Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок

Дерево – один из самых популярных поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами. Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По способам и видам применения древесина не имеет себе равных.       Выпиливание – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, доступность материала для обработки, наличие инструмента и приспособлений позволяет учащимся всех возрастов заниматься выпиливанием.  
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по дополнительному образованию

кружка

«Сделай сам»

(техническое моделирование, работа с материалами из древесин)

Пояснительная записка

Дерево - один из самых популярных поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами.

Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По способам и видам применения древесина не имеет себе равных.

Выпиливание - один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, доступность материала для обработки, наличие инструмента и приспособлений позволяет учащимся всех возрастов заниматься выпиливанием.

Художественное выпиливание - это сочетание искусства с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять, на воспитание чувства красоты и способность видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни, на желание трудится, приобщаясь к культуре, рационально используя свободное время.

Красота и законченность форм, простота и быстрота изготовления изделий - вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к обработке древесины.

Настоящая программа составлена в соответствии с новой программой по трудовому обучению, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике, к конструированию различных технических устройств, к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий.

Программа делает акцент на предоставление обучаемым свободы выбора и самостоятельность в большей или меньшей сфере его трудовой деятельности.

Учебно-воспитательный процесс состоит из двух видов деятельности:

а) теоретические знания

б) практическая работа (до 90% времени).

Занятия проводятся в школьной мастерской. Программа рассчитана на детей школьного возраста (7-12 лет). Срок реализации 2 года. При обучении используется режим групповых занятий (7и 10 учащихся). Занятие проводится 1 раз в неделю.

Цель данной программы:

1. Развитие творческих способностей школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Совершенствование трудовых умений и навыков.

3. Формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручным инструментом:

4. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

5. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека.

Задачи данной программы:

1. Расширение политехнического кругозора;

2. Опираясь на школьную программу, введение технического моделирования;

3. Правильное употребление технических терминов и использование их в работе;

4. Создание условий для проявления самостоятельности и творчества при изготовлении изделия, поощрение высказывания оригинальных идей;

5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость;

6. Прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

7. Воспитание культуры труда и эстетическое просвещение.



Учебно-тематический план 1год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические

1

Вводное занятие.

1

1


2

Художественное моделирование (выпиливание).

18

2

16

3

Художественная обработка древесины.

5

1

4

4

Комбинации древесных материалов.

3

0,5

2,5

5

Начальное моделирование.

4

1

3

6

Азбука геометрической резьбы.

2

0,5

1,5

7

Выставки, беседы.

1

1


8

Заключительное занятие.

1

1



Итого:

35

8

27

Содержание программы:

1. Вводное занятие. Организационный момент. Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Правила внутреннего распорядка. Демонстрация изделий ранее выполненных в этом объединении.

2. Художественное выпиливание. Чертёжные инструменты. Виды и приёмы выполнения разметки. Общее понятие о производстве пиломатериалов. Изготовление фанеры. Свойства бумаги, картона, древесины. Основные ручные инструменты для работы в объединении. Назначение и устройство лобзика и приспособлений, применяющихся при выпиливании лобзиком. Виды клея и технология изготовления соединений на клею. Технология обработки поверхностей масляными лаками. Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием.

3. Художественная обработка древесины. Художественная обработка древесины. Рациональная разметка древесины. Приёмы пиления. Правила безопасности труда. Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров готового изделия. Водные красители.

4. Комбинация древесных материалов. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты, древесные пластики. Вторичное использование отходов. Виды и способы соединений.

5. Начальное моделирование. Общее представление о процессе создания машин /этапы/. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Понятие о геометрических фигурах. Понятие о развёрстках, выкройках.

6.Азбука геометрической резьбы. Простейшие геометрические фигуры - основа геометрической резьбы. Основные элементы геометрической резьбы: треугольник, цепочка, квадраты, звездочки, лесенка, ромбы.

7. Выставки и беседы. Праздник первых своих изделий. Выставки тематические и плановые. Игры и соревнования на знание терминов, приёмов работы. Беседы и устные журналы по тематике народных промыслов, по истории родного края, по культуре труда и поведения.

8. Заключительное занятие. Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.


К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:


  • виды пород древесины и их свойства;

  • способы соединения деталей;

  • назначение отделки и приёмы работы.

  • свойства фанеры и её разновидности;

  • первичные чертёжные инструменты;

  • правила безопасной работы с ручным инструментом.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • работать с ручными инструментами;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • обрабатывать изделия красками и лаками,

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов и через копировальную бумагу.




Календарно - тематическое планирование.


неделя

Теория

Практика

1


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и поведения в мастерской.

-

2


Выпиливание. Способы разметки. Бумага, картон.

Пробное выпиливание.

3


Выпиливание. Устройство лобзика.

Разметка.

Разметка деталей ракеты.

4


Выпиливание. Первичная обработка деталей из фанеры.

Первичная обработка. Работа напильником.

5


Изготовление деталей изделия. Предварительная сборка отдельных элементов.

Выпиливание

6


Соединение деталей на клею. Правила аккуратной работы.

Работа с клеем.

7


Разметочный инструмент и приспособления (шаблоны)

Разметка деталей изделия.

«катапульта»

8


Катапульта. Немного истории.

Разметка деталей изделия.

«катапульта» на фанере.

9


Выпиливание отдельных деталей изделия.

Работа лобзиком.

10


Выпиливание. Первичная обработка деталей из фанеры.

Первичная обработка. Работа лобзиком и напильником.

11


Склеивание отдельных деталей в узлы изделия.

Работа с клеем.

12


Рубанок. Как работают рубанком?

Пробная работа рубанком.

13


Рейки. Их размеры. Измерительный инструмент.

Изготовление реечных деталей. Строгание.

14


Соединение реек на гвоздях.

Работа молотком и круглогубцами.

15


Выпиливание деталей изделия. Самоконтроль по шаблону.

Изготовление деталей изделия.

16


Художественное выпиливание. Ошибки, приводящие к браку в работе.

Изготовление деталей изделия. Работа лобзиком.

17


Выпиливание отдельных деталей изделия.

Работа лобзиком. Работа напильником.

18


Сборка изделия.

Склеивание деталей изделия.

19


Окончательная отделка изделия.

Работа с красками и лаком.

20


Художественная обработка древесины.

Способы художественной обработки древесины.

21


Выжигание на древесине.

Устройство электрического выжигателя.

22


Обработка древесины лаком.

Обработка древесины лаком.

23


Роспись декоративных изделий из древесины.

Приемы росписи по древесине.

24


Роспись декоративных изделий из древесины.

Приемы росписи по древесине.

25


Комбинация древесных материалов

Комбинация древесных материалов

26


Изделия из различных древесных материалов.

Изделия из различных древесных материалов.

27


Разные способы соединения деталей из комбинированных древесных материалов.

Разные способы соединения деталей из комбинированных древесных материалов.

28


Начальное техническое моделирование.

Составление эскиза изделия.

Изготовление шаблонов из картона.

29


Выпиливание наружное и внутреннее.

Понятие технологической карты, процесс и этапы моделирования.

30


Сборочные операции.

Сборочные операции

31


Выпиливание деталей изделия. Отделка деталей изделия.

Выпиливание. Контроль. Предварительная сборка (подгонка деталей изделия).

32


Геометрическая резьба.

Нанесение рисунка на изделие.

33


Азбука геометрической резьбы

Приемы геометрической резьбы

34


Выставка.

Оформление экспозиции.

Работа по оформлению выставки.

35


Заключительное занятие.

Подведение итогов занятия за год.

Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными или творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу - изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.




ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для руководителя объединения

1. Абросимова А.А. и др. «Художественная резьба по дереву» Учебное.Пособие. - Москва Высшая школа. 1984.

2. Афанасьев А.Ф. «Резьба по дереву». - Москва Культура и традиции, Легпромбытиздат 1997.

3. Барадулин В.А. «Художественная обработка дерева». - Москва Культура, 1986.

5. Журавлёва А.П. «Начальное техническое моделирование». - Москва «Просвещение» 1982.

6. Скильский Д.М. «Техника выполнения резьбы и инкрустация». - Школа и производство, 1973, №3.

7. «Техническое творчество учащихся» Программы для внешкольных и общеобразовательных школ. - Москва «Просвещение» 1988.

8. Э.В.Рихвк «Мастерим из древесины» - Москва «Просвещение» !988

9. И.П.Арефьев «Занимательные уроки технологии» Москва «Школьная пресса» 2004.


Литература для детей

1. Журналы: "Техника-молодёжи", "Моделист-конструктор", "Сделай Сам", "Левша",

"Горизонты техники".

2. Энциклопедический словарь юного техника. (Всеобщая история) /Сост. Елманова Н.С., Савичёва Е.М. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Папки с технологией изготовления и образцы изделий.

1. "Спичечница декоративная" - 9-12 лет;

2. "Динамическая игрушка" - 11-12 лет;

3. "Шкатулка" - 11-13 лет;

4. "Сухарница" - 11-12 лет;

5. "Полочки" - 11-12 лет;

6. "Лампа настольная" - 11-12 лет;

7. "Декоративная тарелка" - 11-12 лет;

8. "Бра" - 11-12 лет;

9. "Плафоны" - 12 лет;

10. "Дидактический, игровой материал для малышей" - 10-12 лет;

11. "Доска разделочная" - 8-11 лет;

12. "Подсвечники" - 8-11 лет;

13. "Рельефное выпиливание" - 9-10 лет;

14. "Шкатулка" - 10-12 лет;

15. "Ваза" - 11 лет;

16. "Накинь кольца" - 7-8 лет;

17. "Петушок" - 8-10 лет;

18. "Кузнечик" - 8-10 лет;

19. "Панно-картинка" - 13-16 лет;

20. "Подставка для фруктов" - 10-12 лет;

На стенах мастерской расположены стенды, знакомящие учащихся с породами древесины, устройством инструментов и приспособлений, способами соединения деталей из древесины; с инструкциями по технике безопасности при работе, как, в общем, с различными инструментами, так и с определённым видом работ, правилами поведения в мастерской.

© 2010-2022