Проект по технологии И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Сявский Дом пионеров и школьников Шахунский район Нижегородская область.



Методические рекомендации

по проектно-исследовательской деятельности

обучающихся из цикла «Лоскутное шитьё»

Тема проекта: «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом».

Автор: педагог дополнительного

образования

Фоминых Елена Васильевна

образование среднее специальное

первая квалификационная категория



п. Сява

2008-2009г.

I. Пояснительная записка.

II. Методические рекомендации педагогам на момент подготовки к проектированию.

  1. Цель и задачи.

  2. Введение.

  3. Запуск проекта.

III. Методические рекомендации педагогам по оформлению дизайн - папки.

  1. Потребность.

  2. Задача.

  3. Исследования.

  4. Атрибутивный анализ.

  5. Дизайн- спецификация.

  6. Дизайн - анализ.

  7. Первоначальные идеи.

  8. Разработка лучшей идеи.

  9. Планирование и изготовление.

  10. Анализ и оценка.

  11. Описание перспектив.

  12. Литература.

IV. Методические рекомендации педагогам по защите проекта.

V. Методические рекомендации педагогам по планированию проектов.

1. Планирование проекта.

2. Организация процесса обучения.

3. Понедельное планирование.

VI. Введение.

VII. Подготовка к работе.

  1. Инструменты

  2. Материалы.

  3. Подбор тканей по цвету.

  4. Раскрой деталей.

  5. Влажно - тепловая обработка.

  6. Рабочее место.

VIII. Проект.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творчески, но и практический смысл.

Эффективность работы дополнительного образования в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно - воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого воспитанника, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно - трудовой деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует педагог.

В современной педагогике эту задачу возможно решить благодаря использованию метода проекта. Метод проектирования наиболее актуальный на современном этапе. В ходе работы над проектом у детей активизируются творческие способности, они учатся вырабатывать практические решения проблем, воплощать в действительность свои идеи, стимулируется стремление к исследованию.

Использование метода проектов в работе педагога дополнительного образования детей повысит качество педагогического процесса. Поэтому в целях повышения педагогического мастерства, педагогов дополнительного образования необходимо научить проектированию и дать методические рекомендации по проведению и планированию проектов.

Данная разработка предназначена педагогам дополнительного образования детей декоративно-прикладного направления деятельности.

Результатом проекта будет само изделие, дизайн-папка, процесс обучения.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА МОМЕНТ ПОДГОТОВКИ.

При подготовке разработки проекта необходимо:

  • спланировать работу над проектом;

  • разработать образец планирования проекта;

  • представить методические рекомендации «Оформление дизайн - папки», которыми дети могут пользоваться на занятии (Приложение 1);

  • организовать выставку журналов и книг по лоскутному шитью в качестве наглядности и выставку уже готовых проектов;

  • подготовить не обходимые материалы, которые могут понадобиться в процессе разработки изделия;

  • приготовить необходимые инструменты и оборудование.

  1. Цель:

Обучить детей методу проектирования.

Задачи:

- Научить организованной деятельности по проектно- технологической последовательности.

- Сформировать навыки оформления дизайн - папки.

2. Введение.

Дополнительное образование детей не ставит какие - либо ограничения для проявления творчества, оно позволяет выбирать проектную деятельность ту, которая по - настоящему интересует детей.

Каждый год мы отмечаем разные памятные даты и готовимся к ним. Во всех творческих мастерских идёт работа по подготовке к этим датам. Как можно применить метод проектирования в данном направлении сейчас мы, и рассмотрим на примере проекта, посвящённого Дню памяти великого русского поэта и сказочника А.С. Пушкина, под названием «И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом». Этот проект выполняла воспитанница Дома пионеров и школьников объединения «Лоскуток» Маслова Оксана.

Мы не только будем учиться проектированию, но и правильному оформлению «дизайн - папки» (Приложение 2). В работе помогут нам методические рекомендации «Оформление дизайн - папки».

  1. Проектирование. Запуск проекта.

Приближается День памяти А.С. Пушкина, великого русского поэта и сказочника. С чем связан этот день? С какими атрибутами, какие сказки мы читали и знаем, как отмечаем этот день, знаем ли биографию автора?

Эта беседа служит запуском данного проекта. Можно обо всём этом рассказать детям, а можно дать задание на дом подготовить сообщения, или показать отрывок из любой сказки в исполнении кукольного театра, подготовить экскурсию в библиотеку, подготовить выставку рисунков или провести вечер памяти с чаепитием. Это уже будет вашим решением, что именно выбрать. Запуск проекта осуществляется для того, чтобы заинтересовать детей.

Проработайте любой интересный запуск проекта и оформите первую страницу дизайн - папки. Дизайн - папка, сопровождающая изделие, представляет собой набор листов элементов проекта, задействованных в процессе дизайна:

  • определение потребности и краткая формулировка задачи;

  • исследование;

  • атрибутивный анализ;

  • дизайн-анализ;

  • дизайн-спецификация;

  • первоначальные идеи;

  • разработка лучшей идеи;

  • планирование и изготовление;

  • анализ и оценка.

Данная последовательность процесса дизайна составляет основу для проведения проекта.

  1. ОФОРМЛЕНИЕ ДИЗАЙН - ПАПКИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ.



  1. Потребность.

Ни одна вещь не будет изготовлена, если в ней нет потребности.

Из беседы с детьми мы выяснили, что любой праздник имеет своё оформление, будь то выставка, стенд, портрет, панно, т.е. потребность в этом есть.

Наша потребность - это оформление кабинета или зала в библиотеке ко Дню памяти А.С.Пушкина. В объединении «Лоскуток» что мы можем сделать? Можем сшить панно в любой технике лоскутной мозаики. Мы остановились на сюжете «И днём и ночью кот учёный, всё ходит по цепи кругом» из поэмы «Руслан и Людмила» и решили сшить панно на котором изображён кот у дуба.

  1. Задача.

Ощутив потребность, легче будет поставить перед собой задачу. Наша задача - разработать и изготовить изделие .Формулировка должна включать: что за изделие (название и для чего оно предназначено, его функции), а также кто будет использовать. В случае формируем задачу так: изготовить панно для оформления кабинета к памятной дате, посвящённой А.С.Пушкину.

  1. Исследования.

Цель исследования: получить информацию о том, что необходимо в дальнейшей работе. Можно исследовать:

  • изделия, имеющиеся в настоящий момент;

  • способы производства;

  • технику выполнения;

  • материалы;

  • исследования в виде проведения опроса.

Это могут быть рисунки с комментариями, ксерокопии рисунков или текста из литературы и многое другое. Важно указать что исследуется, цель исследования, комментарии и выводы, к которым вы пришли.

В данном случае проводятся опросы детей какой именно персонаж и из какой сказки взят, что именно можем сделать своими руками мы, в какой технике выполнить, каких размеров, из какого материала.

Проводятся исследования:

  • исследуется история лоскутного шитья, техника выполнения, вырабатывается стиль изготовления панно;

  • исследуются ткани и нитки;

  • исследуются гармоничные сочетания цветов , определяется цветовая гамма изделия;

  • исследуется подкладочный и прокладочный материалы и делается выбор необходимого материала для изделия;

  • исследуется окантовка изделия и выбирается необходимый способ обработки краёв изделия.



  1. Атрибутивный анализ.

Перенесём характеристики изделия, выявленные дизайн - анализом в таблицу.

Дадим определение каждой характеристике. Выделим определения, которые соответствуют дизайн - спецификации. Вот такое изделие нами задумано, но если соединить стрелочками каждый раз разные определения, то каждый раз получается новый вариант изделия.

Это упражнение можно провести с детьми, как в ходе проекта, так и до начала разработки. Это и называется атрибутивный анализ, т.е. вид упражнения, цель которого научить вырабатывать новые идей.



  1. Дизайн - спецификация.

Дизайн - спецификация это перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, чтобы быть качественным. Детям даётся задание: заполнить таблицу, заполнять все пункты не обязательно. Педагог при заполнении дизайн - спецификации контролирует работу и помогает детям наводящими вопросами.

  1. Дизайн - анализ.

Цель дизайн - анализа найти характеристики изделия, которые вы задумали сделать. Для этого вам нужно в середине листа сделать эскиз общего вида изделия и дать ему комментарии, которые будут являться ответами на вопросы:

  • Почему изделие имеет такую форму?

  • Какие материалы вы используете и почему?

  • Назначение изделия в быту.

  • Техника выполнения изделия.

  • Экологическое и социальное влияние.



  1. Первоначальные идеи.

Следующий этап работы - разработка лучшей идеи. На этом этапе делают зарисовки идей и пишут комментарии к ним. Эскиз лучше сделать в цвете. Выбирается та идея, которая наиболее соответствует названию проекта, которая наиболее полно отражает суть проекта. Свой выбор нужно обосновать и оценить по отношению к дизайн- спецификации.

  1. Разработка лучшей идей.

Лист разработки лучшей идеи - это чертёж или эскиз отражающий идею во всех деталях. Его лучше выполнить в цвете, также сопровождать комментариями.

  1. Планирование и изготовление.

Под руководством педагога, по его наводящим вопросам, дети заполняют таблицу - инструкционную карту, где в порядке последовательности работы над изделием указывают и зарисовывают каждый этап работы, при этом комментируя какие необходимые инструменты, оборудование, материалы. Надо стремиться, чтобы ребёнок попытался самостоятельно справиться с этой задачей. Если ему будет трудно, можно предложить сначала выполнить этап работы, а потом зарисовать и записать в таблицу. На этом этапе идёт выполнение всех работ по изготовлению изделия. Повторяется техника безопасности при работе с инструментами.



  1. Анализ и оценка.

Работа выполнена, нужно провести самооценку готового изделия. Как это сделать? С помощью методических рекомендаций «Оформление дизайн - папки» (приложение). Отвечая на вопросы дизайн - папки идёт обсуждение, затем устную оценку остаётся записать на листе «Анализ и оценка», а также подклеить фотографию изделия. Лист «Анализ и оценка» предлагает детям ответить на следующие вопросы:

  • Насколько удачен изготовляемый объект по отношению к формулировке задачи и дизайн - спецификации?

  • Чётко ли была поставлена цель?

  • Хорошо ли было спланировано и проведено исследование?

  • Достаточно ли был широк спектр первоначальных идей и дана оценка им?

  • Как был спланирован процесс изготовления?

  • Правильность выбора инструментов, оборудования и методов изготовления.

  • Какое качество изделия.



  1. Описание перспектив.

Получив дизайн- папку для заполнения, учащиеся видят все элементы проекта, которые были задействованы.

Заполняя и перелистывая папку, дети видят целостность проекта от потребности до воплощения.

Приобретённый опыт разработки и планирования проекта вооружит детей знаниями и навыками для самостоятельной практической деятельности, научит организованной деятельности по проектно-технологической последовательности.


  1. Литература.

Указывается вся использованная литература.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА.

Лучше всего проектирование изделия приурочить к какому - либо празднику. И защиту проекта осуществить в виде мероприятия, на котором дети могут продемонстрировать то, что они узнали и чему научились, выполняя данный проект. Для этого рекомендуется провести конкурсы, тогда защита проекта превратится в настоящий праздник.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОЕКТОВ.

Сам проект должен быть спланирован педагогом, при этом необходимо учитывать: возраст детей на какой рассчитан проект; интерес детей к данной проблеме; время выполнения; необходимые инструменты; оборудование; наглядность и материалы; какие знания и умения потребуются от детей в процессе выполнения проекта, естественно в соответствии с образовательной программой.

1. Планирование проекта.

Руководитель объединения «Лоскуток» : Фоминых Елена Васильевна, педагог дополнительного образования детей Сявского Центра детского творчества город Шахунья Нижегородской области.

СУЩНОСТЬ (ОПИСАНИЕ) ПРОЕКТА

Этот проект направлен на разработку и изготовление экономичного, декоративного панно, выполненного в стиле «Печворк» с использованием традиционных материалов. Разработка проекта так же направлена на обучение детей основам проектирования.

КОНТЕКСТ И ПОТРЕБНОСТЬ

10 февраля ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА, великого русского сказочника и стихотворца, чьё творчество радует не только детей, но и взрослых. В честь этой даты, в стенах детской библиотеки будет проводиться выставка детских книг, с произведениями автора, рисунков и поделок детей, сделанными своими руками. Хотелось бы разработать интересные изделия, для оформления кабинета в лоскутной технике в виде панно с изображением персонажа из сказок А.С.Пушкина.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА

1. Использовать дизайн - папку на печатной основе.

2. Разработать таблицу характеристик лоскутного панно, которой можно будет пользоваться в последующих проектах для выработки новых идей

3. Защиту проекта совместить с торжественным открытием выставки детского творчества, посвященной Дню памяти А.С.Пушкина.

КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ

Разработать и спроектировать изготовление панно из лоскутков для оформления кабинета, где будет проходить выставка детского творчества.

ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Панно, выполненное в стиле «Печворк» (лоскутное шитье)

ФОКУС:

1. Панно из лоскутков.

2. Выработка новых идей.

ТЕМА:

Панно «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом»

ВОЗРАСТ:

12 лет (5 класс)

КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

7 занятий (1 занятие - 2 часа)

НОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ:

Язык проектирования: потребность, формулировка задачи, дизайн- анализ, дизайн- спецификация, первоначальные идеи, лучшая идея, планирование, анализ.

ЗАПУСК ПРОЕКТА

Викторина по произведениям А.С.Пушкина.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Красивое панно для выставки.

2.Приобретение опыта работы над проектом, умения разрабатывать свои идеи и отображать их на листе бумаги.

3.Приобретение потребности анализировать, умения проводить исследования по различным направления.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

  • бархат зелёный, чёрный;

  • сатин жёлтый;

  • хлопчатобумажная ткань чёрного цвета;

  • синтепон;

  • шелковые и атласные ткани разных цветов;

  • армированные нитки №60, №40

  • иголки, булавки

  • ножницы, булавки

  • мелок

  • калька и миллиметровая бумага

  • карандаши цветные, простой карандаш

  • ластик

  • утюг

  • швейная машина

  • гладильная доска

  • мелкая бижутерия

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

1.Математика (расчёт формул для построения выкройки, расчёт расхода материалов)

2.Материаловедение (изучение свойств материалов для правильного выбора тканей данной модели)

3.Рисование (зарисовка эскизов)

4.Чертение (построение чертежа выкройки)

5.Экология (экологичность материалов)

6.Экономика (расчёт себестоимости)

7.История (развитие текстильной промышленности в России)

8.Эстетика

9.Литература

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Формирование навыков и знаний.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

ЗНАНИЕ

Участник проекта будет включён в следующие базовые элементы проекта:

1.формулировка задачи;

2.проведение дизайн - анализа;

3.выработка дизайн -спецификации;

4.упражнение - атрибутивный анализ;

5.выработка идей;

6.разработка лучшей идеи;

7.исследование;

8.изготовление;

9.анализ и оценка.

1.Навыки работы с инструментами и оборудованием.

2.Навыки работы с тканями разными по структуре и цвету.

3.Освоение навыков шитья из лоскутков.

4.Навыки организации рабочего стола.

5.Навыки по составлению выкройки и раскроя ткани.

6.Навыки работы со спецлитературой.

7.Соблюдение техники безопасности.

1.Истории развития текстильной промышленности.

2.Знание биографии и произведений А.С.Пушкина.

3.Различных техник лоскутного шитья.

4.Умение составлять опросники для проведения социологического исследования.

5.Роль цветовой гаммы в использовании композиции.

Практическая деятельность.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИЗАЙН - АНАЛИЗ.

УПРАЖНЕНИЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТУ.

УПРАЖНЕНИЯ СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ПРЕКТ.

1.Дизайн- анализ лоскутного полотна.

2.Социологическое исследование.

3.Исследование изделия (цвет, форма, размер, стиль изготовления).

1.Подготовка к проведению интервью.

2.Изготовление пробников в стиле «Печворк» Повторение техники выполнения и последовательности сборки лоскутного полотна.

1.Упражнения в технике лоскутного шитья.

2.Атрибутивный анализ.









Упражнение «Атрибутивный анализ»

Цель: Научиться вырабатывать новые идеи.

ФОРМА

РАЗМЕР

МАТЕРИАЛ

ЦВЕТ

МЕТОД ИЗГОТОВ

ЛЕНИЯ


КРЕПЛЕ

НИЕ

ОТДЕЛ

КА

плоская

объемная

Одинаковый

Разный

Большой

Маленький

Картон

Втор.сырье

Ткань

Бумага

Канва

Природный

материал

Синтепон

Красный

Белый

Зеленый

Золотой

Синий

Черный

Желтый

Фиолетовый

Вышивка

Аппликация

Шитье

Вязание

Лоскутная техника

Петелька

Кулиска

Прищепка

Подставка

.

Роспись

Бижутерия

Бант

Косая бейка

Готовый кант

Задача: Организовать все элементы в единое гармоничное целое.

Понедельное планирование.

№ занят

часы

ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

НА ЗАНЯТИИ

ДОМА

НАГЛЯДНОСТЬ

МАТЕРИАЛЫ ОБОРУДОВАНИЕ

1.

2 часа

Запуск проекта

Экскурсия в Детскую библиотеку. Проведение викторины для детей по произведениям А.С.Пушкина «В дорогу за сказками»

1.Оформление листа «Запуск проекта»

2.Принимает участие в обсуждении и викторине

Чтение произведения А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Оформление зала библиотеки портретом А.С.Пушкина и выставка книг его творчества.

Дизайн - папка

Карандаши

Ручки

Листы ф. А-4

Определение потребности

Помощь в формулировке потребности.

Принимает участие в беседе, вырабатывает мысли об необходимости данного проекта, тем самым определяет его потребность

Вырабатывает идеи, находит информацию для проведения интервью

Варианты изделий журналы «Золушка шьет», «Печворк», иллюстрации книг.

То же

Формулировка задачи

Помощь в определении задачи и корректировка ее.

Определение формы изделия, для чего предназначено, его использование. Делает анализ потребности, ставит задачу.

Анкета

То же

Выработка дизайн - критериев.

Разработать методы изготовления изделия, помочь дать необходимые определения .Совместно выработать дизайн -спецификацию для изделия.

Дать экономические и эстетические характеристики изделия. Запись критериев.


То же

2.

2часа

Дизайн - анализ

1.Объясняет, что такое дизайн - спецификация.

2.Проводит исследования тканей, ниток, подкладочной ткани.

3.Проводит упражнения на развитие навыков интервью.

Анализирует изделие. Оформляет лист дизайн - анализа. Делает выбор материалов для своей работы. Делает запись комментариев

Делает подбор тканей и ниток.

Примеры дизайн - спецификации и дизайн листов с эскизами

То же

Исследование изделия

Представить иллюстрацию изделия и провести исследование. Исследовать гармоничные сочетания цветов.

Делает комментарии и выводы.

Рисунки с комментариями. Схема техники выполнения лоскутного полотна и последовательность работы.

То же

3.

1 час

Упражнение: атрибутивный анализ

Провести атрибутивный анализ

Заполняет таблицу характеристик изделия

Дополняет колонки определениями

Различные панно выполненные в стиле «печворк»

То же

Первоначальные идеи.

Проводит анализ зарисовки эскизов. Руководит проведением анализа идей и выработки лучшей идеи.

Зарисовка идей, оценка, запись комментариев причин данного выбора

Примеры хороших дизайн - листов первоначальных идей.

Ручка

Карандаш

Ластик

4.

1час

Разработка лучших идей.

Помощь в разработке лучшей идеи.

Рисует эскиз с комментариями.

Примеры хороших дизайн - листов разработок идей.

Ручка

Цветные карандаши

Ластик

5.

7 часов

Изготовление изделия

Руководит составлением инструкционной карты и последовательность работы. Оказывает помощь в раскрое тканей. Проводит инструктаж по технике безопасности, при работе с инструментами и оборудованием. Оказывает помощь в изготовлении изделия.

1.Моделирует панно, готовит выкройки, производит раскрой ткани.

2.Изготавливает инструкционную картину и последовательность работы.

3.Изготавливает изделие.

Сметывает детали изделия.

Ткань

Выкройки

Булавки

Иглы

Ножницы

Мелок

Линейка

Калька

Дизайн - папка

Шв. машина

Утюг

Гладильная доска

6.

1час

Анализ и оценка

Помогает провести защиту проекта организовать чаепитие с конкурсами .

Анализирует изделие по критериям дизайн - спецификации, оформляет лист анализа и оценки.

Иллюстрации, портрет А.С.Пушкина, панно, детские работы, книги.

Ручка

Бумага

Фотоаппарат

Чайник

Чашки

Сладости



Vl. ВВЕДЕНИЕ

Шитьё из лоскутков - один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитье из лоскутков по сути очень близко к древнему искусству мозаики. Мастерицы разных народов в технике лоскутной мозаики выполняли различные полезные для дома вещи: коврики, сумки, покрывала и др. Кусочки тканей искусно подбирались ими по цвету, соединялись в гармоничные, ритмически организованные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно - прикладного искусства. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютными и красивыми.

Данное направление лоскутного шитья может быть использовано в системе дополнительного образования детей. Совместная работа, изготовленная из отдельных блоков, позволяет вовлечь всех учащихся в процессе творчества.

Лоскутное шитье открывает простор и для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества этих работ, повысить их самооценку.

VllПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

  1. Инструменты.

Традиционно лоскутные изделия выполняли вручную, но для ускорения работы во всех случаях, не обходимо использовать швейную машину. Швейная машина должна иметь отлаженную строчку и плавный ход.

Необходимы ножницы средней длины (16 -18 см.) они считаются универсальными: ими удобно кроить не большие детали и пользоваться при обрезании ненужных ниток. А так же ножницы для раскроя ткани (портновские) длиной 23 -25 см. У них не одинаковые лезвия: нижние - уже верхнего, и поэтому при раскрое оно скользит по столу, почти не приподнимая ткань, что помогает кроить довольно точно.

Еще необходимо иметь: набор подкладочной ткани, длинную линейку, портновский мел, портновские булавки, швейные иглы: ручные и машинные, материалы разноцветные, пуговицы, выкройка изделия, нитки, кальку.

2. Материалы.

Шитьё из лоскутков - хлопчатобумажные ткани всех видов, желательно слабосадящиеся при влажной обработке и прочно окрашенные (ситец, бязь, лен, полулен, шерстяные). Наилучшим материалом для изделий из лоскутков считается хлопок, он меньше деформируется, хорошо утюжится.

Все заготовки предварительно следует проверить на прочность окраски. Для этого уголок ткани, краешек тесьмы или ленты проутюживают через мокрую ткань. Если на ней остается след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки в теплой воде. При необходимости можно закрепить краску, замочив ткань в воде с добавлением столового уксуса.

Перед раскроем всю ткань не обходимо декатировать.

Декатировка - это увлажнение тканей перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, дают разную усадку, поэтому при стирке лоскутная вещь деформируется, и работа может быть испорчена.

Для сшивания изделия используется хлопчатобумажные или армированные нитки №40- 60. При сборке цвета ниток не имеет значения, но желательно шить светлыми нитками по светлым, а темными - темным лоскутам.

  1. Подбор тканей по цвету

Основные условия создание гармоничного, красивого лоскутного изделия - тщательный предварительный подбор используемых лоскутков ткани по цвету.

Изделия из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме.

Во - первых , можно комбинировать лоскуты ,беря их из группы тканей, либо сочетая темные и светлые оттенки одного цвета, либо соединять цвета одной цветовой области. Например: основной цвет красный - комбинировать его с красно - фиолетовыми и оранжево - красными цветами.

Во - вторых, могут сочетаться противоположенные цвета по принципу дополнения.

Дополнительными (или контрастными ,противоположными) называют цвета, расположенные в цветовом круге друг напротив друга.

Они дополняют, т.е. усиливают цвет друг друга, если находятся рядом. Сшивая цветные лоскутки учитывайте это свойство, если хотите сделать изделие более ярким и контрастным.

Встречаются очень пестрые ткани, которые трудно отнести к какой - то одной группе. В изделии их можно чередовать с более бледными по цвету лоскутками. На фоне пестрых тканей заметно выделяются однотонные ткани, без рисунка. Они как бы выступают вперед на пестром фоне, организуют каркас композиции.

Не надо стремиться к большому количеству разнообразных тканей в одном изделии. Достаточно взять 3-5.

4. Раскрой деталей.

Все детали кроятся с припуском на шов 0,5 мм и 0,7 мм. И обязательно по долевой нити. Одинаковые детали можно кроить в 2-4 слоя.

5. Влажно - тепловая обработка

Качество лоскутного изделия во многом определяется тем, насколько правильно проведена влажно - тепловая обработка.

Гладильная доска должна быть мягкой, обтянутой плотной белой хлопчатобумажной тканью. Утюг необходим с регулятором температурного режима и с системой парообразования. Следует применять специальную ткань для глаженья - проутюжильник из плотной белой ткани.

Операции глажения при лоскутной работе делятся на две группы:

  • Проутюживание стаченных швов. При этом припуски на шов заглаживаются чаще всего на более темную сторону. Проутюживать нужно швы с двух сторон, без проутюживальника, осторожными гладящими движениями.

  • Отпаривание готового лоскутного узора (блока) с лицевой стороны изделия. На готовый узор накладывается влажный проутюжильник и сушится прессовыми движениями утюга (вверх- вниз, без скольжения по ткани). Эта операция придает ровность поверхности лоскутной мозаики и позволяет замаскировать небольшие погрешности, допущенные при ее сборке.


  1. Рабочее место.

Для работы лучше всего использовать большую ровную поверхность. Лоскутки надо расположить так, как должно быть в готовом изделии, и приколоть булавками к основе. Надо, чтобы макет изделия полежал день на видном месте. За это время можно увидеть, гармонируют ли цвета, и заменить детали, которые вам не нравятся. Вот поэтому лучше работать на отдельном листе.

Намного экономит время и силы правильная организация труда мастерицы-лоскутницы. Во время сборки лоскутных изделий на стол ставится швейная машина, слева - вырезанные заготовки деталей, справа, перпендикулярно к столу, - гладильная доска с утюгом так, чтобы можно было проглаживать сшитые детали, не вставая со стула. Обязательно необходимо позаботиться о хорошем освещении рабочего места, удобной высоте рабочего стола и стула, наличии всех необходимых инструментов и материалов под рукой.

Рассмотрим один из вариантов возможных современных изделий, выполненный в одной из многочисленных традиционных лоскутных техник.

Данное методическое пособие предназначено педагогам, развивающим данное направление деятельности и детям, занимающимся лоскутным шитьём.







Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Сявский Дом пионеров и школьников Шахунский район Нижегородская область

Проект

«И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом»

Автор проекта Маслова Оксана 12 лет.

Объединение «Лоскуток»

Руководитель проекта Фоминых

Елена Васильевна

педагог дополнительного образования

образование среднее специальное

первая квалификационная категория







п. Сява

2008-2009 г.

Определение потребности

Ко дню памяти А.С. Пушкина в детской библиотеке решили организовать выставку детского творчества. Нашему классу дали задание сделать рисунки, коллаж, сшить игрушки, панно по сказкам А.С. Пушкина.

Исследования



Я, думала какой же персонаж, и в какой технике мне изготовить. А так как я объединение «Лоскуток» при Сявском Доме пионеров и школьников, решила сделать панно в стиле лоскутной мозаики. Для выбора персонажа, мне необходимо было провести опрос между воспитанниками.

Результаты опроса

Опрос я провела в объединении «Лоскуток». В опросе участвовало 15 человек. Вопрос: «Какой сказочный герой в сказках А.С.Пушкина тебе нравится больше всего?»

Наибольшее количество голосов набрали следующие герои:

1.Золотой петушок - 2 человека

2. Сватья Баба-Бабариха - 4 человека

3. Кот ученый - 7 человек

4. Золотая рыбка - 2 человека

Спросим у подруг.

Чтобы выбрать из представленных мною идей панно, мне нужно провести

опрос у подруг:

- Если бы ты стала шить такое панно, какую бы ты выбрала модель под № 1,№2,№3?

№ п/п

Ф. И. девочек

Модель № 1

Модель № 2

Модель № 3

1

Марина


2

Надежда


3

Ирина


4

Инна


5

Дарья


6

Алена

7

Татьяна


8

Александра


9

Юлия


10

Екатерина

11

Анастасия


12

Мария

13

Жанна


14

Ксения


Всего:

3 человека

4 человека

7 человек

Вывод: В результате опроса модель под № 3 получила наибольшее количество голосов, и её я решила сшить.

Опрос подруг помог мне выбрать героя, образ которого я буду создавать. Этим сказочным героем станет ученый кот из сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Осталось решить, из какого материала будет состоять панно, в какой технике оно будет выполнено, каких размеров.

Проект по технологии И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом















Банк идей

У меня есть три идеи: 1. Слишком простое панно в изготовлении.

2.Не понятно, что этот персонаж именно из сказки А.С.Пушкина.

3.Сразу видно, что эта картина к строчкам А.С. Пушкина «…Там днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом».

Вывод: Я выбираю третий вариант изготовления панно, так как он всех лучше передает персонаж кота из сказки А.С.Пушкина.



Разработка лучшей идеи.

Проект по технологии И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом









  • Рукав - кулиска на изнаночной стороне.

  • Окантовка косой бейкой: ткань синего цвета.

  • Основа: ситец черного цвета.

  • Прокладка: синтепон.

  • Размер панно 50*50 см.

Вывод: Решив сделать это панно, мне нужно подобрать технику лоскутного шитья, материалы, нитки, приготовить оборудование и повторить правила техники безопасности.

Исследования



  1. История развития лоскутной мозаики.

ВЫВОД: Исследуя технику лоскутного шитья, я решила, что эта техника мне полностью подойдет для панно и, изготовив изделие в этой технике, не затрачу много времени.



  1. Исследования тканей и ниток.

ВЫВОД: Исследовав ткани и нитки, я пришла к выводу, что шелковые,
атласные, бархатные ткани. Они лучше подойдут в эксплуатации, так как они
более яркие, практичные - не дают усадку после стирки. Нитки

хлопчатобумажные отличаются высокой прочностью, гигиеничностью, имеют достаточный срок службы.



  1. Исследование цвета.

ВЫВОД: Так как я хочу изобразить ночь, то я хочу подобрать темные цвета тканей.



  1. Исследование подкладочного материала.

ВЫВОД: Под подкладку панно может подойти любая ткань, например
подкладочная хлопчатобумажная, искусственный шелк, синтетические ткани.



  1. Исследование прокладочной ткани: ватина и синтепона.

ВЫВОД: Я выбрала для своей работы синтепон, так как он легкий в применении, более объемный вид придает изделию, и он есть у меня в наличии.



  1. Исследование окантовки: тесьма, обвязать крючком, отделочный кант, косая бейка.

ВЫВОД: Обработка края косой бейкой мне подходит, так как создает иллюзию рамки панно, и наиболее прочно.



Техника безопасности.

Инструкция по охране труда при работе с тканью

1. Требования безопасности во время работы:

  1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

  2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

  3. Шить иголками только с наперстком.

1.4 Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

1.5 Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми
концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.

  1. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.

  2. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой.

1.8. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии
булавок или иголок на линии шва.

1.9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.

2. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

  1. При неисправности в работе швейной машины работу прекратить, отпустить педаль пуска швейной машины и сообщить об этом педагогу. Работу продолжать после устранения неисправности.

  2. В случае поломки швейной иглы или булавки обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.

  3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.



Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом.

1.Требования безопасности перед началом работы:

  1. Волосы тщательно заправить под косынку.

  2. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.

  3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга.

2. Требования безопасности во время работы:

2.1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.

  1. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.

  2. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.



  1. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.

  2. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.

  3. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дергать за шнур.

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

3.1. При возникновении неисправности в работе электрического утюга, появлении
искрения и т. д. немедленно отключить электрический утюг от электросети и
сообщить об этом педагогу.

3.2. При возникновении пожара немедленно отключить электрический утюг от
электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами
пожаротушения.

3.3. При получении обучающимся травмы оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить
пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.Требования безопасности по окончании работы.

  1. Отключить электрический утюг от электросети.

  2. Привести в порядок рабочее место.




Оборудование.



  1. Иглы (ручные, машинные)

  2. Ножницы портновские и простые

  3. Хлопчатобумажные нитки разноцветные

  4. Мелок, простой карандаш

  5. Калька, миллиметровая бумага

  6. Игольница

  7. Наперсток

  8. Масштабная линейка

  9. Сантиметровая лента

  10. Ткани

  11. Синтепон

12.Швейная машинка

13.Золотой шнур

14.Крючок

15.Бисер желтого цвета

16.Цветная клеенка (темная зелень и светлая зелень)

17.Бусинки продолговатой формы, напоминающие желуди



Инструкционная карта

Анализ и оценка.

Панно получилось таким, как я его себе представляла. Оно красивое,
экономичное, оригинальное. Хорошо прослеживается идея, замысел работы.
Для создания этого панно я исследовала много литературы, узнала много
нового, повторила и закрепила свои знания в области лоскутного шитья. Мое
панно заняло достойное место на выставке в детской библиотеке, затем оно
хорошо будет смотреться в моей комнате, подруги оценили его хорошими
словами. Исследование, проведенное мною в процессе проектирования,
помогли мне в работе над изделием. Я четко спланировала

последовательность моей работы над панно, составила технологическую карту, приготовила необходимое оборудование, поэтому мне не составила большого труда эта работа. Я получила много радости, эмоций, научилась быть аккуратной, экономной.

Литература.

  1. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутные подушки и покрывала. - М.: Эксмо, 2003.-110с.

  2. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутки. - М.: Эксмо, 1998. - 110с.

  3. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. - М.: Эксмо, 2006. - 64с.

  4. Цветкова Е.С. Шитье из полос. Методическое пособие. Часть II. - Н.Н. ОЦР РТДиМ, 2004. - 17с.

  5. Цветкова Е.С. Шитье из полос. Методическое пособие. Часть I. - Н.Н. ОЦР РТДиМ, 2003-14с.



Панно «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом»

Проект по технологии И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом









© 2010-2022