Рабочая программа кружка по вязанию Умелые ручки (5-8 классы)

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка по вязанию "Умелые ручки"

Руководитель - Павлова Нина Ивановна

Возраст 10-14 лет.

Срок реализации 1 год.

I. Пояснительная записка

Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи

и памяти школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком.

Вязание - один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение - равновесие душевного состояния.

Актуальность программы - приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

В процессе реализации программы должны быть решены задачи:

  1. Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.

  2. Формировать интерес к рукоделию.

  3. Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.

  4. Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.

  5. Развивать и корригировать мелкую моторику и координацию рук.

  6. Развивать и корригировать художественный вкус и творческую инициативу.

  7. Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.

  8. Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Программа составлена на основе личного опыта.

Курс предназначен для обучающихся 5-9 классов. Срок реализации 1 год (по 1 часу в неделю), всего 34 часа.

В проведении занятий могут участвовать учителя трудового обучения, народные умельцы и родители. Занятия могут проводиться в учебных мастерских, в музеях, на выставках и т.д.

По целевой направленности программа развивающая. Форма общения - рассказ, диалог, беседа.

Формы и методы обучения и воспитания

Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.

Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий - практическая работа.

Обучающиеся должны знать:

  1. Виды декоративно-прикладного творчества.

  2. Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.

  3. Безопасные приемы работы.

  4. Начальные сведения о цветовом сочетании.

  5. Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком.

  6. Условные обозначения вязальных петель.

  7. Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.

Должны уметь:

  1. Пользоваться схематичным описанием рисунка.

  2. Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.

  3. Подбирать инструменты и материалы для работы.

  4. Изготавливать изделие.

  5. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Содержание программы

Тема №1 ( 1 час)

Вводное занятие

  1. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

  2. Требования к знаниям: общие правила по охране труда.

  3. Анкета "Расскажи о себе".

Тема №2 (1 час)

Виды декоративно-прикладного искусства

  1. Виды декоративно-прикладного искусства (макраме, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды.

  2. Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.

  3. Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.

  4. Темы рефератов: "Виды вязания", "Современные виды рукоделия".

Тема №3 (1 час)

Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.

  1. Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.

  2. Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.

  3. Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков.

Тема №4 (2 часа)

Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель.

  1. Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.

  2. Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.

  3. Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.

Тема №5 (2 часа)

Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.

  1. Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.

  2. Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.

  3. Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления носка.

  4. Практическая работа. Выполнить манжету носка.

Тема №6 (3 часа)

Вязание носков.

  1. Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки "бумеранг". Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.

  2. Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.

  3. Практическая работа: Вязание носков.

Тема №7 (2 часа)

Орнамент в вязании спицами.

  1. Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.

  2. Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.

  3. Практическая работа. Выполнение образца орнамента.

Тема №8 (3 часа)

Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.

  1. Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.

  2. Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.

  3. Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.

  4. Практическая работа. Вязание варежек.

Тема №9 (1 час)

Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.

  1. Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.

  2. Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.

  3. Тема реферата: " Крючки разные важны".

Тема №10 (1 час)

Воздушная петля. Столбики без накида.

  1. Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.

  2. Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.

  3. Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.

Тема №11 (2 часа)

Изготовление прихватки.

  1. Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязка прихватки обратным рядом. Изготовление петельки-вешалки.

  2. Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.

  3. Практическая работа. Выполнение прихватки.

Тема №12 (2 часа)

Столбики с накидом. Вязание бижутерии.

  1. Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.

  2. Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.

  3. Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.

  4. Практическая работа. Изготовление бижутерии.

Тема №13 (5 часов)

Чтение схемы. Вязание салфетки.

  1. Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.

  2. Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.

  3. Практическая работа. Изготовление салфетки.

Тема №14 (2 часа)

Посещение музея народного творчества.

  1. Знакомство учащихся с культурой, традициями и художественным творчеством народов, проживающих в Башкортостане.

  2. Требования к знаниям: народы проживающие в Чувашии, традиции, ремесла, предметы одежды, виды украшений, быт, уклад жизни. Требования к умениям: определение различий и сходства в одежде разных народов.

Тема №15 (5 часов)

Изготовление предмета быта или одежды по выбору.

  1. Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.

  2. Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.

  3. Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.

  4. Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.

Тема №16 (1 час)

Выставка изготовленных изделий.

  1. Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

  2. Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.

  3. Практическая работа. Оформление выставки.

Тематическое планирование

п\п

Тема урока

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Виды декоративно-прикладного искусства

1

3

Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.

1

4

Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель.

2

5

Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.

2

6

Вязание носков.

3

7

Орнамент в вязании спицами.

2

8

Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.

3

9

Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.

1

10

Воздушная петля. Столбики без накида.

1

11

Изготовление прихватки.

2

12

Столбики с накидом. Вязание бижутерии

2

13

Чтение схемы. Вязание салфетки.

5

14

Посещение музея народного творчества.

2

15

Изготовление предмета быта или одежды по выбору.

5

16

Выставка изготовленных изделий.

1

Список литературы

  1. А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. - СПб.: ТОО "Диамант", ТОО "Фирма ЛЮКСИ", 1996 - 560 с.

  2. Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) - СПб, СКФ "Человек", 1992 - 376 с.

  3. Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. - 2002. - №3. - С.41.

  4. Е.Н. Петрова Уроки по курсу "Технология": 5-9 класс (девочки). - М.: 5 за знания, 2007. - 208 с.

  5. Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. - Харьков: Фолио, 1998. - 480 с.

  6. Технология: поурочные планы по разделу "Вязание". 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 200 с.

  7. Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. - сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 191 с.


© 2010-2022