Экспериментальная деятельность в детском саду

Проектирование детской экспериментальной деятельности в  дошкольном возрасте 16 Мая 2014  Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную исследовательскую функцию, создавая условия в которых раскрываются содержание данного объекта. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Поэтому назрела необхо...  Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитывать в детях самостоятельной познавательной активности вне зависимости от реализуемой в детском саду программы и недостаточностью систематизации работы по детскому экспериментированию.  Объект: процесс развития поисково-исследовательской активности детей, через экспериментирование.  Предмет: экспериментальная деятельность детей.  Цель: создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.  Задачи:  - изучить научно-теоретическую литературу по данной проблеме;  - систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной познавательной активности, через экспериментирование;  - поддерживать интерес и эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности;  - развивать инициативу, активность, самостоятельность;  - способствовать обогащению собственного опыта, создавая благоприятные возможности для реализации своего “я”.  Концептуальная основа: формирование успешности каждого ребенка, способности осознать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего “я” с другими людьми, свободно выражать свое “я”.  Учить детей постепенно приобретать умение определять наиболее значимые для себя сферы жизнедеятельности и реализовать их во взаимодействии с другими людьми, рассматривать несколько вариантов действия, и выбирать оптимальный. В движении от неосознанности к осознанности. Учить детей строить образ “я” на основе видов деятельности, через которые выделять себя из окружающего мира.  В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.  Стремясь создать условия для исследовательской активности детей, я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Я испытывала затруднения при проектировании занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.  Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей.  Материалы, находящиеся в «Уголке экспериментирования», распределяются по разделам: “Песок и вода”, “Звук”, ”Вкус”, ”Запах” и т.д.  Используя экспериментирование в работе с детьми, я реализую следующие:  - учу детей, ставить цель,  - решать проблемы, возникшие в ходе исследования,  - выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем,  - делать выводы из полученных результатов.  Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. С этой целью для родителей проводятся консультации, посвященные детскому экспериментированию. Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении необходимыми материалами «Уголка экспериментирования», Это способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях.  Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую деятельность детей, помогает развивать творческие способности, делает детей активными участниками учебного и воспитательного процесса. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, становится инструментом саморазвития ребенка.   Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование детской экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте

16 Мая 2014

0

Экспериментальная деятельность в детском садуНа протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Я стараюсь не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставляю детям возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

В работах многих отечественных педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении или возможности приобретать знания самостоятельно .

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную исследовательскую функцию, создавая условия в которых раскрываются содержание данного объекта. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Поэтому назрела необходимость создания методической системы работы по детскому экспериментированию, воспитание в детях стремления к самостоятельной познавательной активности вне зависимости от реализуемой в детском саду программы.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитывать в детях самостоятельной познавательной активности вне зависимости от реализуемой в детском саду программы и недостаточностью систематизации работы по детскому экспериментированию.

Объект: процесс развития поисково-исследовательской активности детей, через экспериментирование.

Предмет: экспериментальная деятельность детей.

Цель: создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

- изучить научно-теоретическую литературу по данной проблеме;

- систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной познавательной активности, через экспериментирование;

- поддерживать интерес и эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности;

- развивать инициативу, активность, самостоятельность;

- способствовать обогащению собственного опыта, создавая благоприятные возможности для реализации своего "я".

Гипотеза: в процессе детского экспериментирования дети научатся:

- выделять проблему;

- принимать цель;

- решать проблему;

-сопоставлять различные факты;

- осуществлять эксперимент;

-делать выводы.

Концептуальная основа: формирование успешности каждого ребенка, способности осознать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего "я" с другими людьми, свободно выражать свое "я".

Учить детей постепенно приобретать умение определять наиболее значимые для себя сферы жизнедеятельности и реализовать их во взаимодействии с другими людьми, рассматривать несколько вариантов действия, и выбирать оптимальный. В движении от неосознанности к осознанности. Учить детей строить образ "я" на основе видов деятельности, через которые выделять себя из окружающего мира.

В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача - поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Стремясь создать условия для исследовательской активности детей, я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Я испытывала затруднения при проектировании занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.

Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей.

Материалы, находящиеся в «Уголке экспериментирования», распределяются по разделам: "Песок и вода", "Звук", "Вкус", "Запах" и т.д.

Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «Уголок экспериментирования» пользуется наибольшей популярностью у детей, чем все остальные игровые зоны групповой комнаты.

Используя экспериментирование в работе с детьми, я реализую следующие:

- учу детей, ставить цель,

- решать проблемы, возникшие в ходе исследования,

- выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем,

- делать выводы из полученных результатов.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. С этой целью для родителей проводятся консультации, посвященные детскому экспериментированию. Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении необходимыми материалами «Уголка экспериментирования», Это способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях.

С внедрением проектно-исследовательской работы значительно выросли показатели роста личности ребенка. Но они будут высокими только в том случае, если воспитатель будет придерживаться правила трех "П".

Понимание - видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка.

Принятие - принимать ребенка таким, каков он есть

Признание - признание прав ребенка на решение групповых проблем.

Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую деятельность детей, помогает развивать творческие способности, делает детей активными участниками учебного и воспитательного процесса. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, становится инструментом саморазвития ребенка.

Для дальнейшей работы по развитию поисково-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через «игры эксперименты»". Я ставлю следующие цели и задачи:

-повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования;

-приведение в систему научно-методической базы/дидактических материалов, методических пособий/;

-достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования;

-создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Приложение

Игровое экспериментирование

Тема: "Лед - это вода"

Цель:

- создать условия для расширения представления детей о свойствах льда;

- тает в тепле;

-развивать мышление при выборе способа действия;

-стимулировать формулирование выводами детьми;

-воспитывать аккуратность в работе.

Материал: замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки.

Предварительная работа: наблюдение за таянием льда, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.

Ход занятия

Воспитатель читает загадку: В реке вода не подвижна и тверда.

Что же случилось с водой?

Ответы детей:

-она превратилась в лед;

-зимой вода в реке замерзла;

-и т.д.

Воспитатель: Я оставила воду в формочке на улице, а вода замерзла. Как нам быть, что делать? Как освободить форму ото льда?

После того как дети предложат свои варианты воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции "хорошо - плохо".

Предполагаемые суждения анализа в скобках рядом с гипотезой:

-можно погреть в руках, они теплые, лед растает (хорошо - лед растает, плохо - руки замерзнут);

-можно отогреть в варежках (хорошо - лед растает, плохо - варежки намокнут);

-можно положить на батарею (хорошо - лед растает, плохо - долго ждать);

-можно положить в теплую воду, там лед растает;

-можно оставить просто в группе, у нас тепло;

Выбирают три гипотезы и проверяют их:

-поставить на батарею;

-погреть в руках;

-положить в теплую воду.

Помочь детям проверить свои гипотезы, подготовить всё необходимое для проведения опыта.

Выводы:

-быстрее всего лед тает в теплой воде;

-я своим теплом погрела, и лед растаял, только руки замерзли;

-на батарее лед не таял дольше всего.

Затем проводиться игра: "Солнечные лучики и льдинка ". Воспитатель в роли льдинки дети вроде солнечных лучиков. Солнечные лучики обнимают льдинку со всех сторон и льдинка тает.

Вывод:

Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.



© 2010-2022