- Преподавателю
- Технология
- Программа элективный курс по технологии «Изготовление гипсовых чеканок»
Программа элективный курс по технологии «Изготовление гипсовых чеканок»
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Боченкова Е.И. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конкурс «Методический калейдоскоп»
Номинация «Лучшая программа внеурочной деятельности
художественно - эстетического направления»
Рабочая программа элективного курса по технологии
«Изготовление гипсовых чеканок»
7-8 класс
ФИО участника: Боченкова Елена Ивановна.
Контактные данные: +7 777 795 99 68
Учитель технологии высшей категории
КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата
Сарыкольского района» Костанайской области, п. Сарыколь.
Пояснительная записка
Данный элективный курс представляет художественную обработку гипса и декоративно - прикладное искусство. По направленности он носит межпредметный характер, так как он не только углубляет технологические знания и умения школьников в рамках образовательной области «Технология», но и реализует широкие содержательные связи с уроками изобразительного искусства, геометрии, черчения, биологии, мировой и художественной культуры. Несмотря на специфичность данного вида художественной обработки гипса - курс предназначен не только для мальчиков, но и для девочек.
Одним из видов художественной миниатюры, которая занимает свое достойное место в ансамбле декоративно-прикладного искусства, является декоративная роспись тарелок.
Тарелки, которые расписываются, могут быть из различного материала: фарфор, фаянс, керамика, стекло, пластмасса. Работы выполняются красками, которые потом не смываются с изделия. Писать можно темперными красками, масляными, акриловыми, которые потом закрепляются лаком. Есть специальные краски для керамики и стекла.
Есть из таких тарелок нельзя, но они являются красивыми предметами, и украшают интерьер помещения.
Кому и когда пришло в голову использовать декоративные тарелки в качестве украшения? Началось все с традиции награждать дорогими фарфоровыми тарелками, особо отличившихся перед государем подданных. А с конца 19 века появилась мода на коллекционирование. Более всего пользовались успехом столовые тарелки в бело-синей гамме, а также - самые редкие и старинные экземпляры.
Во второй половине 20 века известная фирма Лалик выпустила коллекцию тарелок, предназначенных исключительно для украшения, а совсем не для еды.
Цели курса:
•Познакомить учащихся с профессиями, связанными с деятельностью в области декоративно - прикладного искусства;
•Раскрыть перед учениками социальную роль декоративно - прикладного народного искусства;
•Помочь выявить склонности и способности к этому виду деятельности;
•Формировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками;
Задачи курса:
-
развить творческую фантазию, творческое воображение учащихся;
-
предоставить ученикам возможность реализовать свой интерес к знанию в области декоративно - прикладного искусства;
-
расширять и углублять знания, учащихся на основе меж предметных связей между такими образовательными областями как технология, изобразительное искусство, история;
-
формировать у учащихся желание и умение добывать нужный материал;
-
формировать умение самостоятельной разработки проектов в технике «Изготовление и оформление гипсовых тарелок».
Общая характеристика программы
Программа предусматривает овладение учащимися знаниями и умениями по изготовлению гипсовых чеканок в процессе практических работ. Формирует у учащихся эстетический вкус. Расширяет знания в области культуры и исторических сведений. Расширяет кругозор учеников. Приучает к трудолюбию и культуре работы. Способствует овладению новыми знаниями и умениями, которые помогут дальнейшему выбору будущей профессии.
Программа способствует развитию следующих компетенций:
-
Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)
-
Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, обще-учебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)
-
Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации)
-
Коммуникативная компетенция (навыки работы в парах, в коллективе)
-
Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение)
-
Ценностно-нравственная, духовная компетенция будущих поколений
Курс ориентирован на учащихся 7-8 классов коррекции и рассчитан на 17 часов, 1 час в две недели. Для того что бы учащиеся могли закрепить полученные знания в домашних условиях.
В курс включены как теоритические, так и практические вопросы напрямую связанные с темами программы по технологии и значительно их расширяют как в теоретическом, так и в практическом направлении. Основной формой организации учебной деятельности является классно - урочная работа. Занятия состоят из уроков с объяснением нового материала, лабораторно-практических занятий и защита творческих проектов.
Результаты изучения программы:
-
навык самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
-
знание и умение использовать термины;
-
знание и практическое применение правил техники безопасности труда, умение организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;
-
знание этапов изготовления и оформления чеканки;
-
знание названий и назначения различных материалов и инструментов;
-
знание законов композиции;
-
умение правильно набирать кистью краски и наносить кистью мазки по поверхности гипса;
-
умение самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу), контроль правильности выполнения работы;
-
навыки составления композиции (на плоскости);
-
развитие ценностных отношений школьника к культуре, к труду
-
совместное пользование материалами и инструментами;
-
добровольная помощь сверстникам, испытывающим трудность при выполнении задания;
-
благоустройство и поддержание чистоты в кабинете, уборка рабочего места;
-
использование красивой и правильной речи;
-
рациональное использование время занятия;
-
исследовательская деятельность;
-
работа в команде;
-
взаимодействие со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Оценивание учебных достижений учащихся.
Фамилия, имя обучающегося
Оценка
Умение организовывать свое рабочее место с соблюдением всех правил ТБ и СГО.
Умение работать по технологической карте используя все правила последовательности выполнения работы.
Передача цвето-тональных отношений и единства колористического решения.
Умение передавать фактуру и материальность различных предметов.
Стремление к цельности и законченности в работе, умение обобщать.
Календарно-тематический план
№п/п
Тема занятия
кол-во часов
дата
I
Гипс. Работа с гипсом.
7
Вводный инструктаж по работе с гипсом. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
1
Что мы знаем о гипсе?
Как правильно подготовить форму и развести гипс.
2
Самостоятельная работа с гипсом. Изготовление формы для чеканки
2
Шлифовка формы при помощи наждачной бумаги.
Нанесение рисунка на гипсовую тарелку различными способами.
2
II
Работа над созданием рисунка.
11
1
Подбор цветовой гаммы, инструментов и принадлежностей.
1
2
Самостоятельная работа над эскизом рисунка чеканки.
Роспись маслеными, акриловыми красками или акварелью.
4
3
Работа над фоном. Отделка изделия лаком.
2
4
Изготовление и закрепление подвески на чеканке.
2
5
Защита творческой работы. Выставка изделий.
1
Всего:
17
Содержание программы
I Гипс. Работа с гипсом.
ТЕМА I: Вводный инструктаж по работе с гипсом. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. (1 час)
Задание: знакомство с правилами работы с гипсом, изучение правил ТБ.
Цель: Инструктаж по технике безопасности при работе с гипсом; воспитывать чувство ответственности; прививать навыки аккуратности в работе.
Задачи: Совершенствование знаний техники безопасности. Овладение теоретическими знаниями по работе с гипсом.
Материалы: Инструкции по ТБ.
ТЕМА II: Что мы знаем о гипсе? Как правильно подготовить форму и развести гипс. (2часа)
Познавательные сведения о гипсе. Приёмы и техника выполнения работы.
Задание: Изучить правила работы с гипсом и последовательностью выполнения работы.
Цель: Дать необходимые знания о гипсе. Познакомить с гипсовым материалом и правилами работы с ним. Овладение различными приёмами и техниками работы с гипсом.
Задачи: Овладение приемами работы с гипсом в определенной последовательности по технологической карте.
Материалы: технологические карты, гипс.
ТЕМА III: Самостоятельная работа с гипсом. Изготовление формы для чеканки. (2 часа)
Практическая самостоятельная работа над изготовлением формы для чеканки.
Задание: Изготовление формы для чеканки.
Цель: Развитие умения организации самостоятельной работы. Развивать творческие способности учащихся. Соблюдение культуры работы и соблюдения правил ТБ и санитарно-гигиенических требований.
Задачи: Овладение навыками замешивания гипсовой смеси и изготовления формы для чеканки. Развитие умения выбирать средства для решения задачи через использование творческих навыков и умений. Владение приемами организации рабочего места.
Материалы: Технологические карты; миска для замеса гипса; небольшой кусок
поролона; гипс строительный
ТЕМА IV: Шлифовка формы при помощи наждачной бумаги.
Нанесение рисунка на гипсовую тарелку различными способами. (2 часа)
Последовательные этапы работы над заготовкой для чеканки.
Задание: Отшлифовать заготовку для чеканки. Нанести рисунок на заготовку.
Цель: Развитие умения работы наждачной бумагой с учетом индивидуальных особенностей каждого изделия. Повышать культуру работы. Развивать эстетический вкус и пространственное видение рисунка на плоскости.
Задачи: Овладение навыками поэтапной работы над изделием. Развитие
навыков работы наждачной бумагой. Формирование навыков передачи
рисунка на плоскость.
Материалы: гипсовая заготовка; наждачная бумага; перчатки; простой карандаш 2М.
I I. Работа над созданием рисунка.
ТЕМА I: Подбор цветовой гаммы, инструментов и принадлежностей. (1 час)
Поэтапность выполнения эскиза рисунка. Влияние освещения и цвета, фона на моделировку формы гипсового предмета.
Задание: Работа над созданием эскиза рисунка чеканки.
Цель: развитие умения создавать эскиз , наносить рисунок на чеканку. Развивать эстетический вкус и чувство меры в цветовом колорите красок.
Усовершенствовать знания по переносу рисунка на плоскость.
Задачи: Развитие умения самостоятельно анализировать конструктивные особенности, понимания особенностей композиционного размещения и рисунка, плановости и перспективных сокращений. Развитие умений использовать приёмы достижения цветовой гармонии и целостности колорита.
Материалы: гипсовая заготовка, акриловые краски или акварель.
ТЕМА II: Самостоятельная работа над эскизом рисунка чеканки.
Роспись маслеными, акриловыми красками или акварелью. (4 часа)
Задание: Выполнение рисунка чеканки красками.
Цель: Закрепление знаний, учащихся в росписи чеканки. Развивать эстетический вкус и чувство меры в цветовом колорите красок.
Усовершенствовать знания по выполнению рисунка красками на плоскости.
Задачи: Развитие навыков передачи композиции рисунка. Владение приемами передачи глубины пространства большими цветотональными отношениями основных плоскостей, составляющих интерьер. Выделение центра композиции цветом и тоном.
Материалы: гипсовая заготовка, кисти, палитра, фланелевая ткань, акриловая краска или акварель.
ТЕМА III: Работа над фоном. Отделка изделия лаком. (2 часа)
Цветопередача выбранного эскиза, взаимовлияние белых и цветных поверхностей. Фактура гипса и других материалов в технике художественной росписи чеканки. Работа над оттенками контура и фона рисунка. Закрепление полученной цветовой гаммы при помощи лакировки изделия.
Задание: Завершающая работа над оформлением общего фона рисунка на чеканке. Отделка изделия лаком.
Цель: Определение цветовой гаммы фона для лучшего видения рисунка чеканки. Развитие чувства меры и общего колорита рисунка.
Задачи: Развитие умения анализировать конструкцию композиционного размещения. Изучение приемов цвето-тональной моделировки рисунка. Формирование навыков передачи целостности изображения.
Материалы: гипсовая заготовка, кисти, палитра, фланелевая ткань, акриловая краска или акварель.
ТЕМА IV: Изготовление и закрепление подвески на чеканке.
Задание: Работа над изготовлением и закреплением подвески на чеканке из подручного материала.
Цель: Развитие навыков самостоятельной работы и проявлением индивидуальных способностей ребенка. Соблюдение культуры работы и правил ТБ.
Задачи: Развитие навыков самостоятельного анализа конструкции подвески из подручного материала. Владение навыками ручного труда при изготовление металлической подвески.
Материалы: гипсовая заготовка, пластиковые бутылки, жестяные банки, ножницы, мастер-клей.
ТЕМА V: Защита творческой работы. Выставка изделий.
Последовательность выполнения всех академических задач в итоговой работе изготовления и оформления чеканки. Фольклорный характер, особенности колорита, своеобразие атрибутов тематического оформления рисунка.
Задание: Последовательно донести весь процесс работы по изготовлению и оформлению гипсовой чеканки. Продемонстрировать свою работу аудитории.
Цель: Определение уровня сформированности системы учебных достижений
обучающихся в соответствии с ожидаемыми конечными результатами по
изготовлению чеканки.
Задачи: Реализация способностей, обучающихся к самостоятельной практической работе на основе накопленных знаний и навыков: анализ композиционных и колористических особенностей итоговой постановки рисунка, цветового взаимодействия и целостности контрастного колорита. Отражение понимания обучающимися применения их компетенций для достижения поставленной творческой цели - раскрытия темы итоговой работы.
Материалы: гипсовая чеканка.
Организационно методический раздел
Распределение учебных часов по темам, указанное в тематическом плане, порядок изложения программного материала могут быть скорректированы педсоветом школы в зависимости от специфики школы, местного опыта, особенностей контингента обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
Для эффективной реализации образовательной программы необходимо материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса:
-
кабинет площадью из расчета 6 кв. м на одного обучающегося, обязательно оснащенный водопроводом и подсобным помещением;
-
мебель: стулья и столы ученические, стол и стул для учителя, шкафы и стеллажи для хранения методических пособий, реквизита, работ обучающихся;
-
оборудование: классная доска (белая), стенды выставочные настенные, осветительные приборы, шторы или жалюзи;
-
технические средства обучения: компьютер, принтер, сканер, модем, магнитофон;
-
библиотека, оснащенная энциклопедиями, словарями, справочниками, методической, научно-популярной литературой, альбомами с репродукциями картин художников, периодическими изданиями по искусству;
посуда керамическая, стеклянная, металлическая, деревянная, фарфоровая; различные предметы быта; муляжи овощей и фруктов; гербарии растений; драпировки различные по цвету, тону и фактуре;
-
учебный гипс: наборы геометрических гипсовых фигур розетки - орнаменты гипсовые (геометрические, растительные, различные по величине и сложности );
Фотографии работ, учащихся 7-ых классов.
Список литературы педагога:
1. Федотов Г. Я. - Чеканка, басма, насечка
2. А.В. Волженский, А.В. Ферронская «Гипсовые вяжущие и изделия». - Москва 1974 г.
3. Н.Н. Волков «Цвет в живописи», М. «Искусство» 1985г.
4. Хидеяки Чидзиива «Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций», / Пер. Бочкова И.А., М., «Астрель» 2007г.
Список литературы для обучающихся:
1. Ю.М. Бутт, М.М. Сычев, В.В. Тимашев «Химическая технология вяжущих материалов». - Москва ВШ 1980 г.
2. А.В. Волженский, А.В. Ферронская «Гипсовые вяжущие и изделия». - Москва 1974 г.
3. А.В. Волженский «Минеральные вяжущие вещества». - Москва 1986 г.
4. М.Я. Сапожников, Н.Е. Дроздов Справочник по оборудованию вводов строительных материалов. - Москва 1970 г.
Позновательные сайты:
u-polly.ru/master-klassy/rabota_s_gipsom/
womanadvice.ru/podelki-iz-gipsa-svoimi-rukami
nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/04/28/prezentatsiya-mini-masterskoy-po-izgotovleniyu-izdeliy
myshared.ru/slide/645567/
kollekcija.com/vazyi-iz-gipsa-svoimi-rukami-avtor-anna-yatsyuk/
boldproject.ru/view_lesson.php?id=117
webdiana.ru/dom-i-semya/rukodelie/2863-podelki-iz-gipsa-svoimi-rukami.html