Свойства металлов. Урок 6 класс

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сейтенанов Хайридин Кашибович

Учитель технологии

МОУ «Новокрымская школа»

Класс 6

Тема: Свойства металлов

Цель урока:

- изучить свойства металлов.

Задачи урока:

образовательная:

- активизировать знания учащихся по теме «Металлы. Сплавы»;

- познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов;

развивающая:

способствовать:

- развитию наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, делать выводы;

- развитию технического мышления воображения, творческих и коммуникативных способностей;

воспитательная:

способствовать:

- развитию у учащихся таких качеств как: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность и бережливость;

- воспитанию у учащихся культуры трудовых отношений и формирование общей технологической культуры.

Тип урока: комбинированный, с использованием исследовательской технологии.

Методы и формы обучения: наблюдения, исследовательская работа, эвристическая беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, устный опрос, беседа, рассказ, работа с кластером, демонстрация презентации, взаимопроверка, лабораторная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, карточки с заданиями (приложения 1-3), образцы металла (латуни, меди, стали), кернеры, пружины, грузы, проволока.

Продолжительность урока: 90 мин.

План урока:

1. Организационно-подготовительная часть - 3 мин.

2. Постановка цели, повторение пройденного материала - 7 мин.

3. Сообщение нового материала, физкультминутка - 23 мин.

4. Закрепление нового материала - 12 мин.

5. Лабораторно-практическая работа - 35 мин.

5. Подведение итогов урока - 10 мин.

Ход урока:

1. Организационно-подготовительная часть:

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Активизация знаний по теме «Металлы и сплавы».

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на предметы на ваших столах, что у них общего? Из чего они сделаны?

Предполагаемые ответы учащихся: Образцы металла, кернеры, пружины, грузы, проволока.

Учитель: Как вы определили, что это металл? Что такое металл? Что такое сплав?

Ответы учащихся. (Слайды 2-3)

Учитель: Какие виды цветных металлов вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: Алюминий, медь и сплавы - латунь, бронза, дюралюминий.

Учитель: Какие виды чёрных металлов вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: Железо и сплавы на его основе - сталь и чугун.

Учитель: В чём разница между сталью и чугуном? По каким признакам мы можем различить сталь и чугун?

Ответы учащихся.

Учитель: Возьмём пластины № 1 и № 2. Попробуем их согнуть. Пластина № 1 сгибается - сталь. Пластина № 2 - чугун - нет. Какой вывод мы можем сделать?

Предполагаемые ответы учащихся: Сталь более пластична, чем чугун.

Учитель: Как мы это определили?

Предполагаемые ответы учащихся: Провели опыт, на практике.

Учитель: Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока.

Предполагаемые ответы учащихся: Тема - «Свойства чёрных и цветных металлов». Цель - изучить свойства металлов в ходе исследовательской деятельности. (Слайды 4-5)

3. Сообщение нового материала.

Механические свойства металлов

Учитель: Каждый металл и сплав обладает определёнными механическими и технологическими свойствами. Проведём практическую работу и исследуем механические свойства металлов. Заполним кластер по ходу выполнения работы. (Слайд 6) (Приложение 1)

Учитель: Повесьте на данные металлические подвески нашу полку. Подвески не разрушаются от его веса. Почему?

Предполагаемые ответы учащихся: Значит они обладают достаточной прочностью. (Слайд 7)

Учитель: Сделайте в стальной и медной пластине лунки с помощью кернера, ударив по нему молотком с одинаковым усилием. В какой пластине глубина лунки будет больше? О чём это свидетельствует?

Предполагаемые ответы учащихся: Глубина лунки будет больше в медной пластине, т.к. твёрдость стали больше. (Слайд 8)

Учитель: Прикрепите к металлической пружине небольшой груз, а затем снимите его. Что произойдет с пружиной?

Предполагаемые ответы учащихся: Она растянется, а после снятия примет первоначальную форму.

Учитель: О каком свойстве металла идёт речь?

Предполагаемые ответы учащихся: Об упругости. (Слайд 9)

Учитель: Возьмите металлическую проволоку и согните её. О каком свойстве идет речь? Предполагаемые ответы учащихся: О пластичности. (Слайд 10)

Физкультминутка

Учитель: Прежде чем мы с вами перейдём к изучению технологических свойств, выполним физкультминутку.

Технологические свойства металлов

Учитель: Итак, рассмотрим технологические свойства металлов. Посмотрите на определение свойства металла и догадайтесь о чём идёт речь. (На слайдах ученики видят определение и кубики с буквами, из которых они должны сложить слово)

Учитель: Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. (Слайд 11)Предполагаемые ответы учащихся: Ковкость. (Слайд 12)

Учитель: Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму. (Слайд 13)

Предполагаемые ответы учащихся: Жидкотекучесть. (Слайд 14)

Учитель: Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами. (Слайд 15)

Предполагаемые ответы учащихся: Обрабатываемость резаньем. (Слайд 16)

Учитель: Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии. (Слайд 17)

Предполагаемые ответы учащихся: Свариваемость. (Слайд 18)

Учитель: Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь. (Слайд 19)

Предполагаемые ответы учащихся: Коррозионная стойкость. (Слайд 20)

Учитель: Проверим ваши кластеры. (Слайд 21)

4. Закрепление нового материала.

Учитель: Посмотрим насколько хорошо вы запомнили свойства металлов. Выполним следующие задания.

  1. Какие механические свойства металла иллюстрируют данные картинки? (Слайды 22-23)

  2. Какие технологические свойства металла иллюстрируют данные картинки? (Слайды 24-25)

  3. Сопоставьте механические свойства металла и его определение. (Слайды 26) (Приложение 2)

  4. Сопоставьте технологические свойства металла и его определение. (Слайды 27) (Приложение 3)

  5. Работа в парах. Найдите ошибки в определениях сплавов. (Слайды 28-29)

5. Лабораторно-практическая работа

Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторно-практическую работу, чтобы сравнить технологические и механические свойства различных металлов и сплавов. Задание для лабораторной работы вы найдёте в учебнике на страницах 103-104. Полученные результаты и выводы запишите в тетрадь. (Приложение 4) (Слайд 30)

(После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями, обсуждают получившийся результат, проверяют и оценивают работу друг друга).

6. Подведение итогов урока

Учитель: Для чего нам нужно знать свойства металлов и сплавов?

Предполагаемые ответы учащихся: Для того чтобы правильно подбирать материал для изготовления изделия в зависимости от его назначения.

Учитель: Ваше домашнее задание повторение пройденный на уроке материала.

(Запись домашнего задания. Уборка рабочих мест.)

Список источников


  1. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. 6 кл. - М.: Вентана -Граф

  2. Основные свойства металлов и сплавов electrowelder.ru/index.php/gazosvarschik/89-main-characteristic-metal-and-alloy.html

  3. Свойства металлов и сплавов znaytovar.ru/s/Svojstva-metallov-i-splavov.html

Приложение 1Свойства металлов. Урок 6 класс.





Приложение 2Свойства металлов. Урок 6 класс.





Приложение 3Свойства металлов. Урок 6 класс.

Приложение 4

Лабораторно-практическая работа

«Сравнение свойств различных металлов и сплавов»


  1. Рассмотрите образцы металлов и сплавов, определите их цвет.

  2. Положите справа от себя образцы из чёрных металлов и сплавов, а слева - из цветных. Определите вид металлов, из которых сделаны образцы.

  3. Проделайте опыт: растяните и отпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод об упругости стали и меди.

  4. Положите на плиту для рубки метала образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесь расплющить их молотком. Сделайте вывод о ковкости стали и алюминия.

  5. Закрепите в тисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости стали и латуни.

5


© 2010-2022