Конференция. Прикладное искусство. Чудо-пэчворк

Краткая аннотацияВ работе рассматривается один из очень модных видов прикладного искусства  – лоскутное шитьё, или пэчворк.  Лоскутная мозаика привлекательна, прежде всего, своей доступностью и бесконечным разнообразием. И ещё необходимы фантазия и желание, дающие уникальную возможность почувствовать себя творцом, способным создать действительно рукотворную вещь, которая будет излучать особый свет, тепло и доброту, так недостающие нам в сегодняшнее стремительное и суетное время.  
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа»

XIII научно-практическая конференция «Шаг в будущее-2011»

«Чудо - пэчворк»

Российская Федерация, Забайкальский край, Агинский район,

поселок Орловский







Выполнила: Головина Полина Александровна

Учащаяся 9 класса Орловской средней общеобразовательной школы

Руководитель: Гомбоева Дашима Гончиковна

Учитель технологии I квалификационной категории Орловской средней общеобразовательной школы







п. Орловский, 2011 год

Содержание стр


Введение 3

Глава I. «Чудо - пэчворк» 5

1.1. История пэчворка

1.2. Пэчворк в наши дни

1.3. Лечение ..лоскутной мозаикой

Глава II. Выполнение моделей одежды 9

2.1. Почти воздушное пончо

2.2.Болеро

Заключение 11

Список литературы 12

Приложение























«Чудо - пэчворк»

Головина Полина

Россия, Забайкальский край, Агинский район

п. Орловский, Орловская средняя общеобразовательная школа

9 класс

Краткая аннотация

В работе рассматривается один из очень модных видов прикладного искусства - лоскутное шитьё, или пэчворк. Лоскутная мозаика привлекательна, прежде всего, своей доступностью и бесконечным разнообразием. И ещё необходимы фантазия и желание, дающие уникальную возможность почувствовать себя творцом, способным создать действительно рукотворную вещь, которая будет излучать особый свет, тепло и доброту, так недостающие нам в сегодняшнее стремительное и суетное время.






















«Чудо - пэчворк»

Головина Полина

Россия, Забайкальский край, Агинский район

п. Орловский, Орловская средняя общеобразовательная школа

9 класс

Аннотация

Лоскутная техника, при которой используются лоскутки одинаковых размеров, называется пэчворк. Она даёт широчайший простор фантазии, и поэтому выполненные в ней модели одежды и аксессуары - поистине авторские экземпляры.

Тем не менее эта техника исключительна проста и доступна даже начинающим, поскольку не требует идеальных швов, и даже послужит хорошей тренировкой в выстрачивании швов через равные промежутки и по прямым линиям. Лёгкая кривизна строчки вещам не повредит, к тому же это не будет заметно среди общей пестроты.

Техника пэчворк позволяет комбинировать декоративную пряжу, остатки шерсти, дорогие ткани с такими материалами, как мочало и кожа. Пускайте в дело также старые платки и шарфы и творите новые современные наряды и аксессуары. Эта техника предоставляет и начинающим, и опытным мастерицам безграничный простор для фантазии.

И, действительно, я занимаюсь второй год этим искусством. В прошлом году я применила в своих работах технику «Crazy - Patchwork» или в переводе «Чудо - пэчворк».

В этом году применила технику «Crazy - Filz» или «Чудо - пряжа». Новая техника обработки пряжи - это основа комфортных моделей, которые создаются оригинальным способом - прошиванием пряжи. Эта техника вносит в домашнее рукоделие совершенно новую, свежую и современную ноту.

Изделия шьются легко и быстро, есть возможность сочетать разнообразнейшие материалы и очень простые выкройки, что упрощает процесс шитья, оставляя больше простора дизайнерской мысли. И на мой взгляд - это и есть технология будущего!





Введение

Красиво жить не запретить тому,

Кто на выдумки хитёр.

Мал лоскуток, а нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины, изысканные по цвету стёганые одеяла и другие сказочные по красоте изделия, достойные показа на всемирных выставках.

Пэчворк (лоскутная техника) - это настоящее искусство, особый стиль шитья из кусочков, который был хорошо известен ещё нашим прабабушкам. В их уютных домах были подобные вещи, аккуратно скроенные из цветастых кусочков ткани, подходящих друг другу по размерам и оттенкам. Из маленьких обрезков ткани и ношеных вещей шили одеяла, коврики и новую одежду.

Сегодня лоскутная техника широко применяется для изготовления постельного белья, занавесок, а также диванных подушек и детских игрушек. Но пэчворк в 21 веке хоть и сохранил старую технику, но утратил своё первоначальное назначение - практичность и экономность, сегодня ценится прежде всего его эстетический аспект.

Народный промысел был надолго забыт, но снова вернулся и не только как хобби. Современная мода всё чаще и чаще обращается за вдохновением к народным промыслам, и выполненные в технике пэчворк наряды и аксессуары нередко появляются на показах знаменитых дизайнеров.

Актуальность - быстрота и лёгкость, доступность, возможность сочетать разнообразнейшие материалы (в моём случае - это пряжа «травка» и сочетание мохеровой пряжи с элементами кружева ) и очень простые выкройки, что упрощает процесс шитья. И ещё почувствовать себя творцом, способным создать действительно свою индивидуальную модель.

Предмет - технология пэчворка.

Объект - почти воздушное пончо и болеро.

Цель работы: изучить технологию пэчворка и творчески применять эту технологию для создания своих моделей.

Задачи:

  1. Изучение необходимой литературы по технике «пэчворк»;

  2. Подбор необходимых материалов и ниток и изготовление пончо и болеро.

Гипотеза: если изучить необходимую литературу по технике «пэчворк» и овладеть техникой шитья, то можно выполнять поистине авторские экземпляры.

Практическая значимость - эта техника придаёт изделиям из пряжи совершенно иной облик. Расход пряжи в 3 раза меньше, чем при вязании. При этом не обязательно уметь вязать и можно одновременно сочетать пряжу и лоскуты различной текстуры.

Научная новизна - изделия шьются легко и быстро, есть возможность сочетать разнообразнейшие материалы и очень простые выкройки, что упрощает процесс шитья, оставляя больше простора дизайнерской мысли. И на мой взгляд - это и есть технология будущего!


























«Чудо - пэчворк».

Это очень древний вид творчества. Оно распространено у многих народов мира: у американских индейцев, у малых народностей Севера и Дальнего востока нашей страны, у англичан и различных народов Африки. В семидесятые годы пэчворк пережил в США свой ренессанс. Сначала было модно копировать традиционные узоры, формы и цвета стёганых одеял. В настоящее время специализированные магазины предлагают множество самых различных материалов, книг и журналов по этой технике. Кроме того теме пэчворка посвящаются выставки, создаются кружки и открываются специализированные шопы. В Европе это искусство тоже превратилось в популярное хобби. Узоры дорабатываются, изменяются или составляются заново. В наше время, благодаря огромному выбору материалов, красок, форм и новых технологий, в этом виде искусства можно без труда реализовать свои творческие фантазии. Если раньше лоскутные стёганые одеяла были признаком простоты, то теперь пэчворк превратился в своеобразный вид искусства. Особенно красивые произведения - впечатляющие по разнообразию и оригинальности материалов, форм, структур и цветовых сочетаний - принято вешать на стены как картины или ковры.

История пэчворка восходит к очень отдалённым временам. Так в музее Булат в Каире выставлен образец орнамента, датированный 980-м годом до нашей эры и выполненный из кусочков кожи газели одной тональности. В Токийском музее костюмов представлена одежда периода Майома Эдо (1569 - 1867), украшенная узорами из кусочков различной ткани. В IV - IX веках нашей эры паломники, совершавшие восхождение к храму (пещера тысячи Будд, находившаяся на древнем шёлковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Их этих многочисленных оставленных кусочков служители храма делали ковёр, напоминавший о паломничестве множества людей. Ковёр этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэром Артуром Штейном.

В Лондонском музее одеял хранятся великолепные изделия, выполненные жёнами первых поселенцев в Америке.

Очень живучий на Востоке, пэчворк пришёл в Европу, вероятно после крестовых походов, когда рыцари привозили из Палестины трофейные флаги, знамёна, ковры, выполненные в этой технике и необычайно красивые.

Но в Европе техника эта распространялась очень медленно и хорошо оправдывает свою этимологию «сделанный из кусочков ткани и …труда».

Когда в XVIII веке в Северную Америку стали прибывать эмигранты из Англии, Голландии и Германии, они оказались по прибытии в весьма бедственном положении. Денег не хватало даже на покупку новой одежды или ткани для неё.

Но женщины нашли выход из положения. Хорошие куски от старой одежды складывались в мешки, а позже, собравшись вместе, из них шили одежду, одеяла, покрывала, коврики и т.д. Подобная работа объединяла людей, оторванных от родного крова, от своих корней. А возникший энтузиазм, вдохновение, позволяли создавать подлинные шедевры. Ведь жёны английских пуритан, прибывших на берега Америки, привезли с собой не только любовь к уюту и мастерство вышивки, известной в Англии уже в XIII веке, но и умение экономить.

Постепенно пэчворк становится выражением американского народного искусства, появляются различные правила, модели, типы и способы. Традиции пэчворка не только не канули в Лету, но во многом благодаря миссионерам, проникли в Азию, Канаду, Австралию, Индию, на Гаити, на Гавайи. Однако повсюду он начинает приобретать сугубо национальные черты.

Вот почему - можно говорить о пэчворке гавайском, канадском, австралийском, итальянском, индийском, южно-американском и т.д. каждому из них свойственна особая техника, правила и способы выполнения.

Новая волна интереса к технике пэчворк связана с технологически подъёмом последних трёх десятилетий и развитием культуры. С 1970-года пэчворк стал популярен в Британии и Европе. Пэчворк требует творческого подхода и вкуса. Его изготовление занимает немало времени. Но не станем забывать, что это творчество до того, как превратиться в досуг, было наилучшим способом экономии - использование самых разнообразных кусочков ткани для создания изделий.

Техника шитья из кусочков ткани в России известна издавна. Знали у нас, как латать шёлковые сарафаны и душегрейки лоскутами того же материала или кусочками ткани другого рисунка и цвета. А разве не лоскутное шитьё встречается в народных рязанских навершниках, где орнамент состоит из нашитых цветных полос? А узорные головные уборы тульских крестьянок, заплатки, превращающиеся в основу композиции крестьянского костюма соседних губерний?

Но как самостоятельный вид творчества лоскутная мозаика широко распространилась и стала входить в обиход только в XIX веке, когда в деревни начали завозить фабричные цветные ситцы и сатины, пришедшие на смену домотканой шерсти, льну и конопле. Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундуки, создавая затем знаменитые «бабушкины» яркие пёстрые одеяла, ковры. Шили вручную. Если не хватало ткани - собирали постепенно, по мере появления в доме новых цветных кусочков. Сначала составлялся узор из того, что уже было в доме. Брался простой геометрический орнамент с чередованием одних и тех же форм: полос, треугольников, квадратов, ромбов. Мастерицу не смущало, если изначально ткани было немного. Она исходила из имеющегося, составляя узор на трети или четверти всего размера будущего одеяла. Когда кончались лоскутки, готовая часть откладывалась в сторону в ожидании, когда появятся новые, чтобы дополнить и продолжить работу.

В Америке, где нет давних традиций других видов народного искусства, шитьё из кусков ткани является основным домашним творчеством, которым занимаются миллионы. Каждое изделие преподносится как произведение искусства, устраиваются смотры, фестивали, люди обмениваются опытом. Изготовленные вещи ценят очень высоко. Старые лоскутные покрывала и пледы бережно собираются в музеях и частных коллекциях. Например, в Швейцарии есть собрание старинных лоскутных американских изделий. Оно охватывает время со второй половины XVIII столетия до наших дней.

Эти вещи - живая история: так и видятся незатейливые кибитки переселенцев, которые двигаются по безлюдным местам Среднего Запада. Аналогичные изделия шились в Центральной Америке и даже в Австралии.

Пэчворк в наши дни. Сейчас лоскутное шитьё по всему миру переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин, а нередко и мужчин своеобразным хобби. Вещи шьют профессиональные художники-текстильщики и домашние хозяйки. Кто-то изобретает новые абстрактные узоры, а кто-то пользуется уже готовыми устойчивыми формами, накопленными веками. Этим занятием зарабатывают на жизнь, украшают свой дом, делают подарки…

Согласно своему вкусу, фантазии и настроению выкладывали рукодельницы лоскутные узоры, подобно древним мастерам мозаики. Каждому лоскутику, специально хранимому для этого занятия, находили своё место в узоре, любовно подчёркивая его красоту и своеобразие. Словно калейдоскоп можно было рассматривать готовое изделие. Квадраты, треугольники то собирались в строгие геометрические орнаменты, то разбегались по полю в красочном многоголосии, перекликаясь с вышитыми и ткаными, резными и расписными самоделками. Длинные ленты из обрезков вставляли в челнок и ткали полосатые напольные дорожки, называемые в народе «дерюжки». Особой живописностью славились «ляпачихи» - покрывала с густым, мохнатым ворсом из обрезков тканей, заправленных в основу.

Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным многовековым произведениям национального искусства. Сегодня изделия народных мастериц по праву хранятся в коллекциях музеев, а ремесло продолжает жить и привлекать всё большее количество поклонников.

Лечение … лоскутной мозаикой. Школьные врачи и родители знают, как часто у детей переходного возраста, тяжело переносящих переутомление и стрессы, скачет артериальное давление. В данном случае таблетки - не лучший способ выхода из положения. Знаю об этом не понаслышке - в 12-13 лет я сама подчас не могла заниматься уроками из-за сильнейшей боли, словно железным обручем «стягивающей» голову. И до сих пор благодарна я нашей школьной фельдшерице с немалым стажем, посоветовавшей мне в такие моменты.. разбирать разноцветные тряпичные лоскутки. Удивительно, но это действительно помогло! И поскольку человек я по натуре деятельный, бессмысленное перебирание лоскутков мне не подошло. В технике лоскутной мозаики я стала делать множество радужных вещиц.

Спасибо Ольге Титовне - она не только помогла мне справиться с недугом, но и подтолкнула к творчеству. Испытайте на себе этот метод - и вы поверите в его действенность!

Вывод: действительно, пэчворк - это очень древний вид прикладного искусства, но он очень актуален и в наше время. Ведь технология пэчворка совершенствуется из года в год.









«Нельзя объять необъятное» -

эта известная фраза Козьмы Пруткова

помогла выбрать в лоскутном шитье

наиболее простое, интересное и доступное.

  1. Легко и эффектно. Изготовление модного, почти воздушного пончо.

Эта модель особенно хороша для тех, кто делает первые шаги в шитье. Потратив совсем мало материала - всего 250 грамм пряжи - и лишь два часа времени, вы сотворите шикарное пончо.

Пончо , размер 36

Материалы:

  • Пряжа «Травка» красного цвета - 100 грамм;

  • Пряжа «Травка» синего цвета - 100 грамм;

  • Пряжа «Травка» тёмно-розового цвета - 50 грамм;

  • Бордовые швейные нитки;

  • Водорастворимая плёнка;

  • Фиксирующий спрей;

  • Булавки;

  • Ножницы.

Описание работы:

  • Раскроить по прилагаемой выкройке пончо четыре детали из водорастворимой плёнки (две - для переда, две - для спинки).

  • Одну деталь из плёнки переда расстелить и нанести тонкий слой спрея. Свободно выложить пряжей синего цвета. После каждого слоя тонко фиксировать спреем и только после этого укладывать следующую пряжу тёмно-розового цвета и затем красного. Когда вся плоскость будет заполнена пряжей, всю заготовку очень тонко опрыскать спреем и накрыть вторым слоем плёнки. Спинку изготавливать аналогично.

  • Те, кому нравится бахрома, могут выпустить за края плёнки внизу по центру и спинки несколько нитей пряжи длиной 12-15 см.

  • Теперь детали стегать на машинке кругами или произвольно и поперёк до тех пор, пока не останется свободных участков (более 2*2 см).

  • Обе детали сложить лицом к лицу и от горловины вниз стачать до конца боковые швы.


  1. Очень красиво, тепло и к тому же легко - идеальное болеро для прохлады летних вечеров.

Болеро, размер 40

Материалы:

  • Мохеровая пряжа красного цвета - 100 грамм;

  • Мохеровая пряжа чёрного цвета - 100 грамм;

  • Бордовые швейные нитки;

  • Водорастворимая плёнка;

  • Фиксирующий спрей;

  • Булавки;

  • Ножницы.

Описание работы:

  • Детали болеро по выкройке дважды перенести на водорастворимую плёнку и вырезать.

  • Все детали болеро оформить и каждую простегать на машинке; следить за тем, чтобы полочки переда были симметричными. При желании вы можете сделать их разными, например, на одной - рисунок в клетку, а на другой - полоски и пятна из шерсти для валяния. Треугольники лучше сделать разных цветов, чтобы потом при носке, завязанными, они выглядели эффектнее.

  • Собрать изделие: детали переда лицом к лицу наложить на спинку и стачать плечевые швы, следить за шириной выреза и оставить в центре незашитыми 25 см. треугольники лицом к лицу наложить на края полочек и пристрочить. В завершение стачать боковые швы, и можно обвязать крючком низ изделия и пройму.

  • Для эффекта «Crazy - Filz» болеро постирать в стиральной машине в режиме «шерсть» при 300С и 1000 оборотах.

Вывод: освоив технологию пэчворка и используя не только материал, а разнообразную пряжу, у меня получились поистине авторские экземпляры. При использовании пряжи потребовалось лишь 30% материала по сравнению с вязанием.


Заключение

Из истории пэчворка следует. что это очень древний вид прикладного искусства, но он очень актуален и в наше время. Ведь технология пэчворка совершенствуется из года в год.

И, действительно, освоив технологию пэчворка, у меня получились поистине авторские экземпляры. При использовании пряжи потребовалось лишь 30% материала по сравнению с вязанием. Эта техника придаёт изделиям из пряжи совершенно иной облик.

При работе использовались экологически чистые материалы. Данные изделия являются очень экономически выгодными, оригинальными, неповторимыми, и надеемся что большинство потребителей это оценят.

























Список литературы


1. Берти Д.Ж. «Лоскутное шитьё», Москва, издательство ООО «Мир книги», 2002;

2. Берти Д.Ж., Р.Риколфи «Лоскутное шитьё», Москва, издательство ООО «Мир книги», 2004;

3. Жаннете Кнаке «Чудо - пэчворк», Москва, издательство АРТ-родник, 2006;

4. . Жаннете Кнаке «Чудо - пряжа», Москва, издательство АРТ-родник, 2007;

5. Жукова О.Г. «Лоскуток к лоскутку», Москва, издательство «Знание», 1999;

6. Максимова М., Кузьмина М. «Лоскутики», Москва, издательство «ЭКСМО-Пресс», 1997;

7. Р.Риколфи «Лоскутное шитьё: подушки, одеяло, панно», Москва, издательство Ниола-Пресс, 2006;

8. Р.Риколфи «Техники лоскутного шитья», Москва, издательство Ниола-Пресс, 1997;

9. Симоненко В.Д. Технология», Москва, издательство Вентана-Граф, 2004.

































© 2010-2022