- Преподавателю
- Технология
- План урока Уход за ребёнком от 0 до года (9 класс)
План урока Уход за ребёнком от 0 до года (9 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рукосуева С.С. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: уход за ребенком от 0 до 1 года
Цель урока: ознакомление с развитием и уходом за ребенком от 0 до 1 года
Задачи:
1. Познакомить учащихся:
-
с анатомо-физиологическими особенностями тканей и органов грудного ребенка;
-
с этапами развития движений и психики первого года жизни ребенка;
-
с правилами пеленания и купания;
-
кормления;
-
с гимнастикой;
-
с санитарно-гигиеническими требованиями к детскому оборудованию.
2. Научить учащихся пеленать грудного ребенка;
3. Выполнить аппликацию на нагруднике.
4. Воспитывать любовь к детям.
Методы:
-
наглядно - иллюстративные;
-
проблемно - диалогический метод.
Методы проведения занятий:
-
беседа с объяснением нового материала;
-
практическая работа учащихся;
-
показ наглядностей;
-
демонстрация трудового приема.
Межпредметные связи:
-
история,
-
музыка,
-
медицина.
Материально-техническое оснащение:
-
инструменты личного пользования;
-
ткань х/б, ткань клеевая, иглы, наперсток, утюг, гладильная доска;
-
карты инструкционные по аппликации;
-
иллюстрации, рисунки и фотографии;
-
демонстрация готовых изделий.
Тип урока: комбинированный.
Ход занятия
I. Организационный момент:
-
приветствие учащихся,
-
проверка готовности к занятию.
II. Введение в тему урока.
Звучит музыка. (песня "Спят усталые игрушки")
На фоне музыки: (Мама с дочкой сидят на диване и разглядывают семейный альбом.)
Мама: Доченька, а давай-ка мы с тобой посмотрим альбом с фотографиями.
Дочка: Какая бабушка здесь молодая! Симпатичная! А дедушка просто красавчик!
Мама: А это их свадьба.
Дочка: А это кто?
Мама: Это я. Мне здесь всего 1 годик.
А здесь мне 5 лет; это я уже в школу пошла; школу закончила.
На этой фотографии мне 18 лет. А это моя свадьба.
Дочка: мам, смотри, а это я! Такая маленькая!
Мама: просто кукла!
Дочка: мам, расскажи, а какая я была когда родилась?!
Мама: Доченька, ты была такая маленькая! Вес у тебя был 2кг 900г., но мальчики рождаются крупнее, до 4,5кг. Рост у тебя был 50 см и головка маленькая 32 см по окружности, а кожа - бледно-розовая, эластичная, волосики на головке маленькие - см 2. Тогда ты еще ничего не понимала, могла только глотать, чихать, сосать, громко кричать, ручками, ножками хаотично двигать.
Мама: время летит быстро. Пройдет несколько лет, и ты закончишь школу. Пойдешь в институт продолжать обучение, а там и замуж надумаешь. Дети пойдут...
Дочка: мам, а как нужно ухаживать за маленькими детьми?
Мама: Это было так давно, что я уже все забыла. Давай-ка лучше мы с тобой посмотрим передачу "О самых маленьких". Там уж точно есть чему поучиться.
III. Изложение нового материала.
Телеведущая: Добрый вечер, дорогие телезрители! Начинаем еженедельную программу "О самых маленьких".
С момента рождения и до конца первого месяца жизни ребенок считается новорожденным и нуждается в особом внимании и уходе.
Сегодня мы расскажем вам об этапах развития движений и психики ребенка первого года жизни, о правилах пеленания и купания, кормления грудного ребенка, с гимнастикой, с санитарно- гигиеническими требованиями к детскому оборудованию.
Для беседы с вами мы пригласили в студию ведущих специалистов в области охраны материнства и детства.
- Итак, я передаю слово главному психологу нашего города (Ф.И.О. ученицы), которая познакомит нас с этапами развития движений и психики ребенка первого года жизни.
Психолог: (См. Приложение 1)
Телеведущая:
Спасибо вам, за такую подробную информацию.
- Продолжаем нашу передачу. Хочу представить вашему вниманию главного специалиста санитарно-эпидемиологического центра гигиены и здоровья (Ф.И.О. ученицы).
Здравствуйте. Расскажите нам, пожалуйста, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при уходе за ребенком?
Главный специалист центра: (См. Приложение 1)
Телеведущая: Спасибо. До следующей встречи.
- В нашу передачу часто приходят письма, в которых вы, дорогие телезрители просите нас ответить на вопрос: Какой должна быть комната новорожденного?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы пригласили в студию ведущего дизайнера салона "Интерьер и дизайн" (Ф.И.О. ученицы).
Дизайнер: (См. Приложение 1)
Телеведущая:
Благодарим за интересный рассказ.
- Продолжаем отвечать на письма телезрителей. Многих родителей интересует вопрос: Какой должна быть кроватка или колыбель малыша? Ответить на наши вопросы охотно согласился мастер "Золотые руки" учащийся 9 класса нашей школы (Ф.И. ученика) и ученица 9 класса (Ф.И. ученицы).
(Рассказывают о колыбели)
Телеведущая:
Присылайте заказы по телефону: 50-05-00. Выбор остается за вами. Большое спасибо.
- А мы двигаемся дальше. Кроватка у нас уже есть. А как же ее заправлять? О том, как это сделать правильно, нас познакомит продавец-консультант супермаркета "Детский мир" (Ф.И.О. ученицы).
Продавец-консультант: (См. Приложение 1)
Телеведущая:
Дорогие телезрители! 6. У нас в гостях главный педиатр детской поликлиники №1 (Ф.И.О. ученицы). Расскажите, какие предметы для ухода за ребенком необходимо иметь дома?
Педиатр: (См. Приложение 1)
Телеведущая:
- О том, какая одежда может понадобиться ребенку первого года жизни, вас проинформирует ведущий модельер - художник детской одежды ателье "Золушка" (Ф.И.О. ученицы).
Художник - модельер: (См. Приложение 1)
Телеведущая:
- А сейчас мы предлагаем вашему вниманию репортаж из родильного дома, который подготовила наш корреспондент (Ф.И.О ученицы).
Итак, репортаж с места событий о том, как правильно пеленать новорожденных (видеозапись из роддома).
Корреспондент: (См. Приложение 1)
Телеведущая: 9. Дорогие телезрители. Вы спрашиваете нас, как правильно купать ребенка? Проконсультировать нас по этому вопросу мы попросили старшую медицинскую сестру детского оздоровительного центра "Солнышко" (Ф.И.О. ученицы).
Медсестра: (См. Приложение 1)
Телеведущая: О том, как проходит день малыша, нам расскажет исследователь народных традиций и обычаев (Ф.И.О. ученицы).
Хранитель: (См. Приложение 1)
Телеведущая: дорогие взрослые. Думаю, что вы получили ответы на многие вопросы об уходе за ребенком в возрасте от 0 (нуля) до 1 (года).
На этом наша передача закончена. До свидания, до новых встреч в эфире!
С вами была (Ф.И. ученицы).
Дочка: Мам, какая поучительная передача! Теперь я так много знаю!
Мама: Думаю, доченька, что эти знания пригодятся тебе в будущем.
Учитель: Думаю, что и вы внимательно слушали советы специалистов и сейчас без труда справитесь с практической работой.
IV. Закрепление полученных знаний на практике.
Задание 1. У вас на столе лежат образцы тканей. Рассмотрите их и определите, какие из них можно использовать для изготовления пеленок, распашонок и чепчиков для новорожденных. Ответ обоснуйте.
- Кто знает, почему мальчиков перевязывают голубой лентой, а девочек розовой?
- О том, что главной одеждой новорожденных являются пеленки, знают абсолютно все буквально с пеленок, а вот о том, какие существовали на Руси традиции, связанные с одеждой новорожденного, знают весьма немногие.
Самой первой пеленкой, в которую принимали только что родившегося младенца, была рубаха отца, причем непосредственно с него снятая. Считалось, что только в этом случае ребенок будет здоров, не будет плакать, а отец будет жалеть его.
- Существовал и другой обычай, по которому новорожденного малыша не одевали в рубашечки до крещения, а заворачивали только в пеленки и обвязывали свивальником - полоской ткани длиной - 2 метра и шириной 10 см. Для пеленок и свивальника брали поношенные старые рубахи и другие части одежды. При этом использовалась только взрослая одежда, так как полагали, что ребенок непременно унаследует положительные качества близких родственников.
Задание 2.
Учитель: Предлагаю вам еще раз посмотреть, как нужно пеленать ребенка, а затем каждая может попробовать запеленать куклу (показывает учитель).
(Каждая ученица пеленает куклу, другие ученицы выполняют тест).
- Для закрепления нового материала предлагаю вам выполнить тест. (Приложение 2)
Задание 3.
- Наверно, каждый со мною согласится, что человек, у которого есть мама - счастливый человек. К сожалению, есть дети, у которых нет мамы.
Наша школа регулярно оказывает посильную помощь городскому дому ребенка. Поэтому мы решили с девочками изготовить и подарить нагрудники - слюнявчики для малышей, которые там находятся.
- С чего мы начали? (изготовили выкройку нагрудника из бумаги)
- Что уже сделали? (выкроили нагрудник из ткани, обработали срезы косой бейкой)
- Что осталось выполнить? (аппликацию на нагруднике)
- С помощью чего мы будем выполнять аппликацию? (с помощью двустороннего клеевого материала и утюга)
- Мы будем выполнять предметную аппликацию, которая обычно используется при изготовлении детской одежды.
- Давайте рассмотрим инструкционную карту выполнения аппликации.
(См. приложение 3).
- Прежде чем приступить к выполнению практической работы, необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками, утюгом.
Учащиеся, пользуясь инструкционными картами, выполняют аппликацию.
(Во время выполнения практической работы звучит спокойная музыка).
VI. Анализ и оценка работ учащихся:
- Итак, с чем вы сегодня познакомились на уроке? Что узнали нового?
- Чему научились?
- Сегодня на уроке очень хорошо работали ... (оценка 5)
- Оценка 4 - ....
За практическую работу следующие оценки - ....
VII. Домашнее задание.
-
Принести ...
-
Выучить...
Приложение 1
Психолог:
На первом году жизни ребенок растет и развивается особенно быстро.
Так, например, вес новорожденного ребенка к 5 - 6 месяцам удваивается, к концу первого года жизни увеличивается в 2,5 - 3 раза, а рост - в 1,5 раза. В возрасте одного года ребенок уже весит 9 - 10 килограммов и рост его равен 72 - 75 сантиметров.
Цвет кожи у грудного ребенка бледно-розовый. Под кожей у него постепенно развивается жировой слой, придающий округлость его формам, нежность, упругость его коже.
Кости новорожденного ребенка содержат мало известковых и других солей и состоят большей частью из хрящевых тканей.
Постепенно у грудного ребенка в костях откладываются соли, весь скелет его становится крепче, плотнее.
Мышцы у грудного ребенка в первые месяцы жизни развиты еще очень слабо. Для нормального развития и укрепления мышц нужно, чтобы ребенок правильно питался, имел возможность свободно двигаться, много гулял. Чем больше у ребенка свободы для движения, чем быстрее крепнут его мышцы и тем быстрее он развивается.
В первые месяцы жизни ребенок может только сосать и глотать жидкую пищу; у него нет зубов, жевать он еще не способен. Зубы начинают появляться с 6 - 7 месяцев. К году обычно бывает 8 передних зубов-резцов; к 1,5 годам - 20 зубов.
Центральная нервная система ребенка влияет на его рост, развитие и работу всех органов.
Под влиянием развития головного мозга и всей нервной системы беспорядочные и бессознательные движения новорожденного постепенно заменяются у грудного ребенка осмысленными, целесообразными движениями. Так уже на втором месяце жизни ребенок начинает поднимать голову, а затем, в возрасте 2 - 3 месяцев, хорошо удерживает ее в вертикальном положении, когда его держат на руках.
В 3 месяца он уже умеет поворачиваться на бок, лежать на животе, вначале опираясь на руки, согнутые в локтях, а к 4 месяцам - опираясь на ладони.
С 4 - 5-месячного возраста ребенок стремиться брать в руки различные предметы; ему доставляет удовольствие схватывать их, двигать, бросать.
Обычно в 5 6 месяцев ребенок делает попытки садиться, когда его берут за руки. В возрасте 7 месяцев дети сидят самостоятельно, если их посадят. Однако сами садиться они обычно начинают только к 7 - 8 месяцам. Сажать ребенка можно лишь тогда, когда он в состоянии сидеть без поддержки.
В возрасте 8 месяцев ребенок уже может ползать и вставать в кроватке, держась за перила.
В 10 месяцев он ходит, держась за руку взрослого, а в 12 месяцев большая часть детей делает первые самостоятельные шаги.
Одновременно с развитием движений у ребенка растет потребность общения с окружающими его людьми. На втором месяце жизни он начинает сознательно улыбаться, затем «гулить» и с этого времени у него постепенно развивается речь. С каждым месяцем ребенок лепечет все больше и больше, учится произносить отдельные звуки, слоги, начинает понимать речь взрослых, понемногу узнает названия предметов. К году он уже вполне сознательно произносит такие слова, как «мама», «папа», «баба», «дай».
Главный специалист центра:
При уходе за ребенком, прежде всего, необходимо соблюдать чистоту. Чистым должен быть ребенок, его белье, постель, посуда, игрушки. Нужно тщательно убирать помещение, в котором находится ребенок.
Это необходимо потому, что вокруг нас - в воздухе, которым мы дышим, на пылинках, поднимающихся с земли, в не кипяченой воде, на всех предметах, которыми мы пользуемся, находится огромное количество микробов.
Многие виды микробов, попадая в организм человека, вызывают у него различные, часто очень тяжелые заразные болезни. Маленькие же дети особенно восприимчивы к таким заболеваниям.
В организм маленького ребенка они могут попасть через мельчайшие ссадины на его нежной тонкой коже, через рот, с пищей, с пустышки, плохо вымытой посуды, с игрушек, которые ребенок тащит в рот, с белья.
При дыхании и, особенно при кашле и чихании, взрослые и старшие дети, окружающие ребенка, вместе с мельчайшими капельками слизи и слюны выделяют большое количество микробов, которые у ребенка при вдыхании могут вызвать разные заболевания. То же случается, когда окружающие и даже мать целуют ребенка в лицо, в губы.
Поэтому, нужно не допускать пыли, не разрешать посторонним близко наклоняться над ребенком, дышать на него, целовать его.
Причиной заражения часто могут быть грязные руки.
Прежде чем подойти к ребенку или взять его, необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Ногти на руках нужно коротко остричь.
Дизайнер:
Комнату, в которой будет жить мать с новорожденным, необходимо привести в порядок заранее. Лишние предметы должны быть вынесены из комнаты. Необходимо приготовить уголок ребенка - его кроватку, постель, шкафчик или полку для детского белья и предметов ухода.
Для уголка ребенка, где помещают его кровать, стол, на котором его пеленают, шкаф или полку, где хранится его белье, предметы ухода, игрушки, отводят самую светлую часть комнаты.
В комнате необходимо каждый день проводить влажную уборку, а мебель протирать влажной тряпкой.
Окна в летнее время должны быть затянуты специальной сеткой от насекомых.
В комнате по возможности не должно быть лишней мебели, чем меньше загромождена комната, тем больше в ней воздуха и меньше пыли.
Чтобы в комнату попадало больше солнечного света, не следует занавешивать окна плотными занавесками.
Очень важно регулярно проветривать комнату. В холодное время форточку надо открывать каждые 3-4 часа на 10-15 минут.
Продавец-консультант:
Со дня рождения ребенок должен иметь свою отдельную постель и ни в коем случае не спать вместе со старшими детьми.
В первые два месяца ребенок может спать в плетеной корзинке. Потом нужно приобрести для него кроватку с высокими решетками.
В кроватку кладется жесткий матрац или тюфячок. Спать на пуховой перине ребенку вредно, так как он при этом очень сильно потеет. Под голову кладется плоская подушечка или в несколько раз сложенная пеленка. Поверх матраца кладут клеенку. Поверх клеенки кладут простынку.
Кроватку и постельные принадлежности ребенка нужно всегда содержать в чистоте: матрац, одеяло, подушку ежедневно вытряхивать и выбивать во дворе, а раз в неделю проветривать в течение нескольких часов на воздухе.
Очень вредно завешивать кроватку пологом: в комнате под пологом ребенку трудно дышать. Только летом, когда ребенок спит на открытом воздухе, можно устраивать над его кроваткой полог из марли, чтобы его не кусали насекомые.
Педиатр:
Для ухода за ребенком необходимо всегда иметь следующие предметы: вату, стерильный бинт, раствор марганцовки, детскую присыпку или специальное масло для смазывания складок кожи (можно прокипяченное растительное масло в чистой прокипяченной бутылочке), стакан, чайную ложку, детское мыло, чистый гребешок, ножницы, водяной градусник, градусник для измерения температуры тела, резиновую грушу, резиновую грелку.
Предметы ухода должны быть накрыты чистой пеленкой и храниться на особой полке в шкафу или в специально отведенном месте.
Чтобы было удобнее пользоваться ватой, часть ее нужно разделить тщательно вымытыми руками на маленькие комочки величиной с грецкий орех, сложить их в чистую прокипяченную и высушенную стеклянную банку и накрыть ее чистым блюдцем.
Художник-модельер:
В первые два месяца жизни одежда ребенка состоит из распашонок, кофточек и пеленок.
Кроме тонких пеленок, необходимо иметь несколько теплых байковых. Нужны также подгузники (или памперсы). Их можно делать меньшего размера, чем пеленки, и шить из старого, хорошо выстиранного и прокипяченного белья или из марли, сложенной вдвое.
Распашонок и кофточек достаточно иметь 3-4 из тонкой материи и столько же из байки или трикотажа. Распашонки шьют без завязок и застежек, с плоскими швами, чтобы они не давили и не натирали нежную кожу ребенка.
С двухмесячного возраста ребенку нужно приобрести несколько пар колготок или ползунков. Такие штаны заменяют пеленку. Они дают возможность ребенку свободно двигать ногами и не охлаждаться. Если в комнате холодно, можно надеть ему на ноги еще и теплые вязаные башмачки. В 8-9 месяцев, когда ребенок начинает становиться на ноги и ходить по кроватке и по полу, штаны-чулки ему уже неудобны. Тогда ему нужны штаны, доходящие по длине только до ступни. Их можно переделать из колготок. На ноги ребенка этого возраста надевают колготки и мягкие башмачки.
Корреспондент:
На малыша сначала надевают «холодную» распашонку, затем - теплую, холодный чепчик, затем - теплый.
Все необходимое для завертывания раскладывают заранее. Сначала кладут байковое одеяло или теплую пеленку, затем тонкую пеленку, а на нее подгузник или вторую пеленку, сложенную углом. Верхний край пеленки должен доходить ребенку до подмышек, а подгузник - до пояса. Нижний конец подгузника загибают и подкладывают между ногами, боковые концы укрепляют вокруг поясницы. Затем ребенка завертывают в большую тонкую пеленку, а после этого в теплую пеленку или в байковое одеяло.
Медсестра:
Первый раз новорожденного купают через сутки после заживления пупочной ранки с разрешения врача. До 6 месяцев нужно купать ребенка ежедневно, а после 6 месяцев можно купать через день. В комнате, где купают ребенка, должно быть достаточно тепло, но не слишком жарко (20 - 22 гр.).
Для купания ребенка нужно иметь ванночку. Вода для купания новорожденного обязательно должна быть хорошего качества и иметь температуру 37 гр. С 2-месячного возраста ребенка моют водой температуры 36гр.
Воды в ванну наливают столько, чтобы она покрывала все тело ребенка. Кроме того, заранее приготовляют кувшин воды той же температуры для обливания. Перед купанием ребенка нужно приготовить байковое одеяло, клеенку, пеленки, распашонку и затем большую пеленку или простынку для обсушивания его тела после купания.
Приготовив все для купания, мать тщательно моет руки с мылом, а затем, раздев ребенка, осторожно опускает его в воду, поддерживая левой рукой под затылок и под спинку.
Один-два раза в неделю нужно мыть ребенка с мылом (лучше всего детским). Сначала ребенку обмывают грудь, живот, руки, ноги, потом голову, отклонив ее немного назад, чтобы вода и мыло не стекали на лицо. После этого его перекладывают на живот и моют спину. До 6 месяцев ребенка моют рукой. После 6 месяцев можно мыть чистой, прокипяченной мягкой тряпочкой. Вынув ребенка из ванны, его обливают из кувшина приготовленной водой, и быстро набрасывают на него согретую большую пеленку для осушения тела и одеяло, чтобы не охладить его. Лицо ребенка во время купания не моют, а умывают его отдельно чистой водой. Обсушив ребенка, его кладут на приготовленные чистые пеленки. Осмотрев складки кожи и смазав их, ребенка одевают. Нужно обязательно протереть его уши, чтобы в них не осталась вода.
Ребенка, умеющего сидеть, можно купать сидя и давать ему в ванну резиновые или пластмассовые игрушки, которыми он охотно играет.
Приложение 2
Приложение 3
Инструкционная карта
по выполнению аппликации
№ п/п
Описание операции
Инструменты и приспособления
1
Проутюжить ткань
Утюг, гладильная доска, проутюжильник
2
Выбрать рисунок (или вырезать готовый рисунок из ткани)
Рисунок, ткань, ножницы
3
Обвести рисунок аппликации по контуру через кальку
Калька, карандаш
4
Вырезать рисунок из кальки
Калька, ножницы
5
Наложить рисунок из кальки на ткань, приколоть портновскими булавками, обвести рисунок по контуру карандашом или мелом
Ткань, карандаш или мел, портновские булавки
6
Вырезать рисунок из ткани
ножницы
7
Вырезать такой же рисунок из двойного флизелина
Ножницы, двойной флизелин
8
На нагрудник наложить флизелин, сверху положить аппликацию (рисунок из ткани), совместив срезы
Нагрудник
9
Сверху на аппликацию положить влажный проутюжильник
Аппликация,
проутюжильник
10
На влажный проутюжильник ставим нагретый утюг
Аппликация, проутюжильник, утюг, гладильная доска
11
Проверьте качество аппликации
Нагрудник