- Преподавателю
- Технология
- Исследовательский проект по технологии Влияние музыки и декоративного искусства (рукоделия) на эмоциональное состояние человека
Исследовательский проект по технологии Влияние музыки и декоративного искусства (рукоделия) на эмоциональное состояние человека
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куликова А.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Исследовательский проект
Тема: «Влияние музыки и декоративного искусства (рукоделия) на эмоциональное состояние человека»
Выполнили: учащиеся 8 «Б» класса
МБОУ «СОШ№19» г. Энгельса
Руководитель: учитель технологии
Куликова Антонина Викторовна
Г. Энгельс
2015-2016 уч. год
Содержание
1. Введение__________________________________________________________ 3
2.Основное содержание________________________________________________ 4
3.Наши исследования__________________________________________________ 7
4.Заключение________________________________________________________ 9
5.Источники информации_______________________________________________ 9
I.Введение
Как сохранить в это нелегкое время чистые детские души, чтобы не разучились дети радоваться солнышку, видеть во взрослых любовь, доброту и заботу? Как научить их быть смелыми, сильными духом, справедливыми, чтобы росли они добрыми тружениками на земле-матушке себе на радость, другим на погляденье? Ответы на эти вопросы можно найти припадая к многочисленным родникам народного искусства.
Народное искусство - это бесценное наследство является неисчерпаемой копилкой народной мудрости бытия, нравственных устоев, духовного богатства и ненаглядной красоты.
Оно окружает нас повседневно, повсюду и везде: в труде и в быту, учит нас восхищаться красотой человеческой души и величием природы, открывает нам неведомые стороны богатейшего мира творчества, а главное приносит радость и здоровье, будь это декоративное или изобразительное искусство, музыка. Чем больше будет в мире ценителей прекрасного, тем прекраснее будет этот мир.
Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в организации свободного времени человека. Оно обогащает творческие стремления преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, раскрепощение, умение наблюдать.
Мы с девочками нашего класса задумались над этим и решили создать план-проект по которому стали проводить разные виды исследований. Исследование проводим по плану:
1. Найти проблему - что надо изучать.
2. Тема - как это назвать.
3. Актуальность - почему эту тему нужно изучать.
4. Цель исследования - какой результат предполагается изучить.
5. Гипотеза - что не очевидно в объекте.
6. Задачи исследования - что делать - теоретически и экспериментально.
7. Литературный обзор.
8. Методика исследования - как и что исследовали.
9. Результаты исследования - собственные данные.
10. Выводы - краткие ответы на поставленные задачи.
Практическая значимость проекта
Мы выбрала эту тему, потому что нам нравится вышивать и некоторые работы, вышитые своими руками, мы дарим своим близким, а так же, пенсионерам, к которым мы ходим с концертами и поздравлениями в Дом -интернат для инвалидов и престарелых. В свои работы мы вкладываем частицу души. Во время работы над вышивкой мы общаемся, часто поем песни и слушаем музыку.
II. Основное содержание
Цель проекта:
1. Выяснить, как декоративное искусство (рукоделие) влияет на развитие человека;
2. Влияние музыки на работоспособность, психику человека, на его настроение, а так же, способствует ли она каким-нибудь образом достижению человеком жизненных успехов.
Задача проекта:
1. Узнать о роли декоративного искусства в жизни людей.
2. Выяснить о влиянии музыки на организм человека в современное время.
3. Провести исследование среди учащихся и учителей:
-
«Занимаются ли учащиеся и учителя каким-нибудь видом рукоделия?
-
«Слушают ли музыку во время проведения домашней работы?
Вид проекта: исследовательский, групповой.
Гипотеза исследования: если человек увлекается рукоделием, то улучшается его эмоциональное состояние.
Методы исследования:
-
сбор информации из научной литературы
-
поиск информации в сети Интернет
При помощи учащихся нашего класса выяснили:
1. Как декоративное искусство (рукоделие) влияет на развитие человека?
Декоративное искусство играет особую роль в жизни людей, оно прочно связано с жизнью и бытом человека:
-
Украшение жилища,
-
Домашней утвари,
-
Изготовление одежды и украшение ее и др.
Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала.
Из истории
Еще во 2 веке до нашей эры в Китае было известно о влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположены множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, а так же изготавливая сами, люди приобретают новые знания о жизни, о труде, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.
2. Влияние музыки на работоспособность человека
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях, выделяли 3 направления влияния музыки на человека:
1. На духовную сущность человека.
2. На интеллект.
3. На физическое тело.
-
Платон считал музыку главным средством воспитания гармоничной личности.
-
Аристотель утверждал что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души.
-
Врачеватель древности Авиценна лечил запахами и смехом.
Помогает ли музыка человеку сконцентрироваться? И да и нет! Вообще чтобы человеку на чем-то сконцентрироваться слушать музыку необязательно, ведь для лучей концентрации хорошо подходит полная тишина. И это касается большинства из нас. Однако некоторым людям в процессе работы, для обдумывания и принятия важных решений необходим какой-нибудь фон. Им звуки музыки помогают не только сосредоточиться, но и повысить умственную работоспособность.
И наоборот, воздействие музыки на человека, настраивающегося на работу, а не слушающего ее непосредственно во время работы, в большинстве случаев положительное. И лишь немногие, не придают ни какого значения музыке, как чему-то вдохновляющему.
3. Как музыка влияет на настроение человека?
1. Музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, она способна создать и поддержать нужное настроение, помогает расслабиться (не удивительно, что после работы некоторые люди, первым делом переступая порог собственного дома, включают любимые композиции), а может наоборот зарядить энергией.
2. Музыка нам строить и жить помогает, свидетельствуют результаты опроса проведенного среди специалистов, а также менеджеров среднего и высшего звена.
Обратите внимание на инфографику, 71% участников заявили, что ощущают положительное воздействие музыки на их продуктивность и производительность труда.
3.В 2013 году, ученые из Великобритании выяснили, что спортсменам во время тренировок прослушивание музыки помогает увеличить результативность на 20 %. Получается, что влияние музыки на психику человека подобно допингу, применяемому некоторыми спортсменами. Вот только в отличии от запрещенных веществ музыка не нанесет вред здоровью и не проявится в антидопинговых тестах.
В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал. Об этом говорят исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств.
Социологический опрос показал, что подростки предпочитают рок, рэп, попсу, и диско-ритмы. Это безграмотно, и снижает работоспособность, отражается на умственной деятельности организма, что приводит к снижению результатов учёбы и к различным заболеваниям.
III. Наши исследования
На втором этапе работы над темой мы провели опрос учащихся нашей школы, в котором попросили ответить на вопросы:
-
Занимаетесь ли Вы каким-нибудь видом рукоделия?
-
Хотели бы Вы научиться вышивать?
-
Какую музыку Вы любите слушать:
- народную;
- классическую;
- поп-музыку;
- рок- музыку;
- рэп-музыку.
4. Нравится ли Вам слушать музыку во время занятия рукоделием?
Во время исследования было опрошено 50 человек (40 учащихся 8-9-х классов и 10 учителей). Ответы помогли определить, что рукоделием занимаются большее число учащихся, чем учителей, потому, что их учат этому в школе на уроках технологии, да и подарки, изготовленные своими руками им приятнее дарить.
А музыка, если смотреть на опрос, влияет на учащихся и учителей, в основном, положительно. Конечно, если слушают ее не во время урока и если она не мешает работать.
Вывод:
Наша гипотеза подтвердилась.
По результатам изученного материала и наблюдений по рукоделию, мы выяснили, что:
-
Декоративное искусство (рукоделие) влияет на эмоциональное состояние человека;
-
правильно организованные и строго дозированные время занятия рукоделием способствуют восстановлению и укреплению здоровья;
-
в результате занятия рукоделием, общения друг с другом и прослушивания во время работы музыки или пения песен испытывали радость;
-
ученики получают чувство удовлетворения от своего труда;
Полученные знания во время занятий пригодятся в жизни: оформленные вышивкой картин, салфеток, которые пригодятся в оформлении современного жилища и играют значительную роль в украшении быта.
1. Положительное влияние на состояние человека оказывает классическая музыка:
• улучшение памяти
• облегчение учебного труда
• улучшение работы организма.
2.Отрицательное влияние на человека - рок, рэп, диско-ритмы, попса:
• разрушается работа нервной системы
• плохое настроение
• раздражительность
• снижение памяти
• ухудшение результатов учебы, работы.
Ученые и рекомендуют:
слушать композиции своих народностей, - «Человек должен помнить о своих корнях».
Народное декоративное искусство и музыка оказывают положительное влияние на человека - они отлично успокаивают, как бы возвращая людей к их историческим корням.
Творческая деятельность в нашей школе разнообразна - это кружки хорового исполнения «Ручеек», танцевальные кружки, декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» и другие, которое ведут мастера-педагоги, они сознательно обращаются к лучшему опыту, накопленному поколениями, и создают на основе изучения достижений старых мастеров декоративные изделия, музыкальные композиции отвечающие современным эстетическим вкусам и общим стилистическим тенденциям нового искусства.
IV.Заключение
Занимаясь художественной творческой деятельностью, люди создают нечто новое, неповторимое и оригинальное, что вызывает эмоциональный подъем и положительные переживания, благодаря которым они становятся созидателями, следует оценивать и измерять не только конкретными внешними результатами. Важен результат положительного воздействия этой деятельности на самооценку человека, а музыка «…нам строить и жить помогает».
V. Источники информации
источник:constructorus.ru/zdorovie/vliyanie-muzyki-na-cheloveka.html
источник:sna-kantata.ru/vozdeystvie-muzyiki-na-organizm-cheloveka/
Приложение 2.
Таблица опроса
п/п
Вопросы
Учащиеся
(всего 40 чел.)
Учителя
(всего 10 чел.)
да
нет
да
нет
1.
Занимаетесь ли Вы каким-нибудь видом рукоделия?
30
10
8
2
2.
Хотели бы Вы научиться вышивать?
35
5
7
3
3.
Вы любите слушать музыку? (Какую?):
- народную;
- классическую;
- поп-музыку;
- рок- музыку;
- рэп-музыку.
40
20
20
40
35
35
-
20
20
0
5
5
10
10
10
8
2
2
-
0
0
2
8
8
4.
Нравится ли Вам слушать музыку во время занятия рукоделием?
30
10
8
2
Приложение 1.
Исследование