Художественные ремесла. Макраме. 7 класс

 Разработка урока «Художественная обработка материалов. Художественные ремесла. Макраме» в 7 классе.  Цели урока -ознакомить с историей макраме, материалами и приспособлениями для плетения, приемами плетения репсового и китайского узлов;                         формировать навыки использования приемов плетения репсового и китайского узлов;                                 привить интерес учащихся к новому виду рукоделия, уважение к народным традициям.
Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Художественная обработка материалов. Художественные ремесла. Макраме».

Цели урока -

ознакомить с историей макраме, материалами и приспособлениями для плетения, приемами плетения репсового и китайского узлов;

формировать навыки использования приемов плетения репсового и китайского узлов;

привить интерес учащихся к новому виду рукоделия, уважение к народным традициям.

Оснащение: нитки, ножницы, скотч, линейка, булавки, подушка, электронная презентация, диапроектор, образцы изделий.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение материала.

Учитель.

Ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового блока образовательной области технология «Художественная обработка материалов. Художественные ремесла». Один из них «Макраме».

Цель нашего урока - ознакомиться с историей макраме и приемами плетения узлов на примере изделий тесьма и шнур.

  1. Ознакомительная лекция по истории макраме.

Макраме это вид плетения изделий узелками из различных материалов. Послушаем некоторые сведения о нем ваших одноклассников.

1ый учащийся

История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Предположительно, началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца верёвки и он завязал первый узел. Позднее первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.

На протяжении всего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали.

На Руси вязать узлы - «наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить» - так пишет об этом В.И.Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов- амулетов.

Но такое отношение к узлам было не долгим и не повальным. Некоторые народы считали, наоборот, что узлы приносят известную пользу. Люди того времени верили, например, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу; применяли узлы при лечении переломов.

На Востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и хранили нужную информацию.

На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди героя узлом, который люди так и назвали геркулесовым. (учитель показывает рисунки презентации)

Древние греки были уверены в магической силе геркулесового узла. Воины с его помощью перевязывали себе раны. Геркулесов узел завязывали на бечевке и носили на шее как талисман. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.

2ой учащийся

Расцвет макраме относится к 9 веку до н.э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. (рисунки презентации)

В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая, Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.

Искусством плетения во все времена владели очень не многие мастера. Они создавали образцы плетеных изделий: шторы. Покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.

3ий учащийся

В разные времена искусство плетения называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть «макраме». В переводе с турецкого «макрама» - это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах» - это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом.

С 20х годов двадцатого столетия макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетеными изделиями: салфетками, коврами, абажурами, ширмами, а позднее и шторами, кашпо стали украшать комнаты. Плетение панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качели, гамак, беседка.

Учитель.

Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и сотворяете чудо. ( презентация)

  1. Инструменты и материалы.

Учитель рассказывает и показывает.

Для плетения в технике макраме нужны будут некоторые приспособления - это полумягкая подушка, которую можно изготовить из поролона, пенопласта, обтянув мягкой, плотной тканью, лучше однотонного цвета, можно взять просто пенопласт и обклеить бумагой. Инструменты - булавки с головкой для закрепления нити по рисунку, ножницы для отрезания нитей, сантиметровая лента для отмеривания нужного количества нитей.

Материалы - бельевая, пеньковая веревка, шелковый шнур, сутаж, х/б нитки, синтетические, шерстяные, мулине, ирис.

  1. Технология плетения.

Все, наверное, когда ни будь, слышали о таких узлах как ткацкий, швейный, узел галстука, морские узлы, шнуровка тех же ботинок. (презентация слайд №)

Каждый из них выполняет соответствующую функцию. Образованы они при помощи петель и узлов. Узел образуют, переплетая между собой две нити.

При плетении мы будем использовать разное количество нитей от 3 и более, которые делятся на основные - на них затягиваются узлы и рабочие - из которых образуют узлы. (презентация)

Длина нитей для работы нарезается в 2-5 раз больше готового изделия, точно определить не возможно т.к. для изготовления могут использоваться нити разной толщины.

Подготовленные нити для изделия нужно к чему-либо прикрепить. Существует множество способов крепления - на планке, кольце или рамке, на туго натянутой нити.

Первый узел, который мы будем использовать для изготовления тесьмы - «фенечки» называется репсовый. (презентация )


На схемах репсовый узел условно обозначается следующими значками

Художественные ремесла. Макраме. 7 класс.

В горизонтальном и диагональном репсовом узлах основная нить всегда располагается сверху рабочих.

На схемах представленных в презентации гнома и совы вы видите условное изображение репсового узла. А это «фенечки», выполненные репсовым узлом.

Приемы выполнения репсового узла. (Схема, презентация.)

Учитель показывает на образце на доске.

Правой рукой взять основную нить, в моем примере она крайняя левая, уложить по диагонали сверху рабочих и туго натянуть.

Левой рукой взять правую по очереди рабочую нить за конец, набросить на основную и перехватив снизу основной левой рукой протащить в петлю и затянуть. Затем снова левой рукой набросить эту же рабочую нить на основную и перехватив снизу основной протаскивают в петлю и затягивают таким образом, чтобы вторая петля легла плотно рядом с первой. Далее эту рабочую нить отбрасывают влево, берут следующую по очереди рабочую нить и повторяют те же приемы. Когда все рабочие нити ряда будут завязаны на основную, в конце основная нить опускается вертикально и превращается в рабочую, а крайняя левая становится основной и укладывается по диагонали сверху рабочих.

При выполнении узлов второго и последующего рядов основную нить натягивают как можно ближе к узлам предыдущего ряда, чтобы вязание получилось плотным, и мы увидели тесьму.

Художественные ремесла. Макраме. 7 класс.

Следующий узел, который мы сегодня будем рассматривать - китайский.

Условно обозначается значком по направлению нитей

Художественные ремесла. Макраме. 7 класс.

Использоваться может для изготовления шнуров, брелков для ключей, сотовых телефонов.

Приемы выполнения китайского узла представлены в инструкционной карте (на слайде № презентации.)

Две нити одного или двух цветов нарезаются длиной в 20 раз больше чем длина готового изделия, сложить крест на крест на подушечке, посредине закрепить булавкой. Получится четыре конца нитей, которые нужно укладывать по часовой стрелке по схеме. Концы нитей 1,2,3 по очереди кладут друг на друга образуя петли, конец четвертой нити пропускают в петлю, образованную первым концом нити.

Затем противоположные концы ниток затягивают в разные стороны, должен получиться квадрат из четырех нитей двух цветов. И опять укладывают крест на крест четыре конца нитей и завязывают узлы по схеме, в результате должен получиться шнур.

Художественные ремесла. Макраме. 7 класс.

III. Практическая работа.

Для того чтобы закрепить приемы вязания узлов, выполним практическую работу. Девочки 2й группы будут плести шнур китайским узлом, девочки 1й тесьму репсовым узлом.

1 .Но прежде вспомним правила техники безопасности и организации рабочего места.

  • При работе с ножницами:

  1. Хранить ножницы в определенном месте.

  2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от себя.

  3. Ножницы подавать кольцами от себя.


  • При работе с булавками

  1. Хранить булавки в подушечке.

  2. Запрещается булавки брать в рот, вкалывать в одежду.

  3. Запрещается пользоваться ржавыми булавками.


  • Посадка на стуле

  1. Сидеть на стуле прямо, опираясь спиной о спинку.

  2. Расстояние от глаз до рабочей поверхности должно быть не менее 30-40 см.


  1. Инструкция по выполнению практической работы.

На столе у вас лежат уже нарезанные нити, скотч, подушечки, булавки, инструкционные карты.

Девочки 1й группы возьмут в руки нити, отступив от края 3-4 см, завяжут все нити узлом (как завязывают край нити для сметочных работ). Уложив нити на столе, закрепить полоской скотча ниже узла, распределить по цвету друг за другом. Учитель показывает прием выполнения на демонстрационной доске.

Девочки 2й группы возьмут две нити разного цвета, сложат их пополам, скрепив булавкой, приколют к подушечке и разложат концы крестом по цветам.

Следуя инструкции, выполните изделия.

Один учащийся выполняет задание на демонстрационной доске, учитель указывает на ошибки, уточняет правильность выполнения приема вязания репсового и китайского узла по очереди.

Во время практической работы учитель делает целевой обход, проверяет правильность выполнения работы.


  1. Через 10 минут после начала выполнения задания учитель предлагает отдохнуть, подняв глаза на зеленый экран проектора, (слайд № )звучит релаксирующая музыка. 1 мин.


  1. Оценка выполненной практической работы, выставка лучших работ.


  1. Учитель предлагает девочкам 1й и 2й группы научить друг друга выполнению узлов на своих образцах, выполнить по 3 ряда узлов. (5 мин).

6. Чтобы проверить, как вы усвоили теоретический материал, ответьте на вопросы тестового задания. Выберите правильный ответ.

Художественные ремесла. Макраме. 7 класс.

Художественные ремесла. Макраме. 7 класс.

Художественные ремесла. Макраме. 7 класс.Художественные ремесла. Макраме. 7 класс.

На выполнение теста отводится 5 мин.

  1. Учитель предлагает обменяться ответами на тест сравнить с ключом ответов и выставить друг другу оценку.

  1. Итоги урока.

Оценка за работу на уроке каждого учащегося.

Учитель подводит итог уроку: выясняет, что нового узнали на уроке, чему научились, достигли ли цели урока.

  1. Домашнее задание: принести нити, закончить изделия.

© 2010-2022