- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа кружка по вязанию Умелые ручки (5-8 классы)
Рабочая программа кружка по вязанию Умелые ручки (5-8 классы)
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлова Н.И. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа кружка по вязанию "Умелые ручки"
Руководитель - Павлова Нина Ивановна
Возраст 10-14 лет.
Срок реализации 1 год.
I. Пояснительная записка
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи
и памяти школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком.
Вязание - один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение - равновесие душевного состояния.
Актуальность программы - приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
-
Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
-
Формировать интерес к рукоделию.
-
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
-
Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.
-
Развивать и корригировать мелкую моторику и координацию рук.
-
Развивать и корригировать художественный вкус и творческую инициативу.
-
Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
-
Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Программа составлена на основе личного опыта.
Курс предназначен для обучающихся 5-9 классов. Срок реализации 1 год (по 1 часу в неделю), всего 34 часа.
В проведении занятий могут участвовать учителя трудового обучения, народные умельцы и родители. Занятия могут проводиться в учебных мастерских, в музеях, на выставках и т.д.
По целевой направленности программа развивающая. Форма общения - рассказ, диалог, беседа.
Формы и методы обучения и воспитания
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий - практическая работа.
Обучающиеся должны знать:
-
Виды декоративно-прикладного творчества.
-
Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
-
Безопасные приемы работы.
-
Начальные сведения о цветовом сочетании.
-
Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком.
-
Условные обозначения вязальных петель.
-
Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.
Должны уметь:
-
Пользоваться схематичным описанием рисунка.
-
Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
-
Подбирать инструменты и материалы для работы.
-
Изготавливать изделие.
-
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Содержание программы
Тема №1 ( 1 час)
Вводное занятие
-
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
-
Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
-
Анкета "Расскажи о себе".
Тема №2 (1 час)
Виды декоративно-прикладного искусства
-
Виды декоративно-прикладного искусства (макраме, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды.
-
Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.
-
Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.
-
Темы рефератов: "Виды вязания", "Современные виды рукоделия".
Тема №3 (1 час)
Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.
-
Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
-
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
-
Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков.
Тема №4 (2 часа)
Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель.
-
Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
-
Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
-
Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
Тема №5 (2 часа)
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.
-
Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
-
Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
-
Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления носка.
-
Практическая работа. Выполнить манжету носка.
Тема №6 (3 часа)
Вязание носков.
-
Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки "бумеранг". Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
-
Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.
-
Практическая работа: Вязание носков.
Тема №7 (2 часа)
Орнамент в вязании спицами.
-
Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
-
Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.
-
Практическая работа. Выполнение образца орнамента.
Тема №8 (3 часа)
Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
-
Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.
-
Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
-
Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.
-
Практическая работа. Вязание варежек.
Тема №9 (1 час)
Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.
-
Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.
-
Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.
-
Тема реферата: " Крючки разные важны".
Тема №10 (1 час)
Воздушная петля. Столбики без накида.
-
Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.
-
Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.
-
Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.
Тема №11 (2 часа)
Изготовление прихватки.
-
Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязка прихватки обратным рядом. Изготовление петельки-вешалки.
-
Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.
-
Практическая работа. Выполнение прихватки.
Тема №12 (2 часа)
Столбики с накидом. Вязание бижутерии.
-
Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.
-
Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.
-
Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.
-
Практическая работа. Изготовление бижутерии.
Тема №13 (5 часов)
Чтение схемы. Вязание салфетки.
-
Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.
-
Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.
-
Практическая работа. Изготовление салфетки.
Тема №14 (2 часа)
Посещение музея народного творчества.
-
Знакомство учащихся с культурой, традициями и художественным творчеством народов, проживающих в Башкортостане.
-
Требования к знаниям: народы проживающие в Чувашии, традиции, ремесла, предметы одежды, виды украшений, быт, уклад жизни. Требования к умениям: определение различий и сходства в одежде разных народов.
Тема №15 (5 часов)
Изготовление предмета быта или одежды по выбору.
-
Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.
-
Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.
-
Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.
-
Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.
Тема №16 (1 час)
Выставка изготовленных изделий.
-
Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
-
Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.
-
Практическая работа. Оформление выставки.
Тематическое планирование
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
1
Вводное занятие
1
2
Виды декоративно-прикладного искусства
1
3
Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.
1
4
Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель.
2
5
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.
2
6
Вязание носков.
3
7
Орнамент в вязании спицами.
2
8
Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
3
9
Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.
1
10
Воздушная петля. Столбики без накида.
1
11
Изготовление прихватки.
2
12
Столбики с накидом. Вязание бижутерии
2
13
Чтение схемы. Вязание салфетки.
5
14
Посещение музея народного творчества.
2
15
Изготовление предмета быта или одежды по выбору.
5
16
Выставка изготовленных изделий.
1
Список литературы
-
А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. - СПб.: ТОО "Диамант", ТОО "Фирма ЛЮКСИ", 1996 - 560 с.
-
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) - СПб, СКФ "Человек", 1992 - 376 с.
-
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. - 2002. - №3. - С.41.
-
Е.Н. Петрова Уроки по курсу "Технология": 5-9 класс (девочки). - М.: 5 за знания, 2007. - 208 с.
-
Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. - Харьков: Фолио, 1998. - 480 с.
-
Технология: поурочные планы по разделу "Вязание". 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 200 с.
-
Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. - сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 191 с.