Программа по социально бытовой ориентации Кулинар

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации КулинарПрограмма по социально бытовой ориентации Кулинар

Программа по социально бытовой ориентации Кулинар

Программа «Кулинар»


Автор: Тельнова Л.В., педагог - организатор, КОУ ВО «Борисоглебская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

Форма: кружковая деятельность

Вид деятельности: познавательная деятельность

Направление воспитания: социальное воспитание учащихся.


Пояснительная записка

Представленная программа сориентирована на воспитанников коррекционных школ - интернатов VIII вида. Дети с ОВЗ проживающие в школах - интернатах во многом не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи. Данная программа направлена на привитие учащимся трудовых навыков, навыков самообслуживания и устранения проблем в адаптации и социализации.

Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальным в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания способствует воспитанию физически и нравственно здорового поколения, развитию у учащихся чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.

Программа предполагает сочетание теоретических и практических знаний - практическим занятиям отводиться 70 % учебного времени, в рамках которого учащиеся выполняют практические работы.

Практическая деятельность учащихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных блюд, правильно выбирать способ обработки, красиво оформлять готовые блюда, организации при приготовлении пищи, экономическим расчётам.

Цель программы: формирование у детей умений приготовления здоровой пищи.

Задачи программы:

- дать знания о сбалансированном питании и способах приготовления пищи;

- научить формировать эмоционально - ценностное отношение учащихся к заявленной проблеме;

- научить практико-деятельным умениям в области кулинарии.


Содержание работы

Тематический план

Темы

Кол-во

часов

Форма контроля

1.

Вводное занятие. История возникновения кулинарии. Основы здорового образа жизни и рационального питания.

10

дискуссия

2.

Способы обработки пищевых продуктов. Соль и сахар. Заготовка продуктов впрок. Витамины.

10

тестирование

3.

Минеральные вещества и здоровье. Животные продукты питания. Молоко и молочные продукты питания.

12

тестирование

4.

Блюда из яиц. Растительные продукты питания.

3

тестирование

5.

Национальная кухня разных народов. Фитотерапия.

2

дебаты

6.

Реализация индивидуального проекта «Кулинар».

6

Оценка

7.

Организация выставки Парад блюд «Кулинария здоровья». Итоговое занятие.


3

анкетирование




46














Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. История возникновения кулинарии. Основы здорового образа жизни и рационального питания.

Значение питания для жизнедеятельности организма. Современная бытовая техника для приготовления пищи в домашних условиях и техника безопасности при работе с ними. Пищевые вещества и их значение. Питание и здоровье. Рациональное питание. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок.

Практическая работа: Приготовление горячих напитков (чай, какао).

Приготовление блюд из вареных овощей (винегрет из фруктов и овощей, салат из свеклы со сливами).

Приготовление блюд из круп (пшенная каша с тыквой, гурьевская каша).

Тема 2. Способы обработки пищевых продуктов. Соль и сахар. Заготовка продуктов впрок. Витамины.

Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару. Сахар и соль, потребность в них организма, нормы потребления. Заготовка продуктов впрок, способы консервирования. Условия сохранения скоропортящихся продуктов. Способы обработки продуктов с целью сохранения витаминов.

Практическая работа: Составление инструкционных карт по приготовлению варёных, тушеных и паровых блюд. Приготовление паровых блюд (суфле морковно-яблочное, яичный омлет). Консервирование плодов и овощей (компот из яблок или сок из тыквы), квашение свеклы, квашение капусты. Приготовление салатов (салат из белокочанной капусты с яблоками и сельдереем).

Тема 3. Минеральные вещества и здоровье. Животные продукты питания. Молоко и молочные продукты питания.

Потребность организма в минеральных веществах. Заболевания, связанные с недостатком минеральных веществ, их восполнение. Животные продукты питания и их значение для жизнедеятельности организма. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением животных продуктов питания. Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей.

Практическая работа: Приготовление витаминных блюд (салат из сырой свеклы с чесноком и грецкими орехами, салат из морской капусты, морковный пирог). Составление инструкционных карт по приготовлению блюд из мяса, рыбы и морепродуктов. Приготовление мясных и рыбных блюд (запечённое мясо с овощами, рыбная запеканка). Приготовление блюд из молока и молочных продуктов (молочная лапша, пирог из творога).

Тема 4. Блюда из яиц. Растительные продукты питания.

Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность и применение в кулинарии. Растительные продукты питания. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением растительных продуктов питания.

Практическая работа: Приготовление блюд из яйца (яйцо в мешочек, омлет с зелёным луком). Приготовление блюд из пищевых растений (картофельные оладьи, капустные котлеты, пюре из фасоли).

Тема 5. Национальная кухня разных народов. Фитотерапия.

Национальная кухня разных народов. Исторические сведения о национальной кухне разных народов. Изучение особенностей приготовления пищи у разных народов и связь с обрядовой национальной кухней. Традиции в сервировке, подаче и употреблении национальных блюд (русской кухни, болгарской кухни, венгерской кухни, немецкой кухни, казахской кухни, французской кухни). Понятие о фитотерапии и ароматерапии. Основные местные лекарственные растения, правила их заготовки и применения в профилактике и лечении заболеваний.

Практическая работа: Способы заваривания фиточаев. Приготовление блюд из дикорастущих растений (суп из крапивы, бабка морковная).

Тема 6. Реализация индивидуального проекта «Кулинар».

Темы для выполнения проектов:

  • сервировка стола к ужину;

  • сервировка стола к праздничному обеду;

  • приготовление холодных закусок;

  • приготовление напитков, фиточаев;

  • дизайн блюд;

  • меню для похудения;

  • меню для детей детского сада;

  • меню для людей с дефицитом массы тела;

Практическая работа: разработка проекта, выполнение проекта, защита проекта.

Тема 7. Организация выставки Парад блюд «Кулинария здоровья».

Изготовление блюд разных национальных кухонь, дегустация блюд. Итоговое занятие. (Приложение№4)

Контроль

К теме 1. (дискуссия)

- Что есть пища для человека?

- Зачем необходимо здоровое и рациональное питание?

- Техника безопасности: необходимость или трата времени?

К теме 2. (тестирование)

1.

Кубиками овощи нарезают для:

жарки;

овощного рагу;

жарки во фритюре;

супов из овощей.

2.

Приготовление блюда в большом количестве воды называется:

варка;

жарка;

пассерование;

припускание;

тушение.

3.

Что называется пассерованием?

варка в большом количестве воды;

легкое обжаривание;

сухой нагрев продукта на сковороде с жиром.

4.

Быстрое обваривание или ошпаривание - это

пассерование;

тушение;

бланширование;

варка.

5.

Сухой нагрев продукта на жиру называется:

варка;

жарка;

пассерование.

6.

К механической обработке овощей относятся:

сушка;

нарезка;

переработка (сортировка);

промывание;

чистка.

7.

Чтобы картофель не потемнел после очистки, его следует…

положить в холодильник;

положить в холодную воду;

положить в горячую воду;

накрыть полотенцем

8.

Витамин С разрушается:

под воздействием кислорода воздуха;

при постепенном повышении температуры;

при резком повышении температуры;

при длительном воздействии высокой температуры;

при соприкосновении с железом

при соприкосновении со стеклом.

9.

Для максимального сохранения минеральных солей овощи:

варят в воде;

варят в кожуре;

варят на пару

К теме 3. (тестирование)

Какие минеральные вещества входят в состав молока?

кальций;

фосфор;

железо;

магний;

йод.

2.

Какие витамины содержатся в молоке?

А;

В;

РР;

С;

Д.

3.

Какие продукты получают из молока?

творог;

масло сливочное;

сметану;

кефир;

йогурт;

сырники.

4.

Сроки хранения молока:

6 часов;

12 часов;

20 часов.

5.

Сроки хранения сметаны:

72 часа;

36 часов;

24 часа.

6.

Сроки хранения творога:

12 часов;

24 часа;

36 часов.

7.

Сроки хранения сливочного масла:

5 дней;

10 дней;

20 дней.

8.

В какой посуде хранят молоко?

в стеклянной прозрачной;

в железной;

в эмалированной.

9.

Посуду с молоком закрывают крышкой?

да;

нет.

К теме 4. (тестирование)

1.

Яйца, опущенные в кипяток, варятся в «мешочек» ..

2,5 мин.

4 - 5 мин.

8 - 10 мин.

10 - 12 мин.

2.

Что произойдёт со свежим яйцом, если его опустить в ёмкость с солевым раствором?

яйцо будет плавать в растворе;

яйцо опустится на дно;

яйцо всплывет на поверхность раствора.

3.

Чем можно определить качество яйца?

тостером;

овоскопом;

микроскопом.

4.

Что такое меланж?

диетическое яйцо;

столовое яйцо;

замороженная смесь яичных белков и желтков без скорлупы.

5.

Каким витамином наиболее богат желток?

РР ;

С ;

Д.

6.

Какие вещества входят в состав яйца? (Все возможные варианты).

белки;

углеводы;

жиры.

7.

Диетическим яйцом считается, если оно маркировано ...

до 7 суток;

до 10 суток;

до 15 суток.

8.

В чем заключается первичная обработка яиц?

промыть яйцо;

протереть яйцо;

разбить яйцо.

9.

Какие виды тепловой обработки применяются при приготовлении блюд из яиц:

пассерование;

варка;

припускание.

10.

Какая посуда используется для приготовления омлета?

алюминиевая с тонким дном;

жаропрочная;

чугунная с толстым дном.

11.

Какие столовые приборы нужно положить, если на завтрак подаётся яичница - глазунья?

ложка;

вилка и нож;

вилка.

К теме 5. (дебаты)

- Самая лучшая национальная кухня - русская.

- Фитотерапия - «бабушкин» метод лечения.

К теме 6.

Критерии оценивания проектов:

Критерий

Показатели

балл

1. Структурные

1.1. Логичность

достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы проекта

2

обоснование актуальности и ее соответствие теме проекта неполное (показана только общественная или только личностная значимость темы)

1

актуальность не представлена в тексте

0

1.2.Культура исполнения

элементы структуры проекта представлены в полном объеме, приложения соответствуют

2

не все элементы структуры проекта представлены, приложения не соответствуют (по качеству или количеству)

1

большинство элементов структуры проекта не представлено

0

сумма баллов по I критерию (макс. 4 балла)

II. Теоретические (макс. 14 баллов)

2.1.Целостность

проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована

4

проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы

2

постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют

0

2.2. Коммуникативная компетентность

представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками

3

присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет

2

отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации

1

2.3. Информационная компетентность

на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части

7

использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме)

5

источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна

4

источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности

3

источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности

2

используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет

1

сумма баллов по II критерию (макс. 14 баллов)

Критерий

Показатели

макс. балл

III. Исследовательские (макс. 20 баллов)

3.1. Соответствие теоретической и практической частей

практическая часть проекта связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы

3

практическая часть связана с теоретической рассматриваемой проблемой (темой)

2

практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объему

1

3.2.Корректность методов исследования

заявленные методы исследования (инструментарий) использованы корректно

5

отдельные методы (инструментарий) исследования некорректно использованы или нецелесообразны

3

заявленные методы (инструментарий) исследования не использованы или некорректны

1

3.3.Результативность исследования

выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения

6

выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частный характер, не охватывая проблему в полном объеме

3

выводы приведены, но слабо связаны с заявленной проблемой исследования

1

3.4.Элементы исследовательской компетентности

цели и задачи проекта достигнуты, адекватно представлены в выводах

6

цели и задачи проекта достигнуты частично, соотнесены с методами и результатами исследования

3

представлена попытка соотнесения целей и задач с методами и результатами исследования

1

сумма баллов по III критерию (макс. 20 баллов)

IV.

Особое мнение рецензента (до 2-х баллов)

СУММА БАЛЛОВ (макс. 40 баллов)


К теме 7.

Итоговое анкетирование (Приложение №1)

Литература и интернет ресурсы

1. Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. - М.: ВО «Агропромиздат», 1987.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995.

3. Ермакова В.И. Основы кулинарии: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000.

4. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: учеб. пособие для образоват. Учреждений - М.: Просвещение, 2002.

5. studmed.ru/view/testy-po-kulinarii-dlya-professii-povar-konditer_aa846d50788.html

6. samsonova.86gmz-sov.edusite.ru/p53aa1.html

7. festival.1september.ru/



Приложение №1

Анкета

1.Фамилия, имя _____________________________ дата ______________

2.Твое отношение к кружку:

  • мне понравилось заниматься

  • мне было трудно

  • это точно не для меня

  • другое ___________________________________________

3.Сколько времени у вас занимало выполнение работы?

______________________________________________________________

4. Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке?

  • да

  • нет

5. Какого вида работы тебе нравятся больше

  • индивидуальные

  • работа в группе

  • другое ______________________________________________

6. Хотел бы ты продолжить заниматься в данном направлении:

  • да

  • нет

  • другое ______________________________________________

7. Твои пожелания и предложения


© 2010-2022