Проект по технологии Конструирование из бересты

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Няндома»









Т В О Р Ч Е С К И Й


П Р О Е К Т


По технологии


Тема: Конструирование из бересты.










Выполнил:

Кулаков Вадик

ученик 7 класса


Руководитель:

Евстафеева Светлана Васильевна

учитель технологии и ИЗО









2014 год.

Содержание.


Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

I. Исследовательский этап.

История возникновения шаркунка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Материал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Инструменты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Выбор варианта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Выбор лучшей идеи, обоснование выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

ІІ. Технологический этап.

Технологическая последовательность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

ІІІ. Заключительный этап.

Экономический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Экологическое аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Самоанализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21





Пояснительная записка

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

1. Разработка и выполнение творческого проекта совместно с учителем.

2.Знакомство с историей возникновения берестяного промысла.

3. Изготовление изделий по проекту.

4. Оценка проделанной работы.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить историю возникновения шаркунка.

  2. Выбрать модели. Составить описание внешнего вида.

  3. Составить технологическую последовательность изготовления.

  4. Изготовить шаркунок.

  5. Защитить проект.

На занятиях кружка «Береста» я узнал, что из березовой коры не только плетут, но еще и конструируют.

Для изделия по проекту я выбрал - шаркунок. Потому что это изделие создается путем конструирования из бересты, технология изготовления основана на свойстве бересты скручиваться при нагревании, а приемы работы мне знакомы с занятий кружка.

Оказывается шаркунок - это традиционная берестяная погремушка Европейского Севера России. Погремушки делал хозяин дома на радость детям и спокойствие родных. Шуршащий звук погремушки привлекал внимание и успокаивал малышей. Берестяной шаркунок давали малышам тогда, когда резались зубки.

I. Исследовательский этап.


Шаркунок.

Шаркунок - традиционная берестяная погремушка Европейского Севера России. Погремушки делал хозяин дома на радость детям и спокойствие родных. Шуршащий звук погремушки привлекал внимание и успокаивал малышей. Берестяной шаркунок давали малышам тогда, когда резались зубки.

Шаркунок - (от русского слова - шаркать) погремушка, сплетённая из берёсты с семенами (яблочные косточки, горох и т. д.) внутри. Другой вариант шаркунка состоит из деревянных элементов, собираемых подобно головоломке. Шаркунок может состоять из десятков сцепленных друг с другом брусочков с пазами. Предполагается, что деревянный шаркунок происходит с побережья Белого моря.

ШПроект по технологии Конструирование из берестыаркунок традиционно дарили на рождение ребёнка. На верхушке вырезалась маленькая фигурка: для девочки - птица, для мальчика - конь. Игрушка имела функцию оберега - шум, издаваемый ею, отгонял от ребёнка злые силы.

Шаркунок выполнен без применения клея. Благодаря свойству бересты скручиваться при высокой температуре, погремушка проходит термическую обработку в кипящей воде и приобретает прочность в сочетании с лёгкостью. После высыхания, внутрь погремушки вкладываются горошины. Технологию изготовления берестяного шаркунка сохранили деревенские мастера и передали новому поколению любителей народных традиций.

Сегодня, как и прежде, шаркунок изготовляется из экологически чистого материала бересты по традиционным технологиям без применения клея, красителей и других ненатуральных веществ. Для большего интереса детей и взрослых к традиционной народной игрушке были разработаны новые формы шаркунка - лошадка, собачка и другие, а для альтернативы современной пластмассовой игрушке были созданы машинки-каталки. С шаркунком можно купаться в воде, берестяная игрушка не тонет и после высыхания не изменяет своих свойств. Дети дошкольного и школьного возраста могут использовать шаркунок как головоломку - разбирать и собирать пластинки бересты. Фигурки зверей дети могут использовать не только в игре, но и в домашнем детском театре. Берестяные машинки можно катать за верёвочку или без неё.

История ремесла

Художественная обработка бересты - достаточно древний вид прикладного творчества. Являясь декоративным утилитарным искусством, плетение из бересты сегодня стало одним из немногих ремесел, к которому обращаются исследователи традиционной культуры.

Мастера за время существования ремесла создали и передали множество секретов и хитростей, их опыт- богатый кладезь народной мудрости и смекалки. С языческих времен для многих народов России береза была особым деревом в мифологическом пространстве, что отразилось в семантике декоративно - прикладного творчества.

Береза - символическое дерево у разных народов России, магические обряды, совершаемые вокруг этого дерева, имели огромное культурное значение.

Художественное освоение народного промысла позволяет узнать не только тонкости позабытого ремесла, но и воспитать эстетический вкус, исследовательский дух, стойкий к сложностям характер, экологическую грамотность и культуру поведения через традиции передачи мастерства.

Практически все, что способна дать береза, находит применение в медицине: целебный сок утоляет жажду и выводит почечные камни, березовый гриб (чага) помогает при головных болях и даже при раке и т.д. Не случайно круглогодично используются березовые веники в банях, - почки и листья способствуют заживлению ран.

Из 40 видов берез, растущих только в Северном полушарии, на территории бывшего СССР растет около 16 видов, из которых наибольшее значение имеют бородавчатая и пушистая.

Русское слово «берёза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до 8 века н.э.) это слово звучало как berza. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая и белая. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельхозработам, а береза распускалась первой зеленью. Март был первым месяцем года до 15 века; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем. Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Не случайно береза - один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказаниях, преданиях береза - символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Её называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой…

Приметы: Из березы течет много сока - к дождливому лету. Когда береза перед ольхой распустит лист, лето будет сухое, если ольха наперед - мокрое. В наших лесах березы старше 150 лет не встречаются. Кора стволов у березы белая, она как бы светиться в темноте. Кора у молодых ветвей красно-бурая, покрытая бородавками (чечевичками).

Благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению), береста издавна широко применялась в быту.

ПРЕДЫСТОРИЯ берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами - "берегинями". У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза.

Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали "вторую жизнь" после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки. Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты.

Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на то, как использовали бересту. Эпоха мезолита в далеком прошлом (6-8 тыс. лет до н. э.) явилась временем повсеместного освоения человеком северных территорий. К памятникам этого времени относится поселение Веретье, которое находится в нынешнем Каргопольском районе Архангельской области на берегу р. Кинемы. Торф хорошо сохранил остатки жилища, мастерской, ямы-хранилища. Внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой щепой. Сверху конструкцию могли покрывать корой, берестой, плетеными из трав или камыша матами... На поселение Веретье обнаружены ямы-хранилища, вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены деревянными плашками и берестой, в них находились остатки рыбы.

Раскопки в древнем Новгороде принесли тысячи деревянных предметов, в том числе свыше 4000 фрагментов берестяных изделий.

Материал.


Береста - это верхний слой (наружная часть) коры березы. Внешняя сторона бересты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже - розовато-коричневого. Внутренние слои, обращенные к лубу, бывают различных оттенков - от желтого до коричневого. Ее древнее название «бересто» известно с XV в. Позднее она стала называться «береста» и «берёста».

Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов.

По мнению мастеров, береста насчитывает около ста цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно-золотистого до темно-коричневого. Понимание природных свойств материала, умение выявить и подчеркнуть его красоту, с любовью сделать полезную вещь составляют удивительные свойства народного ремесла, за что и называют его искусством

Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Из бересты наши предки делали крыши домов, подкладывали под нижний венец рубленой избы (чтобы в него не проникала сырость), делали легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, игрушки для детей, предметы бытовой утвари - короба, корзины, кошели, знаменитые туеса - в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными.Плели из бересты и влагоустойчивую обувь.

Береста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому многие народы России издавна используют её для растопки печей и разжигания костров.
Использовали бересту и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде среди древних вещей из бересты. Крестьянские дети забавлялись берестяными игрушками.

Красота и качество изделий зависят во многом от самого материала, от правильной заготовки и обработки его. Заготавливают бересту в конце мая - в июне, когда дерево полно соков и береста легко отстает от основной коры. Если ее снимают со ствола дерева умело, не повреждая следующий слой коры, то это не вредит дереву, и через несколько лет у дерева появится новая белая одежда. При заготовке мастера резали берестяные пластины на длинные ленты, которые сворачивали в клубки.

Береста легко поддавалась обработке, не требовала сложных инструментов и приспособлений. А главное - технологию изготовления предметов домашнего обихода из нее мог освоить любой желающий. Способы плетения берестяных изделий были несложными.

В XIX-начале XX в. в каждом крестьянском доме на Севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, берестяные лапти (ступни).

Для плетения использовались лычки, т. е. берестяные ленты. В ходе работы такие ленты образовывали несложный узор . - в клеточку, в косичку, в веревочку, в треугольники. Мастера использовали различные оттенки естественного цвета бересты. Изделия, сплетенные хорошим мастером, ценились и береглись, эти вещи были подлинными произведениями искусства.

Заготовка бересты.

Когда заготовлять бересту? Обязательное условие - береза должна отсочиться. А это происходит в разных районах в разное время. Есть несколько примет для начала «сбора» бересты.

После формировки на березе листа с 5-копеечную монету.
Когда прогремит первый гром. Как только появятся комары.

Практически это конец мая - начало июня. Если тепло - раньше, холодно - позже. И можно драть лыко весь июнь и до конца июля.

Как это делается? Мастера применяют несколько способов: спиралью (лентой), сколотнем или скалиной (пластом). Спиралью береста снимается, как правило, с берез не старых и не толстых, диаметром так 130-150 мм. Нарезают ленту по спирали острым ножом - резаком - или специально изготовленным металлическим шаблоном. Снятую ленту скручивают в клубки белой стороной наружу.

Для снятия бересты пластом нужен острый нож, брезентовые рукавицы и... березы с диаметром ствола 150-300 мм. Береза очищается ото мха и паутины. Ножом делаете короткие горизонтальные надрезы вверху (насколько позволяет рост) и внизу (0,5 м от земли). Затем от верхнего до нижнего надрезов делаете вертикальный рез. Если береза отсочилась, то по линии реза береста с треском начнет отрываться от ствола. Вам останется руками помочь скалине отделиться от ствола по всей поверхности.

Если береста не отстает от ствола (не отсочилась еще береза или уже присохла береста), пользуются коточигом - деревянным ножом, который делают из твердых пород дерева.

По мере снятия бересты со стволов ее надо сразу же укладывать в рулон, предотвращая ее от скручивания. Но хранить в рулонах бересту нельзя, так как углы пластов уже на второй день начинают плотно закручиваться.

Хранить бересту лучше в сарае или холодном коридоре. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

Инструменты.


Основным инструментом являлся используемый для плетения лаптей кочедык, плоское шило с крючкообразным изгибом. «Не торопись языком, а торопись кочедыком», - говорится в русской пословице, что означает: «Делай дело, а не пустословь». Кроме кочедыка мастеру необходим был острый нож, которым он резал берестяные ленты нужной ширины и заострял их концы.

Сейчас для работы с берестой в зависимости от вида изготавливаемых изделий используются следующие инструменты:

ножницы: ножницы типа конторских, с тонкими лезвиями длиной 60-70 мм - для плетения (при необходимости концы ножниц уплощаются); ножницы, с толстыми лезвиями и удобными при длительной работе ручками - для нарезания берестяных полос и обработки бересты;

шилья: круглое прямое шило со слегка притупленный, закругленным и отполированным кончиком - для разметки по бересте (рис. 5г); шило сапожное с квадатным сечением - для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты; плоское шило с крючкообразным изгибом - так называемое ланотное шило-кочедык (коточиг), применяемое при плетении;

линейки деревянные и металлические длиной 30, 40, 50, 60 и 100 мм, ;

зажимы - их нужно примерно десять-двенадцать штук для временной фиксации берестяных полос в процессе плетения или при создании изделий из пластовой бересты. Делают их из березового прута толщиной от 3 до 6мм (без коры) и длиной 30-60мм, что зависит от величины изготавливаемых изделий. Также для этих целей используют скрепки, бельевые прищепки, зажимы типа «крокодил» для радиоработ.

Конструирование из бересты.


Конструирование из бересты известно очень давно. В основном таким образом изготовляли детские игрушки-погремушки, называемые шаркунки. В каждом регионе была своя форма шаркунка.

Технология конструирования из бересты основана на свойстве бересты сворачиваться при нагревании. Для изготовления игрушек используется свежая неслоеная береста. Наплывы и изъяны исключены. Чечевички обязательно должны быть расположены вдоль пластин. Размер пластин зависит от формы и назначения изделия. Классический размер ширины деталей - 2 сантиметра.

Принцип изготовления изделий способом конструирования:

1. Заготовить детали изделия, исходя из размеров.

2. Сборка изделия.

Варианты. Выбор идей для проекта.


Я собрал небольшой банк идей «Конструирование из бересты». Выяснил, что очень много изделий можно сделать из бересты методом конструирования. Для проекта я выбрал изделие - шаркунок. На примере этих изделий можно рассмотреть основные приемы конструирования из бересты. Таким образом, можно изготавливать различные игрушки, главное включить фантазию.




ВЫБОР ЛУЧШЕЙ ИДЕИ. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА

Рассмотрим три изделия. Знаком "+" отметим удовлетворение предъявляемых требований, знаком "-" - неудовлетворение.

Проект по технологии Конструирование из берестыМодель №1.

Проект по технологии Конструирование из берестыМодель №2.

Проект по технологии Конструирование из бересты

Модель №3.


Дизайн - спецификация

Модель № 1 Модель № 2 Модель № 3

1. Быть полезным и практичным + _ +

2. Быть относительно

небольшого размера + _ +

3. Выполнено из недорогих, доступных

и экологически чистых материалов + + +

4. Сохранять свои начальные качества + _ +

5. Быть устойчивым к внешней среде + _ +

6. Быть несложным в изготовлении _ _ +

7. Не представлять опасности

для окружающих + + +

Вторая модель самая сложная из трех. На ее изготовление нужно больше времени, чем на остальные. Первая модель требует работы с древесиной (колесики). Третья модель отвечает всем предъявленным требованиям и подходит для работы по данному проекту более остальных, так как на занятиях кружка я учусь работать с берестой и очень люблю конструировать.


II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

Инструменты и приспособления: ножницы, линейка, карандаш, канцелярские скрепки.

Материалы: береста


Принцип изготовления шаркунка.


1. Заготовить детали изделия, исходя из размеров. Расчет длины требуемой детали производится следующим образом: длина (количество кубиков, из которых состоит деталь) * 2 см * 2 стороны + 2 см на сгибы + 2 см верх детали + припуски на сборку и нижний клапан ≈ 2,5 см с каждой стороны. В зависимости от качества бересты припуск может быть различным. Если береста очень толстая, или деталь состоит из множества кубиков, надо увеличить припуски. Исходя из этого расчета длины деталей составят:


1 кубик - 2 Х 4 см
2 кубика - 2 Х 13 см
3 кубика - 2 Х 19 см
4 кубика - 2 Х 23 см
5 кубиков - 2 Х 27 см
6 кубиков - 2 Х 31 см
7 кубиков - 2 Х 35 см
8 кубиков - 2 Х 39 см
9 кубиков - 2 Х 43 см
10 кубиков - 2 Х 47 см
11 кубиков - 2 Х 51 см
12 кубиков - 2 Х 55 см

2. Проработать сгибы. На маленьких деталях, состоящих из одного кубика, прорабатываем два сгиба.

3. На всех остальных деталях прорабатываем только средние сгибы.

4. Сборка изделия. Собираем игрушку по описанию, при этом тщательно прорабатываем сгибы, обрезаем припуски на сборку, чтобы сгибы сошлись.

5. Фиксируем детали. Кладем игрушку в кипящую воду на 2-3 минуты или ставим на водяную баню

6. Пока изделие горячее, кладем в 2-3 кубика по 1-2 детали, создающей звук (сухой горох, камешки из зоба птицы).

Технологическая последовательность

изготовления шаркунка.

Детали: 1 из 6 кубиков (2см Х 31 см), 2 из 3 кубиков ( 2 см Х19 см), 36 из 1 кубика (2 см Х 4 см). Заготовка маленьких деталей, проработка сгибов. Необходимо 36 таких деталей.

Проект по технологии Конструирование из бересты

Заготовка большой и средних деталей. Проработка центральных сгибов.

Проект по технологии Конструирование из бересты

Сборка: Начинаем собирать с ручки. Нижний кубик ручки: - деталь 31 см располагаем сгибом вниз - первую маленькую деталь 2 Х 4 кладем внутрь большой клапанами кверху;

Проект по технологии Конструирование из бересты

Две следующие маленькие детали опускаем сбоку от большой, опуская на клапаны первой детали. Клапаны снаружи большой детали прижимаются к ней.

Проект по технологии Конструирование из берестыПроект по технологии Конструирование из бересты

Следующую маленькую деталь кладем внутрь большой клапанами вниз прижимая их снаружи к боковым деталям. Аналогично собираем еще 3 кубика. Получили ручку.

Аналогично собираем еще 3 кубика. Получили ручку.
Головка:

- на каждой средней детали длиной 19 см собираем из маленьких деталей по 1 кубику.

- соединяем детали с большой: одну располагаем внутри большой, пласти ее располагаем горизонтально, вторую внутри первой средней и обхватывая большую снаружи, пласти расположены вертикально.

Проект по технологии Конструирование из бересты

Вторую среднюю деталь с уже собранным кубиком располагаем внутри первой средней и обхватывая большую снаружи, пласти расположены вертикально.

Проект по технологии Конструирование из бересты

Подтягиваем детали и завершаем работу: собираем остальные кубики головки, сначала средние, затем верхний, при этом прорабатываем сгибы, обрезаем припуски на сборку, чтобы швы сошлись.
Фиксируем детали шаркунка, опуская его на 2-3 минуты в кипящую воду и закладываем предметы, создающие звук.

Проект по технологии Конструирование из бересты

ІІІ. Заключительный этап.


Экономическое обоснование.


Береста - природный материал, не требующий затрат. Бересту брал с березовых чурок, привезенных на дрова. Инструменты и приспособления для работы с берестой есть в мастерской. Изделия делал на занятиях кружка, не пользовался электроосвещением. «Варил» шаркунок на печке, когда мама варила суп. Поэтому мои изделия с экономической точки зрения не требуют затрат.

Экологическое обоснование.


Практически каждое изделие из бересты является авторским и неповторимым. При изготовлении берестяных изделий не применяются вредные вещества. Мастера используют секреты, которые передаются из поколения в поколение на протяжении нескольких веков.

Берестяные украшения не содержат веществ, вызывающих раздражение кожи, а заколки и ободки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество. Иногда бересту называют «тёплым» деревом, потому что благодаря излучаемой ей удивительной положительной энергетике, она очень теплая на ощупь даже в холодной комнате. Береста способна залечивать раны, приводить в порядок кровяное давление и снимать головные боли. Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так как делаются только вручную из натуральных материалов. Практически каждое изделие является авторским, и потому неповторимым.


Самоанализ.

Я считаю главное, что мне был интересен процесс изготовления изделий конструированием. Я доволен получившимся изделием. Работая над проектом, я познакомился с историей возникновения шаркунка. Из книг я открыл для себя много интересного и познавательного. Шаркунок понравился маме и моим друзьям. Думаю, что продолжу придумывать новые формы шаркунка, а может быть, сделаю еще что-нибудь интересное. Конструирование из бересты не требует больших вложений, нужны только терпение и фантазия.








Литература

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., «Русский язык», 1980 г.

2 Донец Е., П. Рачков Плетение из лозы и лыка. М., Изд. "РАНКО-пресс", 1993 г.

3 Загребаева Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. Минск, «Миринда», 1999 г.

4 Клыков С.С. Работа с берестой. Пособие для учителей. Архангельск, 1995 г.

5 Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях. М., "Высшая школа", 1992 г.

6 Трапезников Ф.Ф. Плетение ивового прута и бересты М., «Нива России», 1992 г.

7 Хворостов А.С. Мастерим вместе с папой. М., «Просвещение», 1991 г.

8 Федосеева В.К. Работа с берестой. Каргополь, 2002 г.

9 Финягин В.В. Изделия из бересты. Уроки ремесла. М., АСТ «Астрель», 2001 г.

10 ж. «Северные просторы», NN 3,4,5,6, 1992 г.

Интернетрессурсы:

1. Stranamasterov.ru

2. Шаркунок.ру


© 2010-2022