Программа элективного курса по выжиганию

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»

Город Олекминск, Олекминский район, РС(Я)

Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Директор МКОУ Начальник УООР

«С(К)ОШ-И №7 VIII в.»

­_____________ Молчанова Т.Ю. ___________Алексеева Т.И ________ Лыткина Л.Е

От «____»_______ 20 ___г «____»_______ 20 ___г От «____»_______ 20 ___г


Протокол№____________

От «____»_______ 20 ___г


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

« ВЫЖИГАНИЕ»

Ноговицын Евгений Георгиевич,

учитель профессионального труда высшей категории Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»

2014 г.

1. Пояснительная записка.

Общеобразовательная школа призвана воспитывать развитых людей. Неотъемлемой частью этого процесса является эстетическое воспитание подрастающего поколения. Большую роль в этом играют занятия различными видами декоративно­-прикладного искусства, сочетающее эстетическое начало, ручной труд. Они способны заинтересовать, увлечь учащихся, оказать благоприятное влияние на их внутренний мир, на формирование эстетических взглядов и развитие художественного вкуса. Взяв в руки карандаш, сделав первые наброски своей будущей работы, учащийся становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

Выжигание особый способ украшать естественные разрезы дерева, преимущественно белого или слабо окрашенного, при помощи выжигания на нем различных изображений и узоров. Способ этот сразу завоевал себе всеобщее одобрение и почетное место среди многочисленных занятий прикладного искусства, имеющих весьма разнообразное применение.

Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие - несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Учащиеся на практике познакомятся с декоративными свойствами материалов. Весь процесс создания художественных изделий невозможен без умения обращаться с материалами, инструментами, которыми учащиеся пользуются во время занятий.

Художественная обработка материалов поможет учащимся установить связь между изобразительным искусством, трудом. Занятия выжиганием углубляют не только эстетические знания, они формируют и специальные навыки - культуру труда, интерес к творческому процессу, приучат доводить начатое дело до конца, будут способствовать развитию ловкости, глазомера, воспитание уважения к труду.

2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Главной целью обучения и воспитания детей в школе является обеспечение условий для раскрытия и развития интеллектуально-духовных свойств личности с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Выжигание по дереву поможет развить ребёнку внимание, аккуратность и усидчивость. Эта работа откроет возможности для развития воображения, раскрытия творческого потенциала ребёнка.

Программа элективного курса «Выжигание» художественно - эстетического направления, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения. Возрастной диапазон: 4-9 класс. Срок реализации программы: 3 года.

В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно­эстетическое воспитание учащихся через знакомство с историей художественного ремесла - выжигания и ориентацией на обеспечение условий для конкретного творческого труда.

Новизна заключается в том, что программа приобщает детей и подростков к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства, способствует реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося.

Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, с установкой на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия и заканчивая его представлением на выставках.

Теоретическая часть программы предусматривает ознакомление учащихся с особенностями рисунка, видами декоративно - прикладного искусства, процессом создания художественных изделий; физическими и химическими свойствами древесины, с ее декоративными качествами; техникой выжигания и инструментами; с методами отделки изделий, видами лакокрасочных покрытий; правилами безопасности при работе.

Практическая часть программы предусматривает освоение учащимися художественной обработки материала в технике и создание на основе полученных ими теоретических знаний собственных художественных изделий. Творческий процесс по созданию изделий художественным выжиганием носит обучающий характер с целью расширения и углубления общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков, способствует развитию у учащихся интереса к активной творческой деятельности, трудовому, эстетическому и нравственному воспитанию.

В обеспечении создания наиболее благоприятных условий для развития реальных способностей того или другого рёбёнка применяется дифференцированный подход, при котором процесс обучения построен с учётом особенностей группы учащихся (возраст, интересы и др). Такой подход делает работу учителя более результативной, позволяет вносить коррективы в педагогическое воздействие и в тоже время охватывает всех учащихся.

Учебный материал в программе распределен по четвертям и темам:

  1. четверть: Особенности рисунка и композиции декоративно-прикладного

искусства (18 часов)

  1. четверть: Древесина - распространенный материал (14 часов)

  2. четверть: Древесина - декоративный материал (6 часов)

Отделка изделия (14 часов)

1Учетверть: Лакокрасочные покрытия (16 часов)

Занятия проводятся в школьных учебных мастерских по техническому труду. Особое внимание в работе с учащимися уделяется вопросам охраны труда, правил

безопасной работы и санитарно-гигиенических условий труда при выжигании по древесине.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам второго поколения в формировании компетентной, творческой личности.

Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников.

3. Цель и задачи программы.

Основная цель обучения - сформировать художественный вкус и эстетические взгляды у учащихся, путем вовлечения их в процесс творческого труда создания декоративного изделия художественным выжиганием по дереву.

В соответствии с обозначенной целью решаются следующие задачи:

Обучающие:

  • познакомить с различными видами выжигания;

  • обучить основным приемам и навыкам работы с электровыжигателем;

  • научить учащихся созданию красивых композиций соответствующих выбранному материалу, познакомить с основными принципами построения композиции;

  • обучить различать, сравнивать, правильно определять цвета;

  • научить целенаправленно анализировать, сравнивать и сопоставлять изображаемые предметы;

  • научить использовать книги, журналы для перевода рисунков, орнаментов для выжигания на деревянные заготовки.

Развивающие:

  • развитие у учащихся способности к художественному восприятию окружающей среды;

  • развитие познавательной активности и способности к саморазвитию;

  • развитие и формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать прекрасное;

  • развитие творческих и художественных наклонностей;

  • развитие у учащихся пространственной ориентировки;

  • развитие мелкой моторики рук, глазомера;

  • развитие умения вести диалог, контактировать в совместной творческой деятельности.

Воспитательные:

  • увлечение выжиганием пробуждает у учащихся стремление к содержательному использованию свободного времени;

  • воспитание трудолюбия, аккуратности при работе с материалом и инструментом;

  • формирование уважительного отношения к чужому труду;

  • воспитание чувства удовлетворенности от изделия, сделанного своими руками.

В результате освоения программы у учащихся предполагается формирование следующих универсальных учебных действий:

  • Предметные - овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

  • Регулятивные - определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

  • Познавательные - умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задачи (зачистки поверхности дощечки, нанесение рисунка, работа с электровыжигателем); выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

  • Коммуникативные - умение вести учебное сотрудничество на занятии с педагогом, одногруппниками в группе.

  • Личностные - самоорганизация; проявление интереса и активности в выборе решения; умение овладеть нормами и правилами организации труда; умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

По завершению изучения данной программы элективного курса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

В результате прохождения данной программы учащиеся

Должны знать:

  • принципы организации рабочего места;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ;

  • основные понятия графики, графического изображения (эскиз, рисунок);

  • физические и химические свойства материалов (древесина, металл);

  • принцип подбора столярного, слесарного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство электровыжигателя, правила безопасной работы с ним;

  • приемы работы с электровыжигателем;

  • способы отделки древесины - шлифование, окраска, лакирование;

  • правила обработки изделия, виды абразивных материалов;

  • правила применения и хранения лаков и растворителей, правила безопасной работы с ними;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления и декорирование изделий выжиганием;

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • применять столярный, слесарный инструмент по назначению;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • правильно применять краски, лакокрасочные покрытия и использовать растворители;

  • производить отделку изделий с учётом дизайна;

  • самостоятельно отбирать композиции для выжигания;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания;

• экономно расходовать материалы, электроэнергии, бережно обращаться с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

Учащиеся по окончанию обучения должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию по дереву;

  • разработки и составление композиции для выжигания;

  • выполнение декорирования изделий - выжиганием;

  1. Критерии и показатели оценки знаний.

  1. Степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями.

  2. Применение полученных знаний на практике.

  3. Соблюдение технических и технологических требований.

  4. Качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия.

  5. Соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии.

  6. Познавательная активность и творческий подход, желание трудиться.

  7. Самостоятельность.

  8. Партнёрские отношения при совместной работе.

  1. Методы и формы обучения.

Формы организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

  1. Словесные - рассказ, беседа, объяснение.

  2. Наглядные - иллюстрации, демонстрации.

  3. Практические - практические задания.

  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые - повторение.

  5. Эвристический - продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества

  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

  1. Учебно - тематический план.


Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

I четверть

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Особенности рисунка и композиции декоративно-прикладного искусства

18

2.1.

Краткий обзор о художественной обработке древесины, металла.

2

2

2.2.

Виды декоративно-прикладного искусства. Ручной Труд.

2

2

2.3.

Процесс создания художественных изделий, используя столярный слесарный инструмент.

1

1

2

2.4.

Выбор сюжета для декоративных работ. Репродукции картин.

1

1

2

2.5.

Подготовительный рисунок. Сюжеты для декоративных работ.

1

1

2

2.6.

Произведения искусства. Работы и образцы работ учащихся.

1

1

2

2.7.

Факторы, определяющие рисунок. Материал, инструмент.

1

1

2

2.8.

Выбор рисунка. Подготовка материала. Формат рисунка.

1

1

2

2.9.

Зависимость композиции от материала. Перевод рисунка на материал.

1

1

2

II четверть

3.

Древесина - распространенный материал.

14

3.1.

Физические и химические свойства древесины.

2

2

3.2.

Декоративное качество древесины. Критерии: цвет, блеск, текстура.

1

1

2

3.3.

Виды фанеры. Ее свойства.

1

1

2

3.4.

Техника выжигания при выполнении декоративных работ.

1

1

2

3.5.

Инструменты для выжигания. Устройство и назначение выжигателя.

1

1

2

3.6.

Правила безопасности при работе электровыжигател ем.

1

1

2

3.7.

Приемы работы электровыжигателем.

1

1

2

П1 четверть

4.

Древесина - декоративный материал.

6

4.1.

Пиломатериал. Строение дерева.

2

2

4.2.

Технические сведения о древесине.

1

1

2

4.3.

Ручная обработка древесины.

1

1

2

5.

Отделка изделия.

14

5.1.

Выбор формата: инструменты и приспособления.

1

1

2

5.2.

Обработка изделия. Виды абразивного материала.

1

1

2

5.3.

Перевод рисунка на фанеру.

1

1

2

5.4.

Покраска рисунка. Применение цветных карандашей, фломастеров.

1

1

2





5.5.

Оформление работ. Орнамент рамки. Способы выполнения.

1

1

2

5.6.

Хранение и применение лаков, растворителей. Правила безопасности при покрытии лаком.

1

1

2

5.7.

Применение красителей. Приемы покрытия изделия, декоративной работы морилкой, лаком.

1

1

2

IV четверть

6.

Лакокрасочные покрытия.

16

6.1.

Непрозрачная отделка. Краски, кисти.

1

1

2

6.2.

Прозрачная отделка. Подготовка поверхности декоративной работы.

1

1

2

6.3.

Применение лакокрасочных материалов в деревообработке.

1

1

2

6.4.

Растворители. Их применение. Пигменты (бронза, алюминий)

1

1

2

6.5.

Лаки из природных смол.

1

1

2

6.6.

Нитролаки. Их назначение и применение.

1

1

2

6.7.

Правила безопасности при работе лаками, растворителями. Их хранение.

1

1

2

6.8.

Технология нанесения кистями, тампонами лаков на поверхность декоративной работы.

1

1

2


Программа элективного курса по выжиганию











  1. Список литературы.

  1. Дэниел Райт. Искусство выжигания по дереву. - М.: Контэнт, 2005.

  2. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. - М.: Просвещение, 2002 г.

  3. Норма Грегори. Выжигание по дереву. - М.: Ниола 21 век, 2007.

  4. Нейл Боб. Стильные штучки из дерева. - М: АСТ-ПРЕСС, 2006.

  5. Никитина А. Узорочье. Словарь символов и знаков, встречающихся в вышивке резьбе, чеканке, литье - М.: Ворожея, 2013

  6. Панченко В.В. Серия: Мастерская. Выжигание по дереву. - М.: ФЕНИКС, 2006.

  7. Пулл Стефан. Выжигание по дереву/пер. с анг. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.

  8. Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву. - М.: изд-во РИПОЛ классик, 2011.

  9. Финягин В.В. Дерево. Изделия своими руками. - М.: АСТ/Астрель, 2001.

  10. Хворостов А.С.Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1988.

  11. Хворостов А.С.Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву М.: Просвещение, 1985.


© 2010-2022