Презентация выступления на тему: Профессиональная компетентность учащихся с ОВЗ

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

« СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА Г. ВИХОРЕВКА»



Учитель : Карпов А.В.

Тема: Профессиональная компетентность учащихся с ОВЗ на уроках штукатурно-малярного дела





г. Вихоревка, 2015 г.

2.Организация профессионально- трудового обучения учащихся с ОВЗ на уроках штукатурно- малярного дела

2.1.Коррекционно-развивающие направления обучения и воспитания
ребенка с диагнозом олигофрения

В России с конца 20-х гг. XX в. установилась основная тенденция работы с детьми с отклонениями в развитии. Отечественный подход носит комплексный медико-психолого-педагогический характер. Основной задачей коррекционных школ считается подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни. По Л.С. Выготскому, цель коррекционной работы заключается во всестороннем развитии аномального ребенка как обычного. Исправление и коррекция недостатков в развитии осуществляется попутно с воспитанием и обучением.

Основные направления коррекционной деятельности:

1. Корректирующее воздействие на ребенка с помощью окружающей среды (социальной, природной).

2. Организация и коррекционная направленность учебного процесса.

3. Подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий.

4. Психогигиена семейного воспитания.

Эти направления могут быть представлены следующим образом:

- совершенствование достижений сенсомоторного развития;

- коррекция отдельных сторон психической деятельности;

- развитие различных видов мышления;

-коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

-развитие речи и овладение техникой речи;

-расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекция отклонений ребенка осуществляется комплексно, на основе глубокой диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения отклонений в развитии. В программе коррекционно-педагогической деятельности должны быть предусмотрены как работа по преодолению дефекта, так и шаги по профилактике, действия по формированию личности подростка с опорой на его положительные качества. Коррекционно-педагогическая деятельность также должна быть направлена на формирование мировоззрения, социально значимых знаний, навыков и умений. Обязательным условием коррекционной деятельности является ее практическая ориентированность. Коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает тесное сотрудничество учителей, родителей и умственно отсталого ребенка.

Все направления специального образования и воспитания обладают рядом особенностей:

- дифференциация содержания обучения - в программах целесообразно ввести несколько уровней содержания материала, различных по объему и глубине раскрытия разделов. Различные уровни трудностей содержания программ должны учитываться при осуществлении дифференцированного подхода. Дифференциация содержания обучения в отечественной олигофренопедагогике предполагает индивидуализацию методов и приемов обучения;

- научность содержания обучения является важным принципом: даже для достижения большей доступности учебного материала нельзя упростить его до степени искажения понятий, закономерностей, причинно-следственных связей. Принцип доступности требует вскрытия сущности описываемых явлений в доступной форме, создания у учащихся верных представлений об окружающем мире;

- жизненная и практическая направленность обучения необходима для учащихся вспомогательных школ. Учебный материал значим не только с познавательной, но и с практической точки зрения. Практическая направленность обучения - это формирование системы учебных, трудовых, практических, нравственных, бытовых умений и навыков на основе получаемых знаний. Содержание обучения в коррекционной школе носит прикладной характер;

- межпредметные связи осуществляются в содержательном процессе образования, в программах и учебниках, где отражаются связи между языком и трудовым воспитанием, математикой и трудом, естествознанием, географией и трудом. Такая особенность важна для детей с умственной недостаточностью, которым трудно установить межпредметные связи;

- пропедевтический этап обучения - особая система уроков, направленная на подготовку учащихся к усвоению системы знаний, умений и навыков, определяемых программами по учебным предметам. Среди задач пропедевтического этапа обучения можно выделить следующие: сенсомоторное развитие учащихся, формирование круга элементарных представлений у детей с умственной отсталостью, формирование мыслительных качеств.

2.2. Особенности ПТО Уч-ся 8-9 классов с ОВЗ.

Основные направления коррекционной работы на уроках профессионально-трудового обучения это озможность овладения профессией учащимися с нарушением развития и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависти от проводимой работы в коррекционной школе. Основными направлениями для учителя профессионально- трудового обучения служат:

- повышение уровня познавательной активности учащихся;

- развитие способности учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности.

Следует отметить, что развитие регулятивной функции учащихся в процессе выполнения трудовой деятельности предполагает формирование необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных действиях.

В начале обучения помощь максимальна. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата, а так же условий работы (применяемых инструментов, материалов, наглядных пособий). Развёрнутая помощь заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных технологических карт (приложение 1). Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточного результата работы, а так же за счёт формирования контрольно- измерительных умений и привычек к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения учитель проводит с учениками, имеющими пробелы в знания.

Основные пути повышения качества работы заключаются в следующем:

-Создание психологической обстановки на изготовление изделий, отвечающим требованиям и имеющим товарный вид.

- Обучение нормативно одобренным приёмам труда и применение в работе эффективных технологий.

- Достаточный уровень технического и материального оснащения мастерских.

Для эффективного обучения детей с нарушением интеллекта необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служит проведение самостоятельных практических работ (приложение 2) в конце каждой четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за учеником, позволяют выявить слабые и сильные стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления существующих недостатков.

Особенностью организации уроков профессионально- трудового обучения в 8-9 классах коррекционной школы для детей с умственной отсталостью является большое количество времени, отводимое на практическое повторение - 50% от общего числа программного материала. Это обусловлено спецификой усвоения знаний детьми - олигофренами, необходимостью многократного повторения как теоретического материала , так и практических навыков. В этом возрасте очень важна проблема социализации, учащиеся с помощью учителя технологии осознанно определяются с выбором профессии. Дальнейшее успешное обучение в специализированных училищах зависит от приобретения навыков обучения в коррекционной школе на уроках технологии. Беседы учителя с учащимися о профессии носят направленный характер: положение в обществе, значимость профессии, социальная независимость и главное- привить у ребенка любовь к труду и быть полезным в обществе.

Существенной стороной процесса профессионально - трудового обучения в специальной школе являются мотивы учения. Мотивация может быть:

♦ положительной - стремление к знаниям, желание получить хорошую оценку или получить одобрение (родителей, учителей, сверстников). Задача учителя в этом случае - развить и укрепить мотивы;

♦ отрицательной - отрицательное отношение к школе и учебной деятельности особенно часто вырабатывается у детей, которые обучались в общеобразовательной школе и переносили насмешки одноклассников, а порой и учителей. Отрицательную мотивацию необходимо нейтрализовать, после чего воспитать положительную;

♦ нейтральной - при нейтральной мотивации, когда учащемуся безразлично получение знаний, ребенок не стремится к овладению специальностью и пр. В этом случае педагог-дефектолог также должен помочь ребенку выработать положительную мотивацию, сформировать положительные стереотипы в отношении обучения;

♦ сочетающей в себе разные мотивы, то есть сложной - такая мотивация также нуждается в коррекции. Упор необходимо сделать на положительную мотивацию.

Положительную мотивацию могут выработать такие занятия, как экскурсии на производство, активное участие в практической работе (изготовление изделий для столовой, окраска стен, мелкие ремонтные работы, помощь рабочим школы). На примере нашей школы: организация экскурсии на строительство жилого дома, беседа с детьми о профессии каменщика, штукатура-маляра. Назначение, применение материалов и инструментов, используемых в строительстве. Экскурсии в строительные магазины, где представлено много образцов строительного и ремонтного материала. Объяснение детям о назначении того или иного материала или инструмента и наглядный показ.

Мелкий ремонт школы: определение с детьми фронта работ, самостоятельный выбор учащимися инструментов и материалов для ремонта, приготовление раствора, непосредственное выполнение работы. Самоанализ работы.

На уроках профессионально - трудового обучения применяются все принципы коррекционно- развивающего обучения. А именно:

1. Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях. Для осуществления развития ребенка-олигофрена специальная школа создает следующие условия:

♦ обеспечивает длительный пропедевтический период, то есть подготовку учащихся к усвоению системы профессионально-трудовых и общеобразовательных навыков. У детей воспитываются навыки поведения в коллективе, навыки самообслуживания;

♦ трудовое обучение и воспитание - предметная ручная деятельность более доступна для понимания умственно отсталого ребенка, а следовательно, она позволяет постепенно приготовить ребенка к усвоению более сложных понятий, знаний.

Программа профессионально - трудового обучения составлена по принципу «от простого к сложному». Учащиеся от простых действий с ручными инструментами переходят к работе с машинами, станками, более сложным ручным инструментом.

2. Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию в умственно отсталом ребенке необходимых моральных и волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера. К этому принципу относятся следующие направления обучения:

♦ формирование научного понимания мира, законов мирового устройства, мировоззрения;

♦ воспитание положительно направленных нравственных качеств ребенка - упорства, трудолюбия, дисциплинированности;

♦ коррекция умственного развития включает в себя связь содержания обучения со склонностями, потребностями и интересами, то есть обучение является личностно ориентированным. Данная направленность необходима в работе с детьми-олигофренами, которые, как уже было сказано, еще более нуждаются в индивидуальном подходе, нежели нормальные дети;

♦ каждый урок включается в коррекционно-воспитательную работу, то есть не существует уроков, направленных лишь на объяснение общеобразовательного материала. Обучение идет в тесной взаимосвязи с личностным развитием.

В ПТО учащиеся 8-9 классов каждый урок труда должен носить яркую профессиональную направленность. Учитель рассказывает и знакомит учащихся с видами профессий, которыми может овладеть выпускник коррекционной школы, показывает её положительные и отрицательные стороны, рассказывает о востребованности профессий на рынке труда.

В процессе выполнения практических работ учащимся предлагаются различные приёмы, направленные на развитие навыков самоконтроля.

3. Принцип систематичности и системности в обучении. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.

На уроках труда с каждым годом обучения проходит углубление темы, учитель даёт не только более сложные теоретические знания, но и знакомит с более трудными приёмами выполнения работ.

4. Принцип научности в обучении. Научное познание - это переход от внешнего описания явления или предмета к характеристике их сущности (внутреннего строения). В результате научных знаний формируется теория. Главным звеном школьных знаний являются основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям-олигофренам минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.

5. Принцип доступности тесно связан с принципом научности. Процесс преподавания знаний в коррекционной школе тесно связан с особенностями интеллектуального развития учащихся. Доступность обучения вплотную зависит от связи новых знаний с особенностями мышления детей-олигофренов. Реализация этого принципа в коррекционной школе требует особого внимания, излишнее упрощение научных знаний может привести к примитивизации процесса обучения, тогда как усложнение учебного материала - к неуспеваемости учащихся и, как следствие, к отрицательной мотивации. В специальной школе важна связь новых знаний с уже усвоенными, потому как новое содержание требует новых операций мышления и непривычных для ученика рассуждений, практических действий. А по причине умственных дефектов этот процесс у детей-олигофренов затруднен.

6. Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной школе. Абстрактное мышление умственно отсталого ребенка слабо развито, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Одним из главных условий обучения детей-олигофренов является именно опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.

Наглядные пособия подразделяются на несколько групп:

♦ I группа - реальные предметы или явления (материалы, инструменты), использование их позволяет сблизить теоретические знания и реальную жизнь;

♦ II группа - изображения и модели предметов, явлений, которые могут заменить реальные предметы (модели инструментов, демонстрационные образцы, изделия, выполненные учащимися или преподавателем;

♦ III группа - символические и схематические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты) используются для лучшего усвоения и понимания предмета .

7. Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности. Механическое усвоение приводит к быстрому забыванию полученных знаний, к неспособности применить их в реальности. Прежде всего, сознательное отношение к обучению предполагает развитие познавательных интересов у детей. В коррекционной школе, особенно на ранних ступенях, активность и сознательность формируются исключительно благодаря профессиональным навыкам педагога. В старших классах сознательность проявляется обычно на уроках трудового обучения, что связано с осознанием учащимися необходимости получения профессии для дальнейшей адаптации в обществе.

8. Принцип прочности усвоения знаний является одним из важнейших. Минимум полученных в специальной школе знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни. Главное в усвоении знаний - это повторение. Но в специальной школе повторение имеет свои особенности в связи с особенностями памяти детей-олигофренов. Прежде всего, повторение должно быть разнообразным по форме. Можно сформулировать следующие требования, предъявляемые к учебному процессу в плане прочности усвоения знаний:

♦ необходимо выделить главную мысль в том или ином учебном материале, которая определит весь путь объяснения и усвоения знаний. Понимание главной мысли способствует лучшему усвоению всего материала урока. Для усвоения материала используются объяснение на уроке, закрепление и повторение материала, практические работы;

♦ помимо главной мысли, учащийся должен хорошо усвоить все зависимые положения того или иного предмета. Главная мысль того или иного урока должна занимать определенное место в системе уже полученных знаний, обретенных умений и навыков;

♦ связь знания, умения и навыков с практикой обеспечивает их длительное сохранение в памяти и хорошее воспроизведение. Необходимо достичь понимания учащимися практического значения полученных знаний.

9. Принцип индивидуализации обучения имеет особое значение в специальной школе. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик.

10. Принцип дифференцированного подхода в обучении в олигофренопедагогике реализуется в следующих направлениях:

♦ дифференцированный подход к содержанию образования зависит от социально-географических, экономических и прочих условий региона;

♦ разделение класса на группы по способностям и степени обучаемости.

Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности, который и предлагается учащимся коррекционной школы. Существует несколько видов классификаций методов обучения:

1. Классификация по методам работы учащегося и педагога:

♦ способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, то есть приемы, в которых основная роль принадлежит учителю. Задача ученика сводится к пониманию, запоминанию и воспроизведению преподаваемого материала;

♦ способы учения: упражнения, самостоятельные и практические работы, то есть приемы, главная роль в которых принадлежит ученикам, учитель же контролирует усвоение знаний, помогает и поправляет учащегося.

2. Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина основана на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся.

3. Классификация Б.П. Есипова основана на выполняемой учебной задаче на определенных типах уроков. То есть та или иная учебная задача требует определенного метода.

4. Наиболее распространена в настоящее время классификация, подразделяющаяся по характеру познавательной деятельности на 3 группы по методам обучения:

1) словесные методы являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся описание, рассказ, объяснение, беседа;

2) наглядные методы;

3) практические методы.

Например: на уроках штукатурно- малярного дела применяются все методы обучения как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Например, зачастую при объяснении нового материала по теме « Простая и улучшенная штукатурка» необходим не только показ, но и словесное объяснение способа выполнения действий.

В процессе исследования проведен мониторинг влияния профессионально - трудовых навыков на профессиональное самоопределение выпускников.

Из представленных данных видно, что большая часть воспитанников, овладев первоначальными навыками технологических работ, продолжает обучение в образовательных организациях начального профессионального образования.

Таким образом, организованный коррекционно- развивающий процесс обучения первоначальным профессиональным навыкам на уроках технологии. Учёт психофизических особенностей учащихся, позволяет создать такую коррекционную среду для детей - олигофренов, которая способствует коррекции недостатков в развитии, компенсации отдельных дефектов. Учащийся на момент выпуска владеет не только необходимым комплексом знаний, но и умеет их применять в трудовой деятельности в новых условиях обучения в профессиональных училищах.

Наличие первоначальных профессионально - трудовых навыков позволяет выпускникам успешно начать обучение в училище, зарекомендовать себя достаточно компетентными в области выполнения простых малярных операций.

Выпускники знают:

- строительные материалы и технологии;

- особенности выполнения отдельных технологических операций,

Выпускники могут:

-планировать свою деятельность;

- осуществлять работу по заданному плану, инструкции, технологической карте;

- работать в парах, группах;

- оценивать результат своей работы и корректировать недочёты.

Это способствует формированию самооценки выпускников, поднимает их социальный статус и, как следствие, влияет на успешную социальную адаптацию в общество.







© 2010-2022