Методические рекомендации по трудовому обучению

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РТ Хондергейская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации

« Развитие познавательной активности у учащихся 5-9 классов на уроках швейного дела в условиях школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья

Составитель:

Сат А.С.

Учитель:

швейного дела







Введение

Одним из актуальных специфических образовательных потребностей детей , обучающихся в школе-интернатеVIIIвида выступают: обеспечении обязательности профильного трудового образовании и стимуляция познавательной активности.

Цель: Развитие познавательной активности удетей с ОВЗ на уроках швейного

дела в условиях школы-интернатаVIIIвида

Задачи:

Использовать на уроке дидактический материал, стимулирующий процессы внимания, памяти ,логического мышления, самоконтроль.

Индивидуализировать процесс обучения с опорой на круги нтересов и потенциальны евозможности детей с ОВЗ.

Раскрыть практическую значимость выполняемых заданий.

Формы работы: комбинированный урок


Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классовшколы-интернатаVIIIвида


Ожидаемый результат:


Повышение познавательной активности у учащихся

Повышение учебной мотивации

Повышени екачества образовательных результатов












Конечная цель подготовки воспитанников вспомогательной школы к профессиональному труду состоит в развитии у них умения самостоятельно регулировать свою трудовую деятельность и поведение в соответствии с условиями работы на производственном предприятии. В основу таких умений входят профессиональные навыки и технико-технологические знания. Опора на имеющиеся знания даёт возможность, уяснить новое трудовое задание, спланировать его направление, правильно действовать при встрече с различного рода отклонениями от технологического процесса, контролировать и оценивать сделанное. Присущие детям с ОВЗ дефекты психики затрудняют формирование и применение знаний. В практических действиях учащихся вспомогательной школы проявляется тенденция опираться в большей мере на чувственный опыт, в основе которого лежат единичные представления памяти. При этом недостаточно используется речь, что снижает уровень осознанной саморегуляции деятельности. Как результат наблюдается характерная для этих учащихся несамостоятельность в труде. Успешность их практической работы в значительной мере зависит от помощи в умственных действиях, которую, они получают от учителя и от своих более способных товарищей. Трудность формирования знаний у учащихся коррекционной школы объясняется также их пассивностью в познавательном процессе. Причём пассивность связана не только с отсутствием желания получать знания, но и с неумением выполнять познавательные действия, обеспечивающие усвоение знаний. Для развития познавательной активности умственно отсталого школьника, необходимо использовать все возможные средства воздействия.

К числу таких средств относятся:

- подбор занимательного материала;

-индивидуализация заданий учащихся с учётом круга их интересов, уровня знаний, умений и навыков, а так же особенностей психики;

-раскрытие практической значимости выполняемого задания;

-создание в классе атмосферы товарищества, взаимопомощи, коллективного труда. На уроках труда интересы учащихся направлены на выполнение практической работы, но в определённой мере переносятся и на теоретическое обучение. Практика трудового обучения показала, что имеется ряд способов формирования интереса к познавательной деятельности. Началом теоретического этапа занятия могут быть письменные ответы учащихся на вопросы по раздаточным карточкам и краткое обсуждение полученных результатов. К приёмам стимулирования познавательного интереса использование кроссвордов, карточек-заданий, тестов. Материал в основном подбирается по темам программы.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Укажите цифрами в левом столбце правильную последовательность технологических операций при раскрое швейного изделия:

А. Сколоть ткань булавками

Б. Разметить припуски на обработку

В. Определить лицевую сторону ткани

Г. Нанести контрольные линии и точки

Д. Обвести детали по контуру

Е. Вырезать детали изделия из ткани

Ж. Определить долевую нить

3. Приколоть крупные и мелкие детали

И. Разложить крупные и мелкие детали









ОТВЕТ: 1-Ж): 2-В);

3-А); 4-И);

5-3); 6-Д);

7-Б); 8-Г);

9-Е).

Карточка-задание

Указатьнаправлениедолевойнити, датьназваниедетали, датьназваниелиниямчертежа.

1.

2.

3.Методические рекомендации по трудовому обучению

4.

5.

6.

7.

8.

9.

5







КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Двойной шов выполняют с помощью двух соединительных строчек.

Применяют при пошиве _________________________________________

______________________________________________________________

Б.Выберите из перечисленных работ те, которые необходимы при выполнении двойного шва.

сложить детали изнаночными сторонами внутрь;

сметать сложенные детали;

стачать, отступив от срезов 8-10мм;

стачать на 3-4мм от срезов;

детали вывернуть лицевыми сторонами внутрь, шов стачивания выправить;

стачать по изнаночной стороне, отступив 5-7мм от сгиба;

стачать по изнаночной стороне, отступив 10-15мм от сгиба;

шов разутюжить;

шов заутюжить.

ОТВЕТЫ:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

кроссворд: « Ткани»

Впишите в «ступеньки» названия хлопчатобумажных

тканей.

Б

Ь

Б

А

Б



Т

Б



Т



Б



Т



Ткань, необходимая для пошива белья.

Из этой ткани шьют зимние пижамы, детские ползунки.

Эта тонкая прозрачная ткань служит материалом для носовых платков, дорогого белья.

Из этой ткани делают красивые вечерние платья.

Техническая ткань, используемая для пошива туристических и военных палаток.

ОТВЕТЫ:1.Бязь. 2. Байка. 3.Батист. 4.Бархат. 5.Брезент.

КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ

Укажите цифрами в левом столбце правильную последовательность технологической обработки поясного изделия.

А.Прокладывание контрольных стежков и копировальных линий

Б. Примерка изделия и устранение недочетов

В. Начальная обработка основных деталей

Г. Придание деталям нужной формы при помощи ВТО

Д. Временная сборка изделия( сметывание вытачек, кокеток, складок; смётывание основных деталей т.д.)

Е. Соединение карманов с основным изделием, обработка застёжки, верхнего и нижнего срезов

Ж.Обработка вытачек, складок, кокеток, карманов

3. Влажно- тепловая обработка изделия

И.Соединение основных деталей изделия



ОТВЕТ: 1-В; 2-А; 3-Г;4-Д; 5-Б; 6-Ж;

7-И; 8-Е;9-3.







Карточка - задание

Отвечая на вопрос «да», ставьте дугу над соответствующим отрезком, отвечая «нет» отрезок оставляйте свободным

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

При раскрое изделия надо учитывать направление рисунка на ткани.

Долевая нить в клиньевой юбке проходит поперёк клина.

Стачать соединить равные по размеру детали и закрепить их машинной строчкой.

Прибавки на свободное облегание не изменяют ширину изделия.

Копировальные стежки служат для обозначения линии середины изделия.

Крой изделия больше выкройки на величину припусков на швы.

Мерки объёмов записывают в половинном размере.

Мерка Сб определяет ширину изделия по линии талии.

Выбор ткани на изделие зависит от назначения этого изделия.

Долевая нить всегда проходит по длине юбки.





Закончи пословицу

Сделал дело: (гуляй смело)

Дело мастера (боится)

З.Что посеешь (то пожнёшь)

Делу время (потехе час)

Терпенье и труд (всё перетрут)

Поспешишь - людей (людей насмешишь)

Семь раз отмерь (один раз отрежь)

Что за этим кроется:

Учащиеся должны назвать изделия, предметы составляющие, предложенные учителем в устной форме, обобщающие понятия:

Верхняя одежда:

Платья, наперсток, ножницы, сантиметровая лента.

Фурнитуры:

Пуговицы, кнопки, пряжи, застежки, клепки, блочки.

Инструменты для шитья:

Игла, наперсток, ножницы, сантиметровая лента.

Столовое белье:

Скатерти, салфетки, полотенце.

Заполните пропуски в таблице

Термины

Содержание

работы

Примеры

применения

Стачать

Соединить две или

несколько

приблизительно

равных по

величине детали

машинной

строчкой

Притачать

Соединить части деталей или мелкие детали к основной детали

Настрочить

Соединить две детали, одна из которых наложена одна на другую

Прострочить

Закрепить машинной строчкой припуски на шов или подогнутые края деталей








Варианты ответов: боковые швы, кокетку к полочке, оборку к срезу детали, карман к полочке, низ изделия.





Найти лишнее слово:

Простыня, наволочка, скатерть, пододеяльник.

Сантиметровая лента, угольник, ножницы, линейка.

Стачной, настрочной, накладной, сметочный.

Скатерть.

Ножницы.

Смёточный.

Невнимательный портной

Портной сложил в свою шкатулку инструменты, которыми он работает, был невнимателен и положил лишние, предметы

Иглы ручные

Нитки

Скрепки

Напёрсток

Сантиметровая лента

Фломастеры

Ножницы

Мел, мыло

Клей

Портновские булавки

Помоги портному найти лишние предметы.

Выбери правильный ответ

Заутюжить-это

уменьшить толщину шва, края детали;

отогнуть шов на одну сторону и закрепить утюгом;

-удалить замины ,на отдельных участках ткани;

Шов вподгибку с закрытым срезом применяется:

для стачивания деталей;

для обработки низа изделия;

для обработки среза горловины;

К соединительным швам относятся:

-окантовочный;

-двойной;

шов вподгибку с открытым срезом;

К плечевой группе изделий относятся:

юбки;

платья;

блузки;

К горизонтальным линиям относятся:

линия талии;

линия бокового среза;

-линия плечевого среза;

Обтачка - это:

-деталь для обработки выреза

полоска ткани, настрачиваемая на изделие для продёргивания пояса;

полоска ткани присборенная с одной стороны





Карточка-задание

Выбрать правильный ответ

Пуговицы с двумя отверстиями пришивают:

________________________________________

Пуговицы с четырьмя отверстиями пришивают:

______________________________________

Пуговицы на ножке пришиваются:

______________________________________

Ответ: 4-5 стежками; 2-4 стежками;

3-4 стежками

Игла, наперсток, ножницы

«Эрудит»

Найдите закодированные слова:

шов, стежок, строчка, кромка, основа, уток, изнанка, хлопок, шерсть, шёлк, лён, нитка, игла

Н

И

Т

К

А

Ш

Ь

У

Т

О

К

Е

X

Л

О

П

Ш

Л

С

Т

Е

Ж

О

К

Ш

Р

Ш

О

В

Р

Е

О

С

Н

О

О

Р

Ч

К

А

В

М

С

Л

Е

Н

А

К

Т

Ь

И

Г

Л

А

Используемая литература

1.«Контрольно-измерительные материалы и вариативные тестовые задания.» А.А. Бородкина

2.Учебник технологии «Швейное дело» 5-9классы

Г.Г.Мозговая; Г.Б.Картушина

3. «Технология, обслуживающий труд», рабочая тетрадь

В.Д.Симоненко



© 2010-2022