- Преподавателю
- Технология
- Экспериментальная деятельность в детском саду
Экспериментальная деятельность в детском саду
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мокан Л.А. |
Дата | 18.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проектирование детской экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте
16 Мая 2014
0
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Я стараюсь не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставляю детям возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
В работах многих отечественных педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении или возможности приобретать знания самостоятельно .
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную исследовательскую функцию, создавая условия в которых раскрываются содержание данного объекта. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Поэтому назрела необходимость создания методической системы работы по детскому экспериментированию, воспитание в детях стремления к самостоятельной познавательной активности вне зависимости от реализуемой в детском саду программы.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитывать в детях самостоятельной познавательной активности вне зависимости от реализуемой в детском саду программы и недостаточностью систематизации работы по детскому экспериментированию.
Объект: процесс развития поисково-исследовательской активности детей, через экспериментирование.
Предмет: экспериментальная деятельность детей.
Цель: создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- изучить научно-теоретическую литературу по данной проблеме;
- систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной познавательной активности, через экспериментирование;
- поддерживать интерес и эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности;
- развивать инициативу, активность, самостоятельность;
- способствовать обогащению собственного опыта, создавая благоприятные возможности для реализации своего "я".
Гипотеза: в процессе детского экспериментирования дети научатся:
- выделять проблему;
- принимать цель;
- решать проблему;
-сопоставлять различные факты;
- осуществлять эксперимент;
-делать выводы.
Концептуальная основа: формирование успешности каждого ребенка, способности осознать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего "я" с другими людьми, свободно выражать свое "я".
Учить детей постепенно приобретать умение определять наиболее значимые для себя сферы жизнедеятельности и реализовать их во взаимодействии с другими людьми, рассматривать несколько вариантов действия, и выбирать оптимальный. В движении от неосознанности к осознанности. Учить детей строить образ "я" на основе видов деятельности, через которые выделять себя из окружающего мира.
В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача - поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Стремясь создать условия для исследовательской активности детей, я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Я испытывала затруднения при проектировании занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.
Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей.
Материалы, находящиеся в «Уголке экспериментирования», распределяются по разделам: "Песок и вода", "Звук", "Вкус", "Запах" и т.д.
Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «Уголок экспериментирования» пользуется наибольшей популярностью у детей, чем все остальные игровые зоны групповой комнаты.
Используя экспериментирование в работе с детьми, я реализую следующие:
- учу детей, ставить цель,
- решать проблемы, возникшие в ходе исследования,
- выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем,
- делать выводы из полученных результатов.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. С этой целью для родителей проводятся консультации, посвященные детскому экспериментированию. Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении необходимыми материалами «Уголка экспериментирования», Это способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях.
С внедрением проектно-исследовательской работы значительно выросли показатели роста личности ребенка. Но они будут высокими только в том случае, если воспитатель будет придерживаться правила трех "П".
Понимание - видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка.
Принятие - принимать ребенка таким, каков он есть
Признание - признание прав ребенка на решение групповых проблем.
Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую деятельность детей, помогает развивать творческие способности, делает детей активными участниками учебного и воспитательного процесса. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, становится инструментом саморазвития ребенка.
Для дальнейшей работы по развитию поисково-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через «игры эксперименты»". Я ставлю следующие цели и задачи:
-повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования;
-приведение в систему научно-методической базы/дидактических материалов, методических пособий/;
-достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования;
-создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Приложение
Игровое экспериментирование
Тема: "Лед - это вода"
Цель:
- создать условия для расширения представления детей о свойствах льда;
- тает в тепле;
-развивать мышление при выборе способа действия;
-стимулировать формулирование выводами детьми;
-воспитывать аккуратность в работе.
Материал: замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки.
Предварительная работа: наблюдение за таянием льда, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.
Ход занятия
Воспитатель читает загадку: В реке вода не подвижна и тверда.
Что же случилось с водой?
Ответы детей:
-она превратилась в лед;
-зимой вода в реке замерзла;
-и т.д.
Воспитатель: Я оставила воду в формочке на улице, а вода замерзла. Как нам быть, что делать? Как освободить форму ото льда?
После того как дети предложат свои варианты воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции "хорошо - плохо".
Предполагаемые суждения анализа в скобках рядом с гипотезой:
-можно погреть в руках, они теплые, лед растает (хорошо - лед растает, плохо - руки замерзнут);
-можно отогреть в варежках (хорошо - лед растает, плохо - варежки намокнут);
-можно положить на батарею (хорошо - лед растает, плохо - долго ждать);
-можно положить в теплую воду, там лед растает;
-можно оставить просто в группе, у нас тепло;
Выбирают три гипотезы и проверяют их:
-поставить на батарею;
-погреть в руках;
-положить в теплую воду.
Помочь детям проверить свои гипотезы, подготовить всё необходимое для проведения опыта.
Выводы:
-быстрее всего лед тает в теплой воде;
-я своим теплом погрела, и лед растаял, только руки замерзли;
-на батарее лед не таял дольше всего.
Затем проводиться игра: "Солнечные лучики и льдинка ". Воспитатель в роли льдинки дети вроде солнечных лучиков. Солнечные лучики обнимают льдинку со всех сторон и льдинка тает.
Вывод:
Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.