• Преподавателю
  • Технология
  • Статья Знакомство с основами православной культуры в процессе изучения технологии обработки древесины

Статья Знакомство с основами православной культуры в процессе изучения технологии обработки древесины

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗНАКОМСТВО С ОСНОВАМИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

МБОУ «Карагайская средняя

общеобразовательная школа№1»

Актуальность проблемы вызвана катастрофическим ухудшением нравственного климата в школах и ростом насилия среди учащихся. Заявление главы государства Дмитрия Анатольевича Медведева, поддержавшего обучение детей основам православной культуры, является особенно важным.

Объектом исследования является педагогическое сопровождение курса «Основы православной культуры в процессе изучения технологии обработки древесины».

Предмет исследования: Предметная деятельность в православном воспитании по курсу «Основы православной культуры» как средство изучения технологии обработки древесины.

Практической целью является: Разработка проекта «Подарочный набор к празднику Пасхи» для православного воспитания по предмету технология обработки древесины.

Предметная деятельность в процессе изучения технологии обработки древесины, предусматривающая разработку и изготовление церковной утвари и предметов религиозного назначения, способствует не только религиозному воспитанию, но и более полному изучению предмета «Технология» в средней школе. Сравнительно-сопоставительный эксперимент показал, что в классе, где он проходил удалось добиться не только усвоения духовно-нравственных, религиозных познаний, но и на их основе добиться лучшего усвоения предмета «Технология».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать православную литературу, описывающую внутреннее убранство храмов, учебно-методическую литературу, связанную с предметом «Технология обработки древесины».

2. Обосновать содержание предметной деятельности в православной культуре, основанной на процессе обработки древесины.

3. Разработать и реализовать проект «Подарочный набор к празднику Пасхи» по предмету «Технология обработки древесины».

В рамках решения 1 задачи проведен анализ православной литературы, описывающей внутреннее убранство храмов: Пермская деревянная скульптура «Между востоком и западом» автора Власовой; учебное пособие для студентов ВУЗов «Соль Пермской земли» авторов Баньковского и Ожигановой; Азы православия и Православное воспитание мальчиков; книги Агапкиной и Аристовой Пасхальные праздники и Дорого яичко к Христову дню; Пасха-Панкеева; книга Кудрявцевой-Высокий русский иконостас и т.д. Проведен анализ учебно-методической литературы, связанной с предметом «Технология обработки древесины»: учебники для 7 класса средней школы Симоненко и Сасовой; Домовая резьба - Бурикова; книга Мартенсона Начинаем мастерить из древесины, а также сайт Президента России.

В рамках решения 2 задачи проведен отбор содержания, необходимого для достижения поставленной цели. Учащиеся познакомились с церковной утварью и предметами религиозного значения: Пермской деревянной скульптурой, иконостасом, аналоями, киотами, православными крестами, подсвечниками, пасхальными яйцами.

Для решения 3 задачи разработаны технологические карты, задания в тестовой форме; выполнен проект «Подарочный набор к празднику Пасхи». Набор состоит из 12 точеных деревянных разукрашенных яиц, уложенных в чашу, выдолбленную из березового нароста(капа); в центр чаши поставлен декоративный кулич, выточенный на токарном станке; подсвечника на 2 свечи и пасхальным яйцом в центре. Данный проект выполнен учащимися 7 класса Карагайской общеобразовательной средней школы №1. Ребята сами предложили идею проекта, изделия, входящие в него, выбрали материал, форму, сюжеты, краски. В данной работе происходит совпадение религиозной и технологической составляющей. Изучая предметы церковной утвари, ученики в тоже время изучили токарный станок, технику безопасности, работу со стамеской и долотом, геометрическую резьбу по дереву, художественную отделку изделий. Рассказ про яйца и демонстрация крашенок, крапанок, писанок, яйчат, резных яиц.

Точеные яйца и подсвечники, в отличие от иконостаса, аналоев и киотов, - наиболее подходящие объекты для изготовления школьниками. При изготовлении этих предметов открывается большой простор для творчества, они обладают большим потенциалом каждому ученику проявить себя, открыть новые возможности.

По результатам выполненной работы можно сказать, что поставленные задачи решены в полном объеме и цель достигнута. Не нарушая Государственный стандарт, мы добились дополнительного образовательного эффекта. Сравнительно-сопоставительный эксперимент показал, что в классе, где он проходил удалось добиться не только усвоения духовно-нравственных, религиозных познаний, но и на их основе достичь лучшего усвоения предмета «Технология». Полученные результаты показывают, что данная тема вызывает у учащихся большой интерес, повышает мотивацию, формирует национальную идентичность русского народа и требует дальнейшего изучения и развития. Наша задача использовать духовно-нравственный потенциал, накопленный русской православной церковью для совершенствования предпрофессиональной подготовки по предмету «Технология обработки древесины». При соответствующих условиях этот курс можно трансформировать для других религий.



© 2010-2022