- Преподавателю
- Технология
- Дифференциация звуков С и Ш
Дифференциация звуков С и Ш
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мамаева А.Г. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:
Дифференциация звуков «С» -- «Ш»
Цель:
Добиваться, чтобы ребенок умел различать звуки /с/ и /ш/ на
слух, знал основные отличия в артикуляции этих звуков.
/Предшествующая работа - произношение каждого звука по
отдельности отработано/.
Х О Д З А Н Я Т И Я
1. Упражнения для артикуляционного аппарата.
1) расслабляющий массаж для лицевых мышц
2) упражнения для губ:
--губы в улыбке
--губы в трубочку
3) упражнения для подбородка:
--опускаем, поднимаем
4) для языка:
--«почистили зубки»
--поцокаем
5) для лицевых мышц:
--«катаем шарик»
2. Дифференциация изолированных звуков /С/ и / Ш/
1. / с опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестическое ощущение /
ГУБЫ /С/ /Ш/
Губы в улыбке -- вытянуты вперед
ЯЗЫК - внизу за -- кончик языка поднимается
нижними зубами вверх за верхние зубы,
но не смыкается
ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ -- с помощью тактильных ощущений тыльной
стороны ладони определяется:
-- холодная -- теплая
/оба звука произносятся без участия голоса /горлышко не дрожит/
Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями
-- что напоминает звуки -- /С/ и /Ш/
Я буду показывать тебе карточку со стрелкой. Если стрелка показывает вниз, произноси /С/ , если вверх -- /Ш/
2. Дифференциация звуков / С / и / Ш / в слогах.
/на основе слухового и произносительного сопоставления/
Повторим слоги со звуками:
СА-ША ------------ ША---СА / САШ---ШАС
СУ---ШУ ------------ ШУ---СУ / СУШ---ШУС
3. Дифференциация звуков / С / и / Ш / в словах.
« Будь внимательным»
/Ш/ -- хлопай, /С/ -- не хлопай
Слон, шуба, сумка, мышка, крыса, карандаш.
-- слуховая дифференциация на фоне звуковой структуры слова звуко-буквенный - определение места звука в слове, количество звуков, последовательность;
-- можно использовать составление графических схем слов,
-- составление слов со звуками /с/ и /ш/ из букв разрезной азбуки,
-- отгадывать загадки /определить в отгадках место звука /с/ или /ш/
Игра «Назови правильно»
/по картинкам слова со звуками /С/ и /Ш/
«Ищи слова» со звуками на /с/ и /ш/
Закончи слово, добавив слоги /са/ или /ша/
Ли/СА/ кры/са/ или /ша/
ка/ша/ колба/са/
Ответить на вопросы так, чтобы в слове были оба звука:
--- Кто ведет паровоз? /машинист/
--- Что светит днем? / солнышко/
--- Маленькие крапинки на лице /веснушки/
Игра в лото.
С Ш
/ две группы слов/
-- 6 картинок / «что исчезло»?/
/зрительное восприятие/
Исправь ошибки:
Игруска, скаф, страсно
/игрушка/ /шкаф/ /страшно/
4. Дифференциация звуков /С/ и /Ш/ в предложениях.
Скороговорка. /повторяем за мной /
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. /сопровождаем знаками-символами/
Повторяем предложения со словами, включающие звуки /С/ и /Ш/.
Лиса и Мышка.
В норке была мышка.
Мышка вышла из норки.
Лиса увидела мышку.
Лиса стала ловить мышку.
Мышка ушла в норку.
5. Подведение итогов занятия.