Выступление на семинаре Технология Педагогическая мастерская

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология «Педагогические мастерские»


Выступление на семинаре подготовила Шленкина Людмила Петровна


Понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества.

Мастерская - место, где создаётся что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.

Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами.

Принципы построения мастерской отличаются от принятых в традиционной педагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики.

Важнейшие принципы - «Я ищу - значит, я обучаюсь, я ищу - значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» - определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской. Поиск должен быть творческими проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом. Педагог ведёт ученика от незнания к знанию, вместе с учеником совершает открытия.

Главное действующее лицо мастерской - ребёнок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции.

Цель мастера - обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребёнком в рамках мастерской.

Задачи педагога-мастера:

  • Подарить ученику радость открытия

  • Включить ребёнка в процесс индивидуальной познавательной творческой деятельности

  • Помочь ребёнку совершить открытие, создать новое, самостоятельно получить знания.

Основные отличия технологии:

  • Проблема не определяется самим педагогом (в отличие от проблемного обучения)

  • Педагог создаёт условия для того, чтобы ученики сами увидели и осознали проблему

  • Дети сами ставят необходимые для разрешения проблемы вопросы и пытаются найти на них ответы.

Виды педагогических мастерских:

  • Предметные мастерские

  • Творческие мастерские (Г. А. Мейчик)

  • Мастерские ценностных ориентаций (Е. О. Галицких)

Характеристика деятельности в мастерской


Ученик

Педагог

  • Проявляет индивидуальный стиль исследования, творческой деятельности

  • Строит свой путь к знаниям

  • Отсылает за консультацией к первоисточникам: книгам, статьям, словарям, энциклопедиям

  • Консультирует (редко)

  • Помогает в организации учебной работы и осмыслении способов деятельности


Необходимыми условиями являются:

  • Создание особой атмосферы: открытости, доброжелательности, взаимопомощи, сотрудничества, сотворчества

  • Включение эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам

  • Пробуждение личной заинтересованности в открытии

  • Исключение официальной оценки работы ученика (мастер не хвалит, не ругает, не выставляет отметки в журнал)

  • Доминирует самооценка, самокоррекция.

Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов.

Этапы

Особенность

Роль мастера

Деятельность учащихся

1

Индукция (наведение)

Базовый, определяет успех всей мастерской.

Мотивирует участников мастерской на активную деятельность

Подобрать как можно больше индукторов:

  • Загадочно звучащее слово

  • Стихотворение

  • Неизвестное понятие, термин

  • Изображение незнакомого предмета, картины, события

  • Непривычный шум, звук, муз. отрывок

  • Запах, цвет

  • Графический знак

  • Загадка

  • Необычное задание

Осознают проблему. Проявляют интерес, чувства, эмоции

2

Самоконструкция

Переход от чувств, эмоций к реальным действиям

Не мешать ученику в самопроявлении.

Фиксирует высказанные мысли на доске, плакате, в тетради.

Не выделяет правильные или неправильные суждения

Пытаются самостоятельно ответить на вопрос, опираясь на жизненный опыт, знания, умения

3

Социоконструкция

Парная работа. Каждый может выбрать себе пару сам.

Взаимообогащение субъективного опыта партнёров

Мастер может стать напарником любого.

Фиксирует идеи, гипотезы

Сопоставляют свои знания с опытом товарища, корректируют их

4

Социолизация

Рассмотрение гипотез, проектов, идей в малых группах, сформированных по желанию (не более 5 человек)

Следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения участников группы.

Поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи

Обсуждают проблему; осуществляют интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем; оформляют общий проект, разрабатывают модель; корректируют гипотезу.

5

Афиширование

Признание полученных результатов.

Формирование творческого коллективного опыта

Организует презентацию различных точек зрения на проблему

Осуществляют презентацию в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов

6

Разрыв

Возникновение у ученика внутреннего противоречия, эмоц. конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями

Помогает сопоставить результаты открытий с системой научных знаний, анализировать, выдвигать новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем

Осознают разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации

7

Рефлексия

Оценка состояния эмоциональной сферы ученика

Создаёт условия для вербального оформления переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребёнка.

Корректирует свою дальнейшую работу

Каждый рассказывает о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым

Педагогическая мастерская обеспечивает:

  • Введение ребёнка в процесс познания

  • Самостоятельный поиск ребёнком новых знаний (исключает прямую передачу информации в готовом виде)

  • Формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни

  • Интеллектуальное и творческое развитие учеников

  • Самопроявление и самореализацию ребёнка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы

  • Формирование у ребёнка системы новых ЗУН за счёт самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.

3


© 2010-2022