План-конспект занятия изготовления детской обуви

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект занятия

Тема: Изготовление детской обуви

Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповая, индивидуальная

Цель урока: Сформировать и совершенствовать ЗУН при изготовлении детской обуви, научить учащихся работать пооперационно; научить учащихся выполнять работу четко и качественно с начала до конца; научить их самостоятельно оценивать результаты работы.

Воспитательные задачи: Воспитывать детей к чувствам прекрасного, сотрудничества и ответственности за качественную и эффективную работу, взаимопомощи к любви и уважении национального искусства родного края.

Развивающие задачи: Развивать трудовые практические навыки, интересы, творческие способности учащихся.

Методическая цель: Возрождение традиций, национальной культуры.

Межпредметные связи: Народоведение, изобразительное искусство.

Методы проведения урока: словарный (рассказ, беседа, объяснения); наглядный (образцы изделий, показ), практический, самостоятельная работа; метод контроля.

Материальное оснащение: Готовое изделие из различных материалов: из меха и шелка; из замши (обработанная кожа), из меха или кожи.

Дидактические материалы: Шаблоны, выкройки, инструкционно-технологические карты, тесты, конспект опорных схем, таблицы, иллюстрации.

Инструменты и приспособления: Иголки, нитки, ножницы, наперстки, шило.

Оборудование: швейная машина.

Ход урока

Структура урока

Время на этап

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг.момент.

1

Приветствие, отметка присутствующих. Подготовка классной доски.

Учитель проверяет явку учащихся, сообщает тему и цель.

Учащиеся записывают тему урока.

2

Проверка домашнего задания.

3

Проверка готовности учащихся к уроку. Повторение техники безопасности.

Учитель читает пословицы и инструктирует.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

3

Вводный инструктаж

4

Ознакомление с назначениями инструментов.

Учитель, показывая инструменты, знакомит с его назначением.

Учащиеся запоминают, наблюдают.

4

Объяснение новой темы

12

Беседа учителя.

Последовательность

выполнения кроя.

Учитель рассказывает, показывает иллюстрации, готовые изделия.

Учащиеся внимательно слушают.

5

Закрепление новой темы.

5


Перенос учащимися

последовательность выполнения в тетради в форме КОС.

Учитель раздает технологические карты, объясняет последовательность выполнения выкроек.

Учащиеся переносят КОСы в тетради внимательно.

6

Практическая работа.

40


Самостоятельная работа. Работа на материале (выбор материала, конструирование, крой, выкройка, шитье).

(тесты для повторения).

Учитель объясняет и раздает технологические карты

Учащиеся работают самостоятельно, рисуют схемы.

7

Текущий инструктаж


Последовательность выполнения изделия

(схемы).

Учитель подходит к учащимся, проверяет, индивидуально работает с остающимся

Учащиеся работают самостоятельно

(парно), помогая друг другу.

8

Подведение итогов.

10


Анализ работ и оценки за урок.

Учитель организует взаимопроверку по картам, проверяет работы, выставляет оценки.

Учащиеся проверяют работу соседок, ставят оценки в карты , сдают учителю.

9

Уборка рабочих мест.

3

Каждый убирает за собой.


Учащиеся сдают инструменты

10

Домашнее задание.


2

Выполнение отделки готового изделия

(нанесение узора по выбору учащихся).

Учитель дает и объясняет задание на дом.

Записывают д/з.

Описание детской обуви «Бопук»

Бопук - это детские башмачки. Их шили из обработанного меха, кожи, войлока. В настоящее время иногда используются искусственный мех и шелк. Бопук шился ребенку, когда он начал ползать, затем ходить. Он имеет вид чулка, сшитого из обработанной кожи или войлока. Высота голенища доходила до колен. Различий для мальчика и девочки не имел. Такой чулок можно одевать с распашонкой «чучак» или с первым тоном без пояса. Раньше использовали цвета: красный, зеленый, коричневый, черный. Расшивались узорами из цветной кожи, тесьмы, ниток. При этом использовали аппликацию и вышивку. Для орнаментации использовали узоры геометрические витые и плетеные (нить счастья, рога архара). Изготовление «Бопук» было делом женщин.

Технологическая последовательность изготовления «Бопук»

  • Выбор материала;

  • Подготовка инструментов и приспособлений;

  • Подготовка шаблонов;

  • Разметка деталей кроя по материалу(голенище, носок, подошва);

  • Раскрой деталей

  • Выкройка деталей по шаблонам (каждый по 2 детали);

  • Соединение носка (с изнаночной стороны) с нижней частью голенища косыми стежками.

Если изделие готовилось из обработанной кожи, то между деталями притачивалась полоска из того же материала, сложенная вдвое (ыскыт);

Затем таким же способом соединить вдоль заднюю часть обуви;

Так же соединить подошву. Затем выворачивают изделие;

А теперь, если закончили, можно приступить к отделке:

  • нанесение узора с помощью трафарета (эмаль);

  • нанесение узора с помощью аппликации (вырезается узор светлого света кожи, закрепляют швом «назад иголку»);

  • нанесение узора с помощью золотой вышивки;

  • нанесение узора (если основа шелк) с помощью вышивки (можно использовать радужные цвета) тамбурным швом.

В качестве орнамента можно использовать узор «нить счастья» (олчей удазыны).

Примечание: Если работа выполняется из войлока и шелка, то шелковый верхний слой выкраивается на 0,5 см больше для притачивания на машине с изнаночной стороны. Затем его накладывают на первый слой. Края шелка складывают во внутреннюю сторону и соединяют обе слои косыми стежками и загибают в виде небольшой манжеты. Подготовить тонкий шнурок из того же материала, прикреплять на задней части обуви на уровне щиколотки. Затем можно нанести узор вышивкой.

Подготовка шаблонов:

1. Голенище. Подготовить лист тетрадной бумаги. Сложить пополам. Ставить в вертикальное положение, делать отметки. Разрезать по отмеченным линиям. Разложить деталь.

2. Носок. Подготовить половину тетрадного листа. Сложить пополам, отметить линии разреза. Разрезать по отмеченным линиям. Разложить.

3. Подошва. Подготовить половину тетрадного листа. Сложить пополам (в продольном направлении). Отметить линии разреза. Разрезать по линиям. Разложить.

Таблица к уроку: КОС (конспект опорных схем) по теме «Изготовление детской обуви»

План-конспект занятия изготовления детской обуви

Библиографический список

  1. Вайнштейн С. И. Историческая этнография. Проблемы кочевого хозяйства. - М., Наука, 1972.

  2. Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии.- М., 1991.

  3. Дьяконова В. П. Материалы по одежде. - М., Наука, 1969.

  4. Историко-энциклопедический атлас Сибири. - Издательство академии наук СССР, М., Ленинград, 1961, Стр. 235.

  5. История Тувы, том 1. - Новосибирск, Наука, 2001.

  6. Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная этика тувинцев. - Кызыл, 1994.

  7. Научно-популярный журнал «Башкы» №4, 1997.

  8. Научно-популярный журнал «Башкы» №3, 1998.

  9. Научно-популярный журнал «Башкы» №3, 2006.

10. Научно-популярный журнал «Башкы» №4, 2006.

11. Потапов А. П. Очерки народного быта тувинцев. - М., Наука, 1969.

12. Сат-Бриль Л. Ш. Традиционная одежда тувинцев. - Кызыл, 1988.

13. Сиянбиль М. О., Сиянбиль А. А. - Традиционный тувинский костюм. - Кызыл, Республиканская типография, 2002.

14. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. - Новосибирск, 1988.

15. Г.Е. Грумм - Гржимайхо. Соч., стр. 34.

16. М. Сиянбиль.: Буддийские знаки и символы цвета в тувинском традиционном костюме.

17. С.И.Вайнштейн: Тувинцы - тождинцы.

18. Ф.Кон: Экспедицию в Сойотию.

7


© 2010-2022