Интегрированный урок по окружающему миру и технологии в 3 классе по ФГОС

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии в 3 классе по ФГОС. Тема: ДРЕВНЯЯ РУСЬ. Время в изделиях мастеров. Строим объёмные геометрические фигуры - проектирование, конструирование. (Урок обобщение – групповой проект)Цели:Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров.Закрепить представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь.Сформировать у учеников образное представление о культуре Др...
Раздел Технология
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии в 3 классе по ФГОС.


Авторы:

  • Сулейманова Регина Ринатовна , учитель технологии и ИЗО первой квалификационной категории МБОУ "ООШ села Асеево" Азнакаевского муниципального района РТ.

Тема: ДРЕВНЯЯ РУСЬ. Время в изделиях мастеров. Строим объёмные геометрические фигуры - проектирование, конструирование. (Урок обобщение - групповой проект)

Цели:

  • Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров.

  • Закрепить представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь.

  • Сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси.

  • Развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на чертежи, схемы и инструкционные карты.

5. Учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях.

6. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности, пространственные представления.

7. Учить проектной деятельности, работе в группе, сотрудничеству, распределению и выполнению ролей.

  • Способствовать формированию чувства уважения к своим предкам, заинтересованное отношение детей к опыту и жизни наших предков, которые много сил потратили на обустройство России.

Оборудование: Рабочее место для работы с бумагой и картоном, чертёжные инструменты, канцелярский нож, металлическая линейка, клей.


Этапы урока

Ход урока

Действие учащихся

Формирование УУД

1.Актуализация знаний.

Представьте, центр города древней Руси. Мы находимся в торговой площади.

-Что здесь происходит?

-Давайте попробуем разыграть «Сцены из городской жизни».

Из числа учеников выбираются великий князь, дружина, помощники князя, купцы, ремесленники, священник. Остальные будут
крестьянами, заморскими гостями, мастерами из других городов, бродячими артистами и т.д. Ученики, играющие роли жителей города,
придумывают, что они могут предложить друг другу и «гостям». Ученики, выступающие в ролях гостей, придумывают, для чего они приехали в город, обращаются к «жителям». Разыгрываются короткие
импровизированные сценки, по сюжетам:

1-крестьяне привезли на продажу овощи;

2- люди, назначенные князем, собирают дань;

3-князь решает спор между «гостем» и «жителем»;

4-иногородние мастера ищут работу и т.д.

Ученики (группы учеников) показывают сценки по очереди. Можно прикрепить всем заранее заготовленные таблички «князь», «купец», «крестьянин» и т.д.


-Как путешественники называли Древнюю Русь?









-Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?







-А это правда? Где жил большинство жителей Древней Руси?


-Чем городская жизнь была непохожа на деревенскую?




- В центре города располагались княжеские палаты и торговая площадь. Иностранцы приезжали на Русь обычно для того, чтобы продать свои товары русским купцам, а у них купить изделия искусных мастеров -ремесленников.

- Города были огорожены стенами с башнями и проездными воротами .

Можно было увидеть много домов, дворцов, торговую площадь.

- Храмы украшали иконами, фресками.

- В городах была распространена письменность.










-Возвратившись на родину, путешественники рассказывали о белокаменных храмах с золотыми куполами о княжеских теремах, об искусных мастерах.

-Известно, что иностранцы называли Русь «Гардарика», что переводится как «страна городов».

Потому что, города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражали красота. необычность русских городов, а огромное количество народа на улицах могло создать впечатление, что все население Руси живет в городах.

- Примерно из 100 русских горожанами были лишь два-три человека, а остальные жили в деревнях.

- Города были центром:

а) политической (сам князь и его помощники решали важные государственные вопросы);

б) экономической (ремесленники и приезжие крестьяне торговали своими товарами);

в) религиозной (в городах строили большие и красивые храмы, монастыри);

г) культурной жизни страны (в городах накапливались и сохранялись разнообразные культурные богатства, привезённые из разных мест огромным количеством людей).


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Личностные результаты

1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы


Проблема.

Представьте, что вы - иностранцы, путешественники и приехали в один из древнерусских городов.

- Как вы опишете город своим соотечественникам?



-Какие были древние города?

-Да, ребята.

Каждой эпохе свойственны свои архитектурные образы, которые формируются с помощью таких художественных средств, как ритмы, объемы, положение в пространстве. Архитектурные сооружения всегда воспринимаются в единстве с окружающей средой.

Материалы археологических раскопок в соединении с дошедшими до нас письменными сообщениями позволяют судить о высокой хозяйственной культуре Древней Руси. Развитию ремёсел и культуры способствовал быстрый рост городов. К концу XII века существовало уже 238 городских поселений. Названия древних городов Руси в основном были славянскими: Белоозеро, Вышгород, Перемышль, Изборск и т.д. Располагались они обычно на холме или высоком берегу реки. Город делился на части: центральную, где располагался хорошо защищённый «детинец» - там стояли дома знатных людей, - и торгово-ремесленную - «посад» или «подол» - менее безопасную, но зато более выгодную и удобную. Почти все города имели деревянные укрепления. Вместо выражения «построить город» бытовало «срубить город». Городские стены состояли из деревянных срубов, наполненных землей, которые приставлялись один к другому, образуя кольцо укреплений. Слово «город» имело в то время несколько значений: крепость, крепостная стена, ограда, населённый пункт.

- Вам не хочется «срубить город» - «построить» свой древнерусский город?


- Сейчас нужно договориться , кто что будет делать для нашего проекта «Древняя Русь»











- Обсуждайте, в каком порядке и как вы представляете свою совместную работу?


- Вспомните, каким был русский народ?




- Откуда вы узнали об этом?






- А вы трудолюбивые? Можете вместе сотворить чудеса? Покажите, как вы умело умеете работать. Только не забывайте правила работы на уроках технологии. Будьте осторожны !

Итак, приступайте к работе. (учащиеся по интересам - группам пересаживаются для совместной работы)




-Красивый, богатый, многолюдный, шумный, много домов и торговых площадей, великолепные дворцы, храмы украшенные иконами, фресками и мозаикой. Стены с башнями и воротами.


- Говоря о древнерусских городах домонгольского времени, следует заметить, что до конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки возводились деревянные или деревянно-земляные. В город вели ворота, количество которых зависело от размеров города. Самые торжественные назывались Золотыми. Над ними обычно возводили надвратную церковь. Много легенд связано с Золотыми воротами. Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу, через них же въезжали самые почётные гости.
















-Да, конечно.


-Распределение на группы.

1гр. - башни цилиндрические,

2гр. - дворянский дом,

3гр. - мельницы, ворота,

4гр. - дома крестьян,

5 гр. - сараи для скота и клеть (место для хранения запас продуктов и вещей)





- Выслушивается предположения, пути решения работы.


-Трудолюбивыми людьми и старательными, дело доводили до конца.


- Мудрость народа сохранились в пословицах , и дошли до нас.

1.Без труда, не выловить и рыбку из пруда.

2.Криво дерево, да яблоки сладки.

3. Терпение и труд всё перетрут.





Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

(технология)

Учитель технологии:

1.- Сегодня будем создавать макет - проект «Древняя Русь»

- Из чего можно сделать это?

Ученикам предлагается пофантазировать, каким они видят дома Древней Руси,, попробовать сконструировать макет архитектурного сооружения из геометрических модулей.

2. Анализ образца призмы (учебник, с. 23-26).

Демонстрируется несколько разных призм, изучаются рисунки и инструкционные карты в учебнике.

- Как называются изделия? Каково их назначение?

- Каковы конструктивные особенности изделий? (Модули-блоки объёмных, геометрически правильных форм.)

- Из каких материалов лучше изготовить изделия?

- Какими известными способами можно изготовить изделия?




- Из картона, цветной и белой бумаги.

- Используя изученные приемы, вырезаем и клеим.

Ученики работают в группах . Беседа о разных временах, жилищах и предметах быта, об их назначении и декорировании. Описание внешних особенностей домов и назначения предметов быта, их сравнение.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом .

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Умение работать в паре и в группе.


4.Защита проектов.Анализ и самооценка.

Оценка работы

Устраивается выставка готовых изделий, совместно обсуждается их качество (точность, аккуратность, прочность).

- А теперь , каждая группа защищает свою работу. Можете задавать вопросы .(Оценка работ)


- Люди Древней Руси славились трудолюбием, мастерством и мудростью. Мы можем гордиться нашими предками . Очень важно воспитать и развивать эти качества у себя.

Вы очень постарались , дружно работали и у вас получились прекрасные дома, башни , мельницы, сараи и др. Осталось добавить мелкие детали.

-Кто получил удовольствие от своей работы на уроке?

- Кому было немного трудно? Оцените себя.

Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить работу?

- Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

- Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

- Какие умения формировали при выполнении этого задания?

- Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.




. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Итог.

Домашнее

задание

Поищите в старых журналах и книгах картинки-предметы обихода и элементы украшения дворцов. Мы их добавим на следующем уроке для полного завершения нашего проекта.









»


© 2010-2022