Программа элективный курс по технологии «Изготовление гипсовых чеканок»

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конкурс «Методический калейдоскоп»



Номинация «Лучшая программа внеурочной деятельности

художественно - эстетического направления»


Рабочая программа элективного курса по технологии

«Изготовление гипсовых чеканок»

7-8 класс




ФИО участника: Боченкова Елена Ивановна.

Контактные данные: +7 777 795 99 68

[email protected]


Учитель технологии высшей категории


КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата

Сарыкольского района» Костанайской области, п. Сарыколь.









Пояснительная записка

Данный элективный курс представляет художественную обработку гипса и декоративно - прикладное искусство. По направленности он носит межпредметный характер, так как он не только углубляет технологические знания и умения школьников в рамках образовательной области «Технология», но и реализует широкие содержательные связи с уроками изобразительного искусства, геометрии, черчения, биологии, мировой и художественной культуры. Несмотря на специфичность данного вида художественной обработки гипса - курс предназначен не только для мальчиков, но и для девочек.

Одним из видов художественной миниатюры, которая занимает свое достойное место в ансамбле декоративно-прикладного искусства, является декоративная роспись тарелок.

Тарелки, которые расписываются, могут быть из различного материала: фарфор, фаянс, керамика, стекло, пластмасса. Работы выполняются красками, которые потом не смываются с изделия. Писать можно темперными красками, масляными, акриловыми, которые потом закрепляются лаком. Есть специальные краски для керамики и стекла.

Есть из таких тарелок нельзя, но они являются красивыми предметами, и украшают интерьер помещения.

Кому и когда пришло в голову использовать декоративные тарелки в качестве украшения? Началось все с традиции награждать дорогими фарфоровыми тарелками, особо отличившихся перед государем подданных. А с конца 19 века появилась мода на коллекционирование. Более всего пользовались успехом столовые тарелки в бело-синей гамме, а также - самые редкие и старинные экземпляры.

Во второй половине 20 века известная фирма Лалик выпустила коллекцию тарелок, предназначенных исключительно для украшения, а совсем не для еды.

Цели курса:

•Познакомить учащихся с профессиями, связанными с деятельностью в области декоративно - прикладного искусства;

•Раскрыть перед учениками социальную роль декоративно - прикладного народного искусства;

•Помочь выявить склонности и способности к этому виду деятельности;

•Формировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками;

Задачи курса:

  • развить творческую фантазию, творческое воображение учащихся;

  • предоставить ученикам возможность реализовать свой интерес к знанию в области декоративно - прикладного искусства;

  • расширять и углублять знания, учащихся на основе меж предметных связей между такими образовательными областями как технология, изобразительное искусство, история;

  • формировать у учащихся желание и умение добывать нужный материал;

  • формировать умение самостоятельной разработки проектов в технике «Изготовление и оформление гипсовых тарелок».

Общая характеристика программы

Программа предусматривает овладение учащимися знаниями и умениями по изготовлению гипсовых чеканок в процессе практических работ. Формирует у учащихся эстетический вкус. Расширяет знания в области культуры и исторических сведений. Расширяет кругозор учеников. Приучает к трудолюбию и культуре работы. Способствует овладению новыми знаниями и умениями, которые помогут дальнейшему выбору будущей профессии.

Программа способствует развитию следующих компетенций:

  • Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)

  • Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, обще-учебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)

  • Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации)

  • Коммуникативная компетенция (навыки работы в парах, в коллективе)

  • Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение)

  • Ценностно-нравственная, духовная компетенция будущих поколений

Курс ориентирован на учащихся 7-8 классов коррекции и рассчитан на 17 часов, 1 час в две недели. Для того что бы учащиеся могли закрепить полученные знания в домашних условиях.

В курс включены как теоритические, так и практические вопросы напрямую связанные с темами программы по технологии и значительно их расширяют как в теоретическом, так и в практическом направлении. Основной формой организации учебной деятельности является классно - урочная работа. Занятия состоят из уроков с объяснением нового материала, лабораторно-практических занятий и защита творческих проектов.

Результаты изучения программы:

  • навык самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

  • знание и умение использовать термины;

  • знание и практическое применение правил техники безопасности труда, умение организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;

  • знание этапов изготовления и оформления чеканки;

  • знание названий и назначения различных материалов и инструментов;

  • знание законов композиции;

  • умение правильно набирать кистью краски и наносить кистью мазки по поверхности гипса;

  • умение самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу), контроль правильности выполнения работы;

  • навыки составления композиции (на плоскости);

  • развитие ценностных отношений школьника к культуре, к труду

  • совместное пользование материалами и инструментами;

  • добровольная помощь сверстникам, испытывающим трудность при выполнении задания;

  • благоустройство и поддержание чистоты в кабинете, уборка рабочего места;

  • использование красивой и правильной речи;

  • рациональное использование время занятия;

  • исследовательская деятельность;

  • работа в команде;

  • взаимодействие со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Оценивание учебных достижений учащихся.

Фамилия, имя обучающегося

Оценка


Умение организовывать свое рабочее место с соблюдением всех правил ТБ и СГО.

Умение работать по технологической карте используя все правила последовательности выполнения работы.

Передача цвето-тональных отношений и единства колористического решения.

Умение передавать фактуру и материальность различных предметов.

Стремление к цельности и законченности в работе, умение обобщать.











Календарно-тематический план



№п/п

Тема занятия

кол-во часов

дата

I

Гипс. Работа с гипсом.

7


Вводный инструктаж по работе с гипсом. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.

1


Что мы знаем о гипсе?

Как правильно подготовить форму и развести гипс.

2


Самостоятельная работа с гипсом. Изготовление формы для чеканки

2


Шлифовка формы при помощи наждачной бумаги.

Нанесение рисунка на гипсовую тарелку различными способами.

2


II

Работа над созданием рисунка.

11


1

Подбор цветовой гаммы, инструментов и принадлежностей.

1


2

Самостоятельная работа над эскизом рисунка чеканки.

Роспись маслеными, акриловыми красками или акварелью.

4


3

Работа над фоном. Отделка изделия лаком.

2


4

Изготовление и закрепление подвески на чеканке.

2


5

Защита творческой работы. Выставка изделий.

1



Всего:

17


Содержание программы

I Гипс. Работа с гипсом.

ТЕМА I: Вводный инструктаж по работе с гипсом. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. (1 час)

Задание: знакомство с правилами работы с гипсом, изучение правил ТБ.

Цель: Инструктаж по технике безопасности при работе с гипсом; воспитывать чувство ответственности; прививать навыки аккуратности в работе.

Задачи: Совершенствование знаний техники безопасности. Овладение теоретическими знаниями по работе с гипсом.

Материалы: Инструкции по ТБ.

ТЕМА II: Что мы знаем о гипсе? Как правильно подготовить форму и развести гипс. (2часа)

Познавательные сведения о гипсе. Приёмы и техника выполнения работы.

Задание: Изучить правила работы с гипсом и последовательностью выполнения работы.

Цель: Дать необходимые знания о гипсе. Познакомить с гипсовым материалом и правилами работы с ним. Овладение различными приёмами и техниками работы с гипсом.

Задачи: Овладение приемами работы с гипсом в определенной последовательности по технологической карте.

Материалы: технологические карты, гипс.

ТЕМА III: Самостоятельная работа с гипсом. Изготовление формы для чеканки. (2 часа)

Практическая самостоятельная работа над изготовлением формы для чеканки.

Задание: Изготовление формы для чеканки.

Цель: Развитие умения организации самостоятельной работы. Развивать творческие способности учащихся. Соблюдение культуры работы и соблюдения правил ТБ и санитарно-гигиенических требований.

Задачи: Овладение навыками замешивания гипсовой смеси и изготовления формы для чеканки. Развитие умения выбирать средства для решения задачи через использование творческих навыков и умений. Владение приемами организации рабочего места.

Материалы: Технологические карты; миска для замеса гипса; небольшой кусок

поролона; гипс строительный

ТЕМА IV: Шлифовка формы при помощи наждачной бумаги.

Нанесение рисунка на гипсовую тарелку различными способами. (2 часа)

Последовательные этапы работы над заготовкой для чеканки.

Задание: Отшлифовать заготовку для чеканки. Нанести рисунок на заготовку.

Цель: Развитие умения работы наждачной бумагой с учетом индивидуальных особенностей каждого изделия. Повышать культуру работы. Развивать эстетический вкус и пространственное видение рисунка на плоскости.

Задачи: Овладение навыками поэтапной работы над изделием. Развитие

навыков работы наждачной бумагой. Формирование навыков передачи

рисунка на плоскость.

Материалы: гипсовая заготовка; наждачная бумага; перчатки; простой карандаш 2М.

I I. Работа над созданием рисунка.

ТЕМА I: Подбор цветовой гаммы, инструментов и принадлежностей. (1 час)

Поэтапность выполнения эскиза рисунка. Влияние освещения и цвета, фона на моделировку формы гипсового предмета.

Задание: Работа над созданием эскиза рисунка чеканки.

Цель: развитие умения создавать эскиз , наносить рисунок на чеканку. Развивать эстетический вкус и чувство меры в цветовом колорите красок.

Усовершенствовать знания по переносу рисунка на плоскость.

Задачи: Развитие умения самостоятельно анализировать конструктивные особенности, понимания особенностей композиционного размещения и рисунка, плановости и перспективных сокращений. Развитие умений использовать приёмы достижения цветовой гармонии и целостности колорита.

Материалы: гипсовая заготовка, акриловые краски или акварель.

ТЕМА II: Самостоятельная работа над эскизом рисунка чеканки.

Роспись маслеными, акриловыми красками или акварелью. (4 часа)

Задание: Выполнение рисунка чеканки красками.

Цель: Закрепление знаний, учащихся в росписи чеканки. Развивать эстетический вкус и чувство меры в цветовом колорите красок.

Усовершенствовать знания по выполнению рисунка красками на плоскости.

Задачи: Развитие навыков передачи композиции рисунка. Владение приемами передачи глубины пространства большими цветотональными отношениями основных плоскостей, составляющих интерьер. Выделение центра композиции цветом и тоном.

Материалы: гипсовая заготовка, кисти, палитра, фланелевая ткань, акриловая краска или акварель.

ТЕМА III: Работа над фоном. Отделка изделия лаком. (2 часа)

Цветопередача выбранного эскиза, взаимовлияние белых и цветных поверхностей. Фактура гипса и других материалов в технике художественной росписи чеканки. Работа над оттенками контура и фона рисунка. Закрепление полученной цветовой гаммы при помощи лакировки изделия.

Задание: Завершающая работа над оформлением общего фона рисунка на чеканке. Отделка изделия лаком.

Цель: Определение цветовой гаммы фона для лучшего видения рисунка чеканки. Развитие чувства меры и общего колорита рисунка.

Задачи: Развитие умения анализировать конструкцию композиционного размещения. Изучение приемов цвето-тональной моделировки рисунка. Формирование навыков передачи целостности изображения.

Материалы: гипсовая заготовка, кисти, палитра, фланелевая ткань, акриловая краска или акварель.

ТЕМА IV: Изготовление и закрепление подвески на чеканке.

Задание: Работа над изготовлением и закреплением подвески на чеканке из подручного материала.

Цель: Развитие навыков самостоятельной работы и проявлением индивидуальных способностей ребенка. Соблюдение культуры работы и правил ТБ.

Задачи: Развитие навыков самостоятельного анализа конструкции подвески из подручного материала. Владение навыками ручного труда при изготовление металлической подвески.

Материалы: гипсовая заготовка, пластиковые бутылки, жестяные банки, ножницы, мастер-клей.

ТЕМА V: Защита творческой работы. Выставка изделий.

Последовательность выполнения всех академических задач в итоговой работе изготовления и оформления чеканки. Фольклорный характер, особенности колорита, своеобразие атрибутов тематического оформления рисунка.

Задание: Последовательно донести весь процесс работы по изготовлению и оформлению гипсовой чеканки. Продемонстрировать свою работу аудитории.

Цель: Определение уровня сформированности системы учебных достижений

обучающихся в соответствии с ожидаемыми конечными результатами по

изготовлению чеканки.

Задачи: Реализация способностей, обучающихся к самостоятельной практической работе на основе накопленных знаний и навыков: анализ композиционных и колористических особенностей итоговой постановки рисунка, цветового взаимодействия и целостности контрастного колорита. Отражение понимания обучающимися применения их компетенций для достижения поставленной творческой цели - раскрытия темы итоговой работы.

Материалы: гипсовая чеканка.


Организационно методический раздел

Распределение учебных часов по темам, указанное в тематическом плане, порядок изложения программного материала могут быть скорректированы педсоветом школы в зависимости от специфики школы, местного опыта, особенностей контингента обучающихся.

Материально-техническое обеспечение

Для эффективной реализации образовательной программы необходимо материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса:

  • кабинет площадью из расчета 6 кв. м на одного обучающегося, обязательно оснащенный водопроводом и подсобным помещением;

  • мебель: стулья и столы ученические, стол и стул для учителя, шкафы и стеллажи для хранения методических пособий, реквизита, работ обучающихся;

  • оборудование: классная доска (белая), стенды выставочные настенные, осветительные приборы, шторы или жалюзи;

  • технические средства обучения: компьютер, принтер, сканер, модем, магнитофон;

  • библиотека, оснащенная энциклопедиями, словарями, справочниками, методической, научно-популярной литературой, альбомами с репродукциями картин художников, периодическими изданиями по искусству;

посуда керамическая, стеклянная, металлическая, деревянная, фарфоровая; различные предметы быта; муляжи овощей и фруктов; гербарии растений; драпировки различные по цвету, тону и фактуре;

  • учебный гипс: наборы геометрических гипсовых фигур розетки - орнаменты гипсовые (геометрические, растительные, различные по величине и сложности );







Фотографии работ, учащихся 7-ых классов.

Программа элективный курс по технологии «Изготовление гипсовых чеканок»

Программа элективный курс по технологии «Изготовление гипсовых чеканок»

Программа элективный курс по технологии «Изготовление гипсовых чеканок»Программа элективный курс по технологии «Изготовление гипсовых чеканок»

Программа элективный курс по технологии «Изготовление гипсовых чеканок»

Программа элективный курс по технологии «Изготовление гипсовых чеканок»

Программа элективный курс по технологии «Изготовление гипсовых чеканок»

Программа элективный курс по технологии «Изготовление гипсовых чеканок»



Список литературы педагога:

1. Федотов Г. Я. - Чеканка, басма, насечка

2. А.В. Волженский, А.В. Ферронская «Гипсовые вяжущие и изделия». - Москва 1974 г.

3. Н.Н. Волков «Цвет в живописи», М. «Искусство» 1985г.

4. Хидеяки Чидзиива «Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций», / Пер. Бочкова И.А., М., «Астрель» 2007г.

Список литературы для обучающихся:

1. Ю.М. Бутт, М.М. Сычев, В.В. Тимашев «Химическая технология вяжущих материалов». - Москва ВШ 1980 г.

2. А.В. Волженский, А.В. Ферронская «Гипсовые вяжущие и изделия». - Москва 1974 г.

3. А.В. Волженский «Минеральные вяжущие вещества». - Москва 1986 г.

4. М.Я. Сапожников, Н.Е. Дроздов Справочник по оборудованию вводов строительных материалов. - Москва 1970 г.

Позновательные сайты:

u-polly.ru/master-klassy/rabota_s_gipsom/

womanadvice.ru/podelki-iz-gipsa-svoimi-rukami

nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/04/28/prezentatsiya-mini-masterskoy-po-izgotovleniyu-izdeliy

myshared.ru/slide/645567/

kollekcija.com/vazyi-iz-gipsa-svoimi-rukami-avtor-anna-yatsyuk/

boldproject.ru/view_lesson.php?id=117

webdiana.ru/dom-i-semya/rukodelie/2863-podelki-iz-gipsa-svoimi-rukami.html


© 2010-2022