Инновации на уроках спецдисциплин

Филиал АО НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификацин педагогических работников по Западно-Казахстанской области     ПРОЕКТ   «Инновации на уроках специальных дисциплин»                                                        Выполнил:                1.   Будаева С.В. Фамилия, имя, отчество                                   ГККП «Сельскохозяйственный колледж»,                       преподаватель спец.дисциплин    Место работы, должность 2.   Кушнерёва Т.А. Фамилия, имя, отчество ГККП «Технолог...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал АО НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификацин педагогических работников по Западно-Казахстанской области





ПРОЕКТ



«Инновации на уроках специальных дисциплин»



Выполнил: 1. Будаева С.В.

Фамилия, имя, отчество

ГККП «Сельскохозяйственный колледж», преподаватель спец.дисциплин

Место работы, должность

2. Кушнерёва Т.А.

Фамилия, имя, отчество

ГККП «Технологический колледж»

преподаватель спец.дисциплин

Место работы, должность

























г.Уральск

Тема проекта: « Инновации на уроках спец. дисциплин».

"Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса".
В.Г. Белинский

I.Введение

Одной из главных задач определенных стратегией «Казахстан - 2050» и стоящих перед системой образования и наукой республики, является воспитание культурной и образованной молодежи, которой предстоит продолжить преобразования в стране и вести созидательную работу для процветания всего казахстанского общества. Важной задачей стоящей перед преподавателями всех учебных заведений нашей страны является внедрение инновационных технологий в учебный процесс.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности учебного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, способствует личностному росту учащихся.

Новый тип преподавателя - это творчески думающий, обладающий современными методами и технологиями образования, приемами психолого - педагогической технологии, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умеющим прогнозировать результат педагогической деятельности. Перед преподавателями спец. дисциплин, стоит задача сделать свои предметы интересными для всех, привить интерес к знаниям, помочь учащимся раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъему на качественно новый уровень.

1.2. Цели и задачи проекта

Цели проекта:

  1. Развитие компетентности преподавателя спец. дисциплин в подготовке конкурентоспособного специалиста;

  2. Содействие внедрению инновационных технологий в процесс обучения, обеспечение максимальной эффективности используемых подходов и методов.

Задачи проекта:

  1. Теоретически обосновать и изучить аспекты инновационных технологий;

  2. Повысить качество обучения спец. дисциплинам путем внедрения инновационных технологий.

1.3 Ожидаемые результаты

  1. Изучение теоретических аспектов инновационных технологий

  2. Применение инноваций на уроках спец. дисциплин

II. Основное содержание проекта

  1. Теоретическое обоснование

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В современную эпоху стремительных перемен приходится отказываться от привычных представлений о том деле, которым ты занимаешься, постоянно совершенствоваться в каких-то новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека. Многое изменилось и в отечественной педагогической системе последнего десятилетия.
В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

В «Профессиональной педагогике», дается следующее определение: «Инновации - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований».
Получается, что нет нового практического средства - нет и инновации. Однако все не так просто: «новых практических средств» в педагогике не так уж и много. Значит, инновации не могут быть сведены к созданию только средств. Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.
Объектами инновации являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д.
Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания - постоянные области разработки инновационных идей.
Главный вопрос педагогических технологий заключается в следующем: как получить гарантированный результат? Уровень результативности деятельности напрямую связан с уровнем профессионализма, наивысшим проявлением которого является его технологичность.
Можно выделить следующие причины, породившие сегодня пристальный интерес к педагогическим технологиям.
Во-первых, необходимость внедрить в педагогику системно-деятельностный подход.
Во-вторых, потребность реализовать индивидуализацию образовательного процесса и индивидуально - развивающее обучение.
В-третьих, исключить малоэффективные вербальные способы передачи знаний.
В-четвертых, мотивировать проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирующих образовательные результаты и снижающих негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов.
Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и оптимальным затратам времени, сил, средств. К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность. Инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.
Необходимость в переосмыслении возникает в связи с переходом к новым типам мышления и новым способам преобразования действительности.
К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике технологии трансформирования знаний, умений и навыков, проблемного, программированного, разноуровневого, адаптивного, модульного обучения и др.
Знакомство с технологиями обучения позволяет понять, что их специфические особенности обусловлены тем, какие психолого-педагогические теории и подходы использовались при их разработке.


  1. Описание продукта проекта

В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову - нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Инновации в обучении - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата.

Применяют самые различные педагогические инновации:

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации колледжа: от освоения учащимися начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ.
2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность учащегося в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования учащихся.
Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого учащегося в отдельности, группы, параллели, колледжа в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного учащегося является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс колледжа.
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это отчасти верно, однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.

Во-первых, увеличился объем новой информации. Какую часть этого объема предлагать учащимся; где и как им выбирать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день? Эти вопросы сформировали задачу - обучить учащихся умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется, отличать род информации.

Во-вторых, изменились условия организации обучения: образовательные программы, планы, и учебники; оснащение кабинетов техническими средствами. В связи с новыми требованиями социально-экономического характера изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса.

В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции преподавателя, подходы к обучению. Изменение содержания образования, применение новых педагогических технологий и других инноваций требуют от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Современный педагог должен уметь ориентироваться в потоке новых учебных средств, оценивать их по новым, соответствующим этим средствам, критериям, отбирать из предлагаемых продуктов необходимое и, что самое главное, овладеть новой методикой. Только на этой основе, возможно, органично включать инновационные средства обучения в учебный процесс, систематически использовать их наряду с традиционными средствами обучения.

Инновационный урок - это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. Преподаватель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему - именно этот процесс является инновацией. Выделяют следующие виды инновационных уроков:

1. Исследовательский урок - это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока - использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

В основе такого урока - организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

Цель деятельности обучающихся на исследовательском уроке - получение конкретного результата. Отличительные особенности технологии такого обучения:

  • самостоятельная учебная деятельность школьника;

  • ориентация учебы и труда на конечный результат;

  • смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые формы, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик не просто запоминал факты, которые он сможет использовать позже, но и жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстоит жить в будущем и, одновременно, учился его целесообразно преобразовывать.

2. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микро группах; по вариантам; зачет в парах и т.д.

Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

3. Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития учащегося и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения - развитие и формирование способностей каждого обучающегося.

Самый распространенный тип таких уроков - урок, предполагающий работу обучающихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения). Условия реализации таких уроков:

  • определение уровня знаний обучающихся и их способностей к обучению;

  • выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;

  • определение способов учения для каждого ученика;

  • подготовка дидактического материала;

  • установление регламента для выполнения тех или иных заданий;

  • определение механизма контроля учебных действий обучающихся во время самостоятельной работы.

Уровень знаний учащихся и их способности к обучению - главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс.

4. Проблемные уроки - форма организации обучения на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед учащимися либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения - активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей, сочетания трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью - сталкиваясь с трудностью, учащиеся убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса.

Проблемное обучение - это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Искусство педагога заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые учащиеся должны открыть для себя сами.

Проблемное обучение - это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача педагога - организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие - методом анализа ситуации; третьи - методом диагностики и выводов; четвертые - подбором и т.д. Создание проблемной ситуации, ее решение непосредственно связывается с функцией творческого мышления. Учащиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. В ходе такой работы у учащихся возникает потребность аргументировано, обоснованно изложить свое мнение, без чего знания не могут перейти в убеждение, стать подлинно своими. Задача педагога состоит вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное мнение, поскольку такое вообще не существует, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Использование технологии проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности учащихся, которая в свою очередь способствует развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения.

Без знаний закономерностей мыслительной деятельности учащихся дать урок проблемного обучения практически невозможно.

5. Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а учащегося - ответственным и целеустремленным.

Обязанность преподавателя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Каждый учащийся, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того чтобы проект получился, надо верить в учащегося. Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара одной проблеме и т.п.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Например, доклад о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающийся в развитии данной проблемы; выпуск газеты, план мероприятий и т.п.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Использование исследовательских методов:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и т.п.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Таким образом, преимущества уроков на основе проектной деятельности:

  • развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;

  • развитие социальных умений и навыков (работа в команде);

  • развитие уверенности в своих силах;

  • развитие познавательных навыков учащихся,

  • развитие критического мышления;

  • развитие умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

6. Урок - Деловая игра

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение.

  • Цель:

  • · активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении данной темы;

  • · анализ, синтез, интерпретация материала в ходе данного урока;

  • · практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.

2.3 Планирование деятельности по реализации проекта

Многие преподаватели специальных дисциплин сегодня задаются вопросами, каким должен быть современный урок для усвоения студентами максимума из того, что им дается. Сейчас требуется подготовка специалиста нового качества, обществу нужен не просто грамотный работник, а специалист, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, многосторонне развитый человек. Мы должны научить учащегося умению учиться всю жизнь, а для этого преподавателю необходимо быть способным на постоянное обновление методик, сотрудничать с новым поколением, вписываться в постоянно меняющуюся среду, побуждать в своих учащихся творческое отношение к предмету, используя для этого различные нетрадиционные формы и методы обучения, инновационные технологии.Традиционный образовательный процесс в учреждениях среднего профессионального образованиях дает учащимся учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой работы, преддипломной или производственной практик. Ясно, что оснастить учащегося реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно. Инновационное же образование ориентировано на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной динамики. Понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника, которое он синтезировал сам в процессе своего обучения. Осознание учащимся себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности. В итоге учащийся осуществляет реальный переход из формально-правового (учащийся как субъект образования) в состояние фактического антропоцентризма (учащийся - субъект собственной жизнедеятельности).

Особый акцент делается на личностно-ориентированные технологии - обучение в сотрудничестве, метод проектов, технологии индивидуализации и дифференциации, разноуровневое обучение.

Технология индивидуализации находит широкое применение при проведении занятий дисциплин с курсовым проектом, дипломном проектировании. Успехи учащихся при защите курсового или дипломного проектов свидетельствуют о результативности работы.

Технология коллективного обучения находит применение при проведении занятий в форме семинаров, бесед, дискуссий, диалогов в результате которых находится решение поставленной перед учащимся проблемной ситуации.

Обучение в сотрудничестве осуществляется при проведении лабораторных и практических работ по дисциплинам специального цикла.

Привитие интереса к изучаемому предмету, активизация творческой деятельности учащихся, формирование у них умений самостоятельной познавательной деятельности достигается при проведении занятий в нетрадиционной форме - урока - КВН, урока - конкурса, бинарного урока.

Бинарная форма обучения структуры и характеру существенно отличается от других видов обучения, от традиционных теоретических и производственных уроков. При ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний нескольких специальных дисциплин, имеющих технологический характер.

Основу бинарного обучения составляет шаговая организация познавательной и практической деятельности учащихся.

Такие уроки проходят живо, эмоционально, в обстановке высокой активности учащихся и охватывают материал более одной дисциплины.

Под призмой инновационных технологий изменяется система проверки учащихся в знании специальных дисциплин. Современные методики измерения уровня подготовки учащихся, ориентированные на использование компьютерных технологий (компьютерное тестирование) и в полной мере отвечающие реалиям современности, предоставляют принципиально новые возможности, повышают эффективность деятельности преподавателя. Существенное преимущество этих технологий в том, что они предоставляют новые возможности и учащимся. Учащийся из объекта обучения превращается в субъект обучения, осознанно участвующий в процессе учебы и самостоятельно принимающий решения, связанные с ним. При этом если при традиционном контроле информацией об уровне подготовки учащихся владел и полностью распоряжался только преподаватель, то при использовании новых компьютерных методов сбора и анализа информации она оказывается доступной и учащимся. Это позволяет им осознанно принимать решения, связанные с ходом учебного процесса, делать учащихся и преподавателей соратниками в важном деле, в результатах которого они равно заинтересованы. Сильной стороной компьютерного тестового контроля знаний является возможность охватить в процессе тестирования большой объем материала и тем самым получить действительно широкое представление о знаниях тестируемого учащегося, что позволяет заметно повысить объективность, детальность и точность оценивания результатов процесса обучения.

Как объект инновационных технологий в преподавании специальных дисциплин немаловажную роль играет учебно-исследовательская деятельность как процесс совместной работы учащихся и педагогов, состоящий из основных этапов, характерных для исследований: постановки проблемы; изучения теории по данной проблематике; подбора методик исследования и практического овладения ими;

В процессе выполнения исследовательских проектов и заданий учащийся овладевает определенными исследовательскими умениями: работать с научной литературой, осуществлять отбор и анализ необходимой информации, видеть проблему исследования, вырабатывать гипотезу, давать определения понятиям, аргументировано и логично излагать мысли в письменной и устной форме, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, приводить развернутые доказательства; объективно оценивать свои достижения; соотносить приложенные усилия с полученными результатами деятельности, отстаивать личные мировоззренческие взгляды, принимая участие в ежегодных научно-практических конференциях.

Проведение уроков специальных дисциплин с использованием видеоматериала, компьютерных презентаций - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Таким образом, применение ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества обучения, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

В связи с этим можно сделать следующие выводы и выделить ряд преимуществ такого урока по сравнению с обыкновенным:

- улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления учащиеся легче воспринимают подаваемую таким образом информацию;

- в ходе работы у учащихся формируется пространственное и логическое мышление;

- естественным образом достигается оптимизация темпа работы учащихся;

- появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке проблемную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, задач и других важных частей материала, так как преподавателю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), учащемуся не приходится ждать, пока повторится именно нужный ему фрагмент.

Все это показывает, что урок с использованием компьютерных презентаций имеет более высокую эффективность по сравнению с обычным уроком.

Основная задача среднего профессионального образования - подготовка учащихся к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, с другой - формирование профессиональных умений. Специалист должен уметь планировать свою работу, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, производить расчеты, контролировать ход и результаты своего труда.

Суть инновационных технологий, направленных на формирование умений как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способами деятельности.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

- интенсивное развитие личности учащегося и педагога;

- демократизацию их совместной деятельности и общения; учебно-воспитательного процесса;

- ориентацию на творческое преподавание и активное обучение, инициативу учащегося в формировании себя как будущего профессионала;

- модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

III. Критерии оценки эффективности проекта

Таким образом, опыт современной педагогики располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в образовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
Сегодня многими преподавателями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в колледже. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.
Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.
Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию учащегося, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

IV. Риски проекта

Педагогический инновационный процесс проходит не всегда гладко и зачастую встречаются серьезные проблемы. Так А.И.Кузнецов выделяет такие недостатки инновационных процессов как:

-подстраивание новаций под прежние нормы, отжившие традиции

-формальная смена названий и «вывесок»

-конъюнктурное «воспоминание» и воссоздание исторических форм учебных заведений (лицей, гимназия и тд.)

-универсализация некоторых приемов, методик (например: ТРИЗ - «кораблик»)

Такие имитационные подтасовки дают свои негативные плоды: апатия, разочарования родителей, учащихся, педагогов. Необходимо знать сущность процесса внедрения новшества, различать основные типы инноваций, разбираться в источниках, уметь оценить новшество и знать специфику его внедрения.

VI. Список использованных источников

1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».

2. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.

3. Вербитский А.А., Борисова Н.В."Методологические рекомендации по проведению деловых игр", М., 90.

4.Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996.

5.Исаев, И.Ф. Профессионально - педагогическая культура преподавателя /И.Ф. Исаева. - Учеб. пособие для высших учеб. зав. - Академия, 2004

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентов средн. и высших пед. уч.зав., - Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2001.

7. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002

8.Никулина, Н.Ф. Формирование инновационной деятельности преподавателя /Н.Ф. Никулина//Специалист. - 2002. - №12. - С. 17 - 18.

9. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.

10. Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2004.

11. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.:Просвещение, 1992г.

12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. - М.: Владос, 2003.

8


© 2010-2022