• Преподавателю
  • Технология
  • ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВР НА УРОКАХ СЛЕСАРНОГО ДЕЛА»

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВР НА УРОКАХ СЛЕСАРНОГО ДЕЛА»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Д О К Л А Д

ТЕМА: «РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

У УЧАЩИХСЯ С ОВР НА УРОКАХ СЛЕСАРНОГО ДЕЛА».


Всестороннее развитие каждого учащегося, раннее выявление его познавательных интересов, склонностей, учет динамики учащихся - важные условия реализации дифференцированной системы обучения.

Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир, стремление проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включенным, в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности.

Нужно отметить, что интерес к разным учебным предметам даже у одного школьника может находиться на разных уровнях, поэтому важным фактором является влияние характера интереса на становление личности ученика, перспективы его развития. Выделяют три группы познавательных интересов:

1. Аморфные интересы без тенденции развития чрезвычайно обедняют личность школьника. Познавательная деятельность учащихся с аморфными интересами бывает лишена тех ценных свойств, которые она приобретает под влиянием познавательного интереса (познавательной активности, радостного эмоционального тонуса, волевых устремлений к преодолению трудностей). Учение для таких школьников - неприятная обязанность. Оно не приносит радости и часто бывает сопряжено с боязнью неудач, неуверенностью в своих возможностях, чувством неполноценности и, как следствие этого - интеллектуальной пассивностью, инертностью, волевой расслабленностью.

2. Многосторонний, широкий характер познавательных интересов учащихся отличается тем, что способствует познавательной активности в деятельности, побуждает искать и находить новое во всех областях предметного мира. Ученики, обладающие многосторонними интересами, - прекрасные помощники учителя: они мобильны. Живо откликаются на то, что происходит на уроках, охотно принимают участие в обсуждении фронтально поставленных задач, задают вопросы учителю, стремятся корректировать ответы товарищей, делятся тем, что удалось узнать из прочитанных книг, из наблюдений, из средств коммуникаций.

Многосторонние интересы учащихся способствуют содержательности их общения с товарищами и взрослыми, целенаправленности и обогащению совместной деятельности. Вместе с тем ученики, обладающие разносторонними интересами, требуют особого внимания со стороны учителей и родителей. Слабая дифференцированность и недостаточная устойчивость характера этих интересов могут оказаться препятствиями на пути к глубокому освоению школьником определённых предметных областей. Вот почему педагогическое влияние на перспективы развития личности, обладающей многосторонними интересами, заключается в необходимости последовательного углубления, обогащения познавательной деятельности ученика, имеющей выход на обеспечение его общей познавательной направленности и в то же время выделение среди широких познавательных интересов какого-либо основного стержня, что, в свою очередь создаёт возможность использования приобретённых знаний и способов деятельности в других предметах, областях. В этом случае при помощи обширного запаса знаний и умений создаётся возможность выбрать то, что необходимо для данной области, и вместе с тем то, что способствует широким и глубоким обобщениям по всему фронту познания.

3. Локальный, стержневой характеров интересов школьников сосредоточен обычно на 1-2 смежных или полярных областях деятельности. Эти устойчивые, достаточно глубокие интересы укрепляются в практической деятельности за пределами учебного процесса. Уровень осознанности стержневых интересов у школьников достаточно высок, они хорошо аргументируют своё избирательное отношение к учебным предметам общественной значимостью, практической необходимостью, личной увлечённостью. Локальные интересы занимают значительное место в учебном процессе, но особенно сильно они проявляются в жизнедеятельности школьника. В учении стержневые интересы оказывают заметное влияние на уровень и глубину знаний ученика; им он посвящает своё свободное время, в этой области он значительно эрудированнее, поскольку и круг чтения в области локальных интересов бывает более широким. Но локальный, стержневой характер познавательных интересов в развитии личности школьника может иметь различный результат. Как сильный осознанный интерес, сопряжённый со склонностью учащихся к определённой деятельности, он может оказывать благотворное влияние при помощи переноса доминирующей мотивации и приобретения способов на познавательную деятельность в целом, содействуя при этом и профессиональной ориентации учеников. Но в тоже время, будучи изолированными, от всей системы учения, локальные, стержневые интересы могут стать и психологическим барьером к освоению тех предметных областей познания, которые не лежат в зоне локальных интересов, но необходимы для всестороннего развития личности. Вот почему наиболее благоприятным сочетанием в характере познавательных интересов школьников являются многосторонние познавательные интересы, обеспечивающие широкую любознательность школьников, с выделением среди них стержневого интереса, способствующего углублению познавательного процесса, устойчивости его ценной мотивации и совершенствованию способов познавательной деятельности.

Выделенные характеристики познавательных интересов школьников в значительной мере влияют на учение, познавательную направленность, деятельность школьников, их развитие в целом.

Деятельность учащихся на уроках слесарного дела состоит в восприятии, запоминании, обработки и применение поступающей информации. Процесс получения информации на уроках слесарного дела сложен. Поступившую информацию учащиеся должны запомнить, понять, осмыслить. Запоминание учебного материала связано с тем, насколько они могут управлять своим вниманием, выявлять смысловые связи информации.

Известно, что возможности учащихся с нарушением интеллекта разные, и они не могут одинаково воспринимать учебный материал и на основании исследований были выделены IV группы учащихся, как по уровню развития интереса, так и по характеру.

Показатели уровней развития познавательного интереса.

I - II группу характеризует:

  1. Высокая самопроизвольная познавательная активность.

  2. Интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязям и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах.

  3. Интенсивно, с увлечением протекающий процесс самостоятельной деятельности.

  4. Стремление к преодолению трудностей («Не говорите», «Не подсказывайте», сам найду»).

  5. Корреляция интереса и склонности (свободное время посвящается предмету интереса).

III группа:

  1. Познавательная активность, требующая систематических побуждений учителя

  2. Интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания. Постижение сущности познания только при помощи учителя.

  3. Зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличия побуждений.

  4. Преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи.

  5. Эпизодические занятия предметом интереса.

IV группа:

  1. Познавательная инертность.

  2. Эпизодический интерес к эффектным и занимательным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности.

  3. Мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа по парте), частые отвлечения.

  4. Полная бездеятельность при затруднениях.

  5. Отсутствие склонности к какому-либо виду деятельности.

Педагогу нужно хорошо знать потенциальные возможности каждого учащегося, его трудности, чтобы умело организовать обучение слесарному делу, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход с целью возможно большего продвижения в обучении каждого школьника.

На каждом этапе занятия учитель должен видеть и знать индивидуальные возможности ученика при восприятии и осмысление им того или иного материала. Только анализируя динамику изменений на протяжении занятий, происходящих у школьников, учитель своевременно выявит слабые его стороны и в нужный момент поможет справиться с заданием.

Нужно отметить, что для умственно отсталых детей обучение имеет первостепенное значение, поскольку в ходе его происходит формирование познавательной деятельности и личности в целом, осуществляется коррекция недостатков развития. В процессе обучения учитывается не только особенности, ни и возможности развития каждого ребенка.

Цель разноуровнего подхода и коррекционного воздействия, прежде всего в направленности на повышение познавательных возможностей школьника



© 2010-2022