта.

Познавательные: умение вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, анализ.

Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы.

Выполнение эскизов проекта.

Контроль и самоконтроль выполнения.

61-62

Выбор оборудования, инструментов и приспособле-ний, составление технологичес-кой последователь-ности выполнения проекта.

2

Комбинированный урок

Организация рабочего места, оборудование
и приспособления
для различных видов работ, составление последовательности выполнения. Поиск сведений в литературе.

Умения: пользоваться необходимой литературой, подбирать всё необходимое для выполнения идеи.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умение делать выводы, прогнозировать.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.

Контроль выполнения,

консультирование учащихся

63-65

Технологичес-кий этап выполнения творческого проекта (конструирова-ние, моделирование, изготовление изделия).

3

Комбинированный урок

Конструирование базовой модели. Моделирование. Изготовление изделия.

Знания: о технологии изготовления изделия.

Умения: конструировать и моделировать выполнять намеченные работы.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (технологической карте).

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.

Контроль выполнения,

консультирование учащихся

66-68

Заключитель-ный этап (оценка проделанной работы и защита проекта).

3

Урок развивающего контроля.

Комбинированный урок

Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия.

Знания: о правилах защиты проекта.

Умения: анализировать достоинства и недостатки проекта по предложенным критериям, выступать с защитой проекта.

Познавательные: сопоставление, умение делать выводы.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умения слушать и выступать.

Защита проекта




ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»


Данный тематический план ориентирован на использование учебников:

Кожина О. А., Кудакова Е. Н., Маркуцкая С. Э. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учебник. - М.: Дрофа,

2014. - 254с.

А также дополнительных пособий для учителя:


1. Маркуцкая С. Э. Учителю о современных технологиях изготовления швейных изделий // Школа и производство. - 2001. - № 1. - С. 28-33.

2. Методика обучения учащихся 5-9 классов современным технологиям в процессе трудовой подготовки / под ред.

В. М. Казакевича. - М., 1996.

3. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект.- 2_е изд.- М.: Просвещение, 2011. - 96 с.

4. Рабочие программы. Технология. 5-8 классы: учебнометодическое пособие / сост. Е.Ю. Зеленецкая.- М.: Дрофа, 2012.- 150 с.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурлинская,

И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова.- 2изд. - М.: Просвещение, 2011.- 159 с.

6. Кожина О. А. Технология: методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего

труда / О. А. Кожина.- 2_е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2007.- 206 с.

7. Кожина О. А., Кудакова Е. Н. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2014.

8. Муравьев Е. М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: НМЦ «Технология», 2000.

9. Отделка тканей. Трудовое обучение и домоводство: учеб. пособие для средней школы / сост. А. П. Тарасова. -СПб.: ИД «МиМ», 1998.

10. Румянцева Е. Е. Товары, вредные для здоровья.- М.:Логос, 2005. - 392 с.

11.Методическое пособие к учебнику О.А. Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э.Маркуцкой «Технология. Обслуживающий труд» 5класс - 2-е изд., стереотип. - М. :Дрофа, 2014. - 126с.

К материально-техническим средствам обучения, которые используются на уроках технологии, относятся

компьютер;

возможности информационного центра

швейные машины с электрическим приводом, оверлог

электрические утюги

гладильные доски

манекен

электрические плиты

наборы кухонной посуды и инструменты

оборудование из санитарно-пищевой экспресс-лаборатории

реактивы и материалы


Общая характеристика кабинета технологии.

Занятия по технологии проводятся на базе кабинетов и мастерских по соответствующим направлениям обучения или комбинированных мастерских.

Кабинет или мастерская может размещаться на любом этаже школьного здания, кроме полуподвальных и подвальных помещений. По санитарным нормам площадь рабочих помещений должна быть не менее 4,5 м2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии и 5,4 м2 - для комбинированной мастерской.

В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учеб-ной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения, включая компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет.

Большое внимание при работе в мастерских обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приемов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудованы соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией.




























© 2010-2022