Педагогический проект Терпение и труд - все перетрут трудовое воспитание подростков

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект Терпение и труд - все перетрут трудовое воспитание подростковМуниципальное казенное общеобразовательное учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом «Родник» города Белово».


Педагогический проект Терпение и труд - все перетрут трудовое воспитание подростковПедагогический проект Терпение и труд - все перетрут трудовое воспитание подростков

Автор проекта: Смоляков Е.В. инструктор по труду.



Белово 2015год.

Содержание

Информационная карта проекта 2

1. Актуальность проект 4

2. Этапы проекта 5

3. Период и этапы реализации 6

4 Механизмы реализации проекта. 7

Заключение 9 -10

Литература 11

Приложения

Информационная карта проекта

Полное название проекта

Педагогический проект «Терпение и труд - все перетрут»

Авторы и руководитель проекта

Смоляков Евгений Васильевич- инструктор по труду.

Цель проекта

Формирование положительного отношения к труду, осознанной потребности трудиться. Подготовка подростков к жизни в современном обществе.

Задачи проекта

формирование у подростков положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применить знания на практике;

воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, деловитости и честности;

вооружение подростков разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Сроки проведения

Сентябрь 2015года - май 2016год

Место проведения

Детский дом «Родник»

Общее количество участников

(в том числе детей)

20 -30 детей

Условия участия в проекте

Добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

Актуальность проекта.

Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.

У каждой трудовой деятельности есть свой мотив. Разные мотивы труда определяют и различное отношение к нему. Человек, который понимает общественную значимость труда, радуется хорошо выполненной работе, испытывает счастье в труде, активно вносит в труд творчество. При таких побудительных мотивах труд становится средством всестороннего развития личности. И наоборот, труд лишь ради накопления материальных благ обедняет человека, формирует отрицательные качества личности.

Поэтому необходимо:

- формирование у подростков общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу.
- формирование у подрастающего поколения культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда. Трудиться на пользу обществу каждый человек может лишь тогда, когда он овладел культурой труда: умеет определить цель труда, спланировать наиболее рациональный путь ее достижения, чтобы получить результат. При этом очень важны правильный отбор нужных материалов и инструментов, их целесообразное размещение, владение необходимыми трудовыми операциями, навыками обращения с инструментами и обработки материалов, бережное отношение к материалам и инструментам, рациональное использование рабочего времени, а также умение анализировать и рационализировать процесс труда. Эти умения необходимы для работника любой профессии. А поскольку труд на современных предприятиях коллективный, подрастающие поколения должны овладеть навыками труда в коллективе, правильно устанавливать деловые и личные связи, выполнять свою часть работы в определенном темпе, в установленные сроки и безукоризненно по качеству.

- Формирование уважения к труду, бережного отношения к его результатам общественной и личной собственности, воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности.

- развитие у подрастающего поколения интереса к разным видам труда в целях выявления способностей и наклонностей каждого для сознательного выбора профессии. Современные виды труда требуют широкого круга знаний, технической подготовленности, специальных способностей. Соответствие выбранного вида деятельности интересам и склонностям максимально повышает отдачу труда в общественном производстве, делает жизнь человека радостной и содержательной, а труд - потребностью личности.

Трудовое воспитание детей в детском доме - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома.

Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает, что мы добились каких - то результатов, необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников. Я предлагаю проект: «Терпения, и труд все перетрут», как одну из форм приобщения подростков к труду, желания самому творить и раскрывать свой трудовой потенциал. В данном проекте предусмотрена тесная взаимосвязь трудового воспитания и духовно- нравственного воспитания. Также данный проект поможет подростку сформировать его гражданскую позицию, воспитать чувство патриотизма через сотрудничество с ветеранами ВОВ. В проекте большое значение уделяется трудовому воспитанию, экологическому образованию, досуговой деятельности. В ходе трудовой деятельности подросток становится адаптированным человеком с развитыми умениями и навыками, которые может в дальнейшем применить в своей жизни. Труд - это инструментарий всеобщего развития личности, основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий престижа человека и его обязанность.

В рамках данного проекта предусматривается:

- подготовительный этап: сбор информации о необходимости изменения в игровых комнатах, на территории прилегающий к детскому дому. Согласование с руководством детского дома.

Анкетирование и тестирование детей.

Сбор информации о ветеранах ВОВ, для дальнейшего сотрудничества.

- распространение информации о трудовом воспитании подростков, о трудовом кодексе РФ среди учащихся школы 6-11 классы (проведение бесед и представление презентаций);

-акция «Вторая жизнь мебели» - подростки своими руками ремонтируют сломанную мебель.

-поисковая деятельность, в рамках которой учащимся предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о ветеранах В.О.В. для оказания посильной помощи со стороны подростков детского дома.

- акция « Помоги ветеранам»: в рамках данной акции будут осуществляться помощь ветеранам в благоустройстве собственного жилья (посильный ремонт - наклейка обоев, покраска и.т.д.)

- конкурс - «Я сделал своими руками» - в рамках данного конкурса будут рассматриваться любые модели мебели, объемные поделки, предметы из подручного материала, которые дополнят интерьер групп и территории прилегающий к детскому дому.

Период и этапы реализации:

I этап - сбор информации, подготовка бесед с учениками (сентябрь - октябрь 2015год);

II этап - проведение бесед и презентаций (до 15 апреля 2016года);

III этап - акция «Вторая жизнь мебели» - (начало акции с 1 января 2016года, подведение итогов 1 мая 2016года).

IV этап - поисковая деятельность , в рамках которой воспитанникам предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о ветеранах В.О.В поселка Инской, для проведения акции «Помоги ветеранам» (Период реализации сентябрь 2015г. - май 2016г. )

Трудовые объекты

Перечень профессий и работ

Объекты

Содержание деятельности

Благоустройство территорий

Прилагающая территория к детскому дому.

Сбор мусора

Подметание асфальтовых покрытий

Очистка газонов

Озеленение территорий

Прилегающая территория к детскому дому

Разбивка цветников и клумб

Перекапывание земли на клумбах и цветниках

Посадка цветов и саженцев

Прополка растений

Полив растений

Мелкий ремонт мебели

Игровые, библиотека, спортзал.

Ремонт парт

Ремонт стульев

Ремонт шкафов, тумбочек

4. Механизмы реализации проекта.

Представленная проектная работа реализуется в следующих формах:

- сбор и анализ информации;

- презентации, встречи, беседы;

- конкурс на лучшую модель или поделку для интерьера;

- акции.

В рамках проекта применяются следующие средства:

- использование ресурсов сети Интернет; - цифровые средства (проектор, ПК);

- раздаточный наглядный материал;- информационное пространство школьного сообщества в социальной сети.

5. Ожидаемые результаты:

  • Ориентированность подростков на понимание приоритетности ценностей здорового образа жизни и связь с ними дальнейших жизненных успехов.

  • Положительное отношение к труду на благо своего детского дома.

  • Позитивное отношение к окружающей среде, ответственность за экологическую обстановку своей «малой родины».

  • Развитие в детях лидерских качеств, коммуникативных навыков и умений работать в команде, стремления к творческому росту и самоуправлению.

  • Формирование у несовершеннолетних чувства ответственности за свои поступки, осознания необходимости законопослушного поведения.

Воспитание у подростков чувство гордости за свою страну через беседы с ветеранами В.О.В.

Материально-технические ресурсы:

  • Интерактивное и звуковоспроизводящее оборудование.

  • Садовый инвентарь (вёдра, лейки, лопаты, мешки для мусора, перчатки, кисти, тяпки и т.п.)

  • Материалы для творчества (бумага, краски, карандаши и т.п.)

  • Материалы для проведения мастер-класса

Педагогический проект Терпение и труд - все перетрут трудовое воспитание подростков

Педагогический проект Терпение и труд - все перетрут трудовое воспитание подростков

Предполагаемые Партнёры проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

По результатам реализации проекта, а также мониторинга уровня воспитанности можно будет сделать выводы о его результативности и эффективности.

В дальнейшем планируется распространение полученного педагогического опыта среди других детских домов и реабилитационных центров.

Нормативно-правовое обеспечение проекта.

1.Конституция РФ.

2.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»

3.Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009г. № 326-ФЗ)

4.Конвенция ООН о правах ребенка.

5.Методические указания МУ 2.4.6.665-97 "Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков" (утв. Минздравом РФ от 14 апреля 1997г. №

6.Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. № 7)

7.Устав детского дома.

Использованная литература:

1. Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000

2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999

4. Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2004г.

5. Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002

6. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2002

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002

8. Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996

9. Смирнов М.И.. Проблема трудового общения школьников.М.,2004

Приложения:

Определение типа темперамента по методике Н.Н. Обозова.

Методика Н.Н. Обозова, использующая 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента, позволяет определить тип темперамента человека, в том числе и без его участия.

Инструкция. Для определения типа темперамента произведите построчный выбор степени проявления каждого из пятнадцати характерологических признаков. Предположим, в строке «Уравновешенность поведения» для испытуемого наиболее соответствует значение «Хорошо уравновешенное», несколько менее соответствует значение «Отлично уравновешенное». В этом случае для первого значения присваивается оценка: «2 балла», для второго: значения - «1 балл». Остальные значения в данной строке оцениваются в 0 баллов. Подобным же образом оцениваются показатели по всем остальным характерологическим признакам. Затем подсчитываются суммы баллов по столбцам. Тот тип личности, по которому набрана наибольшая сумма баллов, является для испытуемого основным.

Характерологический признак

Типы темперамента

Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

1

Уравновешенность поведения

Хорошо уравновешенное

Отлично уравновешенное

Неуравновешенное

Очень неуравновешенное

2

Эмоциональные переживания

Поверхностные, кратковременные

Слабые

Сильные, кратковременные

Глубокие и длительные

3

Настроение

Устойчивое, жизнерадостное

Устойчивое, без больших радостей и печалей

Неустойчивое с преобладанием бодрого

Неустойчивое с преобладанием пессимизма

4

Речь

Громкая, живая, плавная

Монотонная, радостная

Громкая, резкая, неравномерная

Тихая с задыханием

5

Терпение

Умеренное

Очень большое

Слабое

Очень слабое

6

Адаптация

Отличная

Медленная

Хорошая

Трудная (замкнутость)

7

Общительность

Умеренная

Невысокая

Высокая

Низкая (замкнутость)

8

Агрессивность в поведении

Миролю6ивое поведение

Сдержанность в поведении

Агрессивен

Истеричность в поведении, возмущение и уход от сложностей

9

Отношение к критике

Спокойное

Безразличное

Возбужденное

Обидчивое

10

Активность в деятельности

Энергичная (деловая)

Поведение неутомимого труженика

Страстная, увлеченная

Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других)

11

Отношение к новому

Безразличное

Отрицательное

Положительное

Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим и наоборот

12

Отношение к опасности

Расчетливое, без особого риска

Хладнокровное, невозмутимое

Боевое, рискованное, без особого расчета

Тревожное, растерянное, подавленное

13

Стремление к цели

Быстрое, с избеганием препятствий

Медленное, упорное

Сильное, с полной отдачей

То сильное, то слабое, с избеганием препятствий

14

Самооценка

Некоторая переоценка своих способностей

Реальная оценка своих способностей

Значительная переоценка своих способностей

Чаще всего - недооценка своих способностей

15

Внушаемость и мнительность

Небольшая

Стабильная

Умеренная

Большая

Сумма баллов



Опросник для определения профессиональной готовности
Л.Н. Кабардовой

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами - клеточки для трех ответов.

Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка «а»):

  • делаю, как правило, хорошо - 2 балла;

  • делаю средне - 1 балл;

  • делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал - 0 баллов.

Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда Вы это делаете (клеточка «б»):

  • положительные (интересно, легко) - 2 балла;

  • нейтральные (все равно) - 1 балл;

  • отрицательные (неинтересно, трудно) - 0 баллов.

Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие входило в Вашу работу (клеточка «в»):

  • да - 2 балла;

  • все равно - 1 балл;

  • нет - 0 баллов.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Работа с опросником может производиться как индивидуально, так и в группе.

Текст опросника

  1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

  2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).

  3. Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.)

  4. Сочинять стихи, рассказы, заметки писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

  5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

  6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

  7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

  8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

  9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток.

  10. Терпеливо, без раздражения объяснить кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

  11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

  12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии

  13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

  14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

  15. Много и часто общаться со многими людьми, не уставая от этого.

  16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.

  17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

  18. Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

  19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех других.

  20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.

  21. При выполнении задания по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

  22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

  23. Регулярно, без напоминания, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных и клетки), лечить, обучать.

  24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

  25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

  26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные законы, формулы, теоремы.

  27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

  28. Разбираться в породах и видах животных, знать их характерные признаки и повадки.

  29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

  30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.

  31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.

  32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, проводить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

  33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

  34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

  35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

  36. Выполнять расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

  37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

  38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии: читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

  39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений.

  40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать разногласия, разрешать споры.

  41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

  42. Выполнять задания, в которых требуются мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

  43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоологических кружках и питомниках.

  44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

  45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

  46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

  47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технологической, логической, математической.

  48. При работе с растениями или животными переносить ручной или физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

  49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

  50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Бланк ответов

Тип профессий

Ч-З

Ч-Т

Ч-П

Ч-Х

Ч-Ч

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

  • Ч-З - человек - знаковая система

  • Ч-Т - человек - техника

  • Ч-П - человек - природа

  • Ч-Х - человек - художественный образ

  • Ч-Ч - человек - человек

Обработка и интерпретация результатов

Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:

  • а - оценка своих умений;

  • б - оценка своего эмоционального отношения;

  • в - оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.

Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.

Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения».

Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочтительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили оценки в баллах «2-2-2», а также «2-2-1», «1-2-2». Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области «человек - знак» может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы «человек - человек» и «человек - знак»), модельер (сферы «человек - художественный образ» и «человек - техника») и т.д.

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

23


© 2010-2022