- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа ПМ. 01 Приготовление блюд из овощей и грибов
Рабочая программа ПМ. 01 Приготовление блюд из овощей и грибов
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Глазкова Е.И. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Свободинский аграрно-технический техникум им. К.К.Рокоссовского» Ушаковский филиал
ПРИНЯТ
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от « 28 » августа 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОБПОУ
«САТТ им.К.К.Рокоссовского»
__________________ Е.А.Громаков
«__29__»_ августа_ 2015 г.
Приказ № от «____» _августа_ 2015 г.
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессионального модуля
ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов
по программам
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Профессия 19.01.17 Повар, кондитер
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦ МК
протокол № 1 от «_27_» _августа_ 2015 г.
2015 год
Содержание
-
Паспорт рабочей программы профессионального модуля…. .. 4
-
Результаты освоения профессионального модуля……………. 5
-
Структура и содержание профессионального модуля ……….. 6
-
Условия реализации профессионального модуля…………….. 8
-
Контроль и оценка результатов освоения профессионального
модуля (вида профессиональной деятельности) ……………………10
2
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 19.01.17 Повар, кондитер
Организация-разработчик - ОБПОУ САТТ им. К. К. Рокоссовского
Разработчики:
Глазкова Е.И. - преподаватель специальных дисциплин первой
квалификационной категории,
мастер производственного обучения высшей квалификационной
категории ОБПОУ САТТ им. К. К. Рокоссовского
3
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов
1.1. Область применения рабочей программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): приготовление блюд из овощей и грибов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1 Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.
ПК 1.2 Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.
1.2 Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью освоения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
обработки, нарезки и приготовления блюд из овощей и грибов
уметь:
проверять органолептическим способом годность овощей и грибов;
выбирать производственный инвентарь и оборудование для обработки и приготовления блюд из овощей и грибов;
обрабатывать различными методами овощи и грибы;
нарезать и формовать традиционные виды овощей и грибов;
охлаждать и замораживать нарезанные овощи и грибы
знать:
ассортимент, товароведную характеристику и требования к качеству различных овощей и грибов;
характеристику основных видов пряностей, приправ, пищевых добавок, применяемых при приготовлении блюд из овощей и грибов;
технику обработки овощей, грибов, пряностей;
способы минимизации отходов при нарезке и обработке овощей и грибов;
температурный режим и правила приготовления простых блюд и гарниров из
овощей и грибов;
правила проведения бракеража;
способы сервировки и варианты оформления и подачи простых блюд и гарниров, температуру подачи;
правила хранения овощей и грибов;
виды технологического оборудования и производственного инвентаря, используемых при обработке овощей, грибов, пряностей;
правила их безопасного использования
1.3. Количество часов на освоение образовательной программы профессионального модуля:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 104 часа, включая:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 13 часов,
в том числе практические работы - 6 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 7 часов;
учебная практика - 24 часа;
производственная практика - 60 часов.
2. Результаты освоения профессионального модуля.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности приготовление блюд из овощей и грибов, в том числе профессиональными компетенциями (ПК) и общими компетенциями (ОК):
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ
ПК 1.2.
Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессио-нальных компе-тенций
Наименование разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс.учебная нагрузка и практика)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихсяся
самостоятельная работа обучающегося, часов
учебная, часов
произ-водствен-ная,
часов
всего, часов
в т.ч.лабор. и практич., часов
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК 1.1
Раздел 1. Механическая кулинарная обработка овощей и грибов
20
6
3
3
6
12
48
ПК 1.2
Раздел 2. Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов
24
7
3
4
18
Производствен-ная практика
60
Всего
104
13
6
7
24
60
5
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала практические занятия и самостоятельная работа
обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Механическая кулинарная обработка овощей и грибов
18
МДК 01.01
Технология обработки сырья и приготовления блюд из овощей и грибов
6
Кулинарная обработка и нарезка клубнеплодов, корнеплодов, капустных, луковых, тыквенных и томатных овощей.
Значение овощей в питании. Классификация овощей и грибов. Сборник рецептур и техническая документация. Порядок приемки овощей и определение их качества. Последовательность обработки овощей, виды и способы нарезки Порядок и сроки хранения очищенных и нарезанных овощей.
1
3
Практическое занятие:
Упражнение по обработке и нарезке клубнеплодов, корнеплодов, капустных, луковых, тыквенных и томатных овощей.
Последовательность обработки клубнеплодов, корнеплодов, капустных, луковых, тыквенных и томатных овощей. Виды и способы нарезки овощей, кулинарное использование.
1
3
Кулинарная обработка свежих и соленых огурцов, свежих, сушеных и соленых грибов, десертных, листовых и пряных овощей, зелени.
Ассортимент, виды и правила обработки огурцов и грибов, требования к качеству. Нормы отходов при обработке огурцов и грибов. Техника и последовательность обработки.
2
3
Практическое занятие:
Упражнение по обработке и нарезке свежих и соленых огурцов, свежих, сушеных и соленых грибов, определение % отходов.
Упражнения по обработке и нарезке огурцов и грибов. Нормы отходов при обработке огурцов и грибов. Работа со сборником рецептур.
2
3
Учебная практика
Виды работ:
- организация рабочих мест в овощном цехе;
- подбор оборудования, инструментов и инвентаря, подготовка к работе картофелеочистительных и овощерезательных машин;
- определение качества овощей, грибов; сортировка, калибровка овощей;
- обработка овощей и грибов;
- шинковка и нарезка овощей и грибов;
- охлаждение и замораживание отдельных видов овощей.
6
3
Самостоятельная работа при изучении раздела 1.
Шинковка и нарезка овощей. Консервация различных форм нарезки овощей с использованием пищевых кислот. Составление цветочной композиции из овощей.
3
4
Раздел 2.
Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов
7
Технология приготовления блюд и гарниров из отварных, припущенных, жареных, тушеных и запеченных овощей.
Классификация овощных блюд. Правила варки и припускания овощей. Технология приготовления блюд: овощи отварные, овощи припущенные, картофельное пюре, картофель в молоке. Варианты оформления, правила подачи. Требования к качеству блюд. Правила проведения бракеража готовой пищи.
2
3
Практическое занятие:
Приготовления блюд и гарниров из отварных, припущенных, жареных, тушеных и запеченных овощей.
Способы варки, жарки, овощей. Последовательность варки, припускания, жарки овощей основным способом и во фритюре. Тушение и запекание. Технология приготовления блюд: картофель, кабачки, баклажаны жареные, картофель, капуста тушеные, рагу из овощей. Последовательность приготовления блюд: голубцы овощные, перец, помидоры фаршированные. Варианты оформления, способы подачи. Требования к качеству блюд.
2
3
Технология приготовления блюд и гарниров из овощных масс и грибов.
Последовательность приготовления блюд и гарниров из овощных масс. Технология приготовления блюд: котлеты картофельные, морковные, свекольные, рулет картофельный, крокеты. Виды блюд из грибов. Требования к качеству, правила подачи.
1
3
Практическое занятие:
Приготовление блюд и гарниров из овощных масс и грибов.
Приготовление блюд из овощей: рулет картофельный; капуста тешенная; крокеты картофельные; голубцы овощные.
1
3
Зачёт
1
Учебная практика
Виды работ:
- Механическая кулинарная обработка овощей и грибов;
- Приготовление блюд и гарниров из отварных, жареных и припущенных овощей и грибов.
- Приготовление блюд и гарниров из тушёных, запечённых, фаршированных овощей, овощных масс и блюд из грибов.- приготовление блюд из жареных овощей;
- Промежуточная аттестация в форме зачета.
24
6
6
6
6
3
Самостоятельная работа при изучении раздела 2.
Расчет сырья по сборнику рецептур для приготовления блюд на практических занятиях.
4
3
Производственная практика
Виды работ:
- Механическая кулинарная обработка овощей и грибов.
- Нарезка овощей и грибов.
- Приготовление блюд и гарниров из отварных и припущенных овощей
- Приготовление блюд и гарниров из жареных овощей основным способом и во фритюре.
- Приготовление блюд и гарниров из тушеных овощей.
- Приготовление блюд и гарниров из запечённых овощей.
- Приготовление блюд и гарниров из овощных масс.
- Приготовление блюд из фаршированных овощей
- Приготовление блюд из грибов
- Промежуточная аттестация в форме зачета.
60
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
3
4. Условия реализации профессионального модуля
4.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация профессионального модуля осуществляется в:
учебных кабинетах: технологии кулинарного производства, безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
мастерских: учебного кулинарного цеха;
лаборатории: микробиологии, санитарии и гигиены; товароведения продовольственных товаров; технического оснащения и организации рабочего места.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
учебная мебель для обучающихся, рабочее место для преподавателя, шкафы, плакатницы, учебная доска, плакаты, видеофильмы, электронные файлы, учебники, учебные пособия, муляжи блюд из овощей.
Технические средства обучения:
мультимедийный комплекс, телевизор, видеомагнитофон.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
производственные столы, машина для очистки овощей, машины для нарезки сырых и вареных овощей, комплекты производственных ножей, приспособления и инструменты, необходимый инвентарь и посуда, муляжи и натуральные образцы овощей, грибов, блюд из них, холодильное оборудование, универсальный привод со сменным механизмом «Мясорубка».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1. Микробиологии, санитарии и гигиены - микроскопы, натуральные образцы дезинфицирующих и гигиенических средств, инструментарий, инструкционные карты.
2. Товароведения продовольственных товаров - столы, стулья, разделочные доски, ножи, натуральные образцы овощей и грибов, муляжи образцов некачественных овощей, стандарты, сертификаты качества.
3. Технического оснащения и организации рабочего места - учебная мебель, образцы оборудования для овощного цеха, плакаты, схемы.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Производственные столы, машины для обработки и нарезки овощей; муляжи блюд, натуральные образцы овощей, инструменты, посуда, плакаты, стандарты, сборники рецептур, инструкционные карты, инструкции по охране труда.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий 2011гг;
-
Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария, 2013;
-
Золин В.П. Технологическое оборудование предприятий общественного питания, 2012;
-
Матюхина З.П., Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов, 2014;
-
Матюхина З.П. Физиология питания, гигиена и санитария, 2010;
-
Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания, 2012;
Дополнительные источники:
-
Учебное пособие по производственному обучению профессии «Повар», 1,2 части, 2007;
-
Интернет-информация :
-
- bestlibrary.ru
-
- lib.msu.su/
-
- vavilon.ru/
-
- edic.ru
-
- cooksmeal.ru/chefs/
-
- biopro16.ru/
-
- lib.
8
4.3. Организация образовательного процесса
Теоретические занятия проводятся в учебном кабинете специальных дисциплин по кулинарии согласно расписанию и учебному плану, практические занятия организуются и проводятся в учебной кухне-лаборатории (учебном кулинарном цехе).
Учебная и производственная практика проводится в действующих базовых предприятиях общественного питания по договорам о социальном партнерстве, в овощном и горячем цехах, а также в учебных комнатах предприятий.
Учебная и производственная практика организуется после изучения разделов междисциплинарного курса и разделов общепрофессионального цикла.
Перед отработкой данного модуля необходимо изучить разделы следующих предметов:
Основы микробиологии, гигиены и санитарии, раздел «Личная гигиена повара. Производственная санитария»
Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров, раздел «Пищевые вещества и их значение», «Овощи»
Техническое оснащение и организация рабочего места,
Раздел «Механическое оборудование»
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: образование высшее профессиональное (инженерно-технологическое).
Квалификация педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: образование не ниже среднего специального, квалификация - повар 4-6 разрядов.
Инженерно-педагогический состав: преподаватель специальных дисциплин.
Мастера: мастер производственного обучения с квалификацией «Повар 4-6 разрядов».
5. Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК.1Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ
- выбор температурного режима и условий хранения традиционных видов овощей и грибов;
- определение годности традиционных видов овощей и грибов.
- оценка выполнения тестовых заданий
- оценка выполнения практических работ, работ на учебной и производственной практике
- проверка исправности механического оборудования для очистки и нарезки овощей;
- правильная последовательность выполнения действий по безопасной эксплуатации технологического оборудования;
- организация рабочего места по обработке и нарезке овощей вручную и механическим способом.
- тестирование
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ, работ на учебной и производственной практике
- выбор способа обработки традиционных видов овощей и грибов;
- соответствие и правильность формы нарезки традиционных видов овощей и грибов заданию;
- выполнение действий по нарезке овощей (простые формы, сложные формы) вручную и механическим способом;
- выполнение действий по подготовке традиционных видов овощей и грибов к фаршированию;
- выполнение действий по подготовке к тепловой обработке десертных овощей;
- точность расчета количества отходов при обработке сырья;
- точность проведения оценки качества обработанных овощей и грибов;
- выполнение действий по хранению обработанных овощей и грибов.
-
экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ, работ на учебной и производственной практике;
-
защита практических работ;
-
экспертная оценка демонстрации умений на экзамене (квалификационном);
-
мониторинг освоенных умений (самооценка) по дневнику производственной практики.
ПК2.Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил при организации рабочего места по приготовлению блюд из овощей и грибов;
- выбор условий и сроков хранения готовых блюд и гарниров из овощей и грибов.
- тестирование;
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ, работ на учебной и производственной практике.
- проверка исправности теплового оборудования для процесса приготовления блюд и гарниров из овощей и грибов;
- организация рабочего места по приготовлению блюд и гарниров из овощей и грибов;
- соблюдение правил по безопасной эксплуатации оборудования, инструментов, инвентаря, используемых при приготовлении блюд и гарниров из овощей и грибов;
- выбор оборудования, посуды, инвентаря для процесса приготовления блюд и гарниров из овощей и грибов.
- тестирование;
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ, работ на учебной и производственной практике;
- экспертная оценка выполнения действий по безопасной эксплуатации оборудования, инструментов, инвентаря.
- выбор тепловых режимов при приготовлении блюд и гарниров из овощей и грибов;
- выполнение действий по приготовлению блюд и гарниров из овощей и грибов;
- выполнение действий по приготовлению блюд из овощей и грибов с учетом временного регламента;
- оформление и отпуск блюд и гарниров из овощей и грибов;
- расчет количества сырья для приготовления блюд и гарниров из овощей и грибов;
- проведение бракеража готовых блюд и гарниров из овощей и грибов;
- выбор посуды для отпуска блюд и гарниров из овощей и грибов.
- тестирование;
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ, работ на учебной и производственной практике;
- экспертная оценка выполнения действий по безопасной эксплуатации оборудования, инструментов, инвентаря;
-
защита практических работ;
-
презентация портфолио (компьютерная презентация, отражающая уровень освоенных умений и демонстрация в виде фотоматериалов продуктов деятельности);
- экспертная оценка демонстрации умений на экзамене (квалификационном).
- выбор режимов хранения готовых блюд из овощей и грибов в зависимости от вида реализации;
- выполнение действий по вакуумированию, охлаждению, замораживанию готовых блюд и гарниров из овощей и грибов;
- организация процесса хранения готовых блюд и гарниров из овощей и грибов до момента реализации.
- тестирование;
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ, работ на учебной и производственной практике;
- экспертная оценка выполнения действий по безопасной эксплуатации оборудования, инструментов, инвентаря;
- экспертная оценка демонстрации умений на экзамене (квалификационном).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- анализ ситуации на рынке труда;
- быстрая адаптация к внутриорганизационным условиям работы;
- выполнение заданий для самостоятельной работы, домашних заданий и заданий при аудиторном обучении;
- понимание значимости профессии для здоровья потребителей через соблюдение требований по безопасности продукции в процессе выполнения практических работ и выполнения заданий по практике.
- наблюдение и оценка мастера производственного обучения при отработке практических занятий и при выполнении работ по учебной и производственной практике;
- профориентационное тестирование.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- определение цели и порядка работы;
- обобщение результата;
- использование в работе полученные ранее знания и умения;
- рациональное распределение времени при выполнении работ.
- мониторинг умений при самостоятельной оценке собственной деятельности (по дневнику);
- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практикам.
ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- определяет дефекты сырья и готовой продукции;
- указывает причины возникновения дефектов и предлагает способы их устранения;
- сравнивает технологические процессы (сравнивает % потерь и выход готовых блюд и изделий при различных способах тепловой обработки одних и тех же видов овощей и грибов);
- выполняет действия по контролю исправности и чистоты производственного оборудования, инвентаря и посуды;
- оценивает соответствие выхода готовой продукции норме и соответствие готовой продукции требованиям к качеству;
- производит самооценку в процессе мониторинга;
- соблюдает условия безопасности при выполнении действий на рабочем месте.
- наблюдение и оценка мастера производственного обучения при отработке практических занятий и при выполнении работ по учебной и производственной практике;
- мониторинг умений при самостоятельной оценке собственной деятельности (по дневнику).
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- подготавливает сообщения, доклады и рефераты по новым видам сырья, оборудования, технологиям и т.д.).
- наблюдение и оценка мастера производственного обучения при отработке практических занятий и при выполнении работ по учебной и производственной практике.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности
- нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств информационно-коммуникативных технологий;
-
работа с различными прикладными программами.
- наблюдение и оценка мастера производственного обучения при защите сообщений, докладов и компьютерной презентации.
ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
- терпимость к другим мнениям и позициям;
- оказание помощи участникам команды;
- нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях;
- выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности.
- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ на учебной и производственной практиках.
ОК07.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- уровень физической подготовки;
- стремление к здоровому образу жизни;
- активная гражданская позиция будущего военнослужащего;
- занятия в спортивных секциях.
- тестирование;
- проверка практических навыков.