- Преподавателю
- Технология
- Лоскутная мозаика. Изготовление куклы - оберега
Лоскутная мозаика. Изготовление куклы - оберега
Раздел | Технология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тинякова Ю.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Чернская средняя общеобразовательная школа №1
Сценарий открытого урока по теме:
«ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА»
Автор:
учитель технологии
МКОУ «Чернская СОШ №1 »
Тинякова Юлия Александровна
2016 год
Тема урока: Лоскутная мозаика
Ход урока:
-
Организационный.
(Приветствует уч-ся, пожелание успехов и удачи в работе на уроке).
-Добрый день, ребята! Меня зовут Юлия Александровна. Этот урок проведу у вас я! Я попрошу вас встать и выйти из-за парт.
Чтобы наш урок прошел плодотворно:
- мы должны быть веселыми, улыбнитесь друг другу;
- приветливыми , помашите друг другу;
- дружными , давайте возьмемся за руки.
Не забывайте о взаимовыручке. Как говорили мушкетеры? Один за всех… (и все за одного).
- А сейчас:
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
-
Изучение нового материала.
Постановка темы урока
- Я принесла сегодня на урок волшебный сундучок. Как вы думаете что там? Давайте откроем и посмотрим, какую тайну хранит сундучок. (Включаю обучающихся в диалог)
-Что это ребята? (Достаю лоскуты, ребята отвечают, вывожу слово на доску)
-А это? (достаю мозаику, ребята отвечают, вывожу слово на доске)
-А теперь попробуем составить из этих слов тему урока (уч-ся составляют «Лоскутная мозаика»)
(Подвожу итог беседы)
-Тема нашего урока «Лоскутная мозаика».
Постановка проблемной ситуации
(Предлагаю уч-ся решить проблемную ситуацию)
-У меня за время моей работы, осталась целая гора лоскутов. Очень жалко выбрасывать. Ребята, как вы думаете, что можно сделать с этими лоскутками? (Уч-ся называют предметы сшитые из лоскутков: лоскутное одеяло, прихватка, подушка, сумка, куклы и т.д.).
-А вы знаете историю русской тряпичной куклы? Когда она появилась в России? Какие куклы бывают?
(Прошу выдвинуть идеи на поставленные вопросы .Стимулирую высказывание знаний о лоскутном шитье. Подвожу итог беседы , поощряю правильные предложения)
-
Совсем не страшно, что вы этого не знаете, потому, что на уроке мы обязательно найдем ответы на все вопросы.
-
Я очень рада, что пришла к интересующимся и знающим детям. А значит, вы очень поможете мне в течение урока
Постановка целей урока:
(Ставлю цели урока: )
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей русской тряпичной куклы, научимся работать по алгоритму и создавать законченный художественный образ при изготовлении куклы-оберега.
Открытие новых знаний:
- Лоскутное шитье используется в самых различных областях рукоделия. Сегодня мы остановимся на одном направлении - лоскутная кукла, более конкретно - лоскутная кукла-оберег.
- Внимание на экран.
Презентация «Русская тряпичная кукла»
-
Практическая работа с самопроверкой по образцу
-Весь необходимый материал лежит перед вами. Ребята, внимание, для работы нам понадобятся ножницы, давайте вспомним ТБ при работе с ножницами.
Создание куклы-оберега «Колокольчик»
(Объясняю особенности изготовления куклы и проверяю правильность выполнения работы, помогаю при необходимости).
-
Приступаем к сотворению куклы! Возьмите 3 круга… Кладем на стол круг из ткани сначала самого большого диаметра, на него кладем круг среднего диаметра, а сверху закрываем кругом из ткани самого маленького диаметра (вся ткань выкладывается лицом вверх). Следите за тем, чтобы ткань легла ровно, и не было перекосов. Переворачиваем на изнанку. На кукле три юбки как три тела. А когда телу хорошо, на душе радость и дух спокоен, когда между ними лад, это и есть счастье. Эта кукла - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.
-
Чтобы кукла держала форму, нам нужно ее наполнить. В качестве наполнителя мы используем мелкие лоскутки, обрезки нитей - все, что осталось от шитья, т.е. ничего у нас не пропадет, ничего не выбросится. У нас с вами есть синтепон, которым мы воспользуемся. В руках сминаем в шарик из синтепона, кладем его в центр юбки.
-
Затем формируем голову нашей куклы. Собираем все три юбки в сборку, внутри остается синтепон, смятый в шарик - это голова. Переворачиваем куклу.
Завязываем вокруг головы красную нить. Получилась шея. Я взяла красную хлопчатобумажную нить не случайно. В славянском костюме немаловажную роль играла вышивка. Она так же выполняла обереговую защитную функцию и выполнялась красными нитями. Так что наша красная нить - это имитация вышивки.
-
Берем нашу белую хлопчатобумажную ткань для лица, кладем ее на стол складываем противоположными углами к центру, как показано на рисунке. Примеряем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. Не меньше. Присборяем белую ткань вокруг шеи куклы.
-
Заматываем красной нитью. Обережным куклам не рисовали лица. Считалось, что в расписанную куклу может вселиться дух и навредить хозяину. Поэтому все обрядовые и обереговые куклы были безлики.
-
Приступаем к созданию рук … Угол ткани пригибаем . Подворачиваем края. Завязываем на запястье красной нитью. Формируем вторую руку.
-
Повязываем косынку - треугольник из ткани. Так как наша куколка девочка юная, завязываем узелок под подбородком.
-
Берем колокольчик и закрепляем лентой к рукам. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье.
И вот она - кукла «Колокольчик» - куколка-девочка добрых вестей готова.
Оценка
А теперь оцените свою работу согласно критериям:
(Знакомлю с критериями оценивания готового изделия)
-завершенность,
-аккуратность.
(Организую работу по анализу выполненного задания)
-
Итог занятия. Рефлексия.
(Организую рефлексию)
-Вы получили удовлетворение от своей работы?
Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из левой колонки а окончание из правой колонки.
1. На уроке я работала
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
(Организую коллективную демонстрацию работ обучающихся)
Ребята, большое спасибо вам за урок. Я очень рада нашему знакомству. Я никогда не забуду ваш класс, а чтобы вы помнили обо мне куклы-колокольчики возьмите в подарок. Всего вам доброго!