- Преподавателю
- Технология
- САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Имамова Л.Б. |
Дата | 25.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Имамова Л.Б., магистр 1 курса ТГПУ, г.Томск.
Многогранность процесса самоопределения предполагает существование нескольких видов данного явления. В настоящее время особое внимание психологи уделяют таким видам, как личностное,жизненное,социальное и профессиональное. По мнению С.В. Калининой, жизненное самоопределение не только выбор и реализация человеком тех или иных социальных ролей, но и социальных стереотипов, выбор жизненного стиля и самого образа жизни, того или иного жизненного стереотипа[ 2 ]. А личностное самоопределение как процесс обретения самобытного «образа Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Н.С. Пряжников , говоря о жизненном, личностном и профессиональном самоопределении указывает на то, что на высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга[ 7 ]. В некоторых случаях они могут предшествовать друг другу, в некоторых могут происходить одновременно, меняясь местами как причина и следствие. По мнению А.К. Марковой жизненное самоопределение основывается на общечеловеческих критериях смысла жизни, личностное самоопределение- на критерии становления личности. Социальное самоопределение молодые люди обретают в период их социализации. Оно является результатом поэтапного включения молодежи во все сферы и достижения общественной жизнис одной стороны, и как идентификация себя относительно критериев принадлежностиопределенному социальному кругу и к обусловленной сфере общественных отношений (социальные статусы, роли) с другой.Профессиональное самоопределение предполагает определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма[ 4 ].
Социальное самоопределение молодежи - процесс достаточно многослойный, в значительной степени зависящий от микросоциальных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на саморазвитие и самоактуализацию личности. К ним относятся такие, как: семейные отношения, образовательные учреждения, характер непосредственного окружения, возможности социокультурных практик, преобладание определенных стереотипов понимания успеха в жизни среди сверстников и т.п. Формирование социального самоопределения молодежи во многом подчинено влиянию таких социальных институтов, как система образования, СМИ, корпоративные организации, общественные фракции и пр. Институциональный компонент социального самоопределения как раз и оказывает направленное воздействие на процессы становления социального статуса молодежи и ценностей общества.Макросоциальные факторы, также оказывающие определяющее воздействие на направленность и содержание социального самоопределения - это экономический уровень региона и государства, колебания коэффициентов политической стабильности, напряженности и неопределенности, реальные модификации сферы труда и занятости, положение духовно-нравственной составляющей общества и перспектива замещения ценностных приоритетов населения и т.п. Растет общественная потребность в рациональном выстраивании жизненных стратегий.
Получение образовательного статуса, выбор профессии, самоощущение и самовыражение в трудовом коллективе и в трудовых отношениях, выбор места жительства, создание семьи, развитие и формирование собственных убеждений в общественно-политической и культурно-досуговой областях жизни - все это составляет ту сложную разноуровневую систему взаимопроникающих форм самоопределений - и личностного, и жизненного, и социального и профессионального.
Для школьников определиться с дальнейшим выбором без профессиональной помощи педагогов достаточно трудно. В современном мире быстроменяющихся технологий необоснованный и неудачный выбор имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества [ 5]. И именно школа, как основной социальный институт в жизни человека,может оказать ту необходимую помощь в грамотном подходе к самоопределению вообще, и профессиональному в частности, создавая условия для личностного роста и грамотно информируя о современных сторонах трудового мира.Профессиональная консультация преобразует процесс профориентационного тестирования в концепцию научно аргументированных предложений по выбору сферы деятельности, хода и этапов обучения, содействует в достижении приемлемого соотношения между личностью и профессией. Дает возможность ученику в полной мере осознать свое собственное «Я» , свои наклонности, интересы, понять мотивы своего выбора, а также оценить возможности и потребности общества. И выполнять данную работу должны только те педагоги, которые компетентны в данной области, где особая роль должна отводится учителю технологии, т.к. именно образовательная область «Технология» призвана целенаправленно решать указанные задачи. И одним из важных методов их решения является профессиональная проба, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид и способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова М.В. Содержание предмета «Технология» с точки зрения нового образовательного стандарта // Школа и производство. - 2011.- № 4.
2. Калинина С.В. О соотношении профессионального и личностного самоопределения. - Тезисы материалов к Ананьевским чтениям. С-Петербург, Изд. С.- ПбГУ, 1998.
3. Ковалева А.И. Личность и общество. Курс лекций. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2011.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996.
5. Мухаметова А.М. Разработка программы элективного курса «Путешествие в профессию» // Воспитание школьников. - 2010. - № 10.
6. Поляков С.Д. Социальное воспитание : вечное и современное // Воспитание в школе. - 2012. - №5.
7. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения : учебное пособие. - М.: МГППИ, 1999.