Методика Проекты для начинающих учителей технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ с. Ильинка

Каа-Хемского района

Республики Тыва













методическая разработка

«Технический проект»




Руководитель Даржаа А.А.

Ильинская средняя школа
































2012 г.

План


  1. Введение «Проект»

  2. Как заинтересовать школьника?

  3. Цели проектирование

  4. Задачи проектирования

  5. Алгоритм проекта

  6. Тематика проектов

  7. Руководство проекта

  8. Оценка проекта

  9. Приложение :

    1. Проект «Машина»

    2. Проект «Шкатулка»

Цели образовательной области "Технология" будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным отношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Образно этот процесс можно представить как расширяющуюся воронку, в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектирование методом развивающего обучения. При этом алгоритм его остается единым на каждом этапе, увеличивается лишь многомерность решений. В известной мере проектирование можно считать программированным обучением.

Проектный метод обучения "Технологии" предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании новой образовательной области "Технология", которое является естественным развитием политехнизма в современных условиях.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направле­но также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, акти­визацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловече­ских ценностей, формирование и удовлетворе­ние их деятельностных и познавательных запро­сов и потребностей, создание условий для само­определения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Как заинтересовать школьников проектированием?

В такой постановке вопроса уже заложено утверждение, что ядром мотивации проектной

деятельности признается спектр интересов, который специфичен для каждой возрастной группы. Так, для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха. Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и "нужных" объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности. Для старшеклассников характерны нацеленность на постижение процесса, желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, хотя и им присуще стремление к личному успеху, беспроблемности в выполнении заданий.

Учитель может использовать некоторые процедуры формирования интереса к проектным заданиям, процессу проектирования, например следующие,

Объяснение сути проектного метода - введение расширительного понятия "проект" на примерах инженерных, дизайнерских, экономических, социальных и других его видов, а также представление его как способа улучшения технико-экономических, социальных, эргономических и экологических показателей производства товаров, изделий и услуг.

Представление вариантов выполненных проектов - знакомство с содержанием и объемом проекта, требованиями к его оформлению; акцентирование внимания на элементах творчества (достижение новизны, генерирование вариантов, формирование банка идей); выявление сильных и слабых сторон представляемых проектов;

сообщение критериев оценивания выполненных работ; различение проектов по сложности (выбор объекта, объем разработок, трудоемкость выполнения и др.).

Аннотирование перечня возможных тем проектов - представление перечня (не менее 10 - 12 тем); комментирование возможных результатов; ожидаемые проектные решения (изменение формы, размеров, цвета, выбор другого материала, совмещение функций изделия, уменьшение количества деталей, улучшение технологии изготовления и др.), проведение мысленного экспе­римента под девизом: "А я бы сделал так..."

Ознакомление с процедурой выполнения проектов - этапы, работа в классе и дома, консультации групповые и индивидуальные, выполнение проектов малыми группами, материальное воплощение проекта; информационное обеспечение проектирования (учебные занятия, тренинги, книги - учебные и специальные, компьютерная поддержка и др.); роль учителя.

Ознакомление с процедурой оценивания проектов - публичная защита; оценивание проекта и его зашиты; критерии оценивания.

Цели проектирования

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жиз­ненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

При проектировании приобретается опыт использований знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.

Проектный метод познавательной деятельности по технологии позволяет учащимся получить версии (разной степени наполнения) ответа на вопрос: как и почему появляются новые вещи в предметном мире?

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расшире­ния круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

Выполнение творческого проекта - одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Морально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.

Задачи проектирования

В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные уме­ния (которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности в зависимости от половозрастных и индивидуальных особенностей). К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:

  • понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;

  • планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: "Я хотел бы...";

  • планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;

  • выполнения обобщенного алгоритма проектирования;

  • внесения коррективов в ранее принятые решения;

  • конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.);

  • выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;

  • самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;

  • составления схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представления их в вербальной форме;

  • оценивания результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

  • оценивания проектов, выполненных другими;

  • понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты про­ектов;

  • конструирования представлений о профессиональной проектной деятельности, индивидуальности проектировщика (проектанта), проявляющейся в результате, готовом изделии;

  • расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по "посланию" ("знаку", "смыслу"), которым является готовое изделие, появившееся на рынке.

Обобщенный алгоритм проектирования

Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который в общих чертах включает развернутые ответы на вопросы:

что уже есть? Что предлагает рынок? Какова эволюция и тенденция изменения Вашего изделия? Какова конкуренция? Есть ли динамика рыночной цены?

Кто потенциальные потребители нового изделия (возраст, пол, социальное положение, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)?

Какие потребности Вы собираетесь удовлетворять введением в предметный мир своего изделия (улучшение потребительских, эстетических качеств; снижение себестоимости и цены; расширение рынка; упорядочение предметной среды; сокращение производственных, торговых и транспортных расходов и др.)? Не является ли предлагаемое новое изделие "информационным шумом", засорением предметного мира?

За счет чего Вы хотите добиться успеха? Какие идеи и предложения у Вас есть (другой материал, изменение конструкции и количества деталей, переход на другую технологию, цветовое решение, упаковка, эксплуатационная надежность и др.)?

Пробовали ли Вы изменять внешний облик будущего изделия, материалы, размеры и форму, цвет, количество деталей, последовательность обработки и т.п.?

Какими ресурсами и возможностями Вы располагаете? Какие идеи и предложения в данных условиях могут оказаться наиболее подходящими? Какие дополнительные ресурсы потребуются? Каковы Ваши запросы к научным исследованиям и разработкам?

Какой уровень кооперации Вы предполагаете при освоении нового изделия?

Как и почему Вы выбрали именно эти материалы, инструменты, приспособления, технологические машины для производства данного изделия? Удовлетворяют ли Вас свойства выбранных материалов? Какие предложения есть по усовершенствованию процесса изготовления? Какой квалификацией должны обладать работники производства при освоении этого изделия?

Каковы основные расходы в связи с выпуском нового изделия?

Как Вы собираетесь представлять свое изделие на рынке (реклама, ее виды)? Как планируется организовать сбыт и продажу?

Приобрели бы Вы сами предлагаемое изделие? Кому хотели бы его подарить? Хотели бы Вы, чтобы потребители знали автора?

Что больше всего Вам понравилось в работе над проектом? Что бы Вы хотели улучшить, если бы работу над ним начали заново? Есть ли не­достатки в проекте, которые бы Вы не хотели исправлять?

Тематика проектов

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она предназначена для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:

  • объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;

  • будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;

  • необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;

  • не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий (или услуг) никто предложить на рынок не может.

Руководство проектированием

Избыток учебной информации (особенно в виде инструкций, указаний) при проектирова­нии, очевидно, будет мешать школьникам даже больше, чем ее дефицит, подавляя их самостоя­тельность и активность. На занятиях по технологии учащиеся должны выполнять мини-про­екты, специальные задания, которые служат обучению проектированию. Сюда относится и ознакомление учащихся с основами графической грамотности (технические рисунки, эски­зы, проекции, толщина основных и вспомогательных линий, простановка размеров, чертежи деталировочные и сборочные, экспликации, спецификации, информативность чертежей).

Тем не менее можно предположить ситуацию, когда большинство учащихся группы (класса) не справляются с заданиями, не могут приступить к выполнению проектов. В таких случаях вынужденно вводится компенсаторное пропедевтическое обучение проектированию, которое строится на выполнении учащимися развивающих заданий. Пакет их может быть достаточно большим и включать, например, такие:

  1. Прочитать статью в газете, журнале по проблемам техники, технологии, труда людей, экономики производства, выделить сущность информации или проблемы, задать вопросы учи­телю, сделать устно или письменно реферат статьи.

  2. Картинкой задается трудовой сюжет. Предлагается взять интервью с работником, изображенным на ней. Роль интервьюируемого могут играть как преподаватель, так и кто-нибудь из учащихся.

  3. По памяти изобразить геральдику, товарные знаки, логотип, ярлык известных фирм (ЗИЛ, АЗЛК, ВАЗ и т.п.).

  4. Найти максимальное количество отличий трех изделий (авторучки, часы, пеналы и т.п.).

  5. Выявить в тексте неизвестные слова и термины; задать вопросы, на часть которых могут ответить сами учащиеся.

  6. По плакату рассказать о работе на станке, за рулем транспортного средства, с измерительным прибором или инструментом.

  7. Рассмотреть слайд или фрагмент диафильма (видеофильма) и задать 3-5 вопросов учителю.

  8. По объявленной теме, например "Автомобиль", "Робот", "Часы", "Безопасность труда" и др., на этом или к следующему занятию составить 5 - 7 вопросов для обсуждения.

  9. Выполнить технический рисунок по описанию (письменному или устному).

  10. Сравнить физические, механические, технологические свойства различных конструкционных материалов (сталь, латунь, пластмасса, древесина и др.). Обосновать выбор их конструктором для изготовления известного изделия (авторучка, часы, ученическая сумка, очки и др.).

  11. Предложить возможный технологический процесс изготовления известных изделий.

  12. Сравнить потребительские качества известных изделий (что и почему нравится (не нравится) в этом изделии?).

  13. Сделать несколько предложений по улучшению потребительских качеств конкретных изделий.

Руководство проектированием предполагает также проведение тренингов по элементам публичной защиты проектов (сообщение, формулирование вопросов и ответов на них, пользование экспертными анкетами и др.).

Оценивание результатов

Оценивание результатов творчества всегда драматично и противоречиво. Во всяком случае, не стоит абсолютизировать его правильность. Ближе к объективной будет оценка, которая в сумме равна: средняя (по группе) + самооценка + оценка учителя.

Оценивание проекта и его защиты проводится по критериям

Критерии оценки

  1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

  2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта.

  3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов,

  4. Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального во­площения и представления проекта.

  5. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

В нашей школе выполнение проекта очень нравится учащимся. Это позволяет реализовать свои идеи, продемонстрировать фантазию, умение владением инструментом и технологией. В награду ему достается само изделие. Предлагаем несколько разработок проекта: для 5-6 классов, 7-9 классов.

Учащимся 5-6 классов нравится изготавливать модели техники: машины, танки, трактора, самолеты и т.п. Большой популярностью пользуются модели машин: большой выбор модификаций, мелких деталей украшающие изделие.

Базовая машина представлена в разработке. Дополнительно может устанавливаться цистерна «Молоко», «Бензин», зеркала заднего вида, фары, бензобак, антенны, кузов-самосвал, прицеп и т.д.

Учащиеся 7-8 класса с удовольствием изготавливает шкатулки, модели старинных пушек. При их изготовлении предполагается применение станков: фрезерного и токарного по металлу.

Используемая литература:

  1. Школа и производство №3 1997. «Проект по технологии»

  2. «Технический справочник учителя труда» Ю.А. Боровков и др. «Просвещение» 1980

  3. «Обработка древесины в школьных мастерских» Э.В. Рихвк «Просвещение» 1984

  4. «Объекты труда 5 кл.» В.И. Коваленко «Просвещение» 1990

  5. «Занятие по техническому труду 5-6 кл.» Г.Б. Волошин «Просвещение» 1985

  6. «Технология. По урочные планы» Ю.А. Жадаев «Учитель» Волгоград. 2005

  7. «Практикум в учебных мастерских» Е.М Муравьев «Просвещение» 1987

  8. «Черчение 8-9 кл» А.Д. Ботвинников «Просвещение» 1992


© 2010-2022