Лоскутная мозаика. Изготовление куклы - оберега

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Чернская средняя общеобразовательная школа №1





Сценарий открытого урока по теме:

«ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА»





Автор:

учитель технологии

МКОУ «Чернская СОШ №1 »

Тинякова Юлия Александровна











2016 год

Тема урока: Лоскутная мозаика

Ход урока:

  1. Организационный.

(Приветствует уч-ся, пожелание успехов и удачи в работе на уроке).

-Добрый день, ребята! Меня зовут Юлия Александровна. Этот урок проведу у вас я! Я попрошу вас встать и выйти из-за парт.

Чтобы наш урок прошел плодотворно:

- мы должны быть веселыми, улыбнитесь друг другу;

- приветливыми , помашите друг другу;

- дружными , давайте возьмемся за руки.

Не забывайте о взаимовыручке. Как говорили мушкетеры? Один за всех… (и все за одного).

- А сейчас:

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.



  1. Изучение нового материала.

Постановка темы урока

- Я принесла сегодня на урок волшебный сундучок. Как вы думаете что там? Давайте откроем и посмотрим, какую тайну хранит сундучок. (Включаю обучающихся в диалог)

-Что это ребята? (Достаю лоскуты, ребята отвечают, вывожу слово на доску)

-А это? (достаю мозаику, ребята отвечают, вывожу слово на доске)

-А теперь попробуем составить из этих слов тему урока (уч-ся составляют «Лоскутная мозаика»)

(Подвожу итог беседы)

-Тема нашего урока «Лоскутная мозаика».

Постановка проблемной ситуации

(Предлагаю уч-ся решить проблемную ситуацию)

-У меня за время моей работы, осталась целая гора лоскутов. Очень жалко выбрасывать. Ребята, как вы думаете, что можно сделать с этими лоскутками? (Уч-ся называют предметы сшитые из лоскутков: лоскутное одеяло, прихватка, подушка, сумка, куклы и т.д.).

-А вы знаете историю русской тряпичной куклы? Когда она появилась в России? Какие куклы бывают?

(Прошу выдвинуть идеи на поставленные вопросы .Стимулирую высказывание знаний о лоскутном шитье. Подвожу итог беседы , поощряю правильные предложения)

  1. Совсем не страшно, что вы этого не знаете, потому, что на уроке мы обязательно найдем ответы на все вопросы.

  2. Я очень рада, что пришла к интересующимся и знающим детям. А значит, вы очень поможете мне в течение урока

Постановка целей урока:

(Ставлю цели урока: )

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей русской тряпичной куклы, научимся работать по алгоритму и создавать законченный художественный образ при изготовлении куклы-оберега.

Открытие новых знаний:

- Лоскутное шитье используется в самых различных областях рукоделия. Сегодня мы остановимся на одном направлении - лоскутная кукла, более конкретно - лоскутная кукла-оберег.

- Внимание на экран.

Презентация «Русская тряпичная кукла»


  1. Практическая работа с самопроверкой по образцу

-Весь необходимый материал лежит перед вами. Ребята, внимание, для работы нам понадобятся ножницы, давайте вспомним ТБ при работе с ножницами.

Создание куклы-оберега «Колокольчик»

(Объясняю особенности изготовления куклы и проверяю правильность выполнения работы, помогаю при необходимости).


  1. Приступаем к сотворению куклы! Возьмите 3 круга… Кладем на стол круг из ткани сначала самого большого диаметра, на него кладем круг среднего диаметра, а сверху закрываем кругом из ткани самого маленького диаметра (вся ткань выкладывается лицом вверх). Следите за тем, чтобы ткань легла ровно, и не было перекосов. Переворачиваем на изнанку. На кукле три юбки как три тела. А когда телу хорошо, на душе радость и дух спокоен, когда между ними лад, это и есть счастье. Эта кукла - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.

  2. Чтобы кукла держала форму, нам нужно ее наполнить. В качестве наполнителя мы используем мелкие лоскутки, обрезки нитей - все, что осталось от шитья, т.е. ничего у нас не пропадет, ничего не выбросится. У нас с вами есть синтепон, которым мы воспользуемся. В руках сминаем в шарик из синтепона, кладем его в центр юбки.

  3. Затем формируем голову нашей куклы. Собираем все три юбки в сборку, внутри остается синтепон, смятый в шарик - это голова. Переворачиваем куклу.

Завязываем вокруг головы красную нить. Получилась шея. Я взяла красную хлопчатобумажную нить не случайно. В славянском костюме немаловажную роль играла вышивка. Она так же выполняла обереговую защитную функцию и выполнялась красными нитями. Так что наша красная нить - это имитация вышивки.

  1. Берем нашу белую хлопчатобумажную ткань для лица, кладем ее на стол складываем противоположными углами к центру, как показано на рисунке. Примеряем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. Не меньше. Присборяем белую ткань вокруг шеи куклы.

  2. Заматываем красной нитью. Обережным куклам не рисовали лица. Считалось, что в расписанную куклу может вселиться дух и навредить хозяину. Поэтому все обрядовые и обереговые куклы были безлики.

  3. Приступаем к созданию рук … Угол ткани пригибаем . Подворачиваем края. Завязываем на запястье красной нитью. Формируем вторую руку.

  1. Повязываем косынку - треугольник из ткани. Так как наша куколка девочка юная, завязываем узелок под подбородком.

  2. Берем колокольчик и закрепляем лентой к рукам. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье.

И вот она - кукла «Колокольчик» - куколка-девочка добрых вестей готова.

Оценка

А теперь оцените свою работу согласно критериям:

(Знакомлю с критериями оценивания готового изделия)

-завершенность,

-аккуратность.

(Организую работу по анализу выполненного задания)



  1. Итог занятия. Рефлексия.

(Организую рефлексию)

-Вы получили удовлетворение от своей работы?

Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из левой колонки а окончание из правой колонки.

1. На уроке я работала

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

(Организую коллективную демонстрацию работ обучающихся)

Ребята, большое спасибо вам за урок. Я очень рада нашему знакомству. Я никогда не забуду ваш класс, а чтобы вы помнили обо мне куклы-колокольчики возьмите в подарок. Всего вам доброго!

© 2010-2022