- Преподавателю
- Технология
- Выступление на семинаре Технология Педагогическая мастерская
Выступление на семинаре Технология Педагогическая мастерская
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шленкина Л.П. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технология «Педагогические мастерские»
Выступление на семинаре подготовила Шленкина Людмила Петровна
Понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества.
Мастерская - место, где создаётся что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами.
Принципы построения мастерской отличаются от принятых в традиционной педагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики.
Важнейшие принципы - «Я ищу - значит, я обучаюсь, я ищу - значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» - определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской. Поиск должен быть творческими проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом. Педагог ведёт ученика от незнания к знанию, вместе с учеником совершает открытия.
Главное действующее лицо мастерской - ребёнок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции.
Цель мастера - обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребёнком в рамках мастерской.
Задачи педагога-мастера:
-
Подарить ученику радость открытия
-
Включить ребёнка в процесс индивидуальной познавательной творческой деятельности
-
Помочь ребёнку совершить открытие, создать новое, самостоятельно получить знания.
Основные отличия технологии:
-
Проблема не определяется самим педагогом (в отличие от проблемного обучения)
-
Педагог создаёт условия для того, чтобы ученики сами увидели и осознали проблему
-
Дети сами ставят необходимые для разрешения проблемы вопросы и пытаются найти на них ответы.
Виды педагогических мастерских:
-
Предметные мастерские
-
Творческие мастерские (Г. А. Мейчик)
-
Мастерские ценностных ориентаций (Е. О. Галицких)
Характеристика деятельности в мастерской
Ученик
Педагог
-
Проявляет индивидуальный стиль исследования, творческой деятельности
-
Строит свой путь к знаниям
-
Отсылает за консультацией к первоисточникам: книгам, статьям, словарям, энциклопедиям
-
Консультирует (редко)
-
Помогает в организации учебной работы и осмыслении способов деятельности
Необходимыми условиями являются:
-
Создание особой атмосферы: открытости, доброжелательности, взаимопомощи, сотрудничества, сотворчества
-
Включение эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам
-
Пробуждение личной заинтересованности в открытии
-
Исключение официальной оценки работы ученика (мастер не хвалит, не ругает, не выставляет отметки в журнал)
-
Доминирует самооценка, самокоррекция.
Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов.
№
Этапы
Особенность
Роль мастера
Деятельность учащихся
1
Индукция (наведение)
Базовый, определяет успех всей мастерской.
Мотивирует участников мастерской на активную деятельность
Подобрать как можно больше индукторов:
-
Загадочно звучащее слово
-
Стихотворение
-
Неизвестное понятие, термин
-
Изображение незнакомого предмета, картины, события
-
Непривычный шум, звук, муз. отрывок
-
Запах, цвет
-
Графический знак
-
Загадка
-
Необычное задание
Осознают проблему. Проявляют интерес, чувства, эмоции
2
Самоконструкция
Переход от чувств, эмоций к реальным действиям
Не мешать ученику в самопроявлении.
Фиксирует высказанные мысли на доске, плакате, в тетради.
Не выделяет правильные или неправильные суждения
Пытаются самостоятельно ответить на вопрос, опираясь на жизненный опыт, знания, умения
3
Социоконструкция
Парная работа. Каждый может выбрать себе пару сам.
Взаимообогащение субъективного опыта партнёров
Мастер может стать напарником любого.
Фиксирует идеи, гипотезы
Сопоставляют свои знания с опытом товарища, корректируют их
4
Социолизация
Рассмотрение гипотез, проектов, идей в малых группах, сформированных по желанию (не более 5 человек)
Следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения участников группы.
Поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи
Обсуждают проблему; осуществляют интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем; оформляют общий проект, разрабатывают модель; корректируют гипотезу.
5
Афиширование
Признание полученных результатов.
Формирование творческого коллективного опыта
Организует презентацию различных точек зрения на проблему
Осуществляют презентацию в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов
6
Разрыв
Возникновение у ученика внутреннего противоречия, эмоц. конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями
Помогает сопоставить результаты открытий с системой научных знаний, анализировать, выдвигать новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем
Осознают разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации
7
Рефлексия
Оценка состояния эмоциональной сферы ученика
Создаёт условия для вербального оформления переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребёнка.
Корректирует свою дальнейшую работу
Каждый рассказывает о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым
Педагогическая мастерская обеспечивает:
-
Введение ребёнка в процесс познания
-
Самостоятельный поиск ребёнком новых знаний (исключает прямую передачу информации в готовом виде)
-
Формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни
-
Интеллектуальное и творческое развитие учеников
-
Самопроявление и самореализацию ребёнка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы
-
Формирование у ребёнка системы новых ЗУН за счёт самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.
3