Модифицированная программа объединения Весёлая карусель

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей

Ипатовского района Ставропольского края



Рассмотрена на методическом совете

Протокол от «_____»_______2015г.

№___


Принята на педагогическом совете

Протокол от «___»______2015 г

№ ____


Утверждено:

Директор МКОУ ДОД ЦДОД

Ипатовского района _____________В.Д. Гарькуша

Приказ от «___»_____ 2015 г. № _





Модифицированная общеобразовательная программа

дополнительного образования детей

« Веселая карусель»

2год обучения

Возраст обучающихся 10-11 лет





Колюжина Римма Анатольевна

педагог дополнительного образования

МКОУ ДОД ЦДОД Ипатовского района



г. Ипатово, 2015

Пояснительная записка

В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирование богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному народному творчеству развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка. В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирование богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному народному творчеству развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию, духовно богатой личности ребенка. Программа направлена на развитие творческой личности ребенка в сотрудничестве с педагогом, через творческую работу при создании декоративно - прикладных изделий.

Программа является общеразвивающей, так как способствует формированию нравственных и эстетических ценностей детей, самостоятельного мышления и развития творческих способностей.

Программа «Веселая карусель» ориентирована на воспитанников младшего и среднего школьного возраста, поэтапно вводит в мир творчества, фантазии. Способствует развитию индивидуальных способностей, творческого мышления предусматривает знакомство с изготовлениями художественно-прикладных видов деятельности разных профилей, дает пояснение как их изготавливать. Программа развивает интерес, закрепляет уже имеющийся опыт в обработки распространенных материалов, инструментов ручного труда и способствует развитию творческих способностей. Знакомство обучающихся с Малой родиной дает возможность почувствовать сопричастность с историей; бережного относится к традициям, к культуре своего народа. В связи с этим развиваются организаторские способности и задатки детей, происходит их социальная адаптация. Формируя у детей положительное отношение творческому труду, я ставлю цель перед ними и учу находить пути достижения этой цели: учу самостоятельно анализировать и планировать предстоящую работу, организовывать и контролировать свои действия. В реализации данной программы участвуют дети от 7 до 14лет.

Новизна данной Программы состоит в том, что через творчество, в союзе с педагогом, дети преодолевают свои личные проблемы. Поэтому сам процесс создания изделий, как вид деятельности, не менее важен для ребенка, чем результат, и является важным компонентом трудового обучения детей.

Актуальность Программы заключается в оригинальном сочетании

комплекса психологических, художественных, физических и социальных условий для развития творческой деятельности и направлена на возрождение декоративно - прикладного искусства, чтобы в будущем это не привело к утрате уникальных и самобытных видов народного искусства.

Педагогическая целенаправленность программы состоит в том, что занятия направлены на личностное развитие воспитанников, на совершенствование знаний, умений и навыков.

Состав объединения смешанный, дети от 7 до 14 лет. На первый год обучения проводятся занятия два раза по 2 часа, всего 144 часа. Срок реализации программы - 2 года.

Цель программы: Формировать основы художественно-прикладного вида деятельности разных профилей и удовлетворить потребность детей выразить себя как личность.

Задачи программы:

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Дать первичные знания и умения в области моделирования, макетирования и конструирования в художественно-прикладных видах деятельности.

  • Научить пользоваться основными инструментами , основам конструирования и способности завершать начатые творческие разработки.

  • Изготовлять шаблоны, трафареты из доступных материалов и уметь ими пользоваться .

  • Научить создавать проект будущего изделия.

  • Изучить историю родных мест, развить навыки краеведческой, поисково-исследовательской работы.

  • Пробудить историческую память учащихся, формировать у детей «чувства долга».

  • Выявлять и развивать у учащихся задатки и склонности к исторической науке.

воспитательные

  • Формирование коллективного «Я»;

  • Формирование личностных качеств, чувства эмпатии;

  • Воспитание лидерских качеств, чувства толерантности;

  • Воспитание чувства любви к родному краю, району, к своей стране.

развивающие

  • Развитие познавательных процессов памяти, внимания, воображения, творческого и логического мышления;

  • Развитие творческой активности;

  • Развитие креативности мышления;

  • развитие чувства коллективизма, личной ответственности за порученное дело.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

  • общепедагогические:

    • репродуктивный (вербальный и невербальный);

    • проблемно-поисковый;

    • креативный (творческий).

    • индивидуальный;

Данная программа направлена на дифференцированный, разноуровневый и индивидуальный подход, который дает возможность всем желающим в силу своих сил и возможностей найти занятие по душе.

Принципы построения программы соответствуют основным требованиям: доступность, системность, последовательность, преемственность.

Концептуальные положения:

  • творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей;

  • творчеству, как любой деятельности, можно учиться;

  • коллективная деятельность - средство создания мощного творческого поля;

  • использование феномена группового влияния на развитие индивидуальных способностей личности.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения по данной Программе обучающиеся должны знать:

Правила техники безопасности при работе с инструментом, правила поведения в учебном кабинете. Метод заготовки, сушки и хранение природного материала.

  • Технологию приготовления соленого теста.

  • Способы перевода изделия или отдельных деталей на кальку, бумагу, ткань при помощи копировальной бумаги.

  • Историю родных мест. Сведения о заповедниках, заказниках края и района, редких и исчезающих видов растений и животных. Правила работы в музеях, библиотеках.

  • Вести поисковую работу, проводить краеведческие исследования, участвовать в организации походов путешествий и экспедиций, проводить наблюдения и исследования в природе и обществе. Участвовать в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлении природных и исторических памятников.

  • Выявлять останки павших воинов и гражданского населения, безымянных захоронений, установление имен погибших, розыск их родственников, установление памятных знаков, надгробий, уход за ними.

Должны уметь:

  • Экономно расходовать материалы

  • Изготовлять шаблоны, трафареты из доступных материалов и уметь ими пользоваться в художественно-прикладном моделировании.

  • Сделать проект будущей поделки.

  • Изготовить сувенир, поделку к праздникам и Знаменательным датам.

  • Уметь художественно и эстетически оформить поделку.

  • Пользоваться инструментами и приспособлениями при обработке природных материалов, уметь соединять части изделий

  • Изготовить игрушку, организовать игру.

Учебно - тематический план

1 года обучения

п / п

Тема занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Материалы, инструменты, приспособления и оборудование

2

1

1

3

Работы по изготовлению игрушек и сувениров из различных материалов.

18

2

16

4.

Выполнение аппликации из разных материалов.

18

4

14

5

Бумагопластика. Художественное конструирование

22

4

18

6

Мозаика, аппликация, природный материал.

22

4

18

7

Бисер.

22

4

18

8

Моделирование и конструирование на свободную тему.

24

2

22

9

Экскурсии

12

12

10.

Заключительное занятие

2

2

ИТОГО:

144

34

108

Содержание программы

1.Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Пояснить значение детского технического творчества. Показать готовые изделия, выполненные предыдущими воспитанниками объединения. Выявить интересы и пожелания детей, рассказать о предстоящей работе. Выполнение поделок (из бумаги, картона) на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся.

2.Материалы, инструменты, приспособления и оборудование.

Обзор основных видов материалов применяемых в моделировании (бумага, картон, древесина, жесть, проволока, пластмасса, пенопласт и др.) Приемы и способы их обработки. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях ручного труда

( ножницы, иголки, виды ниток, вязальные крючки, ножовки.)

Применение их в быту и на производстве. Способы и приемы с ними. Правила безопасной работы.

3. Работы по изготовлению игрушек и сувениров из различных материалов.

Ознакомление с готовыми образцами различных поделок и сувениров из различных материалов. Способы изготовления поделок с применением деревянных заготовок, проволоки, фольги и природных материалов. Способы перевода изделия или отдельных деталей на кальку, бумагу, ткань при помощи копировальной бумаги. Приемы и способы выпиливания отдельных работ,

элементы художественного оформления изделий.

Практическая работа: изготовление поделок и сувениров к праздникам и Знаменательным датам.

4. Выполнение аппликации из разных материалов.

Материалы для выполнения аппликации, инструменты, приспособления. Подбор материалов и рисунка, цветовой гаммы для аппликации. Правила безопасности труда.

Практическая работа: разработка эскизов в цвете, аппликационных схем. Выполнение аппликации на варежку - прихватку, салфетки, прихвату, панно.

5. Бумагопластика. Художественное конструирование.

Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.В основе техники лежит высокая пластичность бумаги. Основные конструктивные приемы в бумагопластике: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. Биговка - линейное продавливание и фальцовка (складывание) - приемы трехмерного моделирования, формирующих конструктивный элемент - ребро жесткости. Приемы высечки и вырубки (прорезей и разрезов) предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы, придания формы. Склейка - способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые экспериментальные способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение при помощи булек, выгибание, растягивание, скручивание .Объектами для изображения в этой технике могут быть фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин

Практическая работа: изготовление лепестковых, гофрированных цветов, изготовление картин или композиций из бумаги, лепестковых цветов, листьев. Изготовление картин в технике «Некистевоя роспись». Изготовление поделок и картин в технике «Квиллинг»

6. Мозаика, аппликация, природный материал.

Ознакомление методами заготовки гербарий, сбор природного материала, стружки, спила дерева, технология работ, Технология приготовления соленого теста. Инструменты и приспособления для работы. Техника безопасности труда.

Практическая работа изготовление цветов, листьев, объемного панно из соленого теста, древесных стружек, изготовление топиарий из природного материала, картин из природного материала.

7. Бисер.

История создания бисера. Организация рабочего места. Материалы, инструменты, приспособления при работе бисером. Цветовые отношения и цветовой тон. Оформление изделия от его назначения.

Практическая работа: изготовление фенечек. Параллельное нанизывание бисера, плетение на леске, проволоке, изготовление цветов, листьев, бабочек, стрекоз. Изготовление объемных игрушек из бисера на проволоке. Плетение плоских изделий переходящий в полуобъем (деревья, елочки).

8. Моделирование на свободную тему

Для моделирования предлагается несколько тем для выполнения работ. При выборе работ у детей развивается мышление в различных направлениях, проявляется оригинальность, беглость, гибкость, точность мышления.

Практическая работа: изготовление сувениров, поделок на выбранную тему по собственному замыслу детей.

9. Моя Малая Родина.

Знакомство с героическим прошлым, историческими событиями малой Родины;

изучение произведений ставропольских писателей и поэтов;

изучение природного многообразия края;

воспитание ответственности за сохранение и умножение наследия предков;

воспитание патриотических чувств, любви и гордости за родной край. Экскурсии. Знакомство с улицами, предприятиями города. Экскурсии в музей, пожарную часть, воинскую часть, проводятся исходя из конкретных местных условий.

Практическая работа: уход за памятниками воинов Великой отечественной войны, мемориальной доской, клумбой Героя России Бондаренко О.В. Оказание шефской помощи ветеранам войны, труженикам фронта, детям войны. Изготовление подарков, сувениров, поздравление с памятными датами.

11. Заключительное занятие.

Анализ проделанной работы за год. Подведение итогов - выставка



Учебно - тематический план

2 год обучения


п / п

Тема занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

3

1

2

2.

Материалы, инструменты, приспособления и оборудование

3

1

2

3

Работы по изготовлению игрушек и сувениров из различных материалов.

21

2

19

4.

Выполнение аппликации из разных материалов.

27

4

23

5

Бумагопластика. Художественное конструирование

36

4

32

6

Мозаика, аппликация, природный материал.

24

4

20

7

Бисер.

33

6

27

8

Моделирование и конструирование на свободную тему.

21

4

17

9

Художественно- эстетический блок

12

3

9

10

Моя Малая Родина. Экскурсии

33

6

27

11

Заключительное занятие

3

3

ИТОГО:

216

38

178

Содержание программы

1.Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Пояснить значение детского технического творчества. Показать готовые изделия, выполненные предыдущими воспитанниками объединения. Выявить интересы и пожелания детей, рассказать о предстоящей работе. Выполнение поделок (из бумаги, картона) на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся.

2.Материалы, инструменты, приспособления и оборудование.

Обзор основных видов материалов применяемых в моделировании (бумага, картон, древесина, жесть, проволока, пластмасса, пенопласт и др.) Приемы и способы их обработки. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях ручного труда

( ножницы, иголки, виды ниток, вязальные крючки, ножовки.)

Применение их в быту и на производстве. Способы и приемы с ними. Правила безопасной работы.

3. Работы по изготовлению игрушек и сувениров из различных материалов.

Ознакомление с готовыми образцами различных поделок и сувениров из различных материалов. Способы изготовления поделок с применением деревянных заготовок, проволоки, фольги и природных материалов. Способы перевода изделия или отдельных деталей на кальку, бумагу, ткань при помощи копировальной бумаги. Приемы и способы выпиливания отдельных работ,

элементы художественного оформления изделий.

Практическая работа: изготовление поделок и сувениров к праздникам и Знаменательным датам.

4. Выполнение аппликации из разных материалов.

Материалы для выполнения аппликации, инструменты, приспособления. Подбор материалов и рисунка, цветовой гаммы для аппликации. Правила безопасности труда.

Практическая работа: разработка эскизов в цвете, аппликационных схем. Выполнение аппликации на варежку - прихватку, салфетки, прихвату, панно.

5. Бумагопластика. Художественное конструирование.

Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.В основе техники лежит высокая пластичность бумаги. Основные конструктивные приемы в бумагопластике: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. Биговка - линейное продавливание и фальцовка (складывание) - приемы трехмерного моделирования, формирующих конструктивный элемент - ребро жесткости. Приемы высечки и вырубки (прорезей и разрезов) предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы, придания формы. Склейка - способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые экспериментальные способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение при помощи булек, выгибание, растягивание, скручивание .Объектами для изображения в этой технике могут быть фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин

Практическая работа: изготовление лепестковых, гофрированных цветов, изготовление картин или композиций из бумаги, лепестковых цветов, листьев. Изготовление картин в технике «Некистевоя роспись». Изготовление поделок и картин в технике «Квиллинг»

6. Мозаика, аппликация, природный материал.

Ознакомление методами заготовки гербарий, сбор природного материала, стружки, спила дерева, технология работ, Технология приготовления соленого теста. Инструменты и приспособления для работы. Техника безопасности труда.

Практическая работа изготовление цветов, листьев, объемного панно из соленого теста, древесных стружек, изготовление топиарий из природного материала, картин из природного материала.

7. Бисер.

История создания бисера. Организация рабочего места. Материалы, инструменты, приспособления при работе бисером. Цветовые отношения и цветовой тон. Оформление изделия от его назначения.

Практическая работа: изготовление фенечек. Параллельное нанизывание бисера, плетение на леске, проволоке, изготовление цветов, листьев, бабочек, стрекоз. Изготовление объемных игрушек из бисера на проволоке. Плетение плоских изделий переходящий в полуобъем (деревья, елочки).

8. Моделирование на свободную тему

Для моделирования предлагается несколько тем для выполнения работ. При выборе работ у детей развивается мышление в различных направлениях, проявляется оригинальность, беглость, гибкость, точность мышления.

Практическая работа: изготовление сувениров, поделок на выбранную тему по собственному замыслу детей.

9. Художественно- эстетический блок.

Изучение песен времен ВОВ, стихотворений, просмотр и обсуждение кинофильмов о защитниках Отечества.

Практическая работа: подготовка инсценированных песен посвященных ВОВ, проведение конкурсов стихотворений посвященных к знаменательным датам календаря. Посещение кинотеатра с целью просмотра и обсуждение фильмов. Подготовка подарков и сувениров, посвященных знаменательным датам

10. Моя Малая Родина.

Знакомство с героическим прошлым, историческими событиями малой Родины;

изучение произведений ставропольских писателей и поэтов;

изучение природного многообразия края;

воспитание ответственности за сохранение и умножение наследия предков;

воспитание патриотических чувств, любви и гордости за родной край. Экскурсии. Знакомство с улицами, предприятиями города. Экскурсии в музей, пожарную часть, воинскую часть, проводятся исходя из конкретных местных условий.

Практическая работа: уход за памятниками воинов Великой отечественной войны, мемориальной доской, клумбой Героя России Бондаренко О.В. Оказание шефской помощи ветеранам войны, труженикам фронта, детям войны. Изготовление подарков, сувениров, поздравление с памятными датами.

12. Заключительное занятие.

Анализ проделанной работы за год. Подведение итогов - выставка.

.

Методическое обеспечение

Форма контроля

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов.

При оценке результативности учитываются следующие показатели:

основные показатели личностного развития обучающихся:

  • развитие образного мышления;

  • развитие эмоциональной восприимчивости;

  • креативная направленность интересов;

  • развитие оценочных навыков;

Способы проверки знаний.

  1. Начальная диагностика проводится с обучающимися I года обучения, чтобы выявить уровень ЗУН (знаний, умений, навыков) которые имеют воспитанники.

  2. Итоговая аттестация проводится в форме выставок. Теоретическая часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины или игры. Практическая работа - это защита мини - выставки.

Формы подведения итогов реализации Программы:

1. - выставки;

2. - соревнования;

3.- учебно - исследовательские конференции;

4. - конкурсы;

Большое значение для воспитанников имеют выставки, фестивали прикладного искусства. Они активизируют и стимулируют работу детей, позволяют более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту детей, формированию личностных качеств. Для творческой работы кружка, укрепления материально- технической базы педагог постоянно поддерживает связь с родителями. Для этого проводятся родительские собрания, родители приглашаются на индивидуальные выставки, присутствуют при проведении кружковых занятий, по просьбе родителей и детей координируются некоторые темы занятий. Проводятся экскурсии детей на те предприятия, где работают родители, чтобы привить детям уважение к людям труда, гордости за родителей.

Для детей младшего школьного возраста использую групповую (фронтальную) форму организации работы, при которой все кружковцы одновременно выполняют одно и то же задание.

Для детей средней возрастной группы занятия рекомендуется использовать сочетания индивидуальной и фронтальной форм работы. При этом каждый кружковец изготавливает поделку (модель) самостоятельно. Фронтальность же достигается изготовлением поделок (моделей) хотя и разных видов, но примерно одинаковых по сложности изготовления.

Для успешного освоения детьми декоративно - прикладного творчества и стимулирования положительного отношения к занятиям в объединении применяются нетрадиционные формы и методы. На занятиях используются:

  • ситуация занимательности (любопытные примеры, парадоксальные факты, относящиеся к изучаемому предмету; активно «развиваю» ситуацию, вовлекая в беседу детей - они знают порой очень интересные факты);

  • познавательные игры (конструкторы, игры - путешествия, кроссворды, ребусы, загадки, подвижные игры с элементами познавательной игры и т.д.);

  • учебные дискуссии, проблемные ситуации;

  • метод ТРИЗ - технологии;

  • эвристический метод (включение детей в поисковую и творческую деятельность);

  • профильные игры соревновательного характера;

  • игры - театрализации и т.п.

При организации практической части занятия используются:

Фронтальный и подгрупповой( 3-4 человека) метод на 1-ом году обучения;

Формы и режим занятий. Форма организации образовательного процесса - групповые занятия. Основной формой обучения является занятие.

В работе используются различные типы занятий:

Формы занятий.

1.Вводное занятие

2. Занятие - путешествие.

3. Дискуссия.

4. Тестирование.

5. Занятие - игра.

6. Защита творческих работ и проектов.

7. Экскурсии.

8. Итоговое занятие.

Большое предпочтение отдаю комбинированному занятию (т.е. решается несколько равнозначных учебных задач, например: сообщение новых знаний и формирование навыков), а также дифференциации в образовательном процессе.

Дифференциацию в ходе образовательного процесса в данном коллективе провожу следующим образом:

1) по характерным индивидуально-психологическим особенностям детей:

по возрастному признаку (с 6-9 лет);

по половой принадлежности (смешанные группы);

2) по уровню умственного развития:
-малоспособные (обученность ниже нормы);

педагогически запущенные дети (обученность ниже нормы)

способные дети (быстро усваивают и много знают);

одаренные, талантливые дети (их единицы, а может вообще не быть в коллективе данного набора)

3) по организации деятельности:

индивидуальная;

групповая;

коллективная,
дифференциация творческого

4) по годам обучения в объединении.

В программе уделяется внимание экскурсиям в музеи, прогулкам на природе, где воспитанники объединения познают окружающий мир, знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества, с историей и традициями, наблюдают и изучают природные формы деревьев, цветов, трав, животных, насекомых, красоту неба и т.д.

Все познанное и увиденное на этих занятиях отражается в творческих работах детей.

В образовательном процессе применяются следующие виды детской деятельности: познавательная, исследователъско - поисковая, учебная, трудовая, досуговая, воспитательная.

Тип образовательного процесса носит скорее обучающий характер (в деятельности детей преобладает творческий, поисковый способы работы, охватываются разные сферы жизнедеятельности, применяются развивающие технологии, преобладает индивидуальный подход).

В процессе обучения, педагогом осуществляется контроль нравственного развития воспитанников: характер отношений в коллективе (оказание какой-либо помощи в работе, конфликтность с педагогом, со сверстниками, участие в завершении занятия и т.д.), культура поведения.




Список литературы

Для детей:

  1. Заворотов В.А. «От идеи до модели» - просвещение, 1982 год.

  2. «Твори, выдумывай, пробуй» - сборник бумажных моделей ДОСААФ 1979год.

  3. Анохин П.Л. «Бумажные летающие модели» - ДОСААФ 1995год.

  4. Газарян С.В. «Прекрасное своими руками» - детская литература 1986 год..

  5. Шкаповсский В.О. «Для тех, кто любит мастерить» - просвещение

  6. Долженко Г.И. «Сто поделок из бумаги»

  7. Хананова И. «Соленое тесто»

  8. Исакова Э. «Сказочный мир бисера»

  9. Георгиев А. «Чудесные поделки из спичек»

Для педагога:


  1. Горский В.А. «Техническое конструирование» - ДОСААФ 1995 год.

  2. Молотобаров О.С. «Кружок изготовления игрушек сувениров» - просвещение 1983 год.

  3. «Игры и развлечения» сборник в томах - Молодая гвардия 1990 год.

  4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» - Просвещение 1991 год.

  5. Безрукова В.С. «Педагогика» - деловая книга 1996 год.














© 2010-2022