- Преподавателю
- Технология
- Реализация ФГОС в классах с учащимися ЗПР в условиях коррекционной общеобразовательной школы
Реализация ФГОС в классах с учащимися ЗПР в условиях коррекционной общеобразовательной школы
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ширяева Е.Б. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Реализация ФГОС в классах с учащимися ЗПР в условиях коррекционной общеобразовательной школы.
С сентября 2011-2012 учебного года учащиеся 1 класса с ЗПР нашей школы обучаться по стандартам 2 го поколения.
Для этого коллективом школы была проведена следующая подготовительная работа:
-создана рабочая группа;
- разработан план - график по введению ФГОС НОО , который включал организационное обеспечение введения ФГОС, нормативно - правовое обеспечение введения ФГОС, кадровое обеспечение перехода на ФГОС, информационное обеспечение перехода ОУ на ФГОС НОО, материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО, мониторинговое началисопровождение;
-утвержден план внутришкольного контроля внедрения и реализации ФГОС;
-проведена работа по созданию нормативно-правовых документов, в том числе положения по написанию рабочей программы учителя (в которой разграничены базовый и повышенный уровни, формирование УУД), положение об оценочной деятельности.
-разработаны рабочие программы по предметам для детей с ЗПР с учётом требований ФГОС;
-разработана программа внеурочной деятельности обучающихся 1 класса; -
В ходе первой четверти были выявлены серьезные проблемы:
1.Противоречие между необходимостью введения ФГОС общего образования и особенностями и возможностями детей: -неготовность к школьному обучению. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания его развития. Согласно диагностики у 90,4% детей, поступающих в школу внутренняя позиция школьника еще не была сформирована, что нашло отражение в предпочтении игровой деятельности и отношений дошкольного типа;
- достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться;
- до 90% обучающихся 1-2 классов либо дублируют обучение, либо по рекомендации городской ПМПК переведены в классы ЗПР из массовых школ;
2.Невозможность реализации системно- деятельностного подхода. Нарушение принципов:
• Принцип деятельности. Обучающиеся с ОВЗ не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: «Я не могу. Я не знаю». Из-за низкого уровня протекания мыслительных поцессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля впадают в истерику, паникуют. Итог подвести не могут- забыли, какие задачи ставили на урок. (понимание приходит в середине 3 класса)
• Принцип непрерывности. До 80 % детей, поступающих в 1 класс находятся в психологическом возрасте 3х летнего ребёнка., т.е они ещё не наигрались.
• Принцип минимакса. Безопасный минимум? БЕЗОПАСНЫЙ для кого? Если для ученика с ОВЗ, то минимум, прописанный в ФГОС. Для такого ребёнка максимум.
В каждом классе есть темы, которые не могут быть приняты ребёнком с ОВЗ.
• Психологическая комфортность, предполагающая снятие всех стессообразующих факторов. Как снять? Если в классе обучаются дети с различными диагнозами, да ещё и с девиантным поведением, для которых рекомендовано индивидуальное обучение.
• Принцип творчества. Учителя- люди творческие, могут предложить различные темы для проектов. Реализация технологии сотрудничества возможна с конца 2 класса, а по требованию ФГОС - с первого.
4. Несоответствие материально- технической базы кабинетов начальных классов требованиям ФГОС. В кабинетах начальной школы нет доступа к ЦОР, один ноутбук , не по всем предметам имеются диски, предусмотренные УМК.
5.Контрольно-оценочная деятельность- поле деятельности работающего педагога, а для общеобразовательных классов и классов повышенного уровня- всё составлено авторами УМК. В 2012-2013 учебном году МО УР предложило для выпускников начальной школы контрольные работы. Текст каждой был представлен на 5-6 листах. Обучающиеся, увидев объем, сразу отказывались её выполнять. В 2013-2014 учебном году 1(ЗПР)-3(ЗПР) классы обучаются по ФГОС. Классы обновились на 50%. Заканчивается первая четверть, но не заканчивается адаптационный период. Поступившие пришли со стойкими нарушениями поведения, низким уровнем мотивации, дефицитом познавательных способностей и как следствие неготовности к обучению по ФГОС. Образовательный процесс должен обеспечиваться специальными программами. Раньше такие программы были, но на них основываться нельзя, а новых- нет. Обсуждение и принятие специальных Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ неотъемлемая часть федерального государственного стандарта общего образования, причём такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ. СФГОС- базовый инструмент реализации конституционных прав на образование детей с ОВЗ. Чем раньше начнётся практическая реализация СФГОС, тем лучше